В настоящее время в афазиологии достаточно обширно раскрыты проблемы речевых расстройств, наблюдающихся у больных при различных формах афазии (А. Р. Лурия, Jakobson, Э. С. Бейн, Е. Н. Винарская, Л. С. Цветкова, Т. В. Ахутина и др.). В современной афазиолологии имеется много новшеств: собран объемный клинико-диагностический материал, с использованием достижений в современных науках, таких как: психология, нейрохирургия, статистика, лингвистика, электрофизиология (В. Пенфильд, Л. Робертс, А. Н. Соколова, Ю. С. Юсевич, E. Bay, Th. Alajouanine, А. Р. Лурия, Е. Д. Маркова, Э. С. Бейн и др.). Однако, значительно менее изученными остаются проблемы нарушений речевой деятельности в морфологической системе языка, так называемых дизморфологий. Важно отметить, что данный компонент является не только частью вербальной коммуникации, но и имеет непосредственное отношение к вербальным формам мышления.
Афатические дизморфологии с точки зрения нейролингвистики проявляются в неспособности использования человеком, страдающим какой-либо формой афазии, в речи морфологические средства и правила языка [2, с. 65].
Искажение дешифрования морфологической системы речи влияет и на понимание речи, что является неотъемлемой частью мыслительной функции. Из-за нарушения процесса морфологического кодирования (словообразования и словоизменения) снижается способность совершения умственных операций, тесно связанных с процессами внутренней речемыслительной сферы.
Совершенствование способов и методов преодоления афатических дизморфографий, бесспорно, является актуальным в наше время.
На данный момент методики по преодолению афазии (М. К. Шохор-Троцкая, Л. С. Цветкова, А. Р. Лурия, Е. С. Бейн и др.) практически не берут в учет особенности специфики нарушений морфологической системы языка, а также не предусматривают коррекционно-логопедической работы по преодоления дизморфографий, а лишь дают некоторые рекомендации касаемо таких форм афазии как, семантическая и моторная эфферентная, в области восстановительной терапии речевых нарушений, в том числе работа по восстановлению анализа логико-грамматических и предложно-падежных категорий, образованию грамматических форм [2,с.124].
Целью исследования являетсятеоретическое и практическое обоснование процесса восстановительного обучения при нарушениях морфологического компонента речевой деятельности при афазии.
Нами проводится исследование лиц с афазией с целью определения уровня сформированности морфологического строя речи и разработки методики, направленной на восстановительное обучение лиц, перенесших инсульт. Данное исследование планируется осуществить в течении 20 месяцев (октябрь 2015 г. — май 2017 г.). На базе Логопедического Центра «Дискурс» Центрального района города Волгограда, а также на базе неврологического отделения «Городской клинической больницы скорой медицинской помощи № 25» г. Волгограда. Количество исследуемых 6 человек.
Первый этап (октябрь — декабрь 2015 г.) — аналитико-подготовительный, включающий себя изучение и анализ теоретических основ по теме исследования.
Второй этап (январь — апрель 2016г.) — аналитико-поисковый, включающий подбор методик для проведения обследования по выявлению афатической дизморфографии, проведение нейропсихологического констатирующего исследования пациентов неврологического отделения с афазией, количественный и качественный анализ данных.
Третий этап (январь — апрель 2016 г.) — экспериментальный этап, включающий подбор методов и приемов восстановительного обучение по исправлению недостатков морфологического компонента языка, использование комплекса методов в экспериментальной группе, формирование контрольной группы, проведение повторного обследование на сформированной контрольной группе, сравнение полученный данных восстановительного обучения по подобранный методикам первой и второй групп.
Четвертый этап (апрель-май 2017 г.) — заключительный, который включает в себя количественный и качественный анализ результатов диагностических данных по двум обследованиям, формулировку выводов, оформление диссертации, внедрение комплекса методик в работу по восстановительному обучению лиц с афазией.
В настоящий момент нами пройден аналитико-подготовительный этап, был проведен анализ литературы по проблеме исследования в результате чего, мы приняли решение осуществлять обследование лиц с афазией, у которых нарушена парадигматическая организация речи, так как именно данный аппарат формирования речевого сообщения включает нарушение морфологической системы языка, то есть это люди с афферентной моторной, сенсорной, аккустико-мнестической, семантической формами афазии [1, с.59]. Проведя обзор диагностических методик, мы взяли за основу нейропсихологическое обследование по методикам Лурия А. Р. с дополнением фрагментов из методики диагностики речевых функций Т. Г. Визель.
В результате проведения диагностического исследования нами было выявлено, что у лиц, перенесших инсульт более отчетливо проявляются ошибки в изменение форм глаголов, образовании форм местоимений, а также в применении и правильном использовании предлогов. Все это свидетельствует о неавтоматизированности морфологического строя в постинсультном состоянии у лиц с афазией. Данные полученные нами в ходе проведения обследования говорили необходимости проведение восстановительного обучения по формированию морфологических категорий у обследуемых лиц.
В настоящее время мы перешли к третьему, экспериментальному этапу, включающему подбор методов и приемов восстановительного обучение по исправлению недостатков морфологического компонента языка, использование комплекса методов в экспериментальной группе, формирование контрольной группы, проведение повторного обследование на сформированной контрольной группе, сравнение полученный данных восстановительного обучения по подобранный методикам первой и второй групп. Проведение восстановительного обучения дает, определенно, положительные результаты, но работа продолжается.
Данное исследование, главным образом, рассчитано на разработку эффективных методов и приемов по преодолению афатических дизморфографий, а также на применение и проверку эффективности данных методов и приемов на экспериментальной группе, с целью апробации и дальнейшего использования в процессе восстановительного обучения лиц, перенесших инсульт.
Литература:
- Лурия, А. Р. Основы теории речевой деятельности/ Лурия А. Р.- Москва, изд».Наука», 2008. -с. 367
- Цветкова, Л.С., Ахутина, Т.В., Методика оценки речи при афазии/ Л. С. Цветкова, Т. В. Ахутина. — Москва, изд. МГУ, 2011.- с. 65.