Возрастные особенности детей младшего школьного возраста и их влияние на выбор методов обучения английскому языку | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 07.08.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Андреева, А. Ю. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста и их влияние на выбор методов обучения английскому языку / А. Ю. Андреева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9369/ (дата обращения: 27.09.2024).

Препринт статьи



Ключевые слова: младший школьный возраст, характеристика младшего школьного возраста, учебная деятельность, трудности в обучении, память, методы и приемы обучения.

Младший школьный возраст, который совпадает с периодом обучения в начальной школе, в настоящее время определяют как период с 6–7 до 9–10 лет. На этом этапе происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, что создает условия для систематического обучения.

Начало школьного обучения существенно изменяет социальную ситуацию в жизни ребенка. Он становится «общественным» субъектом и приобретает социально значимые обязанности, выполнение которых оценивается обществом. В течение младшего школьного возраста формируется новый тип взаимоотношений с окружающими. Безусловный авторитет взрослых постепенно ослабевает, и к концу этого периода растет влияние сверстников и значение детского сообщества. Учебная деятельность становится ведущей в младшем школьном возрасте.

Краткая характеристика младшего школьного возраста:

— Переход от игровой деятельности к учебной.

— Неустойчивое восприятие информации.

— Внимание недостаточно устойчиво и ограничено по объему.

— Преобладает наглядно-образное мышление.

— Гибкость мозга способствует дословному запоминанию.

— Учебная деятельность становится главной.

— Ограниченный объем оперативной памяти (быстрое забывание).

— Механическая память преобладает над логической.

— Наглядно-действенные компоненты мышления преобладают над словесно-логическими.

— Диалогическая речь доминирует над монологической; дети охотно работают в группах и парах.

— Предпочитают изучать целостные концепции, а не детали.

— Отсутствие сдерживающих факторов при общении и отсутствие страха делать ошибки.

— Способность к имитации и воображению.

— Естественное любопытство; их легко заинтересовать и удивить.

— Нуждаются в поддержке и похвале.

— Проблемы с дисциплиной возникают, когда у них нет занятий.

Изучение иностранного языка с точки зрения психологии развития рекомендуется начинать в начальной школе. В возрасте от 7 до 10 лет память играет ключевую роль в обучении. Начинать иноязычное общение стоит со второго класса, используя преимущества детской памяти и активируя все механизмы запоминания: визуальную, слуховую и моторную. В начальной школе дети продолжают играть, и игровая деятельность создает отличные условия для освоения языка.

Таким образом, изучение иностранных языков с 1–2 классов имеет свои преимущества:

— Сенситивность к изучению языков, включая иностранные.

— Дети усваивают язык на подсознательном уровне.

— Способность к имитации (безакцентное произношение звуков, слов и интонаций).

— Природное любопытство.

— Более гибкое и быстрое освоение материала.

— Высокая мотивация к игре.

— Развитие мыслительных процессов.

— Опыт общения с окружающим миром.

Однако у учителей могут возникнуть определенные трудности при подготовке к урокам иностранного языка:

— Разный уровень подготовки учащихся (некоторые уже изучали язык, а для других это первый опыт).

— Негативное отношение некоторых родителей (основанное на их собственном неудачном опыте в детстве).

— Ограниченное время на подготовку домашних заданий.

— Психолого-возрастные особенности детей в группе.

— Недостаточные знания родного русского языка.

— Использование неполного комплекта учебно-методических материалов на уроках.

При выборе методов обучения иностранному языку в начальной школе педагогу важно учитывать, что они должны способствовать формированию дружелюбной и комфортной атмосферы для детей, а также стимулировать их мотивацию к изучению предмета. Учитель, работающий с младшими школьниками, обязан следовать принципу создания позитивного психологического климата на уроках иностранного языка. Это может проявляться в создании атмосферы терпимости и доброжелательности, использовании различных форм поощрения и методов поддержки учащихся при выполнении заданий. Важно уделять особое внимание тем ученикам, которые испытывают трудности в понимании материала или стесняются говорить вслух. Не секрет, что среди школьников есть дети с различными проблемами физического, психологического и эмоционального развития. Учитель должен интегрировать таких учащихся в коллектив, применяя индивидуальный подход, что является одним из основополагающих принципов гуманной педагогики. Выбор технологий обучения должен учитывать психологические и возрастные особенности младших школьников, такие как высокая эмоциональность, подвижность, чувствительность и утомляемость от однообразия. Это требует регулярной смены форм, методов и приемов обучения.

Таким образом, наиболее эффективными методами и приемами являются:

— Частая смена видов деятельности на уроке

— Комбинирование различных форм работы

— Проведение физминуток

— Использование разнообразных форм взаимодействия (парная или групповая работа)

— Применение интересного учебного материала

— Многократное повторение изучаемого материала

— Использование наглядных пособий

— Задействование всех каналов восприятия при работе с материалом

— Создание доброжелательной атмосферы на уроке

— Формирование ситуации успеха для учащихся

Мотивация играет ключевую роль в организации учебного процесса. Она активизирует мышление и вызывает интерес к различным видам деятельности и упражнениям.

Одним из наиболее эффективных мотивирующих факторов являются методы обучения, которые удовлетворяют потребность учеников в новизне материала и разнообразии заданий. Применение различных подходов в обучении помогает закрепить языковые явления в памяти, формируя более устойчивые зрительные и слуховые образы, а также поддерживает интерес и активность учащихся. Таким образом, задача учителя иностранного языка в начальной школе заключается в том, чтобы заинтересовать детей и продемонстрировать, что изучение языка может быть увлекательным и познавательным процессом.

Литература:

  1. Учиться никогда не поздно. — Текст: электронный // https://gerasimenkoty.blogspot.com/p/blog-page_6.html: [сайт]. — URL: https://gerasimenkoty.blogspot.com/p/blog-page_6.html.
  2. Методы и приёмы обучения иностранному языку на начальном этапе. — Текст: электронный // https://infourok.ru/metodi-i-priyomi-obucheniya-inostrannomu-yaziku-na-nachalnom-etape-1958209.html: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/metodi-i-priyomi-obucheniya-inostrannomu-yaziku-na-nachalnom-etape-1958209.html.
  3. Методы и приемы обучения иностранному языку в начальной школе. — Текст: электронный // https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2021/08/24/metody-i-priemy-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2021/08/24/metody-i-priemy-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v.
  4. Особенности обучения английскому языку в начальной школе. — Текст: электронный // https://compedu.ru/publication/doklad-na-temu-osobennosti-obucheniia-angliiskomu-iazyku-v-nachalnoi-shkole.html: [сайт]. — URL: https://compedu.ru/publication/doklad-na-temu-osobennosti-obucheniia-angliiskomu-iazyku-v-nachalnoi-shkole.html.
  5. Английский язык в современной жизни школьников. — Текст: электронный // https://infourok.ru/anglijskij-yazyk-v-sovremennoj-zhizni-shkolnikov-7158475.html: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/anglijskij-yazyk-v-sovremennoj-zhizni-shkolnikov-7158475.html.
  6. Границы младшего школьного возраста. — Текст: электронный // https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/04/05/statya-granitsy-mladshego-shkolnogo: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/anglijskij-yazyk-v-sovremennoj-zhizni-shkolnikov-7158475.html.
  7. Почему учим английский со второго класса. — Текст: электронный // https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/12/08/motivatsii-izucheniya-inostrannogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/anglijskij-yazyk-v-sovremennoj-zhizni-shkolnikov-7158475.html.
Задать вопрос