Автор статьи рассматривает особенности изучения иностранного языка в младшем школьном возрасте, а также пытается найти ответ на вопрос о причинах не усвоения материала при его изучении детьми данной возрастной категории.
Во времена развития международных отношений и всестороннего сотрудничества тема изучения иностранного языка является как никогда актуальной. На начальной ступени обучения происходит становление личности школьника, выявление и развитие его способностей, формирование учебных навыков и овладение элементами культуры и поведения. Язык в данном случае рассматривается как средство воспитания и развития личности ученика, приобщения его к европейской и собственной культуре, национальному этикету. Вопрос о необходимости обучения иностранным языкам молодого поколения в Узбекистане рассматривается на государственном уровне. Согласно ПП-1875-сон 10.12.2012. О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков, начиная с 2013/2014 учебного года, изучение иностранных языков, преимущественно английского языка, поэтапно на всей территории республики начинается с первых классов общеобразовательных школ в форме игровых уроков и уроков разговорной речи, а начиная со второго класса — с усвоением алфавита, чтения и грамматики[1].
Младший школьный возраст охватывает детей 6 – 11 лет, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Л.С. Выготский в основу периодизации психического развития ребенка положил понятие ведущей деятельности. На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. Основной, ведущей деятельностью данного возрастного периода становится учение, важнейшей обязанностью является учеба. В учебной деятельности усвоение научных знаний выступает как основная цель и главный результат деятельности. Основу развития в первую очередь составляют новообразования, то есть приобретение качеств и свойств, отсутствовавших раньше. Социальная среда, согласно учению Выготского, является источником возрастного развития. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет возникновение возрастных новообразований [1].
На пути приобретения новых знаний, в частности новых слов и концепций, не присущих родному языку, дети сталкиваются с рядом проблем, связанных как с физиологией, так и психологическим фоном.
– Проблема раннего обучения
Подобное ускорение, в теории ускоряя так называемую «социальную адаптацию», способно стать тормозом на пути нормального психического развития ребёнка. В соответствии с образовательной программой начальной школы к детям этого возраста предъявляются весьма жёсткие требования по освоению системы знаний в логике школьного обучения, что предлагает сформированность указанных функций. Следствиями этого несоответствия может выступать ранняя утрата учебной мотивации, разнообразные эмоциональные дисгармонии, возникновение защитных невротических реакций, перерастающих в устойчивые черты личности, «выученной беспомощности» и др.[2] Однако рассматривать данный вопрос лишь с негативной точки зрения было бы не совсем правильно. На практике было доказано, что для детей данного возраста характерно легкое обучение чтению, как и сам процесс обучения проходит менее болезненно, нежели у детей более старшего возраста (под ранним обучением тут понимается категория детей, не превышающих 7 летнего возраста).
– Поддержание изначальной инициативы и нахождение правильной мотивации
Процесс мышления учащихся начальной школы развивается в ключе свободного освоения материала. Запоминание особенностей второго языка проходит непринужденно, как естественный процесс – так как параллельно этому изучение родного языка идёт полным ходом. Однако, время концентрации внимания маленьких детей довольно ограничено, а поиск способов его привлечения и является одной из первоочередных проблем. Маленьким детям трудно подолгу сидеть на одном месте из-за недостатка контроля над двигательными мышцами, решением может послужить внедрение заданий с активным передвижением учащихся во время урока. Применение, к примеру, игр во время урока способствует превращение скучного процесса заучивания в нечто увлекательное, а следовательно, форму, более привлекательную для детей; это даёт маленьким ученикам возможность «проветриться», что довольно необходимо.
– Неспособность учеников слушать
Умение слушать – один из наиболее важных навыков при изучении какого-либо языка. Затруднение детей в данном аспекте заключается в неспособности воспринимать то, что говорит собеседник на слух, ибо преобладает желание высказать свою точку зрения в первую очередь. Исключение метода прослушивания из программы станет ошибкой, поэтому следует употреблять совместные методы прослушивания и хорового повторения.
– Правильность постановки задания
Физиологические особенности развития организма так же вносят свой вклад в развитие способностей. В частности, несформированность артикуляционного аппарата позволяет поставить произношение близкое к носителям языка, а способность легко имитировать лишь облегчает этот процесс. Учитывать тут стоит то, что в силу их возраста, дети могут не обладать достаточными фоновыми знаниями, перед началом проведения того или иного задания (не обязательно связанного именно с артикуляцией) необходимо убедиться, что ученики поняли, что от них требуется для успешного его выполнения.
В заключении хотелось бы повторить, что в мире глобализации внедрение изучения иностранных языков с первого года обучения в школе является едва ли не самым эффективным способом интеграции населения в международное общество. Возможные негативные последствия столь ранней интеграции второго языка могут вызвать сомнения в целесообразности данных мероприятий. Однако, при должном внимании к деталям, все негативные аспекты легко преодолимы.
Литература:
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования -- 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 175
- Шеховцова Вера Владимировна. "Проблема раннего обучения детей: за и против" Эксперимент и инновации в школе, no. 6, 2013, pp. 44-45.
[1] г. Ташкент, 10 декабря 2012 г., № ПП-1875