Характер прогресса современного мира обладает дуальной природой: с одной стороны, он предоставляет всё более широкий доступ к благам как цивилизации, так и окружающего мира вообще, таким образом, выступая в качестве явления, облегчающего жизнь человека. Тем не менее, эти же блага цивилизации предъявляют высокие требования к общественной и интеллектуальной культуре индивидов, желающих обладать ими. И хотя изначально может показаться, что такому влиянию подвержены изменения исключительно в области информационно-коммуникационных технологий и вообще сложностями обрастает информация строго технического характера, на гуманитарные науки эта тенденция распространяется с не меньшей скоростью. Коммуникативная компетенция, занявшая одно из главенствующих положений среди требований к компетенциям, которыми должен обладать каждый человек, влечёт за собой необходимость ориентироваться в поликультурном мире, проводником в который выступает знание нескольких языков. Однако знание иностранного языка сегодня предполагает владение не только владение суммой знаний о системе определённого языка, а постулирует необходимость вовлечения в эту систему социокультурной информации о стране изучаемого языка. Все эти требования продиктованы естественными закономерностями развития межкультурной коммуникации, которая всё чаще носит характер глобализации.
В связи с указанными причинами появляется необходимость раннего обучения иностранным языкам, что благоприятствует формированию вторичной языковой личности [1]. В настоящем исследовании будет предпринята попытка соединить особенности каждого возрастного периода (до подросткового) с требованиями к педагогической, психологической и методической компетенциям современного учителя иностранных языков.
Прежде всего, стоит отметить, что на текущем уровне развития теории обучения постепенно становится главенствующей личностно-ориентированная парадигма, направленная на совмещение различных педагогических концепций, как то: проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение. В связи с этим огромное внимание уделяется развитию личности учеников, их психическому благополучию, что нашло отражение в ФГОС начального общего образования. Однако зачастую молодые преподаватели, начинающие работать с маленькими детьми, будто дошкольники или младшие школьники, встречаются с многочисленными проблемами: непреодолимая неусидчивость последних, отсутствие мотивации и проч. В своих неудачах некоторые склонны видеть несостоятельность интеллектуальных ресурсов обучающихся, неправильное воспитание, а иногда и вовсе «несправедливость судьбы». По нашему мнению, причины указанных проблем могут быть классифицированы в две группы, о которых Гизатуллина А. В. пишет в своей статье [2]:
1) состояние здоровья учащихся, их психофизиологические и возрастные особенности;
2) недостаточная методическая и психолого-педагогическая компетентность учителя.
С точки зрения педагогики и методики одним из основных направлений на раннем этапе обучения является воспитательный и развивающий аспекты обучения. С этих позиций иностранный язык вводит учащихся в мир другой культуры, ориентирует их на формирование навыка и умения самостоятельно решать простейшие коммуникативно-познавательные задачи в процессе говорения, чтения и письма, формирует такие качества личности, как инициативность, умение работать в коллективе, умение защищать свою точку зрения и устойчивый интерес к изучению предмета. Второй по важности целью является формирование мотивов учения. Экспериментально было выяснено, что среди мотивов, побуждающих учиться детей в возрасте до 6 лет, наиболее распространенными являются следующие: широкие социальные, познавательные учебные мотивы (интерес к знаниям, стремление научиться чему-то новому) и игровые мотивы. Полноценная учебная деятельность осуществляется благодаря синтезу двух вышеуказанных мотивов, однако наличие игрового момента является решающим в эффективности методики. Более того, если потребности детей в игре не удовлетворяются, то развитию их личности наносится значительный ущерб, обучение становится формальным и интерес к учению угасает. У учащихся начальной школы большой интерес вызывает использование информационно-коммуникационных технологий в виде мультимедийных презентаций и компьютерных программ, которые позволяют осуществлять индивидуальный подход и обеспечить стойкую мотивацию к обучению.
Результаты исследований общей психологии ещё с давних пор являются следствием возникновения индивидуализированного подхода к обучению, т. е. к учёту всех особенностей психического развития. В числе этих последних находим: механизмы активации необходимых режимов памяти (произвольная, непроизвольная, послепроизвольная), соотношение мотива и цели для формирования воли, важность способности к воображению в обучении и проч. Не менее значимым является внимание к форме подачи информации, обусловленное существованием людей с разными каналами восприятия информации — аудиалов, визуалов, кинестетиков, дигиталов.
К радости учителей, одной общей психологией закономерности обучения на ранних этапах не исчерпываются: достаточно информативны теории развития возрастной психологии, например, психосоциальный подход Э. Эриксона даст информацию о формировании эго-идентичности и групповой идентичности в онтогенезе. Выработкой определённых навыков занималась некогда популярная бихевиористская теория Скиннера и т. д.
Данные психологии в своё время позволили разработать эффективную методическую основу для раннего обучения иностранным языкам. Бесспорно, речь идёт об игровых концепциях обучения. Игра, как известно, решает множество дидактических задач, в том числе задач по развитию универсальных учебных действий (УУД) [3].
Ориентация на личностно-ориентированную парадигму, учёт особенностей развития современного ребёнка — именно этими факторами объясняется необходимое повышение уровня психолого-педагогической и методической подготовленности педагогов, что составляет актуальность данной работы.
Объектом выступает раннее обучение иностранному языку.
Предметом работы выступают закономерности раннего обучения иностранному языку в педагогическом, психологическом и методическом аспектах.
Объектная область — методика обучения иностранным языкам.
Цель — выявить характерные особенности методики раннего обучения иностранного языка на современном этапе развития теорий обучения.
Задачи: рассмотрение педагогических, психологических и лингвистических основ обучения иностранным языкам на раннем этапе; обзор основных способов организации занятий; обзор основных способов формирования фонетических, лексических и грамматических навыков.
Методы: исследование и обобщение педагогического опыта, теоретический анализ педагогических идей, педагогическое наблюдение, изучение школьной документации, метод экспертных оценок.
Литература:
- Муриева, М.В. Раннее иноязычное обучение — начальный этап формирования вторичной языковой личности / М. В. Муриева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2013. — № 4. — С. 123–126.
- Гизатуллина А. В. Трудности раннего обучения иностранному языку и пути их преодоления / А. В. Гизатуллина // Филологические науки. Вопросы теории и практики — 2014. — № 9. — С. 43–46.
- Дуркин П. К., Лебедева М. П. Игры как средство обучения и воспитания студентов / П. К. Дуркин, М. П. Лебедева // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки — 2015. — № 1. — С. 134–142.