Урок литературного чтения в коррекционной школе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 04.07.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Подлесная, С. П. Урок литературного чтения в коррекционной школе / С. П. Подлесная. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 93-97. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9337/ (дата обращения: 17.12.2024).



Класс: 5а

Предмет: Литературное чтение

Тип урока: Урок сообщения новых знаний

Цель: Создание условий для первичного понимания содержания отрывка из повести «Детство Темы» Н. Гарина-Михайловского через осознанное чтение и анализ отрывка «Тема и Жучка».

Задачи:

  1. Формирование первоначальных представлений о содержании 1 главы отрывка из повести в процессе осознанного чтения. Формирование навыка правильного чтения через чтение слоговых таблиц. Формирование коммуникативных навыков в процессе анализа прочитанного текста. Формирование у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
  2. Коррекция логического мышления на основе упражнения в классификации, установлении причинно-следственных связей. Обогащение словаря обучающихся посредством знакомства с новыми словами. Коррекция критического мышления на основе упражнения в анализе-синтезе.
  3. Воспитание читательского интереса у обучающихся через использование ИКТ, игровых методов и приёмов. Воспитание основ нравственности, формирование умения осуществлять рефлексию своей деятельности. Воспитание бережного и ответственного отношения к природе и животным. Воспитание доброжелательного отношения учащихся друг к другу.

Методы обучения: словесный (беседа, диалог), наглядный, практический, самостоятельной работы, контроля и самоконтроля, рефлексия.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Целевая прогрессия: Урок рассчитан на 40 минут, соответствует календарно-тематическому планированию учебной дисциплины «Литературное чтение», относится к разделу «О животных», находится во взаимосвязи с предыдущими и последующими уроками.

Используемые технологии: компьютерные, игровые, здоровьесберегающие.

Формируемые компетенции: Коммуникативная (умение сформулировать вопросы по теме; умение аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение отстаивать свою точку зрения).

Оборудование: презентация, индивидуальные карточки «Лото», Ромашка Блума с разноуровневыми вопросами по содержанию текста, слоговые таблицы, разноуровневые индивидуальные карточки на тему «Дружба».

Технологическая карта

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

  1. Организационный этап
  2. Цель: Проверка готовности обучающихся, их эмоциональный настрой.

1.1. Взаимное приветствие учителя и обучающихся.

2.2. Мобилизующее начало урока «Исходная мотивация».

Цель: Мотивация обучающихся к учебной деятельности.

— Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, организует внимание.

— Дает установку на плодотворную и интересную работу на уроке:

Наши глазки смотрят и видят.

Наши ушки слушают и слышат.

Сначала мы думаем, а потом говорим.

В классе нас много.

Мы умеем слышать мнение других.

— Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

— Демонстрируют готовность к уроку.

— Эмоционально настраиваются на работу на уроке.

2

  1. Постановка цели и задач урока.

Цель: Сообщение цели урока (подведение к теме урока на основе выполнения заданий на классификацию, установление причинно-следственных связей).

2 . 1. Дидактическая игра «Лото».

Цель: Формирование умения классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

— Подводит обучающихся к пониманию темы урока и его цели.

— Предлагает выполнить игровое задание «Лото».

— Формулирует задание: отгадать загадку, найти на игровом поле карточки рисунок -отгадку и закрыть его фишкой.

Загадки: [1]

1.С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком. (Собака)

2.Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

С водой не знается. (Кошка)

3. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

4. Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

(Лиса)

5. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

6. Посреди двора

Стоит копна:

Спереди — вилы,

Сзади — метла.

(Корова)

— Просит определить какие предметы оказались закрыты фишками (животные).

— Подводит к определению названия раздела, к изучению которого приступаем сегодня на уроке («О животных»).

— Просит назвать животных, которые живут в непосредственной близости с человеком и назвать их обобщающим словом (кошка, собака, корова, домашние животные).

— Опираясь на личный опыт и знания обучающихся выясняет, какое животное считается самым верным и преданным (собака).

— Предлагает определить о ком будет рассказ, который начнем изучать сегодня (о собаке и человеке).

— Озвучивает автора и название рассказа (Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»).

— Подводит к пониманию цели урока.

— Слушают объяснение учителя, принимают алгоритм действия при выполнении упражнения.

— Выполняют предложенное учителем задание.

— Обучающиеся строят логические заключения, устанавливать причинно-следственные связи.

— Исправляют свои ошибки самостоятельно и соотносят результаты исправления допущенных ошибок.

— Участвуют в учебном диалоге, демонстрируют свои знания и умения.

— Делают предположения, опираясь на свой жизненный опыт.

— Формулируют тему урока.

3

  1. Подготовительная работа к объяснению нового материала.

— Цель: Совершенствование умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения.

  1. 3.1. Работа с презентацией «Собака — друг человека».
  2. Цель: Расширение и уточнение представлений об отношениях человека к собаке.

— С помощью наводящих вопросов подводит обучающихся к высказыванию, что собака — друг человека.

— При демонстрации презентации вовлекает обучающихся в беседу с опорой на их жизненный опыт.

— Ребята, мы выяснили, что собака — друг человека. Но только ли другом для человека является собака? (нет, еще и помощником).

— Давайте вспомним, в каких ситуациях собака помогает человеку.

— Предлагает озвучить, какую именно помощь оказывают собаки человеку на каждом слайде, высказать свое отношение.

Собака-друг (слайд 1)

Собака — солдат во время Вов (слайд 2)

Собака-космонавт (слайд 3)

Собака-охотник и сторож (слайд 4)

Собака — поводырь (слайд 5)

Собака-спасатель (слайд 6)

Собака — полицейский (слайд 7)

Собака-пограничник (слайд 8)

— Подводит к итогу беседы: Собака верный и надежный помощник человека и всегда готова прийти на помощь своему хозяину.

— Ребята, мы убедились, что собака всегда готова прийти на помощь человеку. А человек готов рисковать жизнью ради собаки? Как вы думаете?

Ответ на этот вопрос мы узнаем, познакомившись с содержание рассказа «Тема и Жучка».

— Участвуют в учебном диалоге, демонстрируют свои знания и умения.

— Делают предположения, опираясь на свой жизненный опыт.

4

  1. Объяснение нового материала.

Цель: Организовать условия для осмысленного восприятия обучающимися новой информации через деятельностный подход.

4.1. Подготовка к первичному восприятию материала урока.

Чтение слоговых таблиц разного уровня сложности.

Цель: Формирование навыка правильного чтения.

4.2. Первичное восприятие текста посредством осмысленного чтения вслух по цепочке (учитель — ученик).

Цель: Формирование представления о содержании 1 части изучаемого произведения.

4.3. Словарно-лексическая работа.

Цель: Обогащение словаря обучающихся.

4.4. Физминутка.

Цель: соблюдение охранительного режима урока в результате смены видов деятельности.

4.5. Анализ прочитанного отрывка произведения на основе приема «Ромашка Блума» (задания разной степени сложности).

— Цель: Формирование умения анализировать, синтезировать информацию, находить ответы на поставленные вопросы.

— Предлагает обучающимся поработать со слоговыми таблицами.

— Следит за правильным чтением, исправляет допущенные ошибки.

— Предлагает познакомится с содержанием 1 части произведения.

— Обращает внимание обучающихся на необходимость следить по тексту за читающим.

— При необходимости помогает обучающимся находить необходимый отрывок.

— Объясняет значение незнакомых и непонятных слов:

— Ирод — жестокий человек.

Ставни — устройство для прикрытия окон снаружи.

Каретник — сарай для карет.

Вожжи — ремни для управления лошадью.

— Предлагает выполнить физическую разминку, повторив движения из стихотворения.

Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал:

«Раз — прыжок и три кивка,

Два — направо голова,

Три — налево поворот» –

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел.

— Предлагает проанализировать прочитанный текст с помощью Ромашки Блума.

На доске в виде ромашки размещены вопросы разной степени сложности. Каждый обучающийся подходит и берет предназначенный ему листок ромашки. На листке записан вопрос по тексту. Обучающийся должен проанализировать, синтезировать полученную информацию и дать правильный ответ.

Простые вопросы:

Кто рассказал Тёме о беде, которая приключилась с Жучкой?

Как долго Жучка находилась в колодце?

Что видел во сне Тема?

Уточняющие вопросы:

Можно ли считать, что Тёма любит свою собаку Жучку?

Объясни, почему Тёма решил воспользоваться фонарём, а не спичками для освещения колодца?

Объясняющий вопрос:

Почему Тёма постарался выйти из дома так, чтобы его никто не заметил?

Творческие вопросы:

Подумай, что могло бы случиться с Жучкой в колодце?

Подумай, можно ли считать, что способ спасения Жучки Тема увидел во сне?

Практический вопрос:

Как ты думаешь, почему никто из домашних Темы не вытащил Жучку из колодца?

Оценочный вопрос:

Как ты относишься к поступку Темы?

— Выполняют предложенное учителем задание.

— Исправляют свои ошибки самостоятельно и соотносят результаты исправления допущенных ошибок.

— Принимают цель и произвольно включаются в деятельность, следуют предложенному плану и работают в общем темпе.

— Знакомятся со значением незнакомых слов.

— Задают уточняющие вопросы, строят словесные конструкции, высказывают свое мнение и позицию.

— Соблюдают охранительный режим урока в результате смены видов деятельности путем выполнения физических упражнений.

— Перерабатывают, используют информацию для решения учебных задач.

— Задают уточняющие вопросы, строят словесные конструкции, высказывают свое мнение и позицию.

— Представляют собственный опыт, высказывают собственные мысли.

5.

  1. Проверка первичного восприятия.

— Цель: Выявление первичного осознания нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

5.1. Решение проблемной ситуации.

Цель: формирование компетенций, необходимых в повседневной жизни.

5.2. Работа с пословицами.

Цель: развитие логического мышления.

(Резервное упражнение)

— Предлагает обучающимся ответить на вопросы и решить проблемную ситуацию.

— Ребята, представьте такую ситуацию: вы идете по улице и слышите из канализационного люка визг собаки. Случилась ужасная ситуация: собака упала на дно канализационного колодца. Как вы поступите?

— Подводит обучающихся к пониманию того, что самим никаких действий предпринимать не надо, так как это опасно. Необходимо обратиться к взрослым и позвонить в службу спасения по телефону 112. А для того, чтобы спасатели наверняка прибыли, нужно точно и правильно назвать адрес происшествия: улицу, дом.

— Предлагает обучающимся из отдельных слов составить пословицы о дружбе и выбрать пословицу, которая подходит к содержанию текста отрывка.

Пословицы: [2]

Старый друг лучше новых двух.

Друг познается в беде.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Дружба как стекло: разобьешь — не сложишь.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Сам пропадай, а товарищей выручай.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Участвуют в решении ситуационной задачи. Обсуждают жизненные ситуации. Осмысливают информацию, необходимую в повседневной жизни. Делают выводы.

Выполняют предложенное учителем задание.

Исправляют свои ошибки самостоятельно и соотносят результаты исправления допущенных ошибок.

7.

  1. Задание на дом.

— Цель: Выявление понимания выполнения домашнего задания, обсуждение возможных трудностей с которыми могут столкнуться обучающиеся.

— Дает комментарии к домашнему заданию. Добивается того, чтобы домашнее задание было понятно каждому обучающемуся.

— Обучающиеся 3 группы читают отрывок на стр. 165.

— Остальные обучающие готовят краткий пересказ 1 главы (стр. 163–165).

Задают уточняющие вопросы, строят словесные конструкции, высказывают свое мнение и позицию.

8.

  1. Рефлексия.

— Цель: Формирование умения организовывать самооценку результатов своей деятельности и всего класса.

— Предлагает обучающимся поделиться впечатлением о сегодняшнем уроке с помощью опорных предложений.

Мне было интересно…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…

Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируют степень их соответствия, оценивают уровень достижения поставленной цели, намечают цели дальнейшей деятельности.

Литература:

  1. Загадки для детей о животных. Учебно-методический кабинет. Детские загадки про животных с ответами (ped-kopilka.ru)
  2. Пословицы и поговорки про дружбу. Ну-ка ДЕТИ. Пословицы и поговорки про дружбу (nukadeti.ru)
Задать вопрос