Урок литературного чтения в коррекционной школе
Автор: Подлесная Светлана Петровна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.
Дата публикации: 04.07.2024
Статья просмотрена: 5 раз
Библиографическое описание:
Подлесная, С. П. Урок литературного чтения в коррекционной школе / С. П. Подлесная. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 93-97. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9337/ (дата обращения: 17.12.2024).
Класс: 5а
Предмет: Литературное чтение
Тип урока: Урок сообщения новых знаний
Цель: Создание условий для первичного понимания содержания отрывка из повести «Детство Темы» Н. Гарина-Михайловского через осознанное чтение и анализ отрывка «Тема и Жучка».
Задачи:
- Формирование первоначальных представлений о содержании 1 главы отрывка из повести в процессе осознанного чтения. Формирование навыка правильного чтения через чтение слоговых таблиц. Формирование коммуникативных навыков в процессе анализа прочитанного текста. Формирование у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
- Коррекция логического мышления на основе упражнения в классификации, установлении причинно-следственных связей. Обогащение словаря обучающихся посредством знакомства с новыми словами. Коррекция критического мышления на основе упражнения в анализе-синтезе.
- Воспитание читательского интереса у обучающихся через использование ИКТ, игровых методов и приёмов. Воспитание основ нравственности, формирование умения осуществлять рефлексию своей деятельности. Воспитание бережного и ответственного отношения к природе и животным. Воспитание доброжелательного отношения учащихся друг к другу.
Методы обучения: словесный (беседа, диалог), наглядный, практический, самостоятельной работы, контроля и самоконтроля, рефлексия.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Целевая прогрессия: Урок рассчитан на 40 минут, соответствует календарно-тематическому планированию учебной дисциплины «Литературное чтение», относится к разделу «О животных», находится во взаимосвязи с предыдущими и последующими уроками.
Используемые технологии: компьютерные, игровые, здоровьесберегающие.
Формируемые компетенции: Коммуникативная (умение сформулировать вопросы по теме; умение аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение отстаивать свою точку зрения).
Оборудование: презентация, индивидуальные карточки «Лото», Ромашка Блума с разноуровневыми вопросами по содержанию текста, слоговые таблицы, разноуровневые индивидуальные карточки на тему «Дружба».
Технологическая карта
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. |
1.1. Взаимное приветствие учителя и обучающихся. 2.2. Мобилизующее начало урока «Исходная мотивация». Цель: Мотивация обучающихся к учебной деятельности. |
— Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, организует внимание. — Дает установку на плодотворную и интересную работу на уроке: Наши глазки смотрят и видят. Наши ушки слушают и слышат. Сначала мы думаем, а потом говорим. В классе нас много. Мы умеем слышать мнение других. |
— Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. — Демонстрируют готовность к уроку. — Эмоционально настраиваются на работу на уроке. |
2 |
— Цель: Сообщение цели урока (подведение к теме урока на основе выполнения заданий на классификацию, установление причинно-следственных связей). — 2 . 1. Дидактическая игра «Лото». — Цель: Формирование умения классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. |
— Подводит обучающихся к пониманию темы урока и его цели. — Предлагает выполнить игровое задание «Лото». — Формулирует задание: отгадать загадку, найти на игровом поле карточки рисунок -отгадку и закрыть его фишкой. Загадки: [1] 1.С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, Хвост колечком. (Собака) 2.Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, С водой не знается. (Кошка) 3. Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь) 4. Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса) 5. Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк) 6. Посреди двора Стоит копна: Спереди — вилы, Сзади — метла. (Корова) — Просит определить какие предметы оказались закрыты фишками (животные). — Подводит к определению названия раздела, к изучению которого приступаем сегодня на уроке («О животных»). — Просит назвать животных, которые живут в непосредственной близости с человеком и назвать их обобщающим словом (кошка, собака, корова, домашние животные). — Опираясь на личный опыт и знания обучающихся выясняет, какое животное считается самым верным и преданным (собака). — Предлагает определить о ком будет рассказ, который начнем изучать сегодня (о собаке и человеке). — Озвучивает автора и название рассказа (Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»). — Подводит к пониманию цели урока. |
— Слушают объяснение учителя, принимают алгоритм действия при выполнении упражнения. — Выполняют предложенное учителем задание. — Обучающиеся строят логические заключения, устанавливать причинно-следственные связи. — Исправляют свои ошибки самостоятельно и соотносят результаты исправления допущенных ошибок. — Участвуют в учебном диалоге, демонстрируют свои знания и умения. — Делают предположения, опираясь на свой жизненный опыт. — Формулируют тему урока. |
3 |
— Цель: Совершенствование умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения.
|
— С помощью наводящих вопросов подводит обучающихся к высказыванию, что собака — друг человека. — При демонстрации презентации вовлекает обучающихся в беседу с опорой на их жизненный опыт. — Ребята, мы выяснили, что собака — друг человека. Но только ли другом для человека является собака? (нет, еще и помощником). — Давайте вспомним, в каких ситуациях собака помогает человеку. — Предлагает озвучить, какую именно помощь оказывают собаки человеку на каждом слайде, высказать свое отношение. Собака-друг (слайд 1) Собака — солдат во время Вов (слайд 2) Собака-космонавт (слайд 3) Собака-охотник и сторож (слайд 4) Собака — поводырь (слайд 5) Собака-спасатель (слайд 6) Собака — полицейский (слайд 7) Собака-пограничник (слайд 8) — Подводит к итогу беседы: Собака верный и надежный помощник человека и всегда готова прийти на помощь своему хозяину. — Ребята, мы убедились, что собака всегда готова прийти на помощь человеку. А человек готов рисковать жизнью ради собаки? Как вы думаете? Ответ на этот вопрос мы узнаем, познакомившись с содержание рассказа «Тема и Жучка». |
— Участвуют в учебном диалоге, демонстрируют свои знания и умения. — Делают предположения, опираясь на свой жизненный опыт. |
4 |
Цель: Организовать условия для осмысленного восприятия обучающимися новой информации через деятельностный подход. 4.1. Подготовка к первичному восприятию материала урока. Чтение слоговых таблиц разного уровня сложности. Цель: Формирование навыка правильного чтения. 4.2. Первичное восприятие текста посредством осмысленного чтения вслух по цепочке (учитель — ученик). Цель: Формирование представления о содержании 1 части изучаемого произведения. 4.3. Словарно-лексическая работа. Цель: Обогащение словаря обучающихся. 4.4. Физминутка. Цель: соблюдение охранительного режима урока в результате смены видов деятельности. 4.5. Анализ прочитанного отрывка произведения на основе приема «Ромашка Блума» (задания разной степени сложности). — Цель: Формирование умения анализировать, синтезировать информацию, находить ответы на поставленные вопросы. |
— Предлагает обучающимся поработать со слоговыми таблицами. — Следит за правильным чтением, исправляет допущенные ошибки. — Предлагает познакомится с содержанием 1 части произведения. — Обращает внимание обучающихся на необходимость следить по тексту за читающим. — При необходимости помогает обучающимся находить необходимый отрывок. — Объясняет значение незнакомых и непонятных слов: — Ирод — жестокий человек. Ставни — устройство для прикрытия окон снаружи. Каретник — сарай для карет. Вожжи — ремни для управления лошадью. — Предлагает выполнить физическую разминку, повторив движения из стихотворения. Во дворе щенок играл, Прыгал, бегал и считал: «Раз — прыжок и три кивка, Два — направо голова, Три — налево поворот» – И помчался до ворот, А потом вздохнул и сел: Он устал и присмирел. — Предлагает проанализировать прочитанный текст с помощью Ромашки Блума. На доске в виде ромашки размещены вопросы разной степени сложности. Каждый обучающийся подходит и берет предназначенный ему листок ромашки. На листке записан вопрос по тексту. Обучающийся должен проанализировать, синтезировать полученную информацию и дать правильный ответ. Простые вопросы: Кто рассказал Тёме о беде, которая приключилась с Жучкой? Как долго Жучка находилась в колодце? Что видел во сне Тема? Уточняющие вопросы: Можно ли считать, что Тёма любит свою собаку Жучку? Объясни, почему Тёма решил воспользоваться фонарём, а не спичками для освещения колодца? Объясняющий вопрос: Почему Тёма постарался выйти из дома так, чтобы его никто не заметил? Творческие вопросы: Подумай, что могло бы случиться с Жучкой в колодце? Подумай, можно ли считать, что способ спасения Жучки Тема увидел во сне? Практический вопрос: Как ты думаешь, почему никто из домашних Темы не вытащил Жучку из колодца? Оценочный вопрос: Как ты относишься к поступку Темы? |
— Выполняют предложенное учителем задание. — Исправляют свои ошибки самостоятельно и соотносят результаты исправления допущенных ошибок. — Принимают цель и произвольно включаются в деятельность, следуют предложенному плану и работают в общем темпе. — Знакомятся со значением незнакомых слов. — Задают уточняющие вопросы, строят словесные конструкции, высказывают свое мнение и позицию. — Соблюдают охранительный режим урока в результате смены видов деятельности путем выполнения физических упражнений. — Перерабатывают, используют информацию для решения учебных задач. — Задают уточняющие вопросы, строят словесные конструкции, высказывают свое мнение и позицию. — Представляют собственный опыт, высказывают собственные мысли. |
5. |
— Цель: Выявление первичного осознания нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. 5.1. Решение проблемной ситуации. Цель: формирование компетенций, необходимых в повседневной жизни. 5.2. Работа с пословицами. Цель: развитие логического мышления. (Резервное упражнение) |
— Предлагает обучающимся ответить на вопросы и решить проблемную ситуацию. — Ребята, представьте такую ситуацию: вы идете по улице и слышите из канализационного люка визг собаки. Случилась ужасная ситуация: собака упала на дно канализационного колодца. Как вы поступите? — Подводит обучающихся к пониманию того, что самим никаких действий предпринимать не надо, так как это опасно. Необходимо обратиться к взрослым и позвонить в службу спасения по телефону 112. А для того, чтобы спасатели наверняка прибыли, нужно точно и правильно назвать адрес происшествия: улицу, дом. — Предлагает обучающимся из отдельных слов составить пословицы о дружбе и выбрать пословицу, которая подходит к содержанию текста отрывка. Пословицы: [2] Старый друг лучше новых двух. Друг познается в беде. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Дружба как стекло: разобьешь — не сложишь. Человек без друзей, что дерево без корней. Сам пропадай, а товарищей выручай. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. |
Участвуют в решении ситуационной задачи. Обсуждают жизненные ситуации. Осмысливают информацию, необходимую в повседневной жизни. Делают выводы. Выполняют предложенное учителем задание. Исправляют свои ошибки самостоятельно и соотносят результаты исправления допущенных ошибок. |
7. |
— Цель: Выявление понимания выполнения домашнего задания, обсуждение возможных трудностей с которыми могут столкнуться обучающиеся. |
— Дает комментарии к домашнему заданию. Добивается того, чтобы домашнее задание было понятно каждому обучающемуся. — Обучающиеся 3 группы читают отрывок на стр. 165. — Остальные обучающие готовят краткий пересказ 1 главы (стр. 163–165). |
Задают уточняющие вопросы, строят словесные конструкции, высказывают свое мнение и позицию. |
8. |
— Цель: Формирование умения организовывать самооценку результатов своей деятельности и всего класса. |
— Предлагает обучающимся поделиться впечатлением о сегодняшнем уроке с помощью опорных предложений. Мне было интересно… Я сегодня понял, что… Мне было трудно… Завтра я хочу на уроке… |
Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируют степень их соответствия, оценивают уровень достижения поставленной цели, намечают цели дальнейшей деятельности. |
Литература:
- Загадки для детей о животных. Учебно-методический кабинет. Детские загадки про животных с ответами (ped-kopilka.ru)
- Пословицы и поговорки про дружбу. Ну-ка ДЕТИ. Пословицы и поговорки про дружбу (nukadeti.ru)