В современной системе образования, все больший оборот занимает математическое обучение. Инновационным в этом направлении является организация состязательных мероприятий по математике не только на уровне общего образования, но и продолжение на уровне высшего образования.
Ни для кого не секрет, что математическое образование вносит неоценимый вклад в формирование всеобщей культуры растущего поколения, содействует эстетическому воспитанию и развитию ребёнка, постижению им красоты, а также гармонии окружающего его мира, формирует его воображение и пространственное представление, аналитическое и логическое мышление, побуждает к творчеству и развитию интеллектуальных способностей. «Одним из наиболее важных факторов успеха является интерес к математике как к предмету. На современном этапе развития школьного образования особое значение приобретает взаимосвязь урока и внеурочной деятельности учащихся. Состязательные мероприятия по математике является неотъемлемой частью воспитательно-образовательной деятельности учителя-предметника, кроме того, она имеет большое воспитательное значение, так как заинтересовывает учащихся предметом, вовлекает их в серьёзную самостоятельную работу» [3].
Одной из важнейших целей проведения состязательных мероприятий по математике является развитие интереса учащихся к математике, привлечение учащихся к занятиям в факультативах. У учащихся имеется большое желание проверить свои силы, математические способности, умение решать нестандартные задачи. Их привлекает возможность добровольного участия.
Почему данный вопрос рассматривается в системе образовательного кластера? Для начала определимся с самим понятием. Само определение кластера изначально появилось в экономической теории. Родоначальником данного определения является американский экономист Майкл Портер. «Кластер — это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [1].
Но нами рассматривается понятие кластера в системе образования. Для этого целесообразно задать определение образовательного кластера. «Образовательный кластер — совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли» [4].
Но можно дать и другое определение. «Образовательный кластер — это система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-технологии-бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки» [2].
В системе профессионального образования наиболее важным считается кластерный подход, основанный на взаимодействии, сотрудничества и диалога между заинтересованными субъектами: образовательными учреждениями, работодателями, органами управления, общественными организациями. Одной из форм сотрудничества является создание образовательных кластеров в регионах, целью создания которых является повышение эффективности системы профессионального образования в регионах.
Также организация образовательного кластера помогает решить одну из главных задач профессиональной подготовки современного учителя — переход от массово-репродуктивного производства специалистов к их индивидуально-творческой подготовке, к формированию творческой конкурентоспособной личности учителя.
Система дополнительного математического образования, включающая математические кружки, летние школы и соревнования, работа с учителями и учащимися города Тулы и области являлась и является одной из лучших традиций факультета математики, физики и информатики за все время его существования. Создание в конце 2014 года на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого на факультете МФиИ Юношеской областной физико-математической школы (ЮОФМШ) является продолжением многоплановой работы факультета с образовательными учреждениями Тульской области. Уже в год создания ЮОМШ в данной специализированной образовательной среде университета обучалось 295 школьников г. Тулы и Тульской области. На данный момент контингент слушателей школы уже третий год держится на подобающем уровне. Участие аспирантов, магистрантов и студентов факультета в составе жюри математических соревнований способствует совершенствованию подготовки высококвалифицированных специалистов — будущих учителей математики. Такое активное взаимодействие математиков разных поколений позволяет успешно решать задачу развития кадрового потенциала и преодоления разрыва поколений в российской науке. С 2015–2016 учебного года в рамках специализированного учебно-научного центра проводятся занятия не только по математике, информатике, но и по физике. Многопрофильная подготовка школьников реализуется в рамках проекта «Юношеская областная физико-математическая школа ТГПУ им. Л. Н. Толстого как развитие инновационной среды предуниверситетского образования».
Также одной из форм, набирающих сейчас популярность как среди общего образования, так и среди высшего, являются математические бои. «Математический бой — это соревнование двух команд в решении математических задач, а также в умении представлять свои решения с четкими обоснованиями ключевых моментов и в умении проверять чужие решения, оппонировать» [5]. В отличие от деятельности Юношеской областной физико-математической школы математические бои проводятся на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого в нескольких формах. Первая из них — это Турнир математических боев школ Тульской области. В данном мероприятии принимают участие школьники различных районов Тульской области. В этом году проходил уже IV такой Турнир. И с каждым годом интерес школьников к участию растет. Ученики получают ценный опыт общения со сверстниками, увлеченными математикой, студентами и преподавателями ВУЗа, а также опыт решения математических олимпиадных задач. Второй формой проведения математических боев является Всероссийский студенческий турнир математических боев, который проводится в ТГПУ им. Л. Н. Толстого уже в 10 раз. Данное мероприятие охватывает не только Тульскую область, но и многие университеты нашей страны.
Нами была рассмотрена и проанализирована структура математических боев, проводимых в системе образовательного кластера. Команды получают одинаковые задачи и решают их в разных помещениях в течении заданного времени. Таким образом, математический бой состоит из двух частей: решение задач и собственно боя. Для определения порядка выступления команды делают так называемый вызов: одна называет номер задачи, решение которой она желает услышать, другая сообщает, принят ли вызов. Командам могут даваться минутные перерывы для помощи докладчику или оппоненту. Если вызванная команда отказалась, то она вызвавшая команда должна сама рассказать решение задачи. При этом если оппонент докажет, что у докладчика нет решения, то вызов считают некорректным. Тогда вызвавшая команда должна повторить вызов. Команда может отказаться делать очередной вызов (если у нее не осталось решенных задач и не хочет делать некорректный вызов). Тогда другая команда получает право рассказывать решения любых задач, оставшихся не разобранными. После каждого выступления жюри дает командам очки, как за доклад, так и за оппонирования. По истечению времени на решение задач, команда и жюри собираются вместе.
Одной из целей данного мероприятия является улучшение результатов успеваемости по математике, но всё же более важным является улучшение отношения обучающихся к предмету. Ребята заинтересовываются предметом, развивают свои творческие способности и логическое мышление, с удовольствием работают с дополнительной литературой, учатся находить нужную информацию в Интернете и в книгах. В дальнейшем это помогает не только тем, кто связывает будущую профессию с математикой, но и всем ребятам. Практически каждый ребенок, поступив в любое учебное заведение, умеет самостоятельно работать с информацией, повышается его интерес к учению.
Как продолжение развития математического образования заинтересованных детей на факультете математики, физики и информатики проводятся не только занятия Школы и математические бои. Постоянные слушатели ЮОФМШ проявляют огромный интерес к участию в различных олимпиадах, конкурсах или конференциях. В результате такой заинтересованности на факультете уже не в первый раз проводятся такие мероприятия, как Всероссийская научная конференция школьников «Чебышевские чтения», Открытый региональный конкурс учебно-исследовательских и проектных работ по математике и информатике «От школьных проектов — к научным открытиям», различного рода олимпиады среди слушателей школы. Для учащихся 5-х классов, желающих расширить и углубить свои знания и умения в математике как школьной, так и олимпиадной, открыта дополнительная образовательная программа «Академия занимательной математики». И проведение таких состязаний уже не в первый год является хорошей тенденцией в развитии математического образования региона.
Таким образом, просмотрев и проанализировав результаты всевозможных состязательных мероприятий и анкет участников математических боев за последние 4 года, можно сказать, что кластерный подход к образованию в Тульской области набирает обороты. В процессе работы Юношеской областной физико-математической школы происходит тесное взаимодействие школьников различного возраста, студентов, магистрантов, аспирантов, а также учителей и преподавателей ВУЗов, что не может не усиливать развитие математического образования региона. Выпускники нашего университета, работающие в школах, все активнее участвуют во внеурочной деятельности вместе со своими учениками, предлагают варианты для улучшения и развития наших достижений. На базе факультета математики, физики и информатики создана хорошая база для математического обучения не только учеников, но и студентов, учителей и даже преподавателей. И с помощью этой базы при тесном сотрудничестве субъектов образовательного кластера возможно дальнейшее развитие огромного математического потенциала Тульской области.
Литература:
- Горшнева О. В. Кластеры: сущность, виды, принципы организации и создания в регионах / О. В. Горшнева // Экон. вестник Ростов. гос. ун-та. — 2006. — № 4.
- Нанотехнологический словарь РОСНАНО. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnano.com/Term.aspx/Show/15134 (дата обращения: 13.04.2017).
- Никитина Ю. С. Предметная неделя как средство развития интересов учащихся [Электронный ресурс] // Метод-сборник: электрон. журн. 2017. 16 февраля. URL: http://metod-sbornik.ru/matematika/1337–05396 (дата обращения: 13.04.2017)
- Смирнов А. В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: монография // А. В. Смирнов — Казань: РИЦ «Школа», 2010–92 с.
- Терентьева Е. С., Кабанова С. Н., Фомичёва И. Б. «Математический бой» как одно из средств повышения эффективности обучения // Молодой ученый. — 2014. — № 21. — С. 692–694.