Использование ролевых игр для обучения незрячих и слабовидящих обучающихся
Автор: Богачева Татьяна Валерьевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.
Дата публикации: 27.06.2024
Статья просмотрена: 9 раз
Библиографическое описание:
Богачева, Т. В. Использование ролевых игр для обучения незрячих и слабовидящих обучающихся / Т. В. Богачева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9327/ (дата обращения: 19.12.2024).
Инклюзивные классы, наравне с классами обучающимися по АООП, стали неотъемлемой частью современной школьной системы, поскольку согласно закону «Об образовании» все категории граждан до 18 лет имеют право на образование. Если для классов, где реализуются программы инклюзии, не предусматриваются изменения в программах по основным предметам, то в классах АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа), согласно новым ФГОС, произошли сокращения часов по отдельным предметам, в частности, по английскому языку.
Согласно учебному плану, в 5–9 классах, занимающихся по АООП (слабовидящие и незрячие обучающиеся), на английский язык отводится 510 часов, при этом для школ (на выбор администрации) предусматривается 2 варианта адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП ООО):
1 вариант : в 5–9 классах английский язык изучается 3 часа в неделю;
2 вариант :установление минимально допустимого количества часов, в 5–7 классах по 3 часа в неделю, а в 8, 9,10 классах от 2х до 3-х часов в неделю, на усмотрение администарации ОО.
Несмотря на произошедшие изменения в учебном плане, для классов, занимающихся АООП (слабовидящие и незрячие обучающиеся), предусмотрено усвоение программы по английскому языку на базовом уровне и овладение основными компетенциями.
В связи с этим, перед учителями возникает ряд трудностей, поскольку специальных методик по преподаванию предмета «английский язык» для слабовидящих и незрячих школьников не разработано, поэтому вопрос о методах и приемах работы с данными категориями обучающихся является актуальным.
В современной лингводидактике тема обучения незрячих и слабовидящих детей является малоизученной, так как практических рекомендаций и описаний методик встречается мало. На основании изученной литературы, а также практического опыта, мне удалось адаптировать технологию (ролевые игры) для работы с незрячими и слабовидящими обучающимися. Описание данной технологии будет представлено мной ниже.
Коммуникация является главной целью иноязычного образования, поэтому на ступени основного школьного образования продолжают формироваться коммуникативные компетенции, в том числе, и диалогические.
Одной из эффективных технологий для обучения диалогической речи явлются ролевые игры. Её элементы можно постепенно вводить в диалог. К примеру, учитель разрабатывает специальные карточки, где описаны ситуации, а именно: «shopping», «meeting with friends», «birthday party», «visit to the museum» и.т.д. предлагает их на выбор обучающимся. После того, как определена ситуативная тема, дети разыгрывают её. Использование ситуаций на уроках имеет ряд преимуществ: 1) возможность адаптировать темы к изучаемому материалу; 2) развитие творческих способностей у обучающихся; 3) решение коммуникативной задачи при помощи смоделированной ситуации.
Единственным нюансом будет являться уровень подготовки школьников. Если он невысокий, то ролевые игры должны предваряться системой упражнений [2, с. 11].
Пример упражнений:
I. Learning to ask questions.
- Do you like….?
Yes, I do / No, I don`t
- What is your favorite….?
My favorite….
- Would you like some….
Yes, I would like some…./ No, thank you
II. «Skeleton dialogues».
Excuse me, where`s the next train to_____________?
How much is a ______________ticket? [2, с.12]
Благодаря этим упражнениям обучающиеся научатся давать грамматически и лексически верные ответы, не раздумывая. Кроме того, помимо специализированных, тематических заданий, обучающимся можно давать специальные условно-речевые ситуации (УРС). УРС — это особая форма организации речевой деятельности учащихся на уроке в предполагаемой реальной (жизненной) ситуации общения [1, с. 46]. Для реализации данного приёма учитель может выбрать или придумать абсолютно любую ситуацию.
Пример УРС :
Imagine that your pen friend from England is going to visit you. What sights of your city will you show him? What souvenirs would you recommend to buy and why?
Представьте, что к вам в гости собирается приехать ваш друг по переписке из Англии. Какие достопримечательности вашего города вы покажите ему? Какие сувениры вы посоветуете приобрести и почему?
На основе ситуационных моделей у незрячих и слабовидящих обучающихся начинает формироваться представление о нормах поведения в обществе, а также их способы выражения на иностранном языке. Однако учителю необходимо помнить, что важным компонентом УРС является грамотная постановка задачи, так как обучающимся необходимо давать аргументированный ответ.
Единственным недостатком этого приёма является его искусственность, так как учитель самостоятельно моделирует различные ситуации, и некоторые из них не всегда возможны в реальной жизни.
Пример УРС , который маловероятен :
Imagine that you have won a million dollars. What emotions are you experiencing? What will you spend your winnings on? Will you share your winnings with your family and friends?
Представьте, что вы выиграли миллион долларов. Какие эмоции вы испытываете? На что вы потратите свой выигрыш? Поделитесь ли вы своим выигрышем с родственниками и друзьями?
Для своих уроков учителя берут ситуации из жизни, но важно одно, что они должны соответствовать темам занятий и способствовать формированию умения высказывать свое личное мнение.
После того, как отработаны все основные грамматические и лексические структуры, учитель может переходить к ролевой игре. По своей структуре ролевая игра состоит из нескольких этапов, у А. А. Филипповой представлены следующие:
- постановка целей и задач;
- обозначение игровых ситуаций;
- разработка сценария;
- подготовка реквизита и ролевых карточек;
- инструктаж участников;
- проведение игры;
- рефлексия и выработка рекомендаций на будущее.
Для работы с незрячими и слабовидящими обучающимися я выбираю более практико-ориентированные ролевые игры, которые носят бытовой характер. К примеру, « at the doctor`s ».
Фрагмент ролевой игры для нескольких обучающихся:
«At the doctor`s»
Doctor: Come in, please.
Patient: Thank you. Doctor, I have a headache and rash all over my body.
Doctor: Do you have any symptoms?
Patient: No, I don’t.
Doctor: Ok, I think you catch a cold. I will write to you a prescription. You need to eat the aspirin three times a day after meals. Show the prescription to the nurse and she will give you the medicine.
Patient: Thank you, doctor.
Patient: Good bye.
Doctor: Good bye.
Patient: Good afternoon, I need the aspirin.
Nurse: Good afternoon, give me the prescription, please!
Patient : Here you are…
Немаловажную роль в обучении незрячих и слабовидящих обучающихся является звуковое сопровождение, которое можно включить в контекст ролевой игры. Для этой цели подходят ресурсы, где представлены различные звуковые эффекты. В своей работе я использую звуки, которые представлены на сайте « Free sound » https://freesound.org/?/. Особенно, звуковое оформление необходимо, когда разыгрываются сценки « в аэропорту — at the airport » или « на вокзале at the station ».
Опираясь на вышеизложенные факты, можно сделать вывод, ролевые игры являются универсальной технологией, которая может применяться для работы с разными категориями обучающихся, в том числе, с детьми с ОВЗ.При помощи ролевой игры школьники могут преодолеть языковой барьер, который мешает коммуникации. Каждый участник игры вживается в свою роль и чувствует себя в языковой среде намного комфортнее и может выражать свои мысли на заданную тему. К примеру, вести бытовые диалоги. Кроме того, ролевые игры хорошо адаптируются для любого УМК и возраста обучающихся, что позволяет педагогу их разнообразно применять на своих уроках.
Литература:
- Варзанова С. И. Использование условно-речевых ситуаций на уроках английского языка в процессе формирования умения формулировать собственное мнение и позицию // Пермский педагогический журнал. — 2014. — № 5. С.45–48
- Создание и проведение ролевых игр на английском языке; методические рекомендации для преподователей: сост. е.Б Васильева, В. М. Шафоростова; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. — 38 с
- Филиппова А. А. Ролевые игры на уроках английского языка // Вестник науки и образования. — 2020. — № 7 (85) Часть 1. — С.88–90.