Профессионально-деятельностное направление патриотического воспитания обучающихся по специальности «Коммерция (по отраслям)» с применением электронных и цифровых образовательных ресурсов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Юрченко, Е. А. Профессионально-деятельностное направление патриотического воспитания обучающихся по специальности «Коммерция (по отраслям)» с применением электронных и цифровых образовательных ресурсов / Е. А. Юрченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9264/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлен опыт планирования и проведения комплекса мероприятий профессионального цикла обучения патриотической направленности с применением эффективных инструментов воспитания.

Ключевые слова: ментальная карта, патриотическое воспитание, цифровые образовательные ресурсы, чек лист, электронные образовательные ресурсы.

Образование — самое мощное оружие, с помощью которого можно изменить мир.

Нельсон Мандела

Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью воспитательного процесса на всех ступенях образования (НОО, ООО, ОСО, СПО, ВУЗ). Несмотря на позитивные тенденции, развитие патриотизма, гражданственности и формирование патриотической культуры в молодежной среде остается первостепенной задачей государства и общества, и стратегическим приоритетом национальной безопасности России.

При всей устойчивости в системе патриотического воспитания фиксируется и некоторые сложности. Например, в методических рекомендациях «Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации» признано, что «на текущий период в системе патриотического воспитания распространен определенный перекос в сторону военно-патриотического направления. Воспитание патриотов строится не столько на гражданском просвещении, устремленности в будущее и готовности разделить ответственность за него, сколько на гордости военными победами, военной героике и милитаризме» [2].

В образовательные учреждения СПО основными объектами патриотического воспитания являются две возрастные группы: подростки 15–17 лет (младшие учебные группы) и студенческая молодежь 18–24 года. Субъектами патриотического воспитания этих групп являются не только образовательные учреждения, но и учреждения молодежной политики и культуры, артисты, спортсмены, лидеры общественного мнения, блогеры, популярные музыканты. И педагогам следует учитывать это влияние.

Воспитание необходимо наполнять эффективными для данных возрастных категорий инструментами патриотического воспитания, современными практиками, технологиями и формами. Игровые и цифровые технологии вызывают у молодежи высокий эмоциональный отклик. Благодаря этим подходам молодежь сможет иначе взглянуть на свою Родину, почувствовать личную сопричастность к ее истории и культуре, осознать свою роль в развитии Отечества. Помимо общероссийского патриотизма, необходимо формировать у молодого поколения местный, региональный патриотизм, который выражается в привязанности, любви к родному краю, городу, поселку, улице, образовательной организации, учебной группе, спортивной команде.

Планирование основных мероприятий профессионально-деятельностного направления патриотического воспитания в 2022–2023 году осуществлялось автором при помощи ментальной карты, созданной в сервисе IOCTOPUS.RU (рис. 1).

Ментальная карта плана мероприятий в сервисе IOCTOPUS.RU

Рис. 1. Ментальная карта плана мероприятий в сервисе IOCTOPUS.RU

В течение учебного года карта систематически дополнялась информацией о проведенных мероприятиях и гиперссылками на планы, сценарии, фото и видеоотчеты и т. д. В конечном итоге в одной карте получился полноценный отчет о работе по данной теме за весь учебный год. При переходе по QR-коду ментальной карты все этапы плана можно развернуть и ознакомиться с цифровыми и электронными ресурсами мероприятий по гиперссылкам.

Ежегодно, в третью субботу сентября, будущие коммерсанты в рамках освоения МДК 03.02 Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров посещают с экскурсией «Ярмарку выходного дня» в ТЦ «Экодом» . Кроме образовательных и развивающих целей, на занятии-экскурсии ставятся следующие воспитательные цели патриотической направленности: формирование у обучающихся любви к отечеству, родному языку, национальной культуре, «малой родине».

При подготовке и проведении экскурсии акцентируется внимание студентов на такие аспекты, как региональный компонент и перспективы развития фермерского предпринимательства в условиях санкций. Отчет по экскурсии предлагается выполнить не в традиционной письменной форме, а в виде репортажа (работа в парах), обязательным элементом которого являются интервью, взятые у фермеров и посетителей ярмарки. Студенты, кроме защиты репортажей на очередном занятии, публиковали свои материалы на своих страницах социальных сетей и в историях.

С 1995 года многими странами мира отмечается Международная неделя качества. В РФ эта неделя проходит под девизом «Россия — страна со знаком качества». В течение недели в группах по специальности «Коммерция» ежедневно проводятся занятия в рамках Всероссийского проекта «Уроки качества» [5], на которых студенты более глубоко проясняют понятие «качество», узнают, зачем оно нужно, и почему без него люди не смогли бы жить полезно, вкусно, экологично и безопасно. Воспитательная функция таких занятий — сформировать гуманное отношение к людям, активную социальную позицию по отношению к потребляемым товарам и услугам, эмоциональный интеллект, бережное отношение к природному, культурному наследию и традициям, любовь к Родине.

Награждение лидеров качества

Рис. 2. Награждение лидеров качества

Каждое занятие заканчивалось разнообразными контрольно-оценочными процедурами (кейсы, тесты, опросы, викторины, кроссворды, рабочие листы, чек-листы и др.). На заключительном занятии студенты прошли в режиме онлайн итоговый тест на портале «Роскачество» [3], участники получили сертификаты. В завершении недели самые активные участники недели были награждены грамотами (рис. 2).

При организации и проведении недели «Россия — страна со знаком качества», используются разнообразные электронные и цифровые образовательные ресурсы [1], что позволяет проводить мероприятия недели динамично, интересно и эффективно.

Акции «Ёлочка Победы» не было в первоначальном плане, но как только ее инициировали студенты одной из групп, и подхватили все будущие коммерсанты, она была добавлена в план, и по праву заняла там центральное место.

Ребята разработали дизайн открыток для участников СВО, составили калькуляцию, собрали средства, приобрели необходимые материалы, шоколад и закипела работа мастерской «Ёлочка Победы» (рис. 3). Затем ребята смонтировали видео работы мастерской с закадровым чтением авторами написанных воинам поздравлений [1].

Работа мастерской «Ёлочка Победы» Работа мастерской «Ёлочка Победы»

Рис. 3. Работа мастерской «Ёлочка Победы»

Еще одной доброй традицией, которая зародилась несколько лет назад, стало проведение межгрупповых конкурсов «Новогодний переполох» . Ребята творчески подошли к анонсированию конкурса и создали не только красочное объявление, но и сняли интересный видео анонс [1].

С годами меняются задания и подходы к проведению конкурса, но остается неизменным популяризация русской культуры, наших новогодних традиций, отечественных товаров и производителей. Не теряет актуальности конкурс-битва «Дед Мороз против Санта Клауса» [1]. К сожалению, не только дети, но и взрослые часто путают, или смешивают эти два персонажа. Ежегодно конкурс заканчивается совместным дружным исполнением участниками и зрителями песни «Российский Дед Мороз».

В преддверии Дня защитника Отечества была проведена Олимпиада профессионального мастерства «Военторг» [1].Финальное состязание олимпиады началось с экскурса в историю этого важного для нашей страны праздника. Далее была прослежена история военторгов от зарождения до наших дней, и их роль в обеспечении участников СВО. Два творческих задания Олимпиады посвящены военной тематике: реклама товаров из ассортимента военторгов, предназначенных для участников СВО и оформление подарка ко Дню Защитника Отечества. Со зрителями проведена викторина на военную тему.

Автором на платформе российской социальной сети «ВКонтакте» создано открытое сообщество «Не скучно о товароведении» для предметного общения по товароведению и другим дисциплинам, выходящего за рамки предмета, не только со студентами, но и со всеми желающими активными потребителями [4]. Большое значение сообщество играет в воспитательном процессе будущих коммерсантов в целом, и в патриотическом его направлении в частности. Здесь анонсируются все мероприятия, размещаются планы, программы, задания, а также освещаются итоги и достижения, в том числе в виде фото- и видеоотчетов. Кроме того, ресурс позволяет оперативно осуществлять обратную связь, в любое удобное для участников время.

Результатом разнообразия и наглядности учебных материалов, размещенных в доступной среде общения, является устойчивая динамика качества знаний обучающихся, повышение мотивации учебной деятельности и успешной адаптации будущих специалистов к профессиональной деятельности в современных условиях, в также воспитание настоящего патриота своего Отечества, края, города, образовательного учреждения. Совместная деятельность обучающихся всех групп по специальности сплотила и подружила ребят.

Эффекты, достигаемые в результате описанной деятельности , имеются как для объектов, так и для субъектов патриотического воспитания:

для обучающихся и педагогов: улучшаются отношения за счет использования привычных для обучающихся средств коммуникации; используемые цифровые технологии и сетевые ресурсы позволяют привлекать обучающихся для создания сетевого учебного контента; активизируется организация и направление познавательного и творческого участия каждого как в группе, как и индивидуально;

для образовательного учреждения: обогащается образовательная среда учебного заведения в контексте инновационных образовательных технологий; повышается эффективность патриотического воспитания обучающихся не только через внеурочную деятельность; повышается конкурентоспособность образовательной организации.

для государства: осовременивается патриотическое воспитание; появляются патриотически настроенные молодые лидеры в молодежных аудиториях, что позволит государству усилить ориентированность на молодое поколение патриотов своей страны.

Литература:

  1. Ментальная карта «План мероприятий патриотического воспитания по специальности «Коммерция (по отраслям)» на 2022–2023 уч. г». / [Электронный ресурс]. — URL: https:// https://mind-map-school.ru/sh-227e457246cb947d
  2. Методические рекомендации «Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации» / [Электронный ресурс]. — URL: https://patriot.nso.ru/sites/patriot.nso.ru
  3. Роскачество. Портал для умного покупателя. / [Электронный ресурс]. — URL: https://rskrf.ru/about/
  4. Сообщество «Не скучно о товароведении». / [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/club211490680
  5. Уроки качества. / [Электронный ресурс]. — URL: https://kachestvo.pro/academy/lessons/

Похожие статьи

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение»». Приводятся результаты оформления инновационного опыта по профессионализац...

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Потенциальные возможности использования электронных образовательных ресурсов в условиях реализации профессиональных модулей ФГОС СПО 3+

В статье определяется роль электронных образовательных ресурсов в системе подготовки специалистов среднего звена. Отмечается, что в современных условиях интенсивно наращивается материальная база учреждений СПО, но остаются нерешенными вопросы эффекти...

Развитие учебной самостоятельности младших школьников на основе работы с цифровыми образовательными ресурсами и дифференцированного подхода

В статье автор пытается определить эффективные психолого-педагогические условия формирования учебной самостоятельности младших школьников на основе использования ЦОР.

Формирование представлений младших школьников об инженерной профессии как прорывная стратегия развития технического образования Хабаровского края

Статья посвящена описанию эмпирических результатов психолого-педагогического исследования, цель которого заключается в определении влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной професс...

Возможности внеурочной деятельности по формированию информационной компетенции младших школьников

В статье приведены основные характеристики программы внеурочной деятельности по повышению информационной культуры младших школьников. Автор в ходе проведенного эксперимента показал эффективность внеурочной деятельности и повышения уровня информационн...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся

В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

Похожие статьи

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение»». Приводятся результаты оформления инновационного опыта по профессионализац...

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Потенциальные возможности использования электронных образовательных ресурсов в условиях реализации профессиональных модулей ФГОС СПО 3+

В статье определяется роль электронных образовательных ресурсов в системе подготовки специалистов среднего звена. Отмечается, что в современных условиях интенсивно наращивается материальная база учреждений СПО, но остаются нерешенными вопросы эффекти...

Развитие учебной самостоятельности младших школьников на основе работы с цифровыми образовательными ресурсами и дифференцированного подхода

В статье автор пытается определить эффективные психолого-педагогические условия формирования учебной самостоятельности младших школьников на основе использования ЦОР.

Формирование представлений младших школьников об инженерной профессии как прорывная стратегия развития технического образования Хабаровского края

Статья посвящена описанию эмпирических результатов психолого-педагогического исследования, цель которого заключается в определении влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной професс...

Возможности внеурочной деятельности по формированию информационной компетенции младших школьников

В статье приведены основные характеристики программы внеурочной деятельности по повышению информационной культуры младших школьников. Автор в ходе проведенного эксперимента показал эффективность внеурочной деятельности и повышения уровня информационн...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся

В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

Задать вопрос