Профессионально-деятельностное направление патриотического воспитания обучающихся по специальности «Коммерция (по отраслям)» с применением электронных и цифровых образовательных ресурсов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Юрченко, Е. А. Профессионально-деятельностное направление патриотического воспитания обучающихся по специальности «Коммерция (по отраслям)» с применением электронных и цифровых образовательных ресурсов / Е. А. Юрченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9264/ (дата обращения: 18.07.2024).



В статье представлен опыт планирования и проведения комплекса мероприятий профессионального цикла обучения патриотической направленности с применением эффективных инструментов воспитания.

Ключевые слова: ментальная карта, патриотическое воспитание, цифровые образовательные ресурсы, чек лист, электронные образовательные ресурсы.

Образование — самое мощное оружие, с помощью которого можно изменить мир.

Нельсон Мандела

Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью воспитательного процесса на всех ступенях образования (НОО, ООО, ОСО, СПО, ВУЗ). Несмотря на позитивные тенденции, развитие патриотизма, гражданственности и формирование патриотической культуры в молодежной среде остается первостепенной задачей государства и общества, и стратегическим приоритетом национальной безопасности России.

При всей устойчивости в системе патриотического воспитания фиксируется и некоторые сложности. Например, в методических рекомендациях «Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации» признано, что «на текущий период в системе патриотического воспитания распространен определенный перекос в сторону военно-патриотического направления. Воспитание патриотов строится не столько на гражданском просвещении, устремленности в будущее и готовности разделить ответственность за него, сколько на гордости военными победами, военной героике и милитаризме» [2].

В образовательные учреждения СПО основными объектами патриотического воспитания являются две возрастные группы: подростки 15–17 лет (младшие учебные группы) и студенческая молодежь 18–24 года. Субъектами патриотического воспитания этих групп являются не только образовательные учреждения, но и учреждения молодежной политики и культуры, артисты, спортсмены, лидеры общественного мнения, блогеры, популярные музыканты. И педагогам следует учитывать это влияние.

Воспитание необходимо наполнять эффективными для данных возрастных категорий инструментами патриотического воспитания, современными практиками, технологиями и формами. Игровые и цифровые технологии вызывают у молодежи высокий эмоциональный отклик. Благодаря этим подходам молодежь сможет иначе взглянуть на свою Родину, почувствовать личную сопричастность к ее истории и культуре, осознать свою роль в развитии Отечества. Помимо общероссийского патриотизма, необходимо формировать у молодого поколения местный, региональный патриотизм, который выражается в привязанности, любви к родному краю, городу, поселку, улице, образовательной организации, учебной группе, спортивной команде.

Планирование основных мероприятий профессионально-деятельностного направления патриотического воспитания в 2022–2023 году осуществлялось автором при помощи ментальной карты, созданной в сервисе IOCTOPUS.RU (рис. 1).

Ментальная карта плана мероприятий в сервисе IOCTOPUS.RU

Рис. 1. Ментальная карта плана мероприятий в сервисе IOCTOPUS.RU

В течение учебного года карта систематически дополнялась информацией о проведенных мероприятиях и гиперссылками на планы, сценарии, фото и видеоотчеты и т. д. В конечном итоге в одной карте получился полноценный отчет о работе по данной теме за весь учебный год. При переходе по QR-коду ментальной карты все этапы плана можно развернуть и ознакомиться с цифровыми и электронными ресурсами мероприятий по гиперссылкам.

Ежегодно, в третью субботу сентября, будущие коммерсанты в рамках освоения МДК 03.02 Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров посещают с экскурсией «Ярмарку выходного дня» в ТЦ «Экодом» . Кроме образовательных и развивающих целей, на занятии-экскурсии ставятся следующие воспитательные цели патриотической направленности: формирование у обучающихся любви к отечеству, родному языку, национальной культуре, «малой родине».

При подготовке и проведении экскурсии акцентируется внимание студентов на такие аспекты, как региональный компонент и перспективы развития фермерского предпринимательства в условиях санкций. Отчет по экскурсии предлагается выполнить не в традиционной письменной форме, а в виде репортажа (работа в парах), обязательным элементом которого являются интервью, взятые у фермеров и посетителей ярмарки. Студенты, кроме защиты репортажей на очередном занятии, публиковали свои материалы на своих страницах социальных сетей и в историях.

С 1995 года многими странами мира отмечается Международная неделя качества. В РФ эта неделя проходит под девизом «Россия — страна со знаком качества». В течение недели в группах по специальности «Коммерция» ежедневно проводятся занятия в рамках Всероссийского проекта «Уроки качества» [5], на которых студенты более глубоко проясняют понятие «качество», узнают, зачем оно нужно, и почему без него люди не смогли бы жить полезно, вкусно, экологично и безопасно. Воспитательная функция таких занятий — сформировать гуманное отношение к людям, активную социальную позицию по отношению к потребляемым товарам и услугам, эмоциональный интеллект, бережное отношение к природному, культурному наследию и традициям, любовь к Родине.

Награждение лидеров качества

Рис. 2. Награждение лидеров качества

Каждое занятие заканчивалось разнообразными контрольно-оценочными процедурами (кейсы, тесты, опросы, викторины, кроссворды, рабочие листы, чек-листы и др.). На заключительном занятии студенты прошли в режиме онлайн итоговый тест на портале «Роскачество» [3], участники получили сертификаты. В завершении недели самые активные участники недели были награждены грамотами (рис. 2).

При организации и проведении недели «Россия — страна со знаком качества», используются разнообразные электронные и цифровые образовательные ресурсы [1], что позволяет проводить мероприятия недели динамично, интересно и эффективно.

Акции «Ёлочка Победы» не было в первоначальном плане, но как только ее инициировали студенты одной из групп, и подхватили все будущие коммерсанты, она была добавлена в план, и по праву заняла там центральное место.

Ребята разработали дизайн открыток для участников СВО, составили калькуляцию, собрали средства, приобрели необходимые материалы, шоколад и закипела работа мастерской «Ёлочка Победы» (рис. 3). Затем ребята смонтировали видео работы мастерской с закадровым чтением авторами написанных воинам поздравлений [1].

Работа мастерской «Ёлочка Победы» Работа мастерской «Ёлочка Победы»

Рис. 3. Работа мастерской «Ёлочка Победы»

Еще одной доброй традицией, которая зародилась несколько лет назад, стало проведение межгрупповых конкурсов «Новогодний переполох» . Ребята творчески подошли к анонсированию конкурса и создали не только красочное объявление, но и сняли интересный видео анонс [1].

С годами меняются задания и подходы к проведению конкурса, но остается неизменным популяризация русской культуры, наших новогодних традиций, отечественных товаров и производителей. Не теряет актуальности конкурс-битва «Дед Мороз против Санта Клауса» [1]. К сожалению, не только дети, но и взрослые часто путают, или смешивают эти два персонажа. Ежегодно конкурс заканчивается совместным дружным исполнением участниками и зрителями песни «Российский Дед Мороз».

В преддверии Дня защитника Отечества была проведена Олимпиада профессионального мастерства «Военторг» [1].Финальное состязание олимпиады началось с экскурса в историю этого важного для нашей страны праздника. Далее была прослежена история военторгов от зарождения до наших дней, и их роль в обеспечении участников СВО. Два творческих задания Олимпиады посвящены военной тематике: реклама товаров из ассортимента военторгов, предназначенных для участников СВО и оформление подарка ко Дню Защитника Отечества. Со зрителями проведена викторина на военную тему.

Автором на платформе российской социальной сети «ВКонтакте» создано открытое сообщество «Не скучно о товароведении» для предметного общения по товароведению и другим дисциплинам, выходящего за рамки предмета, не только со студентами, но и со всеми желающими активными потребителями [4]. Большое значение сообщество играет в воспитательном процессе будущих коммерсантов в целом, и в патриотическом его направлении в частности. Здесь анонсируются все мероприятия, размещаются планы, программы, задания, а также освещаются итоги и достижения, в том числе в виде фото- и видеоотчетов. Кроме того, ресурс позволяет оперативно осуществлять обратную связь, в любое удобное для участников время.

Результатом разнообразия и наглядности учебных материалов, размещенных в доступной среде общения, является устойчивая динамика качества знаний обучающихся, повышение мотивации учебной деятельности и успешной адаптации будущих специалистов к профессиональной деятельности в современных условиях, в также воспитание настоящего патриота своего Отечества, края, города, образовательного учреждения. Совместная деятельность обучающихся всех групп по специальности сплотила и подружила ребят.

Эффекты, достигаемые в результате описанной деятельности , имеются как для объектов, так и для субъектов патриотического воспитания:

для обучающихся и педагогов: улучшаются отношения за счет использования привычных для обучающихся средств коммуникации; используемые цифровые технологии и сетевые ресурсы позволяют привлекать обучающихся для создания сетевого учебного контента; активизируется организация и направление познавательного и творческого участия каждого как в группе, как и индивидуально;

для образовательного учреждения: обогащается образовательная среда учебного заведения в контексте инновационных образовательных технологий; повышается эффективность патриотического воспитания обучающихся не только через внеурочную деятельность; повышается конкурентоспособность образовательной организации.

для государства: осовременивается патриотическое воспитание; появляются патриотически настроенные молодые лидеры в молодежных аудиториях, что позволит государству усилить ориентированность на молодое поколение патриотов своей страны.

Литература:

  1. Ментальная карта «План мероприятий патриотического воспитания по специальности «Коммерция (по отраслям)» на 2022–2023 уч. г». / [Электронный ресурс]. — URL: https:// https://mind-map-school.ru/sh-227e457246cb947d
  2. Методические рекомендации «Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации» / [Электронный ресурс]. — URL: https://patriot.nso.ru/sites/patriot.nso.ru
  3. Роскачество. Портал для умного покупателя. / [Электронный ресурс]. — URL: https://rskrf.ru/about/
  4. Сообщество «Не скучно о товароведении». / [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/club211490680
  5. Уроки качества. / [Электронный ресурс]. — URL: https://kachestvo.pro/academy/lessons/
Задать вопрос