Конспект образовательной игровой ситуации для старшей и подготовительной группы ДОУ на тему «Празднование Нового года и Рождества на Кубани»
Авторы: Бобрышова Светлана Владимировна, Свиридова Адэля Загидуллаевна, Голикова Виктория Эдуардовна, Зыбина Татьяна Вадимовна, Нищенко Елена Васильевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (58) ноябрь 2022 г.
Дата публикации: 07.10.2022
Статья просмотрена: 129 раз
Библиографическое описание:
Конспект образовательной игровой ситуации для старшей и подготовительной группы ДОУ на тему «Празднование Нового года и Рождества на Кубани» / С. В. Бобрышова, А. З. Свиридова, В. Э. Голикова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7642/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель : Познакомить детей с обычаями и традициями празднования Рождества и Нового года на Кубани при помощи игр и развлечений.
Задачи:
– Образовательная: создавать условия для получения знаний о кубанских Новогодних традициях и обычаях;
– Развивающая: способствовать развитию речевого творчества, познавательных и интеллектуальных способностей, памяти, музыкального вкуса и культуры слушания, речевого дыхания, голоса, внимания; развивать восприятие народного фольклора;
– Воспитательная: воспитывать уважение к народным традициям, чувство гордости за свою родину.
Предварительная работа:
– Рассматривание иллюстраций с изображением празднования нового года на Кубани, кубанских новогодних забав;
– Подготовка родителями рождественских костюмов;
– Разучивание колядок, кубанских песен и игр.
Материалы и оборудование:
– Рождественский стол с угощеньями;
– костюмы и атрибуты для новогодних игр и забав;
– аудиозаписи новогодних и рождественских кубанских песен; набор игрушек для игры «Гадание, кем я стану»;
– горшочки с зерном; метла
– маска Козы.
Методы и приемы:
наглядность, погружение в игровую ситуацию музыкальное сопровождение, использование фольклора, народных игр.
Ход занятия:
Организационный момент:
1 этап: «Введение в ситуацию»
Звучит старинная колядная песня «Пришла Коляда — Калядица, Рождественская затейница»
Воспитатель:
Здравствуйте, гости дорогие!
Хозяюшка рада гостям!
Пролетели дни без оглядки!
Вот и пришли долгожданные Колядки!
Мы споем для вас и спляшем,
Всем про Рождество расскажем!
Всем гостям дорогим
«Здравствуйте!» — мы говорим. (Дети хором здороваются)
2 этап: «Актуализация»
(Воспитатель беседует с детьми о том, как люди, которые жили на этой земле раньше, до нас, отмечали Новый год, Рождество и Святки на Кубани, и что они делали в святые вечера.)
Воспитатель: «Для дорогого гостя и ворота настежь» Это, ребята, старинная Кубанская пословица. Ну, раз уж гости дорогие ко мне пожаловали, то хотела бы я у вас спросить: а кто знает, что же такой Святки. (ответы детей)
(Беседа воспитателя о праздновании Святок на Кубани. О Святом вечере — Сочельнике.)
Воспитатель: Да, ребята, Святки — это праздничный период, который длиться 12 дней от Рождества Христова до Крещенского Сочельника. Это время добра и радости, народных гуляний, веселья и различных шумных мероприятий и игр. В этот период люди готовят разнообразные блюда, накрывают праздничные столы, ходят друг к другу в гости, дарят подарки и приговаривают: «Угощайтесь, чем Бог послал, люди добрые!» А давайте подумаем, что это за праздник такой Сочельник. (ответы детей).
Воспитатель: Вы правы, ребята Сочельник — это вечер перед Рождеством. Название это происходит от главного блюда на праздничном столе Сочиво. Это постное блюдо из крупы и сухофруктов. Ещё одно название главного блюда «кутья». Ребята, а вы знаете, что Рождественский Сочельник считали «голодной кутьёй». Вечером, до первой звезды нельзя было дотрагиваться до еды. А встречать Рождество принято было всей семьёй, с бабушками и дедушками. А ещё к кутье обязательно готовили компот из сухих фруктов, назывался он «узвар».
Воспитатель: А кто из вас, ребята, знает тайный смысл угощения «кутьёй»?
(ответы детей)
Воспитатель: на нашей земле со времён наших предков существовало народное предание, что угощаться кутьёй — значит относиться уважительно к своим предкам, а они нас обеспечат достатком и благополучием.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, какие Рождественские обычаи и традиции были у наших предков? (ответы детей)
Воспитатель: Да, молодцы, Кубанский край весьма многонациональный. В каждой станице были свои обычаи, но главные основные оставались у всех. У казаков важным считался ритуал ношения «вечэри» (кутьи и пирожков). Этот ритуал должен проводиться только мужчинами по народному поверью, пока так происходит, народу ничего не грозит. У «Вечерников» пробовали кутью и взамен дарили подарки. После утреннего молебна мальчики и мужчины «рождествовали» — ходили по улицам и славили Рождение Христа, а главным символом была звезда, которую несли на длинной палке перед собой. Часто наряжались в костюмы, разыгрывали сценки на тему рождения Христа, исполняли песнопения. На Кубанской земле празднование Рождества и Нового года неразрывно было связано с колядованием. Дети и женщины ходили колядовать по дворам и пели специальные песни — колядки. Колядовщики надевали маски разных животных. Сейчас всё это делается для смеха, а раньше люди верили, что так они могут напугать нечистую силу. Все друг другу дарили подарки, так как считалось, чем больше отдашь, тем больше получишь благ.
А кто из вас уже колядовал с родителями? (ответы детей).
Воспитатель: ребята, а кто знает происхождение слова «Коляда»? (ответы детей)
Воспитатель: смысл слова «Коляда» уходит в давние времена и обозначает слово «коло» Солнце, оно защищало людей от темноты, а потом с Рождеством Христа рождало обновлённое светило. А также по древним преданиям, это «круговая еда». Что и объясняет смысл колядования-хождения от дома к дому и угощения блюдами.
Воспитатель: а сейчас поиграем в игру «Поймай звёздочку». На Кубани с давних пор существовала старинная народная примета, кто увидит падающую звезду на небе и загадает желание, у того желание обязательно исполнится. Я выбрасывается много шариков под весёлую казачью музыку, в некоторых из них внутри звёздочки. А вы, ребята, старайтесь выбрать шарик со звёздочкой, лопнуть его и загадать желание.
Воспитатель: а ещё один Рождественский обычай, в ночь на Рождество люди гадали. Все очень любили эту забаву, не все верили в гадание, но все равно развлекались, что бы повеселиться. Кто из вас, ребята, хочет поиграть в игру-гадание «Кем я стану». Условия игры: на лавке стоят горшочки, наполненные крупой. Надо идти вокруг лавочки и просить горшочек, чтобы он вам рассказал, какая профессия у вас будет, когда вы вырастите. (дети находят в горшочках с зерном предметы, которые называют профессию (парикмахер, строитель, водитель, учитель, летчик, врач, музыкант).
Динамичная пауза
Воспитатель: а сейчас я вас попрошу взять в руки праздничные атрибуты, одеть свои шапочки, маски стать у елочки и спеть колядки, которые вы разучивали. (Дети проходят к елке и исполняют колядки).
Воспитатель: Ребята, все лепили Снежную Бабу. А кто может ответить, какое значение имела Снежная Баба для наших предков? (ответы детей).
Воспитатель: в народе верили в нечистую силу, которая просыпалась в Рождественские вечера. Снежная баба с метлой олицетворяла защиту от злых духов и защищала те дома, около которых её сооружали. Очень интересная зимняя забава–это лепка около своих домов Снежной Бабы. Давайте и мы сейчас с вами вспомним эту давнюю традицию, поиграем в игру «Слепим Снежную Бабу». Правила игры: вы делитесь на две команды, каждая команда должна выбрать себе кого-то, кто будет снежной бабой. У нас есть необходимые атрибуты (метла, рулоны белой бумаги). Чья команда быстрее слепит свою Снежную Бабу — обмотает «бабу» белой бумагой, та команда и победила.
3 этап: «Затруднение в ситуации»
Воспитатель: вот мы с вами, ребята, поговорили про Святки — волшебное время, про колядки. А кто слышал про обряд «Вождения козы» и когда это происходило?
4 этап: открытие детьми нового знания (способа действия)
Воспитатель: да, ребята, не надо путать «колядки» и «щедровки». Колядовать ходят с Рождественского вечера после первой звезды. А «щедровать» вечером перед Старым Новым годом 14 января, который приходиться на середину Святок. В этот вечер народ «щедровал», пел песенки, выпрашивал у хозяев угощения. Щедровальщиков одаривали кушаньями, которые потом делили между собой или шли к кому-то домой и праздновали там дальше. Празднующие люди водили по дворам переодетого в «козу» человека и «кота» с сумкой для угощений. Давайте и мы с вами поиграем в обрядовую народную игру «Шла коза рогатая», поводим «Козу», попоём «щедровки», которые мы разучивали с вами к празднику.
Воспитатель: ребята, есть ещё один интересный обряд, который совершался утром на Старый Новый год 14 января. Кто может ответить, что это за обряд? (ответы детей)
Воспитатель: да, речь идёт о народном обряде «посевание». По народным приметам в это утро первого в дом нужно пустить мужчину, тогда всем живущим в этом доме будет благополучие и здравие, поэтому «посевальщиками» были только люди мужского пола. «Посевали» (разбрасывая пшеницу) на хозяев, поздравляя с Новым годом. За это хозяева им дарили подарки. Зёрна, оставшиеся после обряда, считались особенными, волшебными, ими кормили курей, например, и они лучше неслись.
5 этап: «Включение в новое знание, способа действия в систему знаний ребёнка»
Воспитатель: сейчас мы с вами организуем праздничный обряд. Девочки будут исполнять народные колядки, а мальчики в это время будут «посевать» зёрнами пшеницы на поющих девочек.
Воспитатель: на Кубанской земле множество Рождественских игр-забав, кто знает и может предложить какую-нибудь весёлую Рождественскую игру?
Воспитатель: Молодцы! Вы знаете большое количество игр, а я предлагаю вам поиграть в игру «Мотальшчики». Условия игры: делимся на две команды, какая команда быстрее всех без отстающих намотают верёвочку до Рождественской звёздочки, та команда и победила.
6 этап: «Осмысление»
Воспитатель: вот и подошло к концу наше знакомство с кубанскими народными забавами, обрядами и традициями празднования Рождества и Нового года. Вы узнали, как предки земли Кубанской уважали свои традиции и обряды, весело проводили все Рождественские народные праздники. Я хотела бы, что бы вы поделились впечатлениями: что узнали нового, о каких праздниках говорили, в какие игры играли, что больше всего запомнилось или понравилось? понравилось ли вам Рождественское гадание? (ответы детей)
Воспитатель: я очень надеюсь, что вы, ребята, будете жить, поддерживая традиции Кубанского народа, из года в год, из века в век будете предавать их своим потомкам. Предлагаю всем участником пройти к праздничному столу.
Литература:
- Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества — Краснодар: Традиция, 2001
- «Кубань в старину» А. В. Маслов. — Краснодар: Традиция, 2009
- «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине», В. А. Маркова, Л. М. Данилина, З. Г. Прасолова., — Краснодар, Традиция, 2007 6.
- Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам кубанской народной культуры», 1998
- Науменко Г. М. «Фольклорный праздник», 2000
- Топорков А. Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002
- «Дошкольникам о Кубани»: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций / сот. Т. А. Трифонова и др.- Краснодар: перспективы образования, 2019. — 104с.
- Марченко Е. Рождество Христово в народных обычаях на Кубани // Каневчане. — 1996.
- И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Как у наших у ворот. Русские народные песни в детском саду». — СП.: Издательство «Композитор». — 2008.