Сценарий досугового мероприятия для детей дошкольного возраста «Зимние Святки»
Автор: Шурмина Анна Александровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (63) апрель 2023 г.
Дата публикации: 25.03.2023
Статья просмотрена: 34 раза
Библиографическое описание:
Шурмина, А. А. Сценарий досугового мероприятия для детей дошкольного возраста «Зимние Святки» / А. А. Шурмина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 4 (63). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/248/8218/ (дата обращения: 16.12.2024).
Введение
Народная культура — одно из средств нравственного, познавательного и эстетичного развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур.
Вспомним слова академика Д. С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке живописи… национальное отличие сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабоченны воспитанием душ, а не только передаче знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Данный сценарий досуга — попытка познакомить детей и педагогов с традициями русских праздников, взглянуть на них глазами современного человека.
Цель: Формирование у детей знаний о зимних народных традициях посредством игр и игровых ситуаций.
Задачи:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
— воспитание интереса и уважения к культуре своего народа;
— формирование коллективизма, эмоциональной отзывчивости, умения сопереживать;
— развитие социального и эмоционального интеллекта.
ОО «Познавательное развитие»
— формирование первичных знаний о годовом цикле праздников на основе календарно-обрядового фольклора;
— пополнить знания детей о традициях и обрядах Рождества — колядовании;
ОО «Речевое развитие»
— формирование умения поддерживать беседу по заданной теме;
— разучивание народных поговорок, загадок, потешек, народных игр, рождественских колядок;
— активизация словаря по теме.
Словарь: праздник, традиция, обряд, зимние забавы, «Рождество», «Святки», «колядки» и др.
ОО «Художественно- эстетическое развитие»
— развитие поэтического и музыкального слуха, чувства ритма;
— формировать навыки пения колядок, участия в театрализованных действиях;
— воспитание музыкального и эстетического вкуса.
ОО «Физическое развитие»
— развитие двигательной активности в хороводах, плясках, народных играх;
— развитие интереса к участию в народных играх.
Предварительная работа:
— рассказ педагогов о новогодних обычаях и символах, о том, как раньше украшали ёлку, рассказы из опыта детей «Семейные традиции Нового года»;
— просмотр м/ф «Как Новый год на свет появился», 2013г., реж. Анастасия Головань;
— чтение сказки М. Москвиной, С. Седова «Как Дед Мороз на свет появился»;
— беседа о праздновании старого Нового года, Рождества, о святочных традициях;
— разучивание колядок, примет, поговорок, загадок о зиме, песенок к играм;
— прослушивание русских народных песен о зиме — «Ах, ты зимушка-зима», «Как на тоненький ледок», «Рукавички» и др.;
— изготовление масок для игр, костюмов для сценки «Колядовщики».
Ход мероприятия
Оборудование: макет печи, хозяйственная утварь, печенье «козули», атрибуты для колядовщиков, маски для игры «Солнце и месяц», бубен.
Действующие лица:
Герои: взрослые — Хозяйка, Зимушка-Зима; дети-колядовщики и Коза.
Хозяйка: Здравствуйте, добрые молодцы, да красные девицы! Вот и наступило время года, которое кроется в такой загадке:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Хозяйка: Правильно —- зима! А с нею и ее вечные спутники…
Бел как мел,
С неба прилетел
Зиму пролежал,
Весной убежал.
Хозяйка: Конечно — белый снег! А это кто такой?
Невидимкой осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на стене.
Хозяйка: Вы правы — это мороз!
Логоритмическое упражнение
Ой, мороз, мороз, мороз — Дети потирают ладони.
Щиплет щеки, щиплет нос. — Указательным и средним пальцами обеих рук слегка щиплют себя за щеки и нос.
Щиплет ушки, щиплет губки, — Затем щиплют себя за уши и губы.
Забирается под шубки. — Прячут руки под мышки .
Чтоб согреться, посмотри,
Все как следует потри: — Потирают ладони.
Щеки, носик, уши, губы. — Трут щеки, крылья носа, уши, губы.
Пар пошел даже от шубы. — Разводят руки в стороны, складывают губы трубочкой, выдыхают.
Хозяйка: Ну что, не замерзли? Недаром у русского народа сложились такие пословицы: «Мороз не велик, да стоять не велит, «Береги нос в большой мороз», «Зима — не лето, в шубу одета». Зима — особая пора в жизни крестьян, она занимала самый большой период времени. Первые заморозки в октябре говорили о приближении суровых холодов.
Снежок лети,
Поземка мети,
Вьюга гуди на моём пути!
Стужа ступай, везде побывай.
В зал входит Зимушка.
Хозяйка: Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Зимушка: Здравствуйте, ребята! Я хоть и морозна, да весела! Рада я вас повеселить своими забавами!
Игра-забава «Что нам нравится зимой?» (под музыку Е. Тиличевой)
Хозяйка и Зимушка с детьми имитируют зимние забавы по тексту песни.
Зимушка: Молодцы, ребята! Отлично справились! У русского народа сложилось много традиций. Какие вы знаете традиции Нового года?
Хозяйка: С приходом Нового года начинались Святки — праздничные дни, которые славились гуляниями и забавами. Люди ходили в гости и дарили друг другу подарки.
Зимушка: А я тоже приготовила для ребят подарок! Угадайте, что это звенит? Правильно! Бубен!
Проводится игра «Бубен ».
(Дети, стоя в кругу, под музыку передают из рук в руки бубен, когда музыка останавливается, тот, у кого бубен в руках, выходит в центр круга и танцует с Хозяйкой и Зимушкой, затем возвращается на место. Повторяется несколько раз)
Хозяйка: Все мы знаем, что зимой солнце низкое, а световой день короче…В народе говорят: «В январе солнце — на лето, зима — на мороз».
Где ты, солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замёрзла,
Без тебя земля промёрзла.
Выйди, Солнышко, скорей.
Приласкай и обогрей!
Народная игра «Солнце и месяц».
Выбирают двоих водящих. Они образуют «ворота». Остальные игроки выстраиваются вереницей и берут друг друга за пояс. Проходя через «ворота», они нараспев говорят:
Шла, шла тетеря,
Шла, шла рябая,
Шла она лугом,
Вела детей кругом:
Старшого, меньшого,
Среднего, большого.
«Солнце» и «месяц» пропускают всю вереницу через «ворота», а у последнего спрашивают: «К кому хочешь идти — к солнцу или месяцу?» Игрок становится сбоку от того, кого выбрал. Так вереница проходит через «ворота», пока все игроки не перейдут к «солнцу» или «месяцу». Считают у кого больше игроков. Если у «солнца», то игроки дразнят так:
Солнце греет, к нему все идут,
А месяц холодный — к нему идти не хотят!
Если больше игроков у «месяца», то игроки дразнят соперников так:
Солнце жарит и палит, к нему идти не хотят,
А месяц — ясный, ночью светит, к нему все идут!
Зимушка: Когда проходят зимние святки, все ходят с рождественской звездой по домам и прославляют хозяев дома, а хозяева одаривают колядовщиков угощениями.
Хозяйка: К их приходу готовились заранее, пекли печенье в виде домашних животных — козули. Но самое важное в Рождество — быть добрым, ни с кем не ссориться, никого не обижать. Настало время и нам колядовать.
Сценка «Колядовщики»
Ребенок 1
Эй, ребятки, нынче Святки,
Не пойти ль нам на колядки?
Там блины, козули,
И кисель в кастрюле!
Ребёнок 2
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
Нам на прянички, на орешки,
Детям на потешки!
Ребёнок 3
Добрый вечер вам,
Еще добрым людям!
Мы не сами идём!
Мы козу ведем!
Коза
Где коза ходит,
Там жито родит,
Где коза хвостом,
Там жито кустом…
Ребёнок 4
Не ходи, коза, под то село,
Под ту Каменку.
Там стрельцы, бойцы
Хочут козу бить,
Хочут загубить.
Ребёнок 5
Ударили козу во правое ухо...
Коза упала,
К земле припала…
(Охают)
Дайте кусочек сала,
Чтоб наша коза
Весела стала,
Ещё поплясала.
Ребёнок 6
Тетенька-добренька,
Пирожочка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай!
Печка-то топится,
Пирожочка-то хочется!
(Хозяйка выносит угощения — козули)
Ребёнок 7
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На телят, на жеребят
И на маленьких ребят.
(Посевает)
Хозяйка:
Хорошей хозяйкой дом стоит.
Доброму гостю хозяин рад.
Хорошие гости всегда в пору.
Встречают хлебом- солью.
Зимушка:
Сею-вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили!
Хозяйка: Спасибо, Зимушка-Зима! Рады мы встрече с тобой, забавам твоим, ярким праздникам! Наша Козочка приглашает всех в озорной хоровод.
Хороводный танец-игра «Шла коза по лесу…»
(Дети выполняют движения по тексту песни, исполняемые Козой)
Литература:
- Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Младшая и средняя группы. — СПб.: ООО «Издательство Детство- Пресс», 2020. — 352 с.
- Ботякова О. А. Детский народный календарь. Солнечный круг: в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений. — СПб.: ООО «Издательство Детство- Пресс», 2021. — 56 с.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие. — СПб: ООО «Издательство Детство- Пресс», 2021.- 304с.
- Левкиевская Е. Русские праздники. — СПб.; М.: Речь, 2016. — 144с.
- Пантелеева Н. Г. Народная культура в эстетическом развитии дошкольников. Учебно-методическое пособие. — СПб: ООО «Издательство Детство- Пресс», 2021.- 176 с.