Анализ эффективности воспитательной работы по профилактике экстремизма и терроризма среди подростков на примере работы СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургский техникум отраслевых технологий, финансов и права» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Британова, Т. В. Анализ эффективности воспитательной работы по профилактике экстремизма и терроризма среди подростков на примере работы СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургский техникум отраслевых технологий, финансов и права» / Т. В. Британова, Е. В. Туранова, М. А. Хмелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 227-230. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74910/ (дата обращения: 16.12.2024).



Для выявления рисков и профилактики экстремистских проявлений все чаще объектом исследования в психологии и других гуманитарных наук становится межкультурная компетентность. Важным компонентом межкультурной компетентности является межкультурная сенситивность, которая позволяет «почувствовать» другого, ощутить его неповторимость и уникальность, признать возможность равноправного контакта с ним. Психологических исследований такого явления, как «межкультурная сенситивность» в отечественной науке немного. Существует ряд диссертационных работ и журнальных статей, в которых упоминается этот феномен, имеются ссылки на М. Беннетта и его модель DMIS [4, с.53]. В большинстве случаев понятие межкультурной сенситивности (или чувствительности) упоминается в исследованиях межкультурной компетентности или межкультурной коммуникации. В связи с этим можно отметить работы О. В. Галустовой [1, с.201], Г. В. Вержибок, Ж. А. Верховской, Н. М. Лебедевой [2, с.116], С. А. Мартыненко, Л. Г. Почебут [5, с.63], А. П. Садохина, С. Д. Гуриевой, П. В. Шмыгалёва Межкультурная сенситивность также рассматривается как важная личная характеристика, способствующая построению толерантных отношений с носителем другой этнокультурной традиции. Однако, существуют расхождения в понимании природы межкультурной сенситивности, до сих пор нет однозначного определения этого феномена. Одни рассматривают её как «способность различать и испытывать соответствующие культурные различия» (М. Р. Хаммер, Р. Вайсман) [3, с.78], другие — как аффективный компонент межкультурной компетентности (Г. М. Чен, Л. Г. Почебут), третьи — как динамический процесс изменения аффективных, когнитивных и поведенческих особенностей индивида в ходе межкультурного контакта (М. Беннет) [4, с.51].

Для выявления рисков и профилактики экстремистских проявлений среди обучающихся в СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургский техникум отраслевых технологий, финансов и права» разработана специальная программа. В этой статье мы хотим поделиться самыми результативными формами работы по этому направлению. Ежегодно 16 ноября отмечается всемирный день толерантности. Как и во многих профессиональных образовательных организациях, в СПб ГБПОУ «СПбТОТФиП» проводится Фестиваль национальных культур. Из года в год форма фестиваля меняется, но цель остается неизменной, а именно: познакомить обучающихся с традициями народов, проживающих на территории нашей страны. Стараемся подать информацию в максимально доступной и интересной форме.

В 2013–2014 учебном году в техникуме обучались студенты, идентифицирующие себя с представителями русского, украинского, татарского, азербайджанского, казахского народа. Перед ними стояла задача рассказать об особенностях, традициях культуры, представителями которой они являются. Ребята готовили презентацию и выступали в актовом зале, с высокой сцены на аудиторию в 250 человек. По ходу выступления ведущий акцентировал внимание на чертах, объединяющих наши народы.

В 2014–2015 учебном году были подготовлены творческие номера, иллюстрирующие культуру представителя этноса Российской Федерации, обучающегося в техникуме.

В 2015–2016 учебном году Фестиваль превысил рамки одного дня. В течение двух дней на переменах (по специальному графику) в самой посещаемой рекреации здания техникума ребята могли познакомиться и поддержать выступающих. Выступления не повторялись, и были не похожи одно на другое. Здесь впервые был настоящий интерактив. В день выступления потомственного грека были подготовлены фотозоны, в которых каждый мог почувствовать себя древнегреческим богом. Скромного в повседневной жизни представителя кабардинцев теперь можно было заметить издалека благодаря его национальному головному убору. Представители армянского народа угощали блюдами национальной кухни. Ингуши демонстрировали национальные костюмы и танцы. Чеченцы сделали акцент на истории своего народа. Закрывался фестиваль концертом творческих коллективов Московского района «Танцы народов мира».

2016–2017 учебный год — самый яркий год за всю историю Фестиваля. Представления этнических групп пришлось строго регламентировать по причине их большого количества. Теперь презентация народа строилась по единой схеме: название, историко-географическое расположение этноса, государственные символы (при их наличии), традиции и обычаи (в т. ч. главные праздники), национальный костюм, национальная кухня. Из-за жесткого регламента многие идеи и инициативы студентов могли остаться не реализованными. Чтобы этого не произошло, была использованы такая форма, как гала-концерт Фестиваля национальных культур. Концерт подготовлен и проведен исключительно силами студентов. На сцене были задействованы почти 150 студентов. В зрительном зале (на 250 посадочных мест) присутствовало более 350 человек. Сценарий концерта был построен на кругосветном путешествии. В этот раз на сцене мы видели не только представителей народов, проживающих на территории Российской Федерации, но и за ее пределами: Формы представления номеров были отличались разнообразием: мини-постановка старинной армянской сказки; еврейский танец «Семь-сорок»; театрализованный рассказ об особенностях японской культуры, в том числе и современной; таджикский стендап; традиционный парный ингушский танец; зажигательная «Лезгинка» от представителей Северного Кавказа; индийский танец; мексиканская трагикомедия; сцена из балета «Дон Кихот», связанная с испанскими мотивами и многое другое.

К 2017–2018 учебному году наиболее активные участники Недели национальных культур закончили обучение в техникуме. Ярких представителей, ассоциирующих себя с какой-либо конкретной этнической группой, среди студентов не было. Было принято решение построить проведение Фестиваля по географическому принципу, рассказывать о регионах РФ. При смене контингента обучающихся было выявлено, что более эффективно представлять данный материал в малых учебных группах. На начало 2017–2018 учебного года более 60 % контингента обучающихся — иногородние студенты (за пределами Санкт-Петербурга и Ленинградской области). В рамках Фестиваля был представлен проект «Моя малая Родина». Достоинством данной формы оказалось — более личностное отношение к представлению материала. В том году в Фестивале приняли участие и преподаватели техникума. Дополнением стали круглые столы, на которых обсуждались вопросы, интересующие студентов.

В 2018–2019 учебном году были использованы формы, показавшие свою результативность по сравнению с прошлыми годами. Программа фестиваля включала в себя: презентации в малых учебных группах стран и регионов (всего 19 презентаций) из которых приехали наши студенты, круглые столы по теме: «Конфликты в межнациональном общении: причины и решения», «Адаптация студентов первого года обучения: сложности и пути их решения». Результаты Фестиваля 2018–2019 года были проанализированы и представлены на Совете классных руководителей.

В 2019–2020 учебном году работа в малых группах продолжилась. Тематика круглых столов приобрела практическую направленность сообразно с результатами анализа итогов проведения Фестиваля национальных культур в предыдущие годы. География представленных регионов расширилась (24 участника), впервые к нам приехали студенты из Республики Тыва (рассказ об обычаях и обрядах, сохранившихся по сей день в республике, вызвал неподдельный интерес). В рамках фестиваля состоялась серия психологических тренингов: «Национальные стереотипы», «Правила межкультурной коммуникации в современном поликультурном обществе», «Развитие коммуникативных навыков. Искусство переговоров».

Из года в год количество участников активно включенных в Фестиваль национальных культур меняется. Так в 2013–2014 учебном году в подготовке приняли участие 23 студента и 7 преподавателей, зрителями были до 250 человек. 2014–2015 учебный год — 51 студент, 8 преподавателей, до 300 студентов. 2015–2016 учебный год — 70 студентов, 80 приглашенных, 15 сотрудников техникума, более 350 зрителей. 2016–2017 учебный год — 150 студентов, 20 педагогов, более 350 зрителей. 2017–2018 учебный год — 17 студентов, 15 преподавателей, 300 участников. 2018–2019 учебный год — 45 студентов, 16 сотрудников, 300 участников. 2019–2020 учебный год — 40 студентов, 16 сотрудников, 300 участников. Учебный год 2020–2021 вносит свои коррективы в программу профилактики экстремистских проявлений среди обучающихся, первый этап программы — Диагностика студентов групп нового набора, которая включает в себя: Энтоконсалтинговый опросник (Студенты); Методика «Интолерантность—толерантность» (ИНТОЛ); Методика «Индекс толерантности» (Студенты) [6, с.223].

Для анализа эффективности воспитательной работы СПбТОТФиП по профилактике экстремизма и терроризма среди подростков математически сравнимы количественные показатели 2018–2019, 2019–2020 и 2020–2021 учебных годов.

В исследовании приняли участие студенты первого курса технического направления подготовки. Группы С-133, А-119; С-139, А-121; С-145, А-125 (соответственно учебным годам). Всего в исследовании приняло участие 49, 50, 48 человек. Все студент в возрасте 16–18 лет. Из них уроженцев Санкт-Петербурга или Ленинградской области — 14, 12, 26 человек, уроженцев других регионов — 35, 38, 22 человека. Все респонденты на момент проведения опроса проживают в Санкт-Петербурге: 5, 8, 12 человек проживают с рождения.

Цель исследования:

Выявление и оценка общего уровня толерантности — интолерантности и межэтнических установок личности в студенческой (молодежной) среде.

Задачи исследования:

  1. Выявление и оценка рисков, препятствующих процессу гармонизации межэтнических отношений в студенческой среде.
  2. Определение мишеней психолого-педагогической помощи студентам в сфере гармонизации межэтнических отношений [1, с.95].
  3. Разработка рекомендаций по организации профилактики экстремистских проявлений в студенческой (молодежной).
  4. Прогноз эффективности профилактической деятельности.

Методика «Интолерантность—толерантность» (ИНТОЛ)

2018–2019 учебный год

2019–2020 учебный год

2020–2021 учебный год

Из 49, 50, 48 респондентов (2018–2019, 2019–2020 и 2020–2021 учебные годы соответственно):

— 10, 8, 7 чел. имеют низкий уровень толерантности;

— 18, 21, 16 чел. имеют пониженный уровень толерантности;

— 14, 12, 13 чел. имеют средний уровень толерантности;

— 3, 8, 6 чел. имеют повышенный уровень толерантности;

— 4, 3, 6 чел. имеют высокий уровень толерантности.

Таким образом, 28, 29, 23 чел. (низкий и пониженный уровень толерантности) — 57 %, 57 %, 48 % группы являются потенциальным объектом для профилактической деятельности соц. педагога или педагога-психолога.

Анализируя творческую составляющую Фестиваля, коллектив Техникума делает выводы, что зрелищно-массовые мероприятия привлекают внимание «включенных» студентов, имеющих высокий уровень толерантности и личной самоидентификации. Соответственно по отношению к студентам, имеющим низкий и пониженный уровень толерантности, данная форма работы не является эффективной. Самой продуктивной формой работы была и остается личная включенность в процесс подготовки и осуществления выступления на Фестивале. Работа в малых учебных группах, когда студенты делятся своими представлениями об исторических, религиозных и культурных особенностях других национальностей, способствует открытому диалогу одногруппников, дает возможность сформировать единые ценности коллектива, более глубоко понимать друг друга. Проблемные круглые столы способствуют активному вектору развития их участников, а тренинги дают возможность и инструмент работы со своими эмоциями и чувствами. Кейсы и упражнения, которые предлагаются студентам на тренингах, позволяют отыграть конфликтные и сложные реальные ситуации, что позволяет принять взвешенное решение в случае попадания в сходную ситуацию в обычной жизни. Вне зависимости от форм работы, в том числе дистанционной, единственным залогом успешности является личная включенность конкретного студента «группы риска». Ему дается возможность проявлять себя позитивно и конструктивно, что влияет на личностную успешность.

Литература:

  1. Галустова, О. В. ВПС: Этнопсихология. Конспект лекций / О. В. Галустова. — М.: Приор, 2005. — 160 c.
  2. Лебедева, Н. М. Этнопсихология. учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. М. Лебедева. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 491 c.
  3. Мандель, Б.Р Этнопсихология: учеб. пособие / Б.Р Мандель. — М.: Флинта, 2014. — 320 c.
  4. Платонов, Ю. П. Этнопсихология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю. П. Платонов. — М.: ИЦ Академия, 2012. — 240 c.
  5. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2012. — 336 с.: ил.
  6. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология. Практикум. 2-е изд., перераб и доп / Т. Г. Стефаненко. — М.: Аспект-Пресс, 2013. — 224 c.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, межкультурная компетентность, межкультурная сенситивность, пониженный уровень толерантности, Ленинградская область, личная включенность, межкультурная коммуникация, национальная кухня, профилактическая деятельность, Российская Федерация.


Похожие статьи

Роль междисциплинарной экономической олимпиады в становлении бухгалтера-аналитика (на примере опыта организации и проведении междисциплинарной олимпиады кафедры «Бухгалтерский учет и финансы» экономического факультета ФГБОУ ВПО «Якутская ГСХА»)

Актуальность и необходимость возрождения студенческих отрядов правоохранительной направленности в системе среднего профессионального образования Новосибирской области (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Управленческий консалтинг в области информационных технологий: на примере деятельности ГБОУ ВО «ЮУРГИИ им. П. И. Чайковского» в 2015–2016 уч. году

Профессиональный стандарт работников социальной сферы как основа повышения качества подготовки специалистов (на примере ГБУ СО КК «Кореновский КЦСОН»)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Анализ эффективности труда педагогических работников в северных дошкольных образовательных учреждениях (на примере МДОУ ДС ОВ «Звездочка» в городе Новый Уренгой)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Взаимодействие бизнеса с образовательными учреждениями по подготовке кадров для металлургической промышленности на примере ЗАО «Северсталь – Сортовой завод Балаково»

Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач акции «Покормите птиц зимой»

Особенности использования мобильных телефонов учениками 5–11-х классов и перспективы развития смартфонов (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Похожие статьи

Роль междисциплинарной экономической олимпиады в становлении бухгалтера-аналитика (на примере опыта организации и проведении междисциплинарной олимпиады кафедры «Бухгалтерский учет и финансы» экономического факультета ФГБОУ ВПО «Якутская ГСХА»)

Актуальность и необходимость возрождения студенческих отрядов правоохранительной направленности в системе среднего профессионального образования Новосибирской области (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Управленческий консалтинг в области информационных технологий: на примере деятельности ГБОУ ВО «ЮУРГИИ им. П. И. Чайковского» в 2015–2016 уч. году

Профессиональный стандарт работников социальной сферы как основа повышения качества подготовки специалистов (на примере ГБУ СО КК «Кореновский КЦСОН»)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Анализ эффективности труда педагогических работников в северных дошкольных образовательных учреждениях (на примере МДОУ ДС ОВ «Звездочка» в городе Новый Уренгой)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Взаимодействие бизнеса с образовательными учреждениями по подготовке кадров для металлургической промышленности на примере ЗАО «Северсталь – Сортовой завод Балаково»

Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач акции «Покормите птиц зимой»

Особенности использования мобильных телефонов учениками 5–11-х классов и перспективы развития смартфонов (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Задать вопрос