Использование аудиогида при изучении темы «Традиционная одежда народов Севера» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тэмина, М. Г. Использование аудиогида при изучении темы «Традиционная одежда народов Севера» / М. Г. Тэмина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9262/ (дата обращения: 23.11.2024).



В статье представлены этапы создания аудиогида «Традиционная одежда народов Севера». Подчеркиваются эффекты использования аудиогида при работе с обучающимися системы среднего профессионального образования.

Ключевые слова: аудиогид, музейная педагогика, народы Севера, традиционная одежда.

Все мы ходим в музеи, но при просмотре экспонатов мы не вникаем в суть предметов, представленных в экспозициях. И без экскурсовода эта информация остаётся для нас закрытой.

Музей техникума располагает ценной этнографической коллекцией подлинников, которые были собраны, примерно, в середине 20 века, силами студентов тогдашнего педагогического училища города Николаевска-на-Амуре. Среди экспонатов представлена большая коллекция традиционной одежды коренных малочисленных народов Севера.

Традиционная одежда любого этноса, являясь одним из наиболее важных и достаточно древних элементов, всегда представляла собой уникальное явление этнической культуры. В ней сочетались и переплетались образ жизни народа и его многовековой опыт. Поэтому традиционная одежда всегда была и есть одним из основных объектов изучения этнографической наукой.

Актуальной является и проблема этнокультурных контактов коренных малочисленных народов Севера с соседними народами (китайцами, маньчжурами) также оказавшими влияние на развитие традиционной одежды. Эти проблемы и определили разработку аудиогида по данной теме.

Для того чтобы этнографическая информация стала понятной и доступной для посетителей музея, с помощью современных информационно-коммуникационных технологий был разработан аудиогид со звуковым описанием предметов традиционной одежды народов Севера, находящихся в экспозициях музея Николаевского-на-Амуре промышленно-гуманитарного техникума. Целью его является: повысить интерес к традиционной культуре народов Севера, через использование современных технологий.

«Аудиогид» подразумевает такую программу, основное содержание которой передается через звуковой канал, при том, что по своему функционалу программа способна заменить полноценного гида-экскурсовода. Под словом «аудиогид» мы понимаем предварительно записанную фонограмму, которую можно проигрывать с плеера, мобильного телефона, планшета. Обычно аудио экскурсия длится около часа. Каждый трек посвящен отдельному музейному экспонату.

Для создания аудиогида вся работа была распределена на два этапа. На первом этапе было сделано следующее:

— изучена литература по традиционной одежде народов Севера Хабаровского края, а также источники по орнаментации одежды и видов орнаментов; отобраны предметы одежды (повседневная и ритуальна), являющиеся наиболее аутентичными, т. е. подлинными (сборы середины ХХ века);

— произведена фотосъемка предметов одежды для описания;

— составлено описание каждого предмета одежды по следующим параметрам: автор (если известен); название научное и этническое; этнос (если известно); функциональное назначение; время бытования; внешнее устройство; материал и техника изготовления; сохранность (при наличии повреждений); место и время сборов (если известно).

На втором этапе записаны аудиофайлы с озвученным описанием предметов одежды. Для каждого предмета одежды был записан отдельный аудиофайл. При этом необходимо было учитывать, что длительность звучания одного аудиофайла не должна превышать трёх минут. Чтобы прослушать аудиофайлы необходимо создать QR-коды. Для этого было сделано следующее:

— регистрация на сайте QR TIGER;

— каждый аудиофайл был загружен в генератор QR-кодов, содержащий ссылку на загруженный файл;

— разработан дизайн QR-кодов, в которых был использован логотип профессионального образовательного учреждения-Николаевского-на-Амуре промышленно-гуманитарного техникума;

— сгенерированные QR-коды были перенесены на персональный компьютер и распечатаны;

— распечатанные QR-коды были размещены на витринах с экспозициями традиционной одежды народов Севера в музее техникума;

— проведена апробация сканирования QR-кодов и дальнейшее прослушивание аудиофайлов.

Таким образом, в музее техникума были созданы аудиовизуальные условия для восприятия информации о традиционной одежде народов Севера.

Разработанный нами аудиогид позволяет сразу видеть и слушать информацию о том, или ином предмете или объекте. Озвученная информация позволяет обратить внимание на детали и особенности этих предметов, которые не увидел, или не придал бы значения в другой ситуации. При этом задействуются следующие анализаторы и познавательные процессы: слуховые анализаторы; зрительные анализаторы; произвольное внимание; словесная память; положительное эстетическое восприятие.

Благодаря такому воздействию информация усваивается лучше и долговременней, ведь, чем больше задействовано анализаторов, тем выше эффект.

Разработанный инновационный продукт имеет следующие особенности:

— расширяет знания и развивает этнокультурную компетенцию в сфере традиционной культуры народов Севера Хабаровского края;

— развивает интерес к декоративно-прикладному искусству северных народов, проживающих на территории Хабаровского края;

— знакомит с традиционными материалами, используемые для изготовления одежды и обуви коренными народами;

— расширяет представления о предназначении традиционной одежды (повседневная, ритуальная, праздничная);

— способствует формированию этнической идентичности;

— направлен на укрепление межнациональных отношений, на сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России.

При изучении этнографической коллекции в музее техникума, для посетителей необходимо провести вводную беседуотрадиционной одежде народов Севера. Экскурсоводу во время беседы важно обратить внимание на следующие моменты:

— что коренные народы Амура отличались особым восприятием мира, что отразилось в традиционной одежде и во всех сферах их жизни;

— традиционная одежда является не только «первым домом» человека, а бесценным вкладом в сокровищницу мирового орнаментального искусства и этнических культур;

— амурский орнамент представляет собой сложную целостную систему, где все элементы несут особую смысловую нагрузку;

— традиционная одежда свидетельствует о том, что коренные народы, несмотря на малую численность, сохраняли в течение длительного времени свои этнические традиции;

— на протяжении всего исторического развития в культуре коренных народов постоянно происходило взаимное этнокультурное обогащение эстетической традиции прошлого и эстетики конкретного периода, вплоть до настоящего времени;

— внешнее сходство костюма следует понимать не только как продукт заимствований, но и как результат оптимального решения схожих функциональных задач;

— наиболее удобная форма национального костюма предопределена условиями его использования и имеющимися материалами, т. е. все этносы региона при создании национального костюма решали очень близкие задачи при помощи одних и тех же средств. [4]

Известно, что одежда народов Приамурья относится к восточноазиатскому типу, самому распространенному виду среди тунгусо-маньчжурских и палеоазиатских народов. Этот тип одежды по своим половозрастным категориям подразделяется на мужскую, женскую и детскую; по сезону — на зимнюю и летнюю, по назначению — на повседневную и промысловую, праздничную и ритуальную.

По типу покроя одежда бывает цельнокроенная, отрезная по талии, туникообразная; по расположению на теле — нательная, верхняя, плечевая, поясная; по запаху — распашная и запашная одежда (с левым запахом). Существовали также дополнительные элементы одежды и аксессуары: воротники, шарфы, нагрудники, пояса, наушники, нарукавники, рукавицы. [2].

Одной из наиболее художественно и интеллектуально насыщенных форм традиционной культуры является орнамент. По характеру и содержанию элементов орнамент можно разделить на три основные группы: геометрический, растительный и спирально — ленточный. Геометрический орнамент нашёл применение на изделиях из бересты, в плетении из лозы и ткани, в резьбе по дереву. Растительный орнамент тоже мало распространён. Основу же орнаментального искусства составляют спирально — ленточные мотивы, которые в свою очередь, можно классифицировать на абстрактные и зооморфные. Модификации этой группы орнаментов почти безграничны. Двух одинаковых найти невозможно. [1].

После вводной беседы можно лишь навести смартфон с установленной программой сканирования на QR-код, содержащий ссылку на аудиофайл с подробным описанием каждого предмета одежды и прослушать информацию, обращая внимание на особенности представленного предмета.

В этнографическом зале музея техникума выставлено 4 национальных женских халатов. По сведениям преподавателя техникума, эти халаты появились в фондах музея в конце 60-х, начале 70-х годов ХХ века. Предлагаем прослушать описание одного из них.

К ритуальной одежде относятся предметы шамана, которые в музее техникума имеются не полном комплекте. Отсутствуют шаманский пояс, колотушка для бубна, халат, обувь. [3]. Интерес вызывает появление таких предметов, тем более в образовательном учреждении в тот период. Ведь в советское время шла борьба с шаманизмом и уничтожались всякие предметы культа. К сожалению, нам не известна история появления этих предметов в музее техникума. Можно лишь предположить, что они появились, примерно, в то же время, что и остальные предметы традиционной одежды в 60-е, 70-е годы ХХ века.

Разработанный нами инновационный продукт может эффективно использоваться в образовательном процессе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Таким образом, использование аудиогида во время экскурсии в музее техникума позволит посетителям лучше познакомиться с традиционной одеждой народов Севера, получить эстетическое удовольствие от созерцания орнаментального искусства мастериц прошлого. Гости и посетители музея узнают, из какого материала изготавливалась одежда, каково было её предназначение, обратят внимание на мелкие детали и осмыслят уникальное и самобытное творчество народов Севера в целом.

Литература:

  1. Гонтмахер П. Я. Золотые нити на рыбьей коже: Очерки о декоративном искусстве нивхов. — Хабаровск: Кн. изд-во, 1988. — 128 с., ил.
  2. Мельникова Т. В. Традиционная одежда нанайцев (XIX-XX вв.). — Хабаровск, 2005. — 240 с.
  3. Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение: (Народы Ниж. Амура) / АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — Москва: Наука, 1991. — 276с.
  4. Шульгина Т. С. Русские исследователи культуры и быта малых народов Амура и Сахалина (конец XIX начало XX в.). Владивосток, 1989. — С. 95–106.

Ключевые слова

музейная педагогика, аудиогид, народы Севера, традиционная одежда

Похожие статьи

Лэпбук как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа

В статье авторы раскрывают опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа с использованием лэпбука.

Традиционные казахские ремесла и народное искусство

Данная статья представляет собой всесторонний обзор богатого культурного наследия Казахстана, фокусируясь на традиционных ремеслах и народном искусстве этого уникального региона. Вводя читателя в исторический контекст и влияние этнических групп, стат...

Музейное пространство как средство формирования духовно-нравственной культуры

В данной статье представлены специфика и формы работы с детьми в музее «Русская изба», а также их польза для развития духовно-нравственной культуры ребенка.

Этнокологическое образование детей 6-7 лет в процессе ознакомления с земноводными Мордовии

В статье раскрывается технология ознакомления с земноводными Мордовии, применяя достижения многовекового опыта народной педагогики мордвы в воспитании культуры общения с природой и его использованием в этноэкологическом образовании детей дошкольного ...

Влияние устного народного творчества на развитие речи

Статья посвящена описанию опыта по развитию речи младших дошкольников средствами устного народного творчества. Установлено влияние народного творчества на речевое развитие детей и формирование картины мира. Разработана модель реализации педагогическо...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы

В статье раскрываются актуальность и эффективные условия экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы.

Создание обучающего пособия (книжки-раскраски) «Традиционная ульчская женская одежда» как средства формирования лексических навыков

В статье приводится опыт создания обучающего пособия (книжки-раскраски) «Традиционная ульчская женская одежда» как средства формирования лексических навыков.

Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре

В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...

Изучение истории развития дизайна костюма в учебном процессе

О важности вопроса исторического подхода в формировании будущих дизайнеров на занятиях спецпредметов. В статье рассматривается формирование исторических знаний в теоретическом плане, и использование их в процессе обучения является дидактическим принц...

Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...

Похожие статьи

Лэпбук как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа

В статье авторы раскрывают опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа с использованием лэпбука.

Традиционные казахские ремесла и народное искусство

Данная статья представляет собой всесторонний обзор богатого культурного наследия Казахстана, фокусируясь на традиционных ремеслах и народном искусстве этого уникального региона. Вводя читателя в исторический контекст и влияние этнических групп, стат...

Музейное пространство как средство формирования духовно-нравственной культуры

В данной статье представлены специфика и формы работы с детьми в музее «Русская изба», а также их польза для развития духовно-нравственной культуры ребенка.

Этнокологическое образование детей 6-7 лет в процессе ознакомления с земноводными Мордовии

В статье раскрывается технология ознакомления с земноводными Мордовии, применяя достижения многовекового опыта народной педагогики мордвы в воспитании культуры общения с природой и его использованием в этноэкологическом образовании детей дошкольного ...

Влияние устного народного творчества на развитие речи

Статья посвящена описанию опыта по развитию речи младших дошкольников средствами устного народного творчества. Установлено влияние народного творчества на речевое развитие детей и формирование картины мира. Разработана модель реализации педагогическо...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы

В статье раскрываются актуальность и эффективные условия экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы.

Создание обучающего пособия (книжки-раскраски) «Традиционная ульчская женская одежда» как средства формирования лексических навыков

В статье приводится опыт создания обучающего пособия (книжки-раскраски) «Традиционная ульчская женская одежда» как средства формирования лексических навыков.

Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре

В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...

Изучение истории развития дизайна костюма в учебном процессе

О важности вопроса исторического подхода в формировании будущих дизайнеров на занятиях спецпредметов. В статье рассматривается формирование исторических знаний в теоретическом плане, и использование их в процессе обучения является дидактическим принц...

Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...

Задать вопрос