Работа посвящена такой современной технологии маркетинга туристских дестинаций как сторителлинг. В статье раскрывается значение сторителлинга, области его применения, проводит анализ использования сторителлинговых технологий в сфере туризма. Приводится авторская историческая экскурсия «Истории доходных домов Хабаровска от лица их владельцев», которая позволит привлечь внимание к внутреннему и въездному туризму в крае, популяризировать природные и культурные достопримечательности среди жителей города и края, усовершенствует экскурсионное обслуживание.
Ключевые слова : сторителлинг, история, купечество, Хабаровск, аудиогид, туризм, экскурсия.
Storytelling (буквально «рассказывание историй, сказительство”) — способ воздействия на аудиторию с помощью историй, герои которых могут быть как вымышленными, так и взятыми из реальной жизни.
Суть сторителлинга в том, чтобы вовлечь читателей в пучину текста и удержать их. В современном мире, переполненном информацией, бытует мнение, что люди перестали читать длинные тексты. На самом деле это не так. Мы все еще читаем, только очень избирательно подходим к тому, чему именно уделять внимание. Так вот ваша задача — сделать так, чтобы людям хотелось читать именно вас. И ключ к этому — сторителлинг.
Существует несколько видов сторителлинга: социальный; культурный; семейный.
История должна содержать четыре обязательных элемента, без которых она не произведет необходимого воздействия на слушателя: послание, конфликт, герои и сюжет. Сторителлинг может оказать большое влияние на развитие туризма практически в любой дестинации, поскольку интерес и любопытство туристов будет двигать туристический поток в интересные места среди которых ходят легенды. Легенда может быть связана с историческим событием или вообще придумана из ничего. Также история может быть основана на сказаниях предков, живших в этой местности сотни лет назад.
На основе «силы историй» могут создаваться довольно мощные туристские дестинации, способные привлекать к себе миллионы туристов. Популярной туристской аттракцией является тематический парк развлечений «Astrid Lindgren’s World» в Швеции, построенный по мотивам произведении шведской писательницы Астрид Анны Эмилии Линдгрен, парк «Страна Муми-троллей» («Mumin World») в Финляндии, дом Шерлока Холмса в Лондоне по улице Бейкер-cтрит 221b («The Sherlock Holmes Museum»), замок графа Дракулы в Трансильвании (замок Бран, Румыния), деревня Санта-Клауса в Лапландии («Деревня-мастерская Йоулупукки», г. Рованиеми, Финляндия).
В России и за рубежом есть примеры использования сторителлинга при создании туристских рекламно-информационных материалов: путеводителей, карт, гидов и. т.д. Например, дизайнер-иллюстратор из Калининграда Марина Алексанова разработала несколько сувенирно-информационных туристских карт, тематической основой которых стал сторителлинг дестинаций — российских городов Калининград, Светлогорск и Зеленоградск. Основная концепция построения картографического изображения — заполнение всего картографируемого пространства историями, легендами, преданиями, описаниями объектов.
Ещё один достойный внимания пример использования сторителлинговых технологий в позиционировании городского туристского пространства связан со спецпроектом сайта The Village2 и Авиакомпании S7 Airlines, представившим серию иллюстрированных гидов, посвящённых семи городам России, например, «15 мест, которые вдохновляют петербуржцев: карта с интересными местами Санкт-Петербурга, в которых предпочитают отдыхать и восстанавливать силы местные жители».
Такой вид воздействия на аудиторию как сторителлинг, может в разы увеличить туристический потенциал Хабаровского края. Это будет первым толчком в развитии внутреннего туризма. Мои предложения по использованию сторителлинга для продвижения туризма в Хабаровском крае и популяризации туристских ресурсов:
- Посты в социальных сетях, на туристских порталах и сайтах. Что касается сторителлинга, такие истории можно размещать на специализированных туристических сайтах, например, для этих целей можно использовать туристический портал travel.khv.ru, который уже набрал популярность среди жителей Хабаровского края и на котором уже размещена различная информация об краевых объектах туристического интереса. Портал «Туристер» готов размещать полезную информацию для путешественников от зарегестрированных пользователей, поэтому это идеальная площадка для продвижения историй с стиле сторителлинг.
- Наружная реклама. Наружная реклама по праву является не менее действенным инструментом для продвижения, а также для привлечения внимания жителей и гостей города.
- Статьи в журналах. Журналы, в которых может содержаться информация о туристической дестинации, могут находиться на ресепшен в отеле, в салоне красоты или парикмахерской, в спортивном клубе, на почте, в общем, в тех местах, где жители чего-либо ждут и у них есть свободной время, чтобы ознакомится с содержимым журнала.
Для Хабаровского края как средство размещение историй можно выбрать следующие журналы: «Лучшее в Хабаровске», «Собрание exclusive», «Турне».
- Путеводители, карты, аудиогиды. Путеводителями пользуются все без исключения самостоятельные путешественники, поэтому это отличная площадка для продвижения историй в стиле сторителлинг. Портал izi.travel предоставляет для туристов аудиогиды и путеводители для ориентации в незнакомом городе.
Для изучения интереса к краеведческим виртуальным экскурсиям было проведено социологическое исследование, в котором приняло участие 55 жителей Хабаровска в возрасте от 18 до 46 лет. Исследование показало, что история родного города вызывает интерес у хабаровчан, путешествовать предпочитают без экскурсовода, с технологией работы аудиогида многие не знакомы, но хотели бы воспользоваться.
Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследование интереса респондентов к истории родного города
Вопрос |
Да |
Нет |
Интересно ли Вам изучать историю родного города? |
80 |
20 |
Посещаете ли Вы экскурсии в Вашем городе? |
40 |
60 |
Вы пользуетесь услугами экскурсоводов? |
23,6 |
76,4 |
Вы когда-нибудь использовали аудиогид для экскурсий? |
30,9 |
69,1 |
Согласны ли Вы с утверждением, что историю родного края обязательно знать каждому, кто здесь родился и донести тому, кто приехал? |
70,9 |
20,1 |
Считаете ли вы незнание истории родного края важной социологической проблемой? |
60 |
40 |
Вам было бы интересно воспользоваться бесплатным аудиогидом для прогулки по историческим местам Хабаровска? |
80 |
20 |
О каких известных купцах города Хабаровска Вы знаете? |
Плюснин, Богданов, Хлебников |
|
История нашего города очень тесно связана с жизнью купцов, их имена увековечены в памятниках культуры, здания, в которых они жили или которыми владели, составляют историческую часть Хабаровска.
Разработанная мною аудиоэкскурсия посвящена жизни купцов Хабаровска и построена по технологии сторителлинга, где истории их жизни рассказаны от первого лица, что придает продукту уникальности. Так экскурсия превращается в «беседу» с представителями высшего общества дореволюционного Хабаровска. Маршрут экскурсии «Истории жизни купцов Хабаровска» проходит по улицам Муравьева-Амурского, Тургенева, Шевченко и Ленина. Экскурсионные объекты: доходный дом Плюснина, доходный дом Хлебниковых, доходный дом Пьянковых, доходый дом Танцыревых, доходный дом Тифонтая, жилой дом Богданова, доходный дом Люббена, жилой дом В. Ф. Плюснина.
Аудиоэкскурсия (аудиогид) выложена на сайте и в мобильном приложении izi.TRAVEL.
Туристический сторителлинг способен стать новым инструментом стимулирования сбыта и отличным помощником для развития интереса к объектам туристического показа или к объектам, способным стать интересными, как дома, мимо которых жители Хабаровска проходят каждый день и представления не имеют об их культурной и исторической ценности.
Литература:
- Вежновец А. Ф., Крадин Н. П. Записки краеведов. — Хабаровск: Магеллан, 2010. — 260 с.
- Востриков Л. А, Востоков З. В. Хабаровск и хабаровчане. Очерки о прошлом. — Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1991. — С.219–230.
- Крадин Н. Старый Хабаровск. Портрет города в дереве и камне. 1858–2008». — Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 2010. — 250 с.