Конспект игровой обучающей ситуации по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста «Путешествие с Узнавайкой» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 августа, печатный экземпляр отправим 4 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Конспект игровой обучающей ситуации по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста «Путешествие с Узнавайкой» / Ю. А. Прокопьева, А. В. Панарина, Ю. А. Ермакович [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9231/ (дата обращения: 17.08.2024).



Возрастная группа

Подготовительная к школе группа

Форма организации, количество обучающихся

Групповая, 8 человек

Используемые технологии и методики

Методика развития эмоционального интеллекта (EQ) «Монсики» В. Шиманской

Цель занятия

Создание условий для формирования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в ходе познавательно-исследовательской деятельности

при ознакомлении с традициями и культурой различных стран на примере Индии

Задачи

Образовательная

Развивающие

Воспитательные

формировать представление детей об эмоциональном портрете страны, о традициях и культуре;

развивать любознательность, поддерживать проявление самостоятельности в познании окружающего мира;

воспитывать отзывчивость и доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь в трудной ситуации, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками

Культурная практика

познавательно-исследовательская деятельность

Культурно-смысловой контекст

создание и наполнение книги путешественника

Предпосылки УУД

Предпосылки личностных УУД

Предпосылки регулятивных УУД

Предпосылки коммуникативных УУД

Предпосылки познавательных УУД

— умение воспринимать речь педагога;

— умение проявлять внимание и доброжелательность;

— умение выражать положительное отношение к процессу познания (внимание, удивление);

—мотивировать свои действия

—умение контролировать свою деятельность по результату;

—умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;

—умение фиксировать затруднения;

—умение четко выражать свои мысли;

—умение активного слушания;

—умение ставить вопросы;

—умение определять цели и функции участников деятельности

—умение выделять параметры объекта;

—умение корректно доказывать свое мнение;

—умение анализировать представленные факты;

Оборудование

— мягконабивная кукла Узнавайка (Монсик), макет Тадж Махала для «Архитектурного квеста», макет книги путешественников (лэпбука), раздаточный материал (карточки эмоций), эмоциональная карта мира, фрагменты для заполнения книги путешественников, заготовки для изготовления сувениров-слонов, пуговицы и клей для декора, заготовки для индийских костюмов и головных уборов, макет Дерева жизни, ленты эмоций, дневники путешественников

Этап

Цель деятельности воспитателя

Содержание занятия, деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть занятия 3 мин

  1. Мотивационный этап

Создать систему мотивации детей к речевой и познавательной деятельности, определение детской цели

Приветствие детей-участников образовательного процесса.

Педагогом организуется проблемная ситуация: воспитатель знакомит детей с волшебным монсиком Узнавайкой , с легендой об эмоциональной карте мира и предлагает отправиться в путешествие в одну из стран, которые исчезли с этой карты.

Выражают готовность к новой совместной деятельности

Ребята заинтересованы. Выслушав воспитателя и Узнавайку, дети предлагают помощь и выражают готовность отправиться в путешествие, выбирают страну, куда бы они хотели отправиться

  1. Ориентировочный этап

Формулирование целей деятельности, подбор средств

Основная часть занятия 12 мин

  1. Информационный этап

Мотивировать на достижение личностно-значимого результата данной деятельности для каждого ребенка, формирование у детей предпосылок УУД.

Создание условий для выстраивания ребенком индивидуальной траектории на основе заданий дифференцированного характера

Дети с воспитателем перемещаются в Индию.

Воспитатель предлагает детям составить эмоциональный портрет Индии выучив слова, которые обозначают эмоции на языке хинди.

Продолжая знакомить детей с эмоциональным портретом Индии, педагог знакомит детей с главной архитектурной достопримечательностью Индии, с Тадж-Махалом-мавзолеем-мечетью. С помощью демонстрационных карт эмоций предлагает описать, какие чувства могли бы они испытать, если бы увидели настоящий Тадж-Махал. Продолжает стимулировать детей к заполнению книги путешественников.

Предлагает игру «Архитектурный квест», просит прокомментировать свои эмоции и чувства.

Далее воспитатель знакомит детей с национальной индийской одеждой- сари, дастар, шеврани и предлагает создать костюм для индийского праздника. Интересуется, какие чувства испытывают дети, нарядившись в индусов.

Предлагает станцевать под индийскую музыку танец, описав движения для мальчиков и девочек (динамическая пауза).

Сообщает детям о традиционной игре «Кхо-кхо» и предлагает в нее поиграть.

Дети с интересом включаются в процесс изучения эмоционального портрета Индии.

Дети знакомятся с произношением слов, обозначающих эмоции на языке хинди. Заполняют книгу путешественников по разделу «Эмоции».

Ребята рассказывают, опираясь на свои знания, о Тадж-Махале, демонстрируют свое отношение и чувства к игре с помощью карточек эмоций. Заполняют книгу путешественников.

Дети играют в игру, закрепляя свои знания о Тадж-Махале.

Ребята с радостью конструируют и одевают национальные индийские костюмы-инсценируя карнавал и танцуя. Выполняют движения за воспитателем, или двигаются, опираясь на свои ощущения, вслушиваясь в индийскую музыку.

Дети играют в «Кхо-кхо» выражают свои эмоции с помощью карточек эмоций

  1. Аналитический (практический) этап

Игра с затруднением, открытие нового знания, подведение итогов

Воспитатель знакомит детей с культурым символом страны-индийским слоном и предлагает сделать сувенир для туристов (Слон из пуговиц) Стимулирует детей к заполнению книги путешественников.

Ребята рассказывают о том,что они знают о слонах и с радостью приступают к изготовлению сувенира. Выбирают заготовки(с изображением слонов) и декорируют их. Высказывают мнение о своем эмоциональном состоянии. Заполняют книгу путешественников

Заключительная часть занятия (5 минут)

  1. Оценочный этап

Подвести итог по мероприятию, дать возможность ребятам выразить свое мнение. Создать условия для фиксации единицы содержания образования, для обсуждения в ходе рефлексии

Воспитатель предлагает ребятам оценить сегодняшнюю встречу, задает вопросы рефлексивно-оценочного характера: что было самым интересным?

Были ли трудности? как мы с ними справились?

Обращает внимание на появление цветной Индии на эмоциональной карте мира.

Задает вопросы акцентирующие практическую значимость знаний и умений: мы смогли помочь вернуть Индию на эмоциональную карту мира, потому что…научились…узнали?

Воспитатель, Узнавайка, и дети возвращаются из путешествия по Индии.

Ребята рассказывают об эмоциональном портрете Индии, о достопримечательностях, традициях и обычаях Индии.

  1. Рефлексивный этап

«Взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности

Воспитатель с Узнавайкой предлагает детям игру «Холи», где необходимо отметить свое эмоциональное отношение к этой стране, поместив на основу Дерева жизни ленту с изображением своих эмоций от путешествия по Индии

Ребята выражают свои эмоции, каждый выбирает эмоциональный рисунок на ленте и закрепляет ее на ветвях Дерева жизни. Ребята высказывают свое мнение о встрече, делятся впечатлениями

  1. Перспективный этап

Выход на самостоятельную деятельность

Узнавайка дарит ребятам дневники путешественников. Воспитатель дает детям возможность внести свои предложения по дальнейшему изучению Индии

Дети высказывают свои предположения о том, что бы они еще хотели узнать о Индии и как они могут это сделать (самостоятельно, с родителями и педагогами)

Задать вопрос