Конспект игровой обучающей ситуации по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста «Путешествие с Узнавайкой»
Авторы: Прокопьева Юлия Александровна, Панарина Алена Валерьевна, Ермакович Юлия Анатольевна, Заваленкова Надежда Петровна, Зенова Анжелика Васильевна, Прудникова Юлия Алексеевна, Коношанова Надежда Анатольевна, Кокорина Ирина Владимировна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.
Дата публикации: 28.05.2024
Статья просмотрена: 6 раз
Библиографическое описание:
Конспект игровой обучающей ситуации по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста «Путешествие с Узнавайкой» / Ю. А. Прокопьева, А. В. Панарина, Ю. А. Ермакович [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9231/ (дата обращения: 16.12.2024).
Возрастная группа |
Подготовительная к школе группа |
||
Форма организации, количество обучающихся |
Групповая, 8 человек |
||
Используемые технологии и методики |
Методика развития эмоционального интеллекта (EQ) «Монсики» В. Шиманской |
||
Цель занятия |
Создание условий для формирования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в ходе познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с традициями и культурой различных стран на примере Индии |
||
Задачи |
Образовательная |
Развивающие |
Воспитательные |
формировать представление детей об эмоциональном портрете страны, о традициях и культуре; |
развивать любознательность, поддерживать проявление самостоятельности в познании окружающего мира; |
воспитывать отзывчивость и доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь в трудной ситуации, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками |
|
Культурная практика |
познавательно-исследовательская деятельность |
||
Культурно-смысловой контекст |
создание и наполнение книги путешественника |
||
Предпосылки УУД |
|||
Предпосылки личностных УУД |
Предпосылки регулятивных УУД |
Предпосылки коммуникативных УУД |
Предпосылки познавательных УУД |
— умение воспринимать речь педагога; — умение проявлять внимание и доброжелательность; — умение выражать положительное отношение к процессу познания (внимание, удивление); —мотивировать свои действия |
—умение контролировать свою деятельность по результату; —умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников; —умение фиксировать затруднения; |
—умение четко выражать свои мысли; —умение активного слушания; —умение ставить вопросы; —умение определять цели и функции участников деятельности |
—умение выделять параметры объекта; —умение корректно доказывать свое мнение; —умение анализировать представленные факты; |
Оборудование |
— мягконабивная кукла Узнавайка (Монсик), макет Тадж Махала для «Архитектурного квеста», макет книги путешественников (лэпбука), раздаточный материал (карточки эмоций), эмоциональная карта мира, фрагменты для заполнения книги путешественников, заготовки для изготовления сувениров-слонов, пуговицы и клей для декора, заготовки для индийских костюмов и головных уборов, макет Дерева жизни, ленты эмоций, дневники путешественников |
||
Этап |
Цель деятельности воспитателя |
Содержание занятия, деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Вводная часть занятия 3 мин |
|||
|
Создать систему мотивации детей к речевой и познавательной деятельности, определение детской цели |
Приветствие детей-участников образовательного процесса. Педагогом организуется проблемная ситуация: воспитатель знакомит детей с волшебным монсиком Узнавайкой , с легендой об эмоциональной карте мира и предлагает отправиться в путешествие в одну из стран, которые исчезли с этой карты. |
Выражают готовность к новой совместной деятельности Ребята заинтересованы. Выслушав воспитателя и Узнавайку, дети предлагают помощь и выражают готовность отправиться в путешествие, выбирают страну, куда бы они хотели отправиться |
|
Формулирование целей деятельности, подбор средств |
||
Основная часть занятия 12 мин |
|||
|
Мотивировать на достижение личностно-значимого результата данной деятельности для каждого ребенка, формирование у детей предпосылок УУД. Создание условий для выстраивания ребенком индивидуальной траектории на основе заданий дифференцированного характера |
Дети с воспитателем перемещаются в Индию. Воспитатель предлагает детям составить эмоциональный портрет Индии выучив слова, которые обозначают эмоции на языке хинди. Продолжая знакомить детей с эмоциональным портретом Индии, педагог знакомит детей с главной архитектурной достопримечательностью Индии, с Тадж-Махалом-мавзолеем-мечетью. С помощью демонстрационных карт эмоций предлагает описать, какие чувства могли бы они испытать, если бы увидели настоящий Тадж-Махал. Продолжает стимулировать детей к заполнению книги путешественников. Предлагает игру «Архитектурный квест», просит прокомментировать свои эмоции и чувства. Далее воспитатель знакомит детей с национальной индийской одеждой- сари, дастар, шеврани и предлагает создать костюм для индийского праздника. Интересуется, какие чувства испытывают дети, нарядившись в индусов. Предлагает станцевать под индийскую музыку танец, описав движения для мальчиков и девочек (динамическая пауза). Сообщает детям о традиционной игре «Кхо-кхо» и предлагает в нее поиграть. |
Дети с интересом включаются в процесс изучения эмоционального портрета Индии. Дети знакомятся с произношением слов, обозначающих эмоции на языке хинди. Заполняют книгу путешественников по разделу «Эмоции». Ребята рассказывают, опираясь на свои знания, о Тадж-Махале, демонстрируют свое отношение и чувства к игре с помощью карточек эмоций. Заполняют книгу путешественников. Дети играют в игру, закрепляя свои знания о Тадж-Махале. Ребята с радостью конструируют и одевают национальные индийские костюмы-инсценируя карнавал и танцуя. Выполняют движения за воспитателем, или двигаются, опираясь на свои ощущения, вслушиваясь в индийскую музыку. Дети играют в «Кхо-кхо» выражают свои эмоции с помощью карточек эмоций |
|
Игра с затруднением, открытие нового знания, подведение итогов |
Воспитатель знакомит детей с культурым символом страны-индийским слоном и предлагает сделать сувенир для туристов (Слон из пуговиц) Стимулирует детей к заполнению книги путешественников. |
Ребята рассказывают о том,что они знают о слонах и с радостью приступают к изготовлению сувенира. Выбирают заготовки(с изображением слонов) и декорируют их. Высказывают мнение о своем эмоциональном состоянии. Заполняют книгу путешественников |
Заключительная часть занятия (5 минут) |
|||
|
Подвести итог по мероприятию, дать возможность ребятам выразить свое мнение. Создать условия для фиксации единицы содержания образования, для обсуждения в ходе рефлексии |
Воспитатель предлагает ребятам оценить сегодняшнюю встречу, задает вопросы рефлексивно-оценочного характера: что было самым интересным? Были ли трудности? как мы с ними справились? Обращает внимание на появление цветной Индии на эмоциональной карте мира. Задает вопросы акцентирующие практическую значимость знаний и умений: мы смогли помочь вернуть Индию на эмоциональную карту мира, потому что…научились…узнали? Воспитатель, Узнавайка, и дети возвращаются из путешествия по Индии. |
Ребята рассказывают об эмоциональном портрете Индии, о достопримечательностях, традициях и обычаях Индии. |
|
«Взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности |
Воспитатель с Узнавайкой предлагает детям игру «Холи», где необходимо отметить свое эмоциональное отношение к этой стране, поместив на основу Дерева жизни ленту с изображением своих эмоций от путешествия по Индии |
Ребята выражают свои эмоции, каждый выбирает эмоциональный рисунок на ленте и закрепляет ее на ветвях Дерева жизни. Ребята высказывают свое мнение о встрече, делятся впечатлениями |
|
Выход на самостоятельную деятельность |
Узнавайка дарит ребятам дневники путешественников. Воспитатель дает детям возможность внести свои предложения по дальнейшему изучению Индии |
Дети высказывают свои предположения о том, что бы они еще хотели узнать о Индии и как они могут это сделать (самостоятельно, с родителями и педагогами) |