Технологическая карта игровой обучающей ситуации по развитию у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта «Кругобуквенное путешествие по Водной долине с Нескучайкой» по методике В. Шиманской
Авторы: Заваленкова Надежда Петровна, Сорокина Елена Андреевна, Зверева Юлия Иннокентьевна, Зенова Анжелика Васильевна, Тен Наталья Дюнмановна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (67) сентябрь 2023 г.
Дата публикации: 27.08.2023
Статья просмотрена: 39 раз
Библиографическое описание:
Технологическая карта игровой обучающей ситуации по развитию у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта «Кругобуквенное путешествие по Водной долине с Нескучайкой» по методике В. Шиманской / Н. П. Заваленкова, Е. А. Сорокина, Ю. И. Зверева [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8556/ (дата обращения: 16.12.2024).
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Форма организации, количество обучающихся: групповая, 8 человек.
Тема занятия: «Кругобуквенное путешествие по Водной долине с Бесстрашным».
Используемые технологии и методики
Методика развития эмоционального интеллекта (EQ) «Монсики» В. Шиманской
Цель занятия
Создание условий для формирования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в ходе познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с особенностями эмоций, чувств, навыках и способностях, на примере А-активности.
Задачи
– Образовательная: формировать представление детей о эмоциях, чувствах, навыках и способностях;
– Развивающие: развивать любознательность, поддерживать проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
– Воспитательные: воспитывать отзывчивость и доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь в трудной ситуации, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.
Культурно-смысловой контекст: восстановление карты водной Долины с нанесением на нее буквенных островов
Предпосылки УУД
Предпосылки личностных УУД
– умение воспринимать речь педагога;
– умение проявлять внимание и доброжелательность;
– умение выражать положительное отношение к процессу познания (внимание, удивление);
– мотивировать свои действия
Предпосылки регулятивных УУД
– умение контролировать свою деятельность по результату;
– умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;
– умение фиксировать затруднения;
Предпосылки коммуникативных УУД
– умение четко выражать свои мысли;
– умение активного слушания;
– умение ставить вопросы;
– умение определять цели и функции участников деятельности
Предпосылки познавательных УУД
– умение выделять параметры объекта;
– умение корректно доказывать свое мнение;
– умение анализировать представленные факты;
Оборудование: мягконабивная кукла Нескучайка, Смыслики, (Монсики),атрибуты одежды для капитана(тельняшка и фуражка) и моряков(бескозырки и гюйсы), атрибуты и макет корабля и штурвала, макет острые рифы и камни, телепортатор, карта Водная Долина, карточки активности и ситуаций, «Активашки» и «Ленивчики», образцы и заготовки для астр-оригами, заготовки для изготовления рисунков-апельсинов.
Этап |
Цель деятельности воспитателя |
Содержание занятия, деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Мотивационный этап |
Создать систему мотивации детей к речевой и познавательной деятельности, определение детской цели |
Приветствие детей-участников образовательного процесса. Педагог предстает в образе Капитана корабля «Любознательного», организует проблемную ситуацию: воспитатель знакомит детей с легендой о Водной долине и буквенных островах и предлагает ребятам стать матросами и отправиться в путешествие на один из Буквенных островов, чтобы восстановить карту водной долины. |
Выражают готовность к новой совместной деятельности Ребята заинтересованы. Выслушав воспитателя и Бесстрашного, дети предлагают помощь и выражают готовность отправиться в путешествие, выбирают остров, куда бы они хотели отправиться. |
Ориентировочный этап |
Формулирование целей деятельности, подбор средств |
||
Информационный этап |
Мотивировать на достижение личностно-значимого результата данной деятельности для каждого ребенка, формирование у детей предпосылок УУД. Создание условий для выстраивания ребенком индивидуальной траектории на основе заданий дифференцированного характера |
Дети-моряки с воспитателем-капитаном выполняют морскую зарядку и заучивают девиз команды корабля «Любознательный». Педагог сообщает, что переместиться в Водную долину можно с помощью «Телепортатора», а путь к нему преградили острые камни и эту преграду необходимо преодолеть. Далее педагог с детьми, с помощью телепортатора перемещаются на пристань Защищенности и знакомятся с волшебным монсиком Нескучайкой, который благодарит ребят за приезд и просит их найти первый остров «А» и нанести его на карту Водной Долины. поясняет, чтобы найти остров «А», необходимо узнать, что такое АКТИВНОСТЬ. Волшебные монсики Смыслики-предлагают капитану и морякам подсказку и предлагают поиграть в игру «Активность и пассивность» сюжет уборка в квартире, группе, игрушек и т. п. Далее воспитатель предлагает детям игру-упражнение «Шкала активности», знакомит с монсиком Нескучайкой. Далее педагог предлагает подняться детям на борт корабля «Любознательного» и поиграть в игру «Подзорная труба». Далее педагог предлагает упражнение «Попутный ветер», которое сопровождается аудиозаставкой. По прибытию на остров «А» воспитатель и дети обнаруживают, что остров уходит под воду под тяжестью предметов, названия которых начинаются не с «А». Предлагает детям карточки с изображением различных предметов(С подписью).Необходимо их рассортировать и оставить только те, которые начинаются с «А» Воспитатель рассказывает, что на острове «А» живут веселые «Активашки» и пассивные «Ленивчики», и что необходимо прогнать с острова «Ленивчиков». |
Дети с интересом включаются в процесс выполнения зарядки. Заучивают девиз команды и предлагают варианты преодоления преграды в виде острых камней. Дети с воспитателем перемещаются на пристань защищенности(через тканевый лабиринт), знакомятся с монсиком Бесстрашным, с картой Водной Долины, и планируют варианты, как узнать, что такое активность. Дети внимательно слушают подсказки Смысликов, играют в игру, обсуждают, в ходе какой деятельности удалось добиться наибольшего результата и почему? Дети учатся измерять активность с помощью набора карточек «Нескучаек» и «Ситуаций1,2,3» Ребята поднимаются на борт корабля и играют в игру «Подзорная труба». Дети отправляются в плавание. Дети пытаются спасти остров от затопления и сортируют карточки, оставляя те, что начинаются с «А», обьясняют свое решение. Дети играют в активную игру «Найди «Ленивчика», собирают их в корзину. Дети рады тому, что на острове все будут активными и веселыми. |
Аналитический (практический) этап |
Игра с затруднением, открытие нового знания, подведение итогов — оценка нового знания, приобретенных умений, достижение детской цели, подбор средств |
Воспитатель предлагает украсить остров «А» с помощью цветов-астр, выполненных в технике оригами и рисунками с символом острова-апельсином. Стимулирует детей к выполнению данного упражнения. Воспитатель с ребятами, преодолевая острые рифы, возвращаются к Телепортатору, где их ждет Нескучайка. |
Ребята выбирают заготовки, изготавливают астры и рисуют апельсины, украшают ими остров. Высказывают мнение о своем эмоциональном состоянии. Ребята возвращаются к Телепортатору и рассказывают Бесстрашному о своих приключениях и о возвращении острова «А» на карту Водной долины. |
Оценочный этап |
Подвести итог по мероприятию, дать возможность ребятам выразить свое мнение. Создать условия для фиксации единицы содержания образования, для выделения, обсуждения, моделирования в ходе рефлексии. |
Воспитатель предлагает ребятам оценить сегодняшнюю встречу, задает вопросы рефлексивно-оценочного характера: что было самым интересным? Были ли трудности? как мы с ними справились? Обращает внимание на появление острова «А» на карте Водной долины. Задает вопросы акцентирующие практическую значимость знаний и умений: мы смогли помочь вернуть Остров «А» на карту Водной долины, потому что…научились…узнали? Воспитатель и дети возвращаются из путешествия по Водной долине. |
Ребята рассказывают об путешествии к острову «А» и составлении карты Водной Долины. |
Рефлексивный этап |
«Взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности |
Воспитатель предлагает детям карту Водной долины, где каждый из них может отыскать остров «А» и раскрасить его название. |
Ребята выражают свои эмоции, от путешествия, раскрашивают остров на своей карте. Ребята высказывают свое мнение о встрече, делятся впечатлениями |
Перспективный этап |
Выход на самостоятельную деятельность |
Воспитатель дарит ребятам карты Водной долины. Воспитатель дает детям возможность внести свои предложения по дальнейшему изучению острова «А». |
Дети высказывают свои предположения о том, что бы они еще хотели узнать о острове «А» и как они могут это сделать (самостоятельно, с родителями и педагогами). |