Поэтические встречи на уроках чтения
Автор: Корнилова Наталья Валентиновна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.
Дата публикации: 27.02.2024
Статья просмотрена: 10 раз
Библиографическое описание:
Корнилова, Н. В. Поэтические встречи на уроках чтения / Н. В. Корнилова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2.1 (48.1). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9031/ (дата обращения: 16.11.2024).
Беру в ладошки Слово и целую…
Татьяна Емельянова
Современное образование ориентировано на развитие всесторонне развитой творческой личности.
Все в ребенке закладывается с детства. В том числе способность видеть удивительное рядом. Потеря этих способностей ведет к разрушению гармонии. Чтобы создать гармонию в человеке, необходимо воздействие литературы на читателя на высоком подсознательном уровне. Вот почему сегодня во времена расчета, равнодушия, бесчувствия, жестокости необходимо воспитывать любовь к чтению, поэзии, воспевающих красоту родных мест, радость жизни, бытия.
Именно начальной школе принадлежит ведущая роль воспитания любви к поэзии, а значит и к чтению.
На уроках литературного чтения в начальных классах изучаются произведения известных русских поэтов, многие их которых оставляют неизгладимый след в душах младших школьников.
Расширяя рамки школьной программы по литературному чтению во 2 классе, был введен региональный компонент, представленный разделом «Поэтические встречи».
Поэзия местных авторов давно и прочно вошла в сокровищницу культуры Олекминского района. Любовь к малой родине, к ее лесам, лугам, Лене — матушке рождают в душах читателей высокие чувства, помогают воспитывать молодое поколение. В городе проводятся различные мероприятия, на которых звучат стихи олекминских поэтов.
В районной газете «Олекма» с 1991 года существует раздел литературно-творческого объединения «Чароит», где печатаются стихи местных поэтов. Члены этого объединения выступают перед земляками со своими стихами. На мелодичные стихи Бернова П. П., Емельяновой Т. В., Хайбаровой Н. В., Корнилова Э. В.и других поэтов написаны песни. На полках библиотек района можно найти сборники этих поэтов. Особой популярностью пользуются коллективный сборник «Мой край родной, березовый…», который был выпущен в 1995 году в издательстве «Бичик», сборники П. Бернова «На Лене — родина моя», Н. Хайбаровой «Равнодушье душе неведомо», Т. Емельяновой «Откровение», Э. Корнилова «Олекминск родной, он всюду со мной…» и другие .
Творчество олекминских поэтов трогает своей искренностью, теплотой. Стихи этих авторов хорошо читаются, легко запоминаются, близки и понятны по содержанию, переживаниям, настроению. Они прививают интерес к чтению, воспитывают любовь к поэтическому слову, рассказывают о любви к родному краю, родной природе, о птицах и животных, поступках детей, о нравственности, честности, порядочности, сострадании, трудолюбии.
Пользуясь тем, что в нашем районе живут и созидают талантливые поэты, возникла идея приглашать их на уроки внеклассного чтения.
Первый урок был посвящен поэзии Эдуарда Корнилова, выпускника школы № 4. Обучающиеся познакомились с биографией поэта, его творчеством. Поэт подарил детям поэтическое открытие мира детства, прочитав свои стихи. В свою очередь ученики к этому уроку выучили и рассказали стихи поэта, чем его порадовали. Встреча оставила незабываемый след. На память поэт подарил неопубликованные детские произведения.
Стихи этого автора своеобразные: в ярких и запоминающихся картинках — видение окружающего мира. Оно наплывает волнами, просеивается сквозь душу и остается стихами.
Снова май на земле Олонхо
Молодыми ветрами звучит.
Вдаль весенняя песня легко
Над простором таежным летит.
Поэтический мир поэта, идущий от дружелюбия его среды и непосредственности детства, понятен и оптимистичен. Некоторые его произведения так и просятся на музыку.
На далеком на лугу,
Я за радугой бегу.
Может быть, сегодня к тайне
Прикоснуться я смогу.
Прекрасные стихи Эдуарда Корнилова откликнулись поэтическим словом. Таня Фридрих, ученица 2 класса, открыла свою маленькую тайну, что пробует писать стихи. На первый взгляд нескладные, но написанные от души строчки, были оценены Эдуардом Корниловым.
Ученики, читая сборники Э. Корнилова «Олекминск родной, он всюду со мной…», «Здесь моей жизни большая река», выбрали стихи, которые им больше всего понравились. Прочитав, решили разделить их на два раздела: стихи о Родине, стихи для детей. Обучающиеся совместно с родителями перепечатали стихи, собрали их в книжки и дополнили своими рисунками.
Результатом встречи и проведенной работы стали две самодельные книжки со стихами Э. Корнилова: «Стихи о Родине» и «Стихи для детей». Эти сборники используются на уроках внеклассного чтения, конкурсах чтецов начальными классами.
Встреча с поэтом пробудила у учащихся интерес к поэзии, желанию самим сочинять стихи, анализировать, создавать иллюстрации к прочитанному.
Именно на уроках чтения детям прививается интерес к стихам, рождаются первые рифмы, воспитывается любовь к поэтическому слову. Дети учатся понимать стихи, анализировать, что способствует совершенствованию собственного поэтического творчества. Человек не рождается с готовыми способностями. Задача учителя — прививать детям интерес к предмету, терпеливо растить и лелеять эти нежные ростки поэтического дара.
В процессе дальнейшей работы по внеклассному чтению прошли встречи с Петром Берновым, Татьяной Емельяновой, Надеждой Хайбаровой. Они познакомили обучающихся со своим творчеством. Дети с великим удовольствием участвовали в беседе. Задавали вопросы о том, когда и как авторы начали писать стихи. На этих уроках у детей стали рождаться первые рифмы. На суд маститых поэтов представлялись поэтические сочинения школьников.
Особенно яркой была встреча с Надеждой Хайбаровой, воспитателем детского сада. Зная психологию детских душ, она достучалась до каждого. Ее стихи тронули души учеников своей непосредственностью, простотой, что вызвало желание прочитать и выучить стихи из ее сборников.
Стихи в творческом активе Надежды Хайбаровой разнятся по теме и форме — есть песенные, описательные, сюжетные зарисовки из жизни, монологи и диалоги.
Я глазам своим не верю:
Среди веточек седых,
Гроздья ягод заалели
Между шапок снеговых.
Или:
Еще вчера так было стыло,
И мерзли руки на ветру.
Сегодня солнце засветило.
И звон капели поутру.
Обучающиеся завороженно слушали, просили вновь и вновь прочитать новые строчки из поэтических сборников Н. Хайбаровой.
Стихи Петра Бернова бесхитростны, как песни. Такие легко запоминаются и хорошо кладутся на музыку. Именно на его стихи написан Гимн Олекминского района.
Известно мне, что есть края другие,
Иные реки, горы и поля.
Но дорог сердцу уголок России,
Олекминская малая земля.
Читаешь, а перед глазами возникают картины, живописно описанные автором.
На пригорке ольха вновь прощается с летом,
И рябина горит, как заря.
Под окошком моим золотые монеты
Обронили в траву тополя.
Имея веселый, жизнерадостный характер, Петр Бернов заразил обучающихся своей энергией. К тому же он прекрасный рассказчик. Заядлый ягодник, рыбак, охотник — он удивил учащихся своими рассказами, стихами о окружающем мире, бережном отношения к природе, умении видеть в самом обычном нечто удивительное, таинственное. На этой встрече возникло чувство, что находишься на лоне природы. Видишь золотые закаты над Леной рекою и приветливо машущие зеленой ладошкой нам с прибрежных лугов тальники, слышишь тайный шепот волны и костра рыбака.
Еще долго не расходились ребята, находясь под впечатлением встречи, очарованные прекрасными строчками о том, что так близко и понятно каждому. И сразу решили, что эти стихи войдут в следующий сборник.
Поэтесса Татьяна Емельянова — удивительный человек с необыкновенным поэтическим даром. Ее стихи возникают из всего — воздуха, неба, снов и противоречий. Разве предупреждают о своем приходе ветер и дождь? Как в природе часто случаются летние грозы, падают снег и дождь, так и в душе и в поэзии Т. Емельяновой случаются чудеса. Стихи растут в ней как ромашки на лугу.
Беру в ладошки Слово и целую,
Тихонько признаюсь Ему в любви.
По Слову чистому всегда тоскую,
С рождения оно в моей крови…
Поэзия Т. Емельяновой приобретает общественное звучание в Гимне любимого города.
Раскинулся над Леною привольной
Среди красавицы — тайги:
Мой добрый край олекминский раздольный,
Красу свою навеки сбереги.
Татьяна Валерьевна частый гость в нашей школе. Многие дети знакомы с ней лично. С огромным интересом слушали они своего старшего товарища, задавали много вопросов. Прониклись чувством любви к природе своего края, к старинному городу, о котором так проникновенно и душевно пишет Т. В. Емельянова.
Все эти встречи не прошли бесследно. Следующий сборник получил свое название «Радуга» и был издан обучающимися уже 4 класса. Название неслучайно, т. к. в него вошли стихи совершенно разных людей. Разных по характеру и поэтическому уровню, по отношению к миру, к себе и собственному творчеству. Каждый из них — человек по-своему неординарный, у каждого есть свои читатели и почитатели. И, хотя круг тем обширен, всех их объединяет искренняя любовь к родному краю, детям. Поэтому в нем присутствуют два раздела: «Родной край» и «Детство». К оформлению этого сборника учащиеся подошли более профессионально. Совместно с родителями была проделана огромная работа: отсканировали рисунки учащихся, оформили первую страницу, форзац, написали аннотацию, на школьном цветном принтере распечатали страницы будущего сборника. Каждый из обучающихся испытал чувство гордости за свой вклад в издание этого сборника.
2015 год — юбилейный год для г. Олекминска. Городу исполнится 380 лет со дня его создания. Это огромное историческое событие, которое нашло отклик в следующем поэтическом сборнике «Олекминск милый, родина моя» ...
В данный сборник вошли произведения олекминских поэтов о любимом городе.
Можно быть уверенным, что город Олекминск, его тихие улицы, окружающая природа откроют перед читателями этого сборника скромную прелесть нашего старинного городка, что будет способствовать формированию духовно — патриотических чувств.
Работа над созданием сборников на районной научно — практической конференции «Шаг в будущее» отмечена дипломами.
Созданные обучающимися сборники стихов представляют интерес для школьников младшего возраста и дошкольников, родителей, воспитателей, учителей начальных классов, литературы. Используются на уроках внеклассного чтения. Учащиеся на школьных мероприятиях с удовольствием рассказывают стихи, напечатанные в сборниках, а также о том, как они работали над созданием этих сборников.
Самые ценные и прочные знания не те, что усвоены выучиванием, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных изысканий.
Воспитание подрастающего поколения на примерах культурных ценностей, приобщение к прекрасному миру литературы, поэзии — вот задача, которая ставилась при привитии любви к чтению.