This article examines the way in autumn poems for younger students included in textbooks on literary reading for 2 - 4 classes. The analysis of several poems of this subject. In addition, a fragment of a lesson on literary reading for class 2.
Keywords: image of autumn, poetry for children, readings, primary school age.
В начальной школе со 2 по 4 класс на уроках литературного чтения в первой четверти младшие школьники изучают стихотворения об осени. В этом проявляется принцип актуализации тематики чтения, по которому тексты, которые читают дети, связаны с природным календарем. Осенняя поэзия пропитана эмоциями, настроением авторов, поэтому она трогает как взрослых, так и детей младшего школьного возраста.
В школьную программу 2 класса УМК «Школа России» входят следующие стихи про осень: Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…», А. Фет «Ласточки пропали…», А. Толстой «Осень», С. Есенин «Закружилась листва золотая…», В. Брюсов «Сухие листья, сухие листья…», И. Токмакова «Опустел скворечник…», М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом» [2].
В программу 3 класса УМК «Школа России» входят такие стихи, как Н.А. Некрасов «Славная осень», A.C. Пушкин «Уж небо осенью дышало...», М.Ю. Лермонтов «Осень» [3].
На уроках литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») изучают следующие стихотворения на осеннюю тему: И.А. Бунин «Листопад», Б.Л. Пастернак «Золотая осень», Н.М. Рубцов «Сентябрь» [4].
Мы видим, что самое большое количество стихов об осени включено в программу 2 класса, причем это небольшие по объему стихи самых разных авторов: и классической поэзии XIX в., и поэзии Серебряного века, и поэзии второй половины XX в., стихи, написанные, специально для детей и стихи, вошедшие в круг детского чтения из «взрослой» литературы. В 3 и 4 классе поэтических произведений об осени изучается меньше, они больше по объему, сложнее по содержанию и языку, причем наблюдается отбор стихов по времени их написания: в программу 3 класса включены стихи об осени великих поэтов XIX в., в программу 4 класса – стихи выдающихся авторов XX в. Это объясняется как возрастными особенностями учащихся, так и монографическим и литературоведческим принципом построения программы по литературному чтению.
Осень в нашей поэзии задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи об осени в творчестве русских поэтов передают настроение уставшей природы. Это стихи опадающих листьев, нежных солнечных дней бабьего лета, стихи осеннего дождя в затягивающемся пасмурной дымкой небе поздней осени.
Осень в стихотворениях русских поэтов – пора утонченная, нежная, но в тоже время полная мудрости. Грусть и тоска, радость и разочарование, одиночество и любовь – все переплетается в осеннем, полном меланхолии и очарования, настроении. Наивные и полные душой, трогательные и добрые слова, строки и рифмы в стихах об осени подчеркивают красоту русской природы и чувственную глубину русской поэзии.
К примеру, в стихотворении Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» раскрывается образ ранней осени. Называя эту пору «дивной», Тютчев показывает не только ее красоту, но и обращает внимание на необычность этих дней, обладающих особой притягательностью. Эпитет хрустальный по отношению ко дню включает в себя и игру света, и прозрачность осеннего неба, теряющего яркость летних красок. Эпитет лучезарны вечера передает появление новых цветов, создаваемых заходящим солнцем. По всей земле светило разливает теплый свет. Прозрачно-голубое небо (чистая и теплая лазурь) празднует вместе с землей наступление осени. В стихотворении встречаются метафоры (льется чистая и теплая лазурь), сравнения (весь день стоит как бы хрустальный), олицетворения (паутины тонкий волос), антитеза (серп гулял – пусто все). Тютчев использует такую разновидность метонимии, как синекдоха: серп гулял, падал колос, паутины тонкий волос. Единственное число укрупняет предметы, придавая им весомость и выделяя из остальных. Все эти средства дают возможность почувствовать себя по-настоящему свободным и насладиться гармонией природы, которая словно бы замерла в ожидании предстоящих холодов, спеша отдать миру последние краски лета с его благоухающими травами. Образ осени в стихотворении Ф.И.Тютчева связан с бездонным голубым небом, теплым ветром, опустевшими полями, а также с ярким солнцем, которое уже не обжигает, а всего лишь нежно ласкает кожу.
Чтобы передать красоту природы, С.А. Есенин в стихотворении «Закружилась листва золотая...» использует различные средства выразительности (эпитеты: «листва золотая», «в розоватой воде», «взбалмошная луна», «липким запахом», «кружевные узоры»; сравнения: «как приятная память о друге», «синий сумрак как стадо овец», «как ветками ива, опрокинуться в розовость вод»; олицетворения: «спит черемуха в белой накидке». С.А. Есенин восхищается обычным сельским пейзажем, который отождествляет со своей родиной. В его стихотворении ощущается покой и радость, которые может подарить любящая мать-земля своему непутевому блудному сыну, вернувшемуся домой. Именно, вода, окрашенная закатом в мягкий розовый цвет, пруд и падающие в него пожелтевшие листья рисуют нам образ осени.
В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Осень» употребляется развернутая метафора «Лишь в бору поникши ели, зелень мрачную хранят». Здесь в переносном значении употреблено слово поникши, поэт хочет показать, что ветви ели опущены, кажется, что деревья о чем-то грустят. Вторая часть метафоры ели зелень мрачную хранят подчеркивает, что ели остаются всё также зелены, темны и недвижны, будто хотят остаться такими на века. Этой метафоре противопоставлена другая – в конце стихотворения: «Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит». Здесь в переносном значении использовано слово серебрит, чтобы показать блеск поля в свете месяца, которое сверкает в ночи столь ярко и красиво, что начинает казаться, что блестит не поле, а чистое серебро. Лермонтовская осень довольно мрачна, в ней подчеркнуты темные стороны этого времени года, за которым неизбежно наступит холодная зима. Легки лишь первые две строки («Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят»), они нужны здесь для контраста.
Проанализировав указанные стихотворения, можем сделать вывод, что поэты показывают нам осень с разных сторон, но неизменно в прекрасных красках. При этом они используют различные средства выразительности для создания яркого, объемного образа осени.
Как правило, стихотворения об осени по объему небольшие, доступные для детского восприятия. Они соответствуют возрастным особенностям младших школьников. В них образ осени связан с листопадом, дождем, убранными полями, увяданьем природы, с прозрачностью неба, лучезарными вечерами. Осень многолика и каждый поэт представляет ее по-своему. Остановимся на осенней поэзии, с которой дети знакомятся во 2 классе. Предлагаем фрагмент урока по литературному чтению для 2 класса [1].
Тема урока: Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…».
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
III. Изучение нового материала
|
- Сейчас я прочитаю вам стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…».
Есть в осени первоначальной
Где бодрый серп гулял и падал колос,
- Сейчас мы с вами выполним в тетрадях словарную работу. Запишем: - А теперь давайте разделимся на две группы. Каждая группа получает карточки с вопросами, на которые необходимо ответить. Первая карточка Прочитайте стихотворение и отметьте слова, которые помогут ответить на вопросы . - Когда бывает эта “дивная” пора? - Как вы понимаете “первоначальной”? - Каким поэт видит день, прочитайте. - Он называет его “хрустальным”. Почему? - Что автор говорит о вечерах? Что значит “лучезарны”? Вторая карточка - Как поэт пишет о поле? Какое поле? - Какие слова подчёркивают пустоту поля? - С чем сравнивает Фёдор Иванович паутину? - А как вы понимаете словосочетание “праздная борозда”? Задания для обеих групп Прочитайте последний столбик и подчеркните слова, помогающие ответить на последний вопрос. - Как поэт описывает небо? - Какое чувство пробуждает у вас эта картина? - Ребята, сдавайте свои карточки. |
Ученики слушают, как учитель читает стихотворение.
Ученики делятся впечатлениями о стихотворении и отвечают на вопросы учителя. Выполняют словарную работу в тетрадях. Дети делятся на 2 группы и начинают выполнять задание по карточкам.
Ребята отвечают на вопросы. (“…в осени первоначальной…”) (Т.е. только начавшейся) (“…как бы хрустальный…”) (Прозрачный лес, воздух)
(Т.е. полный светом)
(Пустое) (“…лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде…”) (С тонким волосом) (С полей убран урожай, земля отдыхает) ( “…пустеет воздух,…льётся лазурь…”) (Грусть, покой)
Дети сдают карточки. |
Следовательно, образ осени в поэзии для детей многолик. Он связан с контрастом красок, переменчивостью, непостоянством, с одной стороны, и спокойствием и умиротворенностью- с другой. Изучение осенней поэзии позволяет реализовать на уроках литературного чтения несколько задач: учит младших школьников анализировать и выразительно читать стихи, развивает речь учеников, давая образцы использования различных выразительных средств, способствует их патриотическому и эстетическому воспитанию.
Литература:
- Бойкина М.В., Илюшин Л.С., Галактионова Т.Г., Роговцева, Н.И. Литературное чтение. Поурочные разработки: Технологические карты уроков. 2 класс. – М.; СПб: Просвещение, 2015. — 88 с
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. — В 2-х частях. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 224 с.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. — В 2-х частях. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 223 с.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. — В 2-х частях. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с.