The article analyzes the poetic and prose works about autumn included in the textbooks of literary reading from EMC (educational and methodical complex) "Planet of Knowledge". We discuss the instructional teckniques used in the job with this works. We describe the complex tasks and the formation of subject, metasubject and personal results.
Keywords: the educational and methodical complex "Planet of Knowledge", poetry and prose for children, a subject of fall.
Сегодня, в условиях внедрения ФГОС НО, чтение, по сути, – это универсальная техника получения знаний об окружающей действительности, об отношениях между людьми. Именно на уроках чтения младшие школьники через понимание текста учатся познавать окружающий их мир.
В УМК «Планета знаний» значительную часть произведений для изучения детьми младшего школьного возраста на протяжении всех четырех лет составляют стихотворения и проза о природе. Именно эти произведения помогают формировать всесторонне развитую личность.
Отметим, что обучение младших школьников основам художественного восприятия через изучение стихотворений и прозы о природе обусловлено тем воздействием, которое они оказывают на ребенка: поэтический образ эмоций, связанных с духовной жизнью человека; красота языка, яркость картин природы способствуют разностороннему развитию младшего школьника. Восприятие этих произведений обогащает жизнь детей сильными эмоциями и эстетическими впечатлениями; способствует пробуждению и поддержанию у них интереса к чтению лирики и прозы о природе; помогает пониманию красоты внутреннего мира духовно богатой и развитой личности; способствует интенсивному формированию у младших школьников системы эстетических и этических ценностей.
Анализ учебников литературного чтения УМК «Планета знаний» показывает, что произведения подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей, способны заинтересовать их, пробудить их творчество.
Так, например, в учебнике для 3 класса для изучения осенней тематики предложены следующие произведения:
- проза: К.Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М.Пришвин «Хрустальный день», «Капитан-паук», «Недосмотренные грибы»
- лирика: И.Бунин «Листопад», Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки», А.Жигулин «Загорелась листва на березах», А.Фет «Осенняя роза» [2, с. 126].
Отметим методические приемы, применяемые при работе с произведениями об осени по данному учебнику:
1. Перед каждым произведением (прозой или стихотворением) присутствует словарная разминка с разнообразными типами заданий:
- продолжи ряд близких по значению слов...;
- подбери синонимы...;
- объясни смысл выражения…;
- вспомни, расскажи о… (например, о золотой осени в твоем городе).
Задания такого рода помогают актуализировать знания ученика, настроить его на работу, задают тон настроению, с которым надо читать то или иное произведение.
2. К каждому произведению подобраны яркие, красочные иллюстрации, что делает учебник интересным для ребенка и позволяет учителю в процессе обсуждения того или иного произведения обращаться к иллюстративному материалу.
3. При работе с осенней лирикой учащимся предлагается не только прочитать, но и прохлопать стихотворение, расставить в нем паузы, смысловые ударения, выделить главные слова.
Вот, например, задание к стихотворению Ивана Бунина «Листопад»: «Прочитай стихотворение про себя. Подумай, как будешь читать его вслух: где быстро, где медленно; где громко, а где тихо; когда будешь делать паузы» [2, с. 10-11].
Такая работа с текстом способствует его осмысленному пониманию, заставляет ребенка задумываться, какие же чувства и мысли хотел передать поэт и как правильнее их выразить через свое художественное чтение.
4. Большое внимание авторами учебника литературного чтения УМК «Планета знаний» уделяется работе со словом. В текстах есть подстрочник, объясняющий младшим школьникам те слова, значение которых им непонятно. Словарная работа стимулируется также заданиями перед произведениями и после них.
5. После каждого художественного произведения об осени в стихах или в прозе авторами УМК «Планета знаний» подобраны разнообразные задания: для анализа мыслей и чувств, вызываемых произведением, для литературоведческого анализа текста произведения, включены разнообразные творческие задания на развитие воображения младшего школьника.
Так, например, при разборе стихотворения Николая Рубцова «У сгнившей лесной избушки» ребятам предлагается ответить на вопросы и выполнить следующие задания:
- О каких признаках осени говорит поэт в стихотворении?
- Сравни осенний день, о котором писал М.Пришвин в рассказе «Хрустальный день», с днем, о котором говорит Н.Рубцов.
- Перечитай последнее четверостишие. О каком «мире чудес» писал Н.Рубцов? Какие чувства поэта открылись тебе в последних четырех строчках? [2, с. 16-17]
Этот комплекс заданий позволяет ребенку целенаправленно проработать текст стихотворения, стать сопричастным автору в его мыслях, чувствах, переживаниях; учит младшего школьника формулировать свой взгляд на привычные вещи.
Рассмотрим комплекс заданий, предлагаемый авторами учебника для работы с прозаическим произведением Константина Паустовского «Подарок»:
- Что произошло в природе, «когда в саду поселилась осень»? Рассказывая об этом, используй слова из текста.
- Перечитай, как лесничий и дед Митрий объяснили, почему деревья сбрасывают листья осенью. Чье объяснение понравилось тебе больше? Обоснуй свое мнение.
- Определи главную мысль этого произведения, обсуди с товарищем;
- Придумай свои вопросы к произведению К. Паустовского и задай их товарищу [2, с .22].
Данный комплекс заданий построен таким образом, чтобы через ответы на вопросы дети несколько раз пересказали произведение, причем постоянно высказывая свое мнение, обращаясь к собственному опыту и к опыту своих товарищей. В результате такой работы у них появляется несколько планов рассказа (простой пересказ, рассказ от имени того или иного героя), а также возникает стремление узнать об изучаемом явлении больше информации (задание «прочитай научно-популярную статью…») и передать через художественные образы полученную информацию.
Результатом такой работы над каждым произведением становится формирование предметных, метапредметных и личностных результатов, а также формирование межпредметных связей, что соответствует ФГОС НО.
Так, к предметным результатам, достигаемым при работе с учебником литературного чтения по УМК «Планета знаний», относятся следующие:
- овладение основами смыслового чтения художественных текстов через объяснение действия персонажей, определение отношения автора к героям;
- восприятие на слух художественного произведения, определение произведённого им впечатления;
- выделение рифмы в тексте стихотворений;
- освоение приемов заучивания наизусть;
- нахождение в тексте произведения слов и словосочетаний, позволяющих ответить на поставленные вопросы, формировать собственные суждения об изучаемых явлениях и процессах;
- передача при чтении настроения, выраженного в произведении [3, с. 43].
К метапредметным результатам, формируемым при работе с учебником литературного чтения по УМК «Планета знаний», относятся следующие:
- развивающие: умение планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
- познавательные: умение выделять существенную информацию из текста; находить нужную информацию по словарю;
- коммуникативные: умение точно и последовательно передавать необходимую информацию партнёру, умение продуктивно работать в паре, высказывать собственное мнение, выслушивать мнение партнёра; получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; воспринимать текст с учётом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения [3, с. 44].
К личностным результатам, достигаемым при работе с учебником литературного чтения по УМК «Планета знаний», относятся следующие:
- формирование чувства понимания и любви к живой природе;
- формирование бережного отношения к природе;
- формирование эстетических чувств младших дошкольников на основе знакомства с художественной культурой;
- формирование и развитие чувства сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание своей этнической принадлежности, понимание менталитета собственного народа [1, с. 32].
Кроме того, при работе с учебником литературного чтения по УМК «Планета знаний» формируются межпредметные связи с таким учебными предметами, как русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство.
Подводя итог рассмотрению особенностей изучения темы осени в поэзии и прозе для детей на примере учебников литературного чтения УМК «Планета знаний», мы можем отметить, что данный УМК способствует эффективной организации работы с литературными произведениями на уроках литературного чтения.
Младшие школьники с удовольствием слушают, читают и учат наизусть лирические произведения и прозу о временах года, но далеко не всегда глубоко воспринимают их, поэтому анализ художественных особенностей произведения на уроке - обязательное условие для глубокого проникновения читателей в содержание произведения.
На наш взгляд, именно учебники литературного чтения УМК «Планета знаний» помогают решить одну из основных задач при изучении художественных произведений - добиться сопереживания и соразмышления с автором, раскрыть силу и глубину чувства и мысли, создать основу в формировании читательских качеств, необходимых для полноценного восприятия литературы, воспитать эмоциональную отзывчивость, образное, ассоциативное мышление, эстетическую реакцию на художественное слово.
Литература:
- Белина Е.В. Влияние целей и задач современного урока литературного чтения на формирование культуры чтения младшего школьника // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - №50-2. - С.31-35.
- Кац Э.Э. Литературное чтение. 3 класс, ч. 1. УМК «Планета знаний». - М.: ООО «Астрель», 2011. – 126 c.
- Кузьмина И.А. Особенности работы с текстом в начальной школе на уроках чтения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2014. - №4. - С.43-45.
- Ловкова Т.Б. Литературное чтение как объект исследования // Вестник СПбГУКИ. - 2012. - №2. - С.55-58.