Доброжелательная обстановка на уроке, внимание к каждому высказыванию, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности — все это создает благоприятный психологический климат на уроке, служит одним из показателей успешности его проведения, определяет позитивное воздействие на здоровье.
Именно поэтому свои уроки я нередко сопровождаю стихами собственного сочинения, чтобы личным примером побудить своих учеников к творческому содружеству, активизировать их мыслительную деятельность.
Например, урок литературы в 11 классе «Заседание «Цеха поэтов» начинается определенной провокацией — вызовом со стороны учителя, который выступает в роли руководителя этого цеха.
Я — Надежда, и имя это
Полыхает во мне, как зарево.
Не Ахматова я, конечно,
И тем более не Цветаева…
И напрасно кто-то пытается
Приписать мне поэта звание:
Не того я полёта и роста,
Чтобы это пройти испытание.
Не дано мне от жизни многое.
Что успела схватить — схватила.
И иду я своей дорогою,
Не сказала бы, что вполсилы.
Каждый день проживаю, будто
Он последний в моём расписании,
И доказываю кому-то
Теорему о вечном познании.
Теорему, хоть я и лирик,
И другим обладаю сознанием.
Пусть исчезнет во мне сатирик,
Не достойный хвалы и внимания!
И опять я в своей стихии,
Где читала впервые Ахматову,
Где когда-то меня пленили
Золотые огни Саратова.
Где шептали Цветаевой строки,
Что «душа родилась крылатой»,
Ну а я подхватила вовремя
Изумрудных стихов раскаты.
Я — Надежда, а значит, Вера
И Любовь поселились рядом,
Создавая вокруг атмосферу,
Что любые разрушит преграды.
И я верю, что имени сила
В пропасть мне не даст провалиться.
Сотворять я не буду кумира,
Чтоб потом на него не злиться.
Так сильней разгорайся, зарево,
Чтоб дорогу осилил идущий!
И появятся строки заново,
Воспевая восход грядущий…
Далее спрашиваю, какие литературные ассоциации оно вызывает у каждой группы, на которые предварительно разделён класс, прошу найти черты каждого литературного направления (обычно такие моменты очень нравятся ребятам), и далее урок, как правило, очень эмоционален и продуктивен, а стихи, которые ученики сочиняют далее, очень интересны.
Подобную практику я начала использовать в своей работе очень давно, когда моя педагогическая деятельность только начиналась. Об этом впервые попросили меня ученики гуманитарного класса, когда мы готовились с ними к уроку «Слово о полку Игореве в русской культуре и искусстве». В ходе подготовки организовались три группы — художники, музыканты и литературоведы — и ребята хотели, чтобы выступление каждой группы предварялось своеобразным вступлением — чтением стихов. Мне эта идея показалась очень интересной, и вот что получилось в итоге.
В самом начале урока прозвучали стихи:
Как горько, что на нашем на веку
Мы забываем «Слово о полку…»
За повседневной суматохой бед
Мы потеряли нравственности след.
А если оглянуться нам назад,
Туда, где стрелы Игоря свистят,
Где хан Кончак тревожит наш народ,
Где Ярославна плачет и поёт?
Ты всё видала, русская земля,
Впитала раны ты в себя не зря,
Немой свидетель и немой судья
Того, как жили русские князья.
И мы сегодня только из картин,
Из глубины белеющих седин,
Из летописи памятных времён
Истрию России узнаём.
А над всем этим, нас храня от бед,
Великий Автор «Слова…» ставит след.
«Не лепо ли ны бяшет…», как в поэме?
И нам пора за всё держать ответ.
Далее после небольшого вступления звучат стихи, предваряющие выступление группы художников:
Гравюр Фаворского немеркнущие лики
Напоминают о годах былых,
На поле брани воинов великих
Предсмертный стон как будто не утих.
А из-под кисти гения Перова
Выходит Ярославна на Дунай,
Княгиня эта мужа ждёт живого,
Ты ей, природа, в этом помогай!
А Вы сказать нам, Васнецов, смогли бы,
Чем привлекают Вас богатыри?
И как добиться удалось такого,
Чтоб, даже мёртвые, ожить они смогли?
Кровь не видна на Игоревом войске,
Достойный обрело оно покой.
А среди нас найдётся ли художник,
Чтоб сохранить историю такой?
Перед выступлением группы музыкантов звуча следующие строки:
Вот гаснет свет, и голоса смолкают,
И рушится былых времён стена,
И звуки ввысь стремительно взлетают
С великим именем Бородина.
И хочется мгновенно очутиться
Во Игоревом доблестном полку,
С разгулом Галицкого не смириться,
И с русской женщиной испить тоску.
И дать свободу, о которой просит
Пленённый Кончаком коварным князь,
И закружиться в пёстром хороводе
Из половецких плясок, не таясь.
И высмеять и Ск У лу, и Ерошку,
Овлуру за содействие воздать,
И русский дух вдохнуть,
И очутиться в двадцатом веке, помня благодать.
И упиваться музыкою долго,
И не забыть Баяновых седин.
И всё это — в одном — едином звуке,
В величественном слове — Бородин.
В целях экономии времени пропустим стихотворение, которое звучало перед выступлением группы литературоведов, скажу лишь только, что эти стихи настраивали учеников конкретной группы на выступление, а остальных — на восприятие материала, таким образом, наше совместное творчество удалось, и этот урок ребята при встрече вспоминают до сих пор, хотя прошло уже немало лет.
Несомненно, для создания стихов требуется определённая атмосфера, иногда к этому побуждает какое-то событие, например, совместные поездки с ребятами по литературным местам. Стихи, написанные во время таких поездок, не только усиливают впечатления ребят, порою они побуждают и учеников к написанию собственных стихов, что всегда я особенно ценю. Вот такие стихи я прочитала ребятам во время поездки в Михайловское.
По тропинке, что бежит уверенно
Вдоль простого русского села,
Я, походку окрылив намеренно,
Снова в гости к Пушкину пришла.
Вновь меня встречает он с улыбкою,
И земной поклон мне ветер шлёт,
Словно поэтической ошибкою
Хочет он увлечь меня в полёт.
Ну а я, забыв про все волнения,
Чувствую, что мне неведом страх.
Пушкинское лёгкое дыхание
Ощущаю на своих плечах.
Родина, Россия, слово Пушкина –
Вот что вдохновение даёт,
Для поэта память и признание –
Как для птицы чистый небосвод.
И раскинув крылья, словно летопись,
Что в страницы книги вплетена,
Я на равных пообщалась с Пушкиным,
Творчества и музыки полна.
А когда я по тропинке солнечной
Уходила, в осень влюблена,
Он в ответ мне подмигнул украдкою,
Прошептав: «Ты снова не одна…»
Конечно, это не могло не побудить ребят к ответному слову, и многие тоже с удовольствием попробовали свои силы, получилось очень интересно.
А эти стихи были написаны после поездки в Тарханы и прочитаны в начале урока литературы в 7-м классе, когда мы начали изучать творчество М. Ю. Лермонтова.
Я томик Пушкина закрыла.
Но сколько б ни промчалось лет,
Как только это имя слышу,
Встает строка: “Погиб поэт…”
Погиб. Но слово не исчезло,
Его успел он подхватить,
Тот, кто России не позволил
Про гений Пушкина забыть.
Их имена сегодня рядом,
У каждого читатель свой.
Я томик Пушкина закрыла,
Чтоб вслед за ним открыть другой…
Далее задаю ребятам вопрос: «Так чей же томик стихов мы откроем с вами сегодня?», после чего начинается разговор о Лермонтове.
Может возникнуть вопрос: только ли на уроках литературы я использую подобный приём? Отвечу, что на уроках русского языка этот приём тоже работает. Приведу лишь один пример.
В конце урока русского языка в 9 классе «Придаточные обстоятельственные уступки» (сразу поясню, что текстовый материал к уроку был подобран о блокаде Ленинграда), читаю стихотворение:
Пусть промчатся годы чередой,
В памяти народной не исчезнут
900 ночей и страшных дней,
Голос совести над чёрной бездной.
Несмотря на то что окружён
Этот город был кольцом блокады,
Он не сдался и не отступил
Ни на шаг, врагу не дав пощады.
Мы всё это подвигом зовём,
Но никто не требовал награды,
Ведь в груди у каждого из них
Билось сердце, сердце Ленинграда.
И в качестве одного из вариантов домашнего задания я предлагаю ребятам сочинить своё стихотворение по данной тематике, где они должны постараться употребить сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных, в том числе и с придаточными уступки.
Конечно, можно привести ещё много примеров из практики, но, думаю, всем становится понятно, что использование стихов собственного сочинения на уроках и во внеурочной деятельности создаёт благоприятный психологический климат. Таким образом, с одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.