Влияние личностных факторов на профессиональное выгорание у учителей
Автор: Голик Татьяна Алексеевна
Рубрика: Педагогическая психология
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.
Дата публикации: 05.05.2023
Статья просмотрена: 39 раз
Библиографическое описание:
Голик, Т. А. Влияние личностных факторов на профессиональное выгорание у учителей / Т. А. Голик. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3 (44). — С. 51-52. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8312/ (дата обращения: 27.09.2024).
Ключевые слова: профессиональное выгорание, учитель, образовательная сфера, обратная связь, образовательный сегмент, профессиональное выгорание учителей.
В нашей современной общественной среде педагогическая деятельность очень важна. К сожалению, в последнее время наблюдается снижение интереса к профессии учителя, возможно из-за высокого уровня стресса и усталости, испытываемой ими в рабочее время. Эта проблема известна как профессиональное выгорание.
В свете этого, многие исследователи заботятся о том, какие личностные свойства способствуют выживанию из ситуации профессионального выгорания. Исследования в области психологии и социологии показывают, что разную роль играют различные личностные факторы, такие как психологическая устойчивость или неадаптивное поведение.
Личностные факторы, влияющие на развитие профессионального выгорания у учителей — это одна из ключевых проблем, с которой сталкиваются сегодня не только отдельные педагоги, но и весь образовательный сегмент в целом.
Одним из таких важных личностных предикторов является выраженная склонность к перфекционизму. Многие учителя стремятся достичь максимального результата в работе и успешности, и для них очень важно получать признание своих учеников и коллег. Однако, это может приводить к сильному давлению на себя, идеальным, но недостижимым целям, что, в свою очередь, способствует возникновению стресса и развитию профессионального выгорания.
Еще один фактор, влияющий на возникновение профессионального выгорания у учителей — это несоответствие между личностью и профессией. Часто учителя приходят в образовательный сегмент не по-своему изначальному желанию, а под влиянием обстоятельств или семейного влияния. Такое несоответствие может вести к невыполнимым ожиданиям и неудовлетворенности собственной жизнью и профессией.
Кроме того, многие учителя подвержены чрезмерной эмоциональной нагрузке — они часто находятся в условиях постоянного стресса, что может привести к чувству отчаяния и беспомощности. Часто учителя сталкиваются с конфликтами, напряженными отношениями, эмоциональным выгоранием учащихся и т. д., что приводит к сильному эмоциональному напряжению.
Исследования также показывают, что частой причиной профессионального выгорания учителей является недостаток обратной связи и мотивации. Отсутствие признания и поддержки со стороны коллег, руководства, родителей может вызывать чувство разочарования и невыполненности. Психологическая поддержка со стороны руководства и коллег может помочь в борьбе с профессиональным выгоранием у учителей.
Большое значение также имеет личностная способность эффективно управлять эмоциями и стрессом. Высокая регуляция эмоций, оптимизм, жизнерадостность, чувство юмора — это качества, которые могут помочь учителю легче справляться с негативными аспектами своей профессиональной деятельности.
Таким образом, личностные факторы играют большую роль в возникновении профессионального выгорания учителей. Это может быть вызвано кризисом в личной жизни, психологическим состоянием, несоответствующей мотивацией, давлением на свою персона, а также недостатком обратной связи. Развитие сопутствующих качеств, таких как эмоциональная устойчивость и эффективная регуляция, может помочь в легком справлении с трудностями, вызванными профессиональным выгоранием у учителей.
Анализ личностных факторов играет важную роль в предотвращении профессионального выгорания у учителей. Существует ряд методов, которые могут помочь предупредить данную проблему. Регулярное общение с психологом поможет лучше понимать свои эмоции и управлять ими. Также важно получать обратную связь и поддержку со стороны руководства и коллег, чтобы учителя чувствовали себя ценными и важными членами команды.
Например, компания Teach For America (TFA) предоставляет своим учителям программу поддержки, которая включает в себя обязательный отдых, тренинги для управления эмоциями и индивидуальные консультации с психологом.
В целом, понимание личностных предикторов и использование превентивных методов могут помочь предотвратить профессиональное выгорание у учителей. Это позволит сохранить здоровье и эффективность работников образовательной сферы, что положительно отразится на качестве образования.
В заключении можно отметить, что профессиональное выгорание — это серьезная проблема в образовательной сфере, которая может оказать негативное влияние как на учителей, так и на их учеников. Однако, психологические аспекты данной проблемы могут быть изучены и использованы для ее предотвращения.
В целом, понимание личностных предикторов и использование превентивных методов могут помочь предотвратить профессиональное выгорание у учителей. Это может привести к сохранению здоровья и эффективности работников образовательной сферы, что в свою очередь положительно отразится на качестве образования. Важно продолжать изучать данную проблему и разрабатывать новые методы для предотвращения профессионального выгорания.
Литература:
1. Maslach, C., & Leiter, M. P. (2016). Understanding the burnout experience: recent research and its implications for psychiatry. World psychiatry: official journal of the World Psychiatric Association (WPA), 15(2), 103–111.
2. Schaufeli, W. B., Leiter, M. P., & Maslach, C. (2009). Burnout: 35 years of research and practice. Career Development International, 14(3), 204–220.
3. Flett, G. L., & Hewitt, P. L. (2014). Perfectionism and the five-factor model of personality. In Encyclopedia of quality of life and well-being research (pp. 4592–4595). Springer Netherlands.
4. Adachi, Y., & Sato, M. (2013). Perfectionism and work-related burnout among nurses. Journal of occupational health, 55(3), 216–224.
5. Hakanen, J. J., Bakker, A. B., & Schaufeli, W. B. (2006). Burnout and work engagement among teachers. Journal of school psychology, 43(6), 495–513.
6. Roeser, R. W., Schonert-Reichl, K. A., & Jha, A. (2016). Mindfulness training and reductions in teacher stress and burnout: Results from two randomized, waitlist‐control field trials. Journal of educational psychology, 108(5), 742–757.
7. Teach For America. (2019). Supporting Corps Members’ Well-Being. Retrieved from https://www.teachforamerica.org/our-organization/supporting-corps-members-well-being