Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздражительность.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, личностные характеристики, педагоги общеобразовательных учреждений.
В настоящее время проблема профессионального выгорания среди педагогов образовательных организаций является актуальной в связи со сложностями работы с детьми, с увеличением учебной нагрузки, резких смен форм трудовой деятельности и высокой эмоциональной напряженностью. Также на развитие профессионального выгорания влияют личностные качества педагогов, ведь в совокупности определенных черт личности будут увеличиваться риски развития выгорания.
Выгорание может наносить серьезный ущерб физическому и психологическому самочувствию, отсюда может развиваться хронический стресс и переутомление. Поэтому предвидеть развитие профессионального выгорания является основополагающей задачей любого педагога, независимо от стажа и условий образовательной деятельности [1, 2, 3].
Проблемой исследования профессионального выгорания занимались ряд зарубежных исследователей, таких как Р. Бродский, С. Джексон, К. Маслач, Х. Фройденберг и др. Также следует отметить ряд отечественных исследователей, таких как Н. Е. Водопьянова, Н. В. Гришина, В. Е. Орел и др.
Цель статьи — определить личностные характеристики педагогов образовательных учреждений, оказывающие влияние на профессиональное выгорание.
В данной статье нами были использованы:
— методика «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач) [1];
— методика «16-ти факторный личностный опросник» (Р. Б. Кеттелл).
Мы предположили, что определенные личностные характеристики педагогов образовательных организаций будут тем или иным образом влиять на профессиональное выгорание.
С целью более глубокого изучения факта влияния личностных характеристик на особенности профессионального выгорания педагогов нами был проведен множественный регрессионный анализ [4]. Были получены следующие результаты, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Множественный регрессионный анализ влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов
Показатели личностных качеств |
Не стандартизированные коэффициенты |
Стандартизированные коэффициенты |
t |
Ур.знач. p |
|
β |
Стандартная ошибка |
β |
|||
1. Модель «деперсонализация» |
|||||
Смелость |
-0,760 |
0,335 |
-0,412 |
-2,266 |
0,027 |
Дипломатичность |
-0,652 |
0,340 |
-0,269 |
-1,919 |
0,043 |
Самостоятельность |
0,809 |
0,341 |
-0,362 |
-2,375 |
0,021 |
2. Модель «уровень эмоционального выгорания» |
|||||
Расслабленность, спокойствие |
-2,333 |
1,397 |
-0,253 |
-1,670 |
0,036 |
Самостоятельность |
-2,426 |
1,130 |
-0,340 |
-2,147 |
0,036 |
В результате проведенного множественного регрессионного анализа было получено 2 регрессионные модели: деперсонализация и интегральный показатель эмоционального выгорания. В анализ полученных моделей были включены те регрессионные β-коэффициенты, показатели личностных качеств, которые оказались статистически значимыми.
При анализе регрессионной модели по показателю профессионального выгорания «Деперсонализация» нам удалось обнаружить, что по таким личностным характеристикам, как «Дипломатичность» (β=-0,269; при p≤0,05) «Смелость» (β=-0,412; при p≤0,05), «Самостоятельность» (β=-0,362; при p≤0,05) был получен отрицательный β-коэффициент на достоверном уровне значимости.
Опираясь на полученные результаты, мы можем сделать вывод о том, что такие личностные характеристики как прямолинейность и наивность в работе педагога будут оказывать влияние на такой показатель профессионального выгорания, как деперсонализация. В профессиональной деятельности это будет выражаться как безразличие и эмоциональное отстранение в работе, следовательно, педагогам с выраженным показателем прямолинейности будет важно развивать такие качества личности как дипломатичность и проницательность.
Также нами было выявлено, что те педагоги, которые наиболее застенчивые и неуверенные в своих силах и возможностях будут обладать более высоким уровнем деперсонализации. В свою очередь, чтобы предотвратить возможные риски возникновения профессионального выгорания таким педагогам рекомендуется быть более активными и раскованными в своей трудовой деятельности.
В результате проведенного исследования нам удалось выяснить, что несамостоятельные и безынициативные педагоги будут более подвержены такому проявлению компонента феномена профессионального выгорания как деперсонализация, значит, таким педагогам важно научиться полагаться на свои силы и возможности, а также быть более независимыми при исполнении должностных обязанностей.
При анализе регрессионной модели по показателю профессионального выгорания «уровень эмоционального выгорания» нам удалось обнаружить, что по таким личностным характеристикам, как «Расслабленность, спокойствие» (β=-0,253; при p≤0,05) «Самостоятельность» (β=-0,340; при p≤0,05) также был получен отрицательный β-коэффициент на достоверном уровне значимости. Также нами было установлено, что педагоги, которым свойственна раздражительность и взвинченность при общении со своими коллегами и учащимися, обладают более высоким уровнем профессионального выгорания.
Исходя из ранее описанных свойств показателя «Самостоятельность», мы можем сделать вывод о том, что деперсонализация проявляется в большей степени у тех педагогов, у которых наиболее выражена несамостоятельность. Такие педагоги больше выполняют свои обязанности чисто формально и проявляют цинизм по отношению к своим коллегам и учащимся.
Таким образом, принимая во внимание все изложенные ранее факты проведенного исследования, ориентируясь на специфику исследования и поставленные в ходе проведения научной работы задачи, мы можем сделать вывод о том, что такие личностные характеристики педагогов образовательных учреждений как прямолинейность и наивность, робость и несамостоятельность будут оказывать влияние на развитие деперсонализации как компонента профессионального выгорания. Это означает, что педагоги с такими личностными характеристиками более подвержены проявлению безразличия, отстраненности при выполнении своих профессиональных обязанностей, а в отдельных случаях — раздражительности. Как следствие, профессиональное выгорание снижает эффективность трудовой деятельности педагогов. На интегральный показатель эмоционального выгорания влияет такая черта характера педагога как раздражительность. Следовательно, таким педагогам будет важно провести профилактику развития профессионального выгорания и развивать такие личностные качества как дипломатичность, смелость, спокойствие, а также научиться прислушиваться к своим чувствам.
Литература:
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. Н. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 336 с.
- Гут Ю. Н., Ткаченко Н. С., Доронина Н. Н., Ланских М. В., Худаева М. Ю., Овсяникова Е. А. Динамика влияния самоизоляции на эмоциональное состояние студентов и преподавателей вуза // Перспективы науки и образования. — 2021. — № 2 (50). — С. 340–352.
- Ланских М. В., Москаленко Е. Е. Личностные детерминанты возникновения синдрома эмоционального выгорания в управленческой деятельности /Экономика и управление: теория, методика, практика: сборник статей. — Чебоксары, 2020. — С. 69–74.
- Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 392 с.