В работе представлены результаты исследования возможности коррекции профессионального выгорания педагогов ДОУ путем воздействия на его структурные компоненты в процессе психологического консультирования.
Ключевые слова: профессиональное выгорание педагогов ДОУ, профессиональная мотивация, стрессоустойчивость, ресурсность, эмоциональное выгорание педагогов ДОУ.
Актуальность исследования проблемы профессионального выгорания педагогов ДОУ связана с тем, что данная категория профессии относится к классу высокострессовых, низкооплачиваемых и не престижных, что в свою очередь создает условия для нарастающего напряжения педагогов ДОУ, неудовлетворенности самой профессией, чувства апатии и потери энергии. В современной системе дошкольного образования вопросам благополучия педагогов не уделяется внимания, педагоги-психологи в дошкольных учреждениях, будучи занятыми вопросами работы с воспитанниками, не имеют возможности оказания психологической помощи самим педагогам.
Частая смена нормативов, условий труда и методических предписаний, а также низкая оплата труда в сфере дошкольного образования создают у педагогов ощущение нестабильности и уязвимости, а завышенные требования некоторых родителей уделять особое внимание именно их ребенку и отношение к педагогу как к обслуживающему персоналу вызывают протест в виду невозможности выполнить эти требования (в группе обучаются порядка 25–30 воспитанников), снижение самоуважения и чувство утери контроля над результатами своей профессиональной деятельности. Высокое эмоциональное напряжение и внутренний контроль, необходимость удерживать свои негативные эмоциональные реакции (раздражение, гнев, страх, тревогу и т. д.) во время сложных или конфликтных ситуаций в общении с детьми, их родителями и коллегами, постоянное эмоциональное погружение в рабочий процесс в течение всего дня и невозможность «перезагрузиться» и восстановить эмоциональное равновесие, необходимость постоянно быть в контакте с детьми и коллегами, наличие детей с ОВЗ в каждой группе — всё это накладывает отпечаток на эмоциональное и физическое состояние педагогов ДОУ.
В системе дошкольного образования существует серьезный дефицит квалифицированных кадров. В связи с этим мы считаем необходимой психологическую поддержку педагогов с целью повышения эффективности труда и снижения риска оттока кадров из сферы дошкольного образования.
Возможность исследования профессионального выгорания педагогов ДОУ в процессе психологического консультирования является важной как с теоретической, так и с практической точки зрения. Целью нашего исследования стала разработка, апробация и проверка эффективности программы психологического консультирования педагогов ДОУ с целью коррекции профессионального выгорания. Объектом исследования — профессиональное выгорание личности, а его предметом — коррекция профессионального выгорания педагогов ДОУ в процессе психологического консультирования.
В своем исследовании мы исходили из следующих предположений:
– Педагоги ДОУ могут быть подвержены профессиональному выгоранию, которое характеризуется такими его признаками как: высокий уровень эмоционального выгорания, низкий уровень стрессоустойчивости, профессиональной мотивации и ресурсности.
– Специально разработанная коррекционная программа психологического консультирования, состоящая из пяти блоков: установочный, информационно-просветительский, диагностический, коррекционно-развивающий и заключительный блоки, с использование техник и приемов психологического консультирования, направленная на коррекцию профессионального выгорания педагогов ДОУ, в частности на такие его компоненты как эмоциональная напряженность, стрессоустойчивость, профессиональная мотивация и ресурсность, может способствовать снижению профессионального выгорания в целом.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялся комплекс методов и методик:
- Методика определения уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
- Оценка типа стрессоустойчивости по С. Коухену и Г. Виллиансону.
- Опросник потерь и приобретений (ОПП) Н. Е. Водопьянова, М. В. Штейн.
- Методика изучения мотивации профессиональной деятельности Замфир К., модификация Реана А.
- На контрольном этапе исследования использовался t-критерий Вилкоксона, предназначенный для сопоставления показателей, измеренных при разных условиях на одной и той же выборке испытуемых.
- Обработка результатов исследования проводилась с использованием статистического пакета SPSS Statistics версия 23.0 for Windows.
На основании первичной диагностики по четырем вышеперечисленным методикам нами была выделена группа из 15 педагогов ДОУ (29 %), которые продемонстрировали признаки профвыгорания, к ним относились педагоги, показавшие превышающую норму показатели эмоционального выгорания и низкий уровень стрессоустойчивости, профессиональной мотивации и ресурсности. С этой группой педагогов была проведена разработанная нами коррекционная программа психологического консультирования, включающая методы воздействия на вышеперечисленные структурные компоненты профессионального выгорания и решающая такие задачи, как повышение ресурсности педагогов ДОУ за счет обучения на практике способам саморегуляции, навыкам самостоятельного снятия стрессовых состояний, помощь в определении своих ключевые профессиональных ценностей, формирование способности управлять собственным эмоциональным состоянием и т. д.
Цель программы: помощь в преодолении профессионального выгорания педагогов ДОУ.
Задачи программы:
– Психологическая разгрузка педагогов ДОУ.
– Повышение ресурсности педагогов ДОУ за счет обучения на практике способам саморегуляции, навыкам самостоятельного снятия стрессовых состояний.
– Обучение новым техникам, направленным на повышение мотивационного потенциала педагогов ДОУ.
– Активизация творческой и физической работоспособности педагогов ДОУ.
– Формирование способности педагогов ДОУ управлять собственным эмоциональным состоянием.
Программа была реализована в течение 2-х месяцев, в ней приняли участие 15 педагогов в возрасте от 25 до 45 лет со средним стажем работы 10–15 лет.
В ходе реализации программы нами были использованы базовые элементы синхрогимнастики по методу «Ключ» Х. М. Алиева — метода управляемой психофизиологической саморегуляции, основанному на идеомоторных рефлексах, вызывающих межуровневое согласование психических и физиологических процессов и снимающих стресс автоматически («Хлёст», «На лыжах», «Шалтай-болтай», «Неудобное положение», «Легкий танец»).
В структуре эмоционального выгорания деперсонализация (отчуждение от самого себя и других) является одним из трех компонентов модели К. Маслач. Мы считаем, что психологическое сближение коллектива выступает ещё одним важным фактором, влияющим на решимость педагога корректировать свою жизнь. Огромное количество личных ресурсов может расходоваться на конфликты, обиды, сплетни, недоговоренности между педагогами. Благоприятный психологический климат играет очень важную роль в поддержании оптимального уровня ресурсов, поэтому в нашей программу мы ввели приемы и техники, способствующие улучшению психологического климата в коллективе. Поэтому в программу коррекции выгорания мы также включили такие коммуникативные упражнения, как «Темп», «Квадрат» (сплочение группы, тренировка навыков невербальной коммуникации, сотрудничества), «Поиск общего» (улучшение умения находить общие интересы и ценности в процессе коммуникации) и др.
Теоретической платформой практической работы над повышением уровня профессиональной мотивации мы избрали теорию потока профессора психологии Михай Чиксентмихайи, описывающую состояние потока, которое достигается в результате полной погруженности в деятельность (в этом состоянии человек полностью концентрируется на выполнении задачи, находится в творческом потоке и получает удовлетворение от процесса) и Эдварда Дэси — профессора психологии Университета Рочестера и создателя программы мотивации человека. Он хорошо известен в психологии своими теориями внутренней и внешней мотивации и основных психологических потребностей, которые он исследует в течение 40 лет. К базовым психологическим потребностям профессиональной деятельности он относит: потребность в самодетерминации (потребность ощущать самого себя источником собственной активности); потребность в компетентности (потребность ощущать себя компетентным, знающим и умеющим что-либо делать) и потребность в значимых отношениях (потребность быть включенным в значимые отношения с другими людьми в процессе деятельности). Удовлетворение этих потребностей в определенной деятельности и может сделать ее мотивированной внутренне. В соответствие с этими положениями мы включили в нашу программу коррекции приемы и техники, способные актуализировать данные потребности. К таким приемам можно отнести упражнение по созданию педагогами ДОУ проекта «Моя внутренняя мотивация» (в соответствии с тремя базовыми потребностями Э. Деси: самодетерминация, компетентность, значимые отношения).
Теоретической платформой практической работы над повышением уровня ресурсности и стрессоустойчивости стали принципы и приемы телесно-ориентированной психотерапии. Стресс почти всегда оставляет отпечаток в теле и отражается мышечными зажимами или мышечными паттернами. Это легко увидеть по походке, по манере сидеть, по осанке и даже по тому как человек протягивает руку для рукопожатия. В большинстве случаев это не осознается человеком. В качестве помощи обретения и накопления ресурсов для преодоления последствий стресса мы выбрали техники из телесно-ориентированной терапии, т. к. тело представляет целостную систему и существует функциональное единство между телом и психикой. Тело не является просто «сомой», отделенной от «психе», и если другие направления психотерапии лишь вскользь затрагивают это положение, то телесная терапия считает его фундаментальным. В нашу программу мы включили такие упражнения как «Тряска» (психологическая разгрузка, снятие последствий стресса), «Прибавь громкости» (сброс напряжения), активная медитация Ошо «Спонтанный танец» (сброс напряжения, раскрепощение), «Кулак стресса» (быстрое снятия физического и эмоционального напряжения, осознание связи между телесными ощущениями и эмоциональным состоянием, контроль напряжения в теле), мышечная релаксация по Джекобсону (снижение физического и психологического напряжения путем последовательного напряжения и расслабления различных групп мышц) и др.
Для коррекции эмоциональной сферы мы внедрили в нашу программу некоторые приемы, развивающие эмоциональный интеллект — способность человека распознавать свои и чужие эмоции, управлять собственным эмоциональным состоянием («Эмоциональная карта тела», «Эмоциональный термометр», «Дневник эмоций» и т. д.).
По результатам вторичной диагностики после реализации данной программы показатели стрессоустойчивости, профессиональной мотивации и ресурсности статистически значимо увеличились, показатель уровня эмоционального выгорания — статистически значимо снизился. t-критерий Вилкоксона равен 10. Эмпирическое значение T — в зоне значимости: Тэмп <Ткр (0,01).
Итак, нами проведено исследование, целью которого была разработка, апробация и проверка эффективности программы психологического консультирования педагогов ДОУ с целью коррекции профессионального выгорания. Полученные данные позволяют говорить о наличии взаимосвязи между уровнем профессионального выгорания и стрессоустойчивостью, профессиональной мотивацией, ресурсностью педагогов, а также о важности дальнейшего изучения профессионального выгорания в целом. Разработанная нами программа коррекции профессионального выгорания педагогов ДОУ была эффективной, т. к. результаты сравнительного анализа по четырем показателям оказались статистически значимыми.
Полученные результаты будут интересны и полезны психологам в профессиональной деятельности, т. к. зная основные компоненты профессионального выгорания личности педагога и воздействуя на них в процессе оказания психологической помощи, психолог может помочь выстроить более конструктивное отношение педагогов к его профессиональной деятельности, обучить способам самостоятельного снятия последствий стрессовых состояний, повысив общий уровень ресурсности, и тем самым уменьшить эмоциональное истощение педагогов ДОУ.
Литература:
- Алиев Х. М., Корпачёва Е. С., Михайлов Н. Г. Антистрессовая подготовка по системе «Ключ» для школьников, их родителей и педагогов. В Материалах 2-ой научно-практической конференции «Инновационные технологии в физическом воспитании подрастающего поколения». — М.: ЦОМОФВ, МГПУ, 2011. — С.36–39.
- Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика. — СПб.: Изво С.-Петерб. ун-та, 2011. — С. 147–149.
- Зенова, А. В. К вопросу о мотивации профессиональной деятельности / А. В. Зенова. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 143–146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6941/ (дата обращения: 28.11.2024).
- Кандаурова А. В. Ресурсный подход в преодолении педагогами профессиональных и повседневных трудностей// Вестник Нижневартовского государственного университета. (№. 4). 2019. С. 36–43.
- Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 3–16.
- Уварова М. Ю., Горнакова Н. С. Развитие стрессоустойчивости у дежурных по станции ВСИБД в процессе психологического консультирования // Проблемы теории и практики современной психологии: материалы XVII Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. 2018. С. 196–200.
- Филиппова, А. А. Понятие стресса и стрессоустойчивости личности [Текст] / А. А. Филиппова, П. М. Карпенкова // Молодой ученый. 2020. № 43. С. 88–92.