Особенности эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 09.11.2023

Статья просмотрена: 293 раза

Библиографическое описание:

Садчикова, Я. О. Особенности эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем / Я. О. Садчикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 449-452. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107498/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования по проблеме особенностей эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем. Сделан вывод о том, что сформированность всех фаз эмоционального выгорания становится выше по мере увеличения стажа педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагоги, эмоциональное выгорание, стаж педагогической деятельности как фактор эмоционального выгорания.

The article presents the results of theoretical analysis and empirical research on the problem of the characteristics of emotional burnout among teachers with different experience. It is concluded that the maturity of all phases of emotional burnout becomes higher as the length of teaching experience increases.

Keywords: teachers, emotional burnout, teaching experience as a factor in emotional burnout.

В современной науке и практике все больше внимания уделяется психологическому здоровью личности и профессионала. Изучаются психологические факторы и условия труда, профессионально важные качества, а также профессиональные деформации. В особенной степени профессиональным деформациям (например, эмоциональному выгоранию) подвержены представители социономических профессий, сущность труда которых связана с взаимодействием с людьми.

Профессия педагога оценивается как одна из наиболее уязвимых, подверженных эмоциональному выгоранию. В труде педагог подвергается многочисленным психофизическим нагрузкам, стресс-факторам, обусловленными условиями труда, взаимодействием с большим количество лиц, высокими требованиями к работнику и т. д. [1]. Психологическая наука и практика формирует запрос на изучение факторов эмоционального выгорания педагогов, среди которых выделяется группа персональных факторов — стаж, возраст и т. д.

Влияние стажа на эмоциональное выгорание является предметом ряда психологических исследований. С одной стороны, авторы исследований сходятся во мнении о том, что стаж можно рассматривать как персональный фактор возникновения и развития эмоционального выгорания. С другой стороны, анализ исследований показал противоречие в полученных результатах и установлении зависимостей:

— Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова: в наибольшей степени выгоранию подвержены педагоги с малым стажем (по причине профессиональной адаптации) и педагоги с большим опытом работы (по причине накопления стрессов, трудностей их разрешения конструктивным способом, появлением отклонений в профессиональном поведении) [2];

— И. В. Гроза: наиболее подвержены эмоциональному выгоранию педагоги в первые пять лет педагогической деятельности (причины выгорания здесь могут определяться затрудненной адаптацией к труду, разочарованием ввиду нереализованных ожиданий, ощущением своей некомпетентности при столкновении с разнообразными трудными ситуациями в профессии) и педагоги со стажем 10–15 лет (причины выгорания здесь могут определяться особенностями возраста и проживанием кризиса среднего возраста, возможными чувствами и состояниями по этому поводу — неудовлетворенность, напряжение, нереализованность) [3];

— Е. В. Дьяченко: в меньшей степени эмоциональному выгоранию подвержены педагоги со стажем педагогической деятельности в 5–10 лет, а в наибольшей — те, которые имеют стаж в 11–20 лет [4];

— О. Г. Кондратьева: наиболее подверженными формированию отдельных симптомов синдрома эмоционального выгорания являются педагоги со стажем педагогической деятельности 6–10 и 16–20 лет [5].

Краткий теоретический обзор демонстрирует противоречие в выводах о характере влияния стажа педагогической деятельности на эмоциональное выгорание педагога, что, в свою очередь, подтверждает актуальность организации исследования особенностей эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем.

Была определена цель — изучить особенности эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем. В исследовании приняло участие 30 педагогов общеобразовательных школ, имеющих стаж педагогической деятельности от 1 года до 22 лет. Было выделено три подгруппы педагогов, у которых диагностировались параметры эмоционального выгорания и сравнивались между собой:

  1. Педагоги общеобразовательных школ, имеющие стаж педагогической деятельности до 5 лет.
  2. Педагоги общеобразовательных школ, имеющие стаж педагогической деятельности от 6 до 15 лет.
  3. Педагоги общеобразовательных школ, имеющие стаж педагогической деятельности более 15 лет.

Для диагностики эмоционального выгорания педагогов (фаз и симптомов) использовалась методика диагностики эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой), методы количественного, качественного и статистического анализа эмпирических данных.

Проведенное исследование позволило выявить некоторые различия в сформированности фаз эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем педагогической деятельности (рис. 1–3).

Сравнение сформированности фазы синдрома эмоционального выгорания «Эмоциональное истощение» у педагогов с разным стажем педагогической деятельности

Рис. 1. Сравнение сформированности фазы синдрома эмоционального выгорания «Эмоциональное истощение» у педагогов с разным стажем педагогической деятельности

Сравнение сформированности фазы синдрома эмоционального выгорания «Деперсонализация» у педагогов с разным стажем педагогической деятельности

Рис. 2. Сравнение сформированности фазы синдрома эмоционального выгорания «Деперсонализация» у педагогов с разным стажем педагогической деятельности

Сравнение сформированности фазы синдрома эмоционального выгорания «Редукция личных достижений» у педагогов с разным стажем педагогической деятельности

Рис. 3. Сравнение сформированности фазы синдрома эмоционального выгорания «Редукция личных достижений» у педагогов с разным стажем педагогической деятельности

Проведенное исследование показало, что сформированность всех фаз эмоционального выгорания становится выше по мере увеличения стажа педагогической деятельности у респондентов. В выборке педагогов с наименьшим стажем педагогической деятельности (до 5 лет) фаза «Эмоциональное истощение» сформирована у 40 %, а в выборке с наибольшим стажем (более 15 лет) — уже у 60 %. По мере увеличения стажа педагогической деятельности педагоги чаще чувствуют себя психологически усталыми, утомленными, раздражительными, чаще начинают отдаляться от своих подопечных (обучающихся и их родителей), выстраивая психологический барьер и принуждая соблюдать психологическую дистанция, демонстрируя отчужденность, формализм в общении с ними, излишний критицизм, чаще испытывают неудовлетворенность трудом, собой как профессионалом и теряют мотивацию к качественной работе и саморазвитию. Выявлена прямая зависимость между стажем педагогической деятельности и уровнем эмоционального выгорания по всем фазам.

Результаты исследования определяют необходимость проведения психопрофилактической и психокоррекционной работы с педагогами с целью вооружения их психологическими знаниями и умениями, позволяющими им справляться с эмоциональным выгоранием, которое является типичным для их профессии и проявляющееся все в большей степени по мере увеличения стажа педагогического труда.

Литература:

  1. Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / О. И. Бабич. –Волгоград: Учитель, 2017. — 122 с.
  2. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 338с.
  3. Гроза, И. В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание / И. В. Гроза // Современные наукоемкие технологии. — 2009. — № 10. — С. 63–54.
  4. Дьяченко, Е. В. Особенности эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы в зависимости от возраста и стажа работы / Е. В. Дьяченко // Вестник магистратуры. –2020. –№ 2–6 (101). — С. 47–49.
  5. Кондратьева, О. Г. Структура синдрома эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности / О. Г. Кондратьева // АНИ: педагогика и психология. — 2017. — № 3 (20). — С. 304–306.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, педагогическая деятельность, педагог, стаж, мера увеличения стажа, фаза синдрома, причина выгорания, фаза, эмоциональное выгорание педагогов.


Ключевые слова

педагоги, эмоциональное выгорание, стаж педагогической деятельности как фактор эмоционального выгорания

Похожие статьи

Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

В статье уточняется понятие эмоционального выгорания, раскрываются особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы. Делается акцент на том, что педагоги в большей степени подвержены данному психологическ...

Особенности эмоционального выгорания педагогов ООШ

В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания педагогов ООШ, анализируется термин «эмоциональное выгорание», сущность эмоционального выгорания педагогов ООШ, приводятся результаты исследования специфики эмоционального выгорания педагогов...

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Анализ результатов эмпирического исследования особенностей психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся, полученных при проведении анкетирования

В статье представлен краткий анализ описания данных, полученных при проведении анкетирования, направленного на изучение психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся.

Особенности эмоционального выгорания педагогов

В статье рассматривается вопрос об особенностях эмоционального выгорания педагогов. Разбираются основные причины эмоционального выгорания педагогов, дается характеристика кризисных периодов в профессиональной деятельности педагога, способствующих фор...

Специфика субъективного благополучия педагогов разных возрастов, работающих в центрах содействия семейному воспитанию

В работе описаны теоретические подходы к изучению проблемы субъективного благополучия, возрастной динамике субъективного благополучия, а также подходы к пониманию специфики субъективного благополучия педагогов отечественных и зарубежных авторов. В и...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Похожие статьи

Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

В статье уточняется понятие эмоционального выгорания, раскрываются особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы. Делается акцент на том, что педагоги в большей степени подвержены данному психологическ...

Особенности эмоционального выгорания педагогов ООШ

В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания педагогов ООШ, анализируется термин «эмоциональное выгорание», сущность эмоционального выгорания педагогов ООШ, приводятся результаты исследования специфики эмоционального выгорания педагогов...

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Анализ результатов эмпирического исследования особенностей психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся, полученных при проведении анкетирования

В статье представлен краткий анализ описания данных, полученных при проведении анкетирования, направленного на изучение психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся.

Особенности эмоционального выгорания педагогов

В статье рассматривается вопрос об особенностях эмоционального выгорания педагогов. Разбираются основные причины эмоционального выгорания педагогов, дается характеристика кризисных периодов в профессиональной деятельности педагога, способствующих фор...

Специфика субъективного благополучия педагогов разных возрастов, работающих в центрах содействия семейному воспитанию

В работе описаны теоретические подходы к изучению проблемы субъективного благополучия, возрастной динамике субъективного благополучия, а также подходы к пониманию специфики субъективного благополучия педагогов отечественных и зарубежных авторов. В и...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Задать вопрос