Современные подходы и технологии с использованием мозжечковой стимуляции в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями как один из методов сенсорной интеграции
Авторы: Букарева Оксана Валерьевна, Петрова Вера Сергеевна, Шурупова Татьяна Владимировна, Токарева Ольга Антоновна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.
Дата публикации: 29.03.2023
Статья просмотрена: 32 раза
Библиографическое описание:
Букарева, О. В. Современные подходы и технологии с использованием мозжечковой стимуляции в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями как один из методов сенсорной интеграции / О. В. Букарева, В. С. Петрова, Т. В. Шурупова, О. А. Токарева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8233/ (дата обращения: 16.12.2024).
Рассмотрена методика мозжечковой стимуляции. В данной статье описано, как можно использовать элементы методики мозжечковой стимуляции, развивать когнитивные способности у ребенка.
Ключевые слова: стабиломер, базальные ганглии, доска Бильгоу, мозжечковая стимуляция.
Условия нашей жизни диктуют использование современных методов коррекции и профилактики в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Работа учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога в ДОУ строится на основе объединения классических методик и новых разработок с использованием компьютерного оборудования. Данный метод способствует развитию когнитивных способностей, эмоционально-волевой сферы, развивает физическую активность детей.
Чаще всего родители и педагоги замечают, что ребенок неуклюж, неустойчив, неусидчив, у него нарушена координация движений, не усваивает материал, не может сосредоточиться и часто отвлекается, не выполняет инструкции. Причина таких особенностей — в нарушении работы ствола мозга и мозжечка.
Мозжечок ответственен не только за моторные функции. Он имеет связи практически со всеми другими отделами мозга, и одна из его задач — диспетчеризация сигналов, поступающих из одних структур, фильтрация и направление этих сигналов верному адресату. Это своеобразный процессинг данных, и в норме он выполняется с очень большими скоростями; мозжечок — самый быстрый отдел мозга.
Рис. 1
Мозжечок расположен в задней черепной ямке, под затылочными долями полушарий большого мозга.
Мозжечок состоит из червя, vermis, и парных полушарий, hemispheria.
Мозжечок выполняет следующие важные функции:
- регуляция позы и мышечного тонуса;
- сенсомоторную координацию позы и целенаправленных движений;
- координация быстрых целенаправленных действий
Метод мозжечковой стимуляции развивает участки головного мозга, отвечающие за координацию движений и формирование ВПФ (высших психических функций).
Мозжечковая стимуляция в своей работе опирается на три основных аспекта: дидактический, психологический и технический (инструментальный). Данные факторы в совокупности действуют на работу мозжечка, формируют новые нейронные связи, это, в свою очередь, положительно сказывается на уровне обучения ребенка. Занятия дают возможность повысить пластичность в функциональности базовой структуры.
Комплекс упражнений для мозжечковой стимуляции включает в себя:
— тренажер с биологической обратной связью «Стабиломер»;
— балансировочная доска Бильгоу.
Стабилометрия — один из базовых методов клинического фундаментального научного направления известного как постурология. (Д. В. Скворцов). Собственно термин «posture» в переводе с французского или английского — обозначает «поза, положение тела». Более точно термин «posture» имеет такое значение, как физическое расположение, размещение тела, приведение в порядок его частей и сегментов.
Возможности метода стабилометрии расширяются от контрольно-диагностического до непосредственно коррекционных воздействий.
Стабиломер — высокотехнологочное многофункциональное электронное устройство, предназначенное для развития баланса тела (равновесия), координации, ловкости, быстроты реакции, способности точно позиционировать центр тяжести. Для развития данных качеств используются компьютерные игры с возможностью индивидуально настраиваемой нагрузки с биологической обратной связью.
Стабилотренажер является бытовой версией профессиональных стабилометрических систем. Представляет собой напольную платформу, подключаемую к персональному компьютеру. Стабилотренажер основан на технологии биообратной связи (БОС) по опорной реакции — это значит, что платформа отмечает, где находится центр тяжести ребенка, который на ней стоит. Когда ребенок качается с пятки на носок или переносит вес тела с одной ноги на другую, то центр тяжести смещается, и платформа это регистрирует. Такая технология позволяет проводить интерактивные упражнения с метрономом и мозжечковую стимуляцию (балансотерапию).
Стоя на стабилотренажере, ребенок меняет позу, чтобы управлять курсором или героем на экране. Стабилотренажер регистрирует изменения позы и отображает изменения на экране: ребенок видит, куда движется его персонаж. Это помогает ему корректировать свои действия.
Рис. 2
Педагог из Америки Фрэнк Бильгоу, работая с плохо читающими детьми, заметил взаимосвязь между их двигательной активностью и улучшениями в навыках чтения. Он создал балансировочную доску, которая позже получила название доска Бильгоу. Для удержания равновесия на балансире требуется определенная сноровка. Поэтому сначала учим держать баланс на стабилотренажере, а затем используем доску Бильгоу, можно выполнять различные упражнения с дополнительным инвентарем, балансируя на доске в положении стоя. Сначала учим ребенка удерживать равновесие в течение 2–3 минут. Затем упражнения усложняем. Для усложнения добавляем ряд элементов гимнастических, после этого используем дополнительные аксессуары: мешочки с песком, мячики.
Регулярность тренировок обеспечивает создание и укрепление необходимых нейронных связей между отделами головного мозга, дефицитарность, которых и обусловливает различные трудности у детей.
Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, однако не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать. Стимуляция базальных ганглий (участвуют в процессах интегрирования чувств, мыслей и движений, а также в регулировании моторной функции) происходит за счет многозадачных упражнений: сначала на координацию движений, а для детей постарше — и в сочетании со звуковыми, речевыми упражнениями.
Рис. 3
С помощью использование доски Бильгоу, а также «Стабилотренажера» мы можем реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата.
Литература:
- Быстрова Г. А. Логопедические игры и задания [Текст] / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. — СПб.: Каро, 2014.
- Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. — СПб.: Союз, 2011.
- Методы обследования речи детей/ под ред. Г. В. Чиркиной. — М.: Аркти, 2013.
- Мозжечковая стимуляция (теория) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psy37.ru/mozzhechkovaya-stimulyatsiya/.
- Мозжечковая стимуляция (практика) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tomatis-spb.ru 6. Сиротюк А. Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения [Текст]. — М.: ТЦ «Сфера», 2020.
Ключевые слова
мозжечковая стимуляция, стабиломер, базальные ганглии, доска БильгоуПохожие статьи
Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью
В статье дается общая характеристика речи, описание уровня сформированности навыков общения младших школьников с умеренной умственной отсталостью. Рассматривается использование наиболее приемлемых для данной категории детей средств общения в процессе...
Изучение взаимосвязи зрительно-моторной реакции и когнитивных способностей у детей с нарушением интеллекта
Статья посвящена изучению взаимосвязи между зрительно-моторной реакцией и умственными способностями детей. Координация сенсорных и моторных компонентов двигательного действия является важнейшим условием функционирования сенсорной системы. В статье пр...
Возможность лечения когнитивных расстройств, в частности шизофрении, с помощью различных видов физической активности
В статье раскрывается возможность лечения когнитивных расстройств, в частности шизофрении, с помощью различных видов физической активности. Также приводятся результаты экспериментов, проводимых над пациентами с шизофреническими расстройствами и вывод...
Применение телесно ориентированных технологий для развития схемы тела у детей дошкольного возраста
Схема тела остается малоизученной темой в психолого-педагогической и нейропсихологической литературе. В статье приводится краткий обзор понятия, функций и организации схемы тела. Описываются способы и технологии в коррекционно-развивающей работе по ф...
Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...
Применение мнемотехники в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста
Данная статья посвящена педагогической мнемотехнике, которая является эффективной методикой для усвоения и запоминания изученного познавательного материала детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье выделены виды мнемотехники и этапы осв...
Значение и особенности индивидуального подхода при работе с детьми с ЗПР
В статье рассмотрены особенности использования индивидуального подхода в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выделена роль личности ребенка с ЗПР в формировании подходов к воспитанию и обучению, сп...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования с помощью приемов нейропсихологии
В статье представлены упражнения, направленные на помощь в развитии сенсорной интеграции, межполушарного взаимодействия, на стимуляцию мозжечковой зоны коры головного мозга, которые не «выравнивают» последствия речевых недостатков, а влияют на их при...
Использование игровых технологий в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Статья посвящена применению игровых технологий в процессе становления навыков общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Коммуникативные навыки у таких детей развиты плохо, необходима специальная работа, направленна...
Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом
В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...
Похожие статьи
Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью
В статье дается общая характеристика речи, описание уровня сформированности навыков общения младших школьников с умеренной умственной отсталостью. Рассматривается использование наиболее приемлемых для данной категории детей средств общения в процессе...
Изучение взаимосвязи зрительно-моторной реакции и когнитивных способностей у детей с нарушением интеллекта
Статья посвящена изучению взаимосвязи между зрительно-моторной реакцией и умственными способностями детей. Координация сенсорных и моторных компонентов двигательного действия является важнейшим условием функционирования сенсорной системы. В статье пр...
Возможность лечения когнитивных расстройств, в частности шизофрении, с помощью различных видов физической активности
В статье раскрывается возможность лечения когнитивных расстройств, в частности шизофрении, с помощью различных видов физической активности. Также приводятся результаты экспериментов, проводимых над пациентами с шизофреническими расстройствами и вывод...
Применение телесно ориентированных технологий для развития схемы тела у детей дошкольного возраста
Схема тела остается малоизученной темой в психолого-педагогической и нейропсихологической литературе. В статье приводится краткий обзор понятия, функций и организации схемы тела. Описываются способы и технологии в коррекционно-развивающей работе по ф...
Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...
Применение мнемотехники в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста
Данная статья посвящена педагогической мнемотехнике, которая является эффективной методикой для усвоения и запоминания изученного познавательного материала детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье выделены виды мнемотехники и этапы осв...
Значение и особенности индивидуального подхода при работе с детьми с ЗПР
В статье рассмотрены особенности использования индивидуального подхода в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выделена роль личности ребенка с ЗПР в формировании подходов к воспитанию и обучению, сп...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования с помощью приемов нейропсихологии
В статье представлены упражнения, направленные на помощь в развитии сенсорной интеграции, межполушарного взаимодействия, на стимуляцию мозжечковой зоны коры головного мозга, которые не «выравнивают» последствия речевых недостатков, а влияют на их при...
Использование игровых технологий в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Статья посвящена применению игровых технологий в процессе становления навыков общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Коммуникативные навыки у таких детей развиты плохо, необходима специальная работа, направленна...
Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом
В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...