Гаджетизация современного воспитателя как одна из профессиональных компетенций | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.

Дата публикации: 18.03.2023

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Степанова, И. В. Гаджетизация современного воспитателя как одна из профессиональных компетенций / И. В. Степанова, О. Н. Язарова, Т. П. Павлова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8183/ (дата обращения: 02.05.2024).



Одной из актуальных тем развития образования, в последние годы в стране становится повышение профессиональной компетентности педагога. Причиной тому, послужило то, что в условиях рыночной экономики повышаются требования к профессиональной подготовке специалистов во всех сферах трудовой деятельности человека.

Как всем известно — основная форма работы с детьми дошкольного возраста — игра, а главное лицо, осуществление эффективной педагогической работы является воспитатель! Современный воспитатель! Который должен уметь перестраиваться, знать традиционные методы и приемы работы, хорошо владеть современными гаджетами и ловко применять все это в образовательном процессе.

Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия) и трудовые действия, умения и знания необходимые для выполнения общепедагогической функции по обучению, воспитанию и развитию детей, а также требования, предъявляемые конкретно к воспитателю дошкольного учреждения. В соответствии с ними, одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

Помимо плана саморазвития, самообразования, портфолио достижений, самодиагностики, рабочих программ, обеспечивающих целостность, и системность психолого-педагогического сопровождения проходит и активная цифровизация учебного процесса. Активная погруженность педагога в интернет-среду, зачастую определяет его активность, часто облегчает работу и облегчает усвояемость материала детей при использовании разнообразных информационно-коммуникационных технологий. Оснащенность образовательных организаций разнообразными современными гаджетами, компьютерными программами и техническими средствами, а также оборудование ими непосредственного рабочего места педагога стало нормой и многие уже не представляют педагогический процесс, без них.

Выбор наиболее приемлемой формой работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, возраста, материальной оснащённости учреждения, и также, культурных особенностей, специфики работы, опыта и творческого подхода педагога.

Современная техника, такая как: сенсорные панели и световые столы, ноутбуки, планшеты и смартфоны (и многое другое) хороши тем, что имеют прямой и быстрый выход в Интернет, и позволяют использовать различные обучающие программы. Как активная форма работы хорошо использовать игры с зрительными образами, разнообразными звуками (музыкальных предметов, голосов животных, и т. д.); игры с активным перестроением построением букв из линий, цифр в математическом ряду, соотнесение понятия с изображениями и т. д.

Такие программы действенно и активно знакомят дошкольников с основными сенсорными понятиям (цвет, форма, величина и т. п.), развивают внимательность и умение быстро реагировать на изменения, тренируют память. Существуют компьютерные игры и короткие видео уроки, презентации, включая которые в моменты досуге, помогают в игровой форме развить логическое мышление и умение коллективно размышлять, искать ответ всем вместе. В недрах интернета сегодня можно найти много познавательных мультфильмов, презентаций на самые разные темы и для разных возрастов.

Преимуществ очень много: можно совершать ознакомительные виртуальные экскурсии, путешествовать по всему миру, по городам России, и даже побывать в театрах и выставочных залах; «увидеть» диких животных и услышать их голоса; услышать речь людей разных национальностей.

Также, образовательный процесс часто осуществляется с поддержкой проектного метода (сроком от одного месяца), который позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывая и особые возможности детей. Подобное выстраивание образовательного процесса позволяет достичь положительной динамики развития каждого ребенка.

Одним из принципов, на которых педагог строит работу с детьми является постоянное создание «зоны ближайшего развития» для ребенка, атмосферы взаимопонимания, заинтересованности в успехе каждого ребенка, раскрытию внутреннего потенциала каждого ребенка.

Но при всех вышеперечисленных плюсах информатизации процесса обучения в образовательной организации, есть и моменты «минусов». Педагогу важно дозировать просмотр и частоту просмотра презентаций, желательно, чтоб дети находились от большого экрана и не менее 3х метров, и не более 5–15 мин. в день (в зависимости от возраста детей). Частое использование интерактивных методов «привязывает» ребенка, не дает поле для раздумий и поиска информации, эти методы должны разбавлять и «освежать» более традиционные моменты обучения детей вовремя НОД.

Теперь педагог является активным организатором интеллектуального поиска, эмоциональных переживаний и практических действий ребенка. Поэтому профессионализм педагога должен определяться высоким уровнем его педагогической компетентности: воспитатель должен владеть огромным багажом знаний и элементов инновационной деятельности; умением доступно и интересно преподносить материал. А также, обладать личностными качествами: педагогическим тактом, добротой, отзывчивостью, чувством юмора, умением создать комфортный микроклимат, интересом к личности ребенка и многим другим

Направления работы в детском саду разнообразны и интересны, введение ФГОС позволяет точнее и чётче видеть дальнейшие ориентиры в своей деятельности, дает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, что является основой педагогической позиции. Одним из условия успешности образовательного процесса является включении семьи в образовательное пространство. Родитель может активно включаться в жизнь детского коллектива, ДОУ, вносить свои предложения, принимать решения.

Участие родителей в решении проблем детского сада, конкретно группы позволяет всем взрослым стать единомышленниками, выработать единые подходы к обучению и воспитанию ребенка. Новые инновационные информационно-коммуникационные технологии позволят повысить качество предоставляемых услуг в детском саду, а также позволят удовлетворить высокие требования современных родителей.

Литература:

  1. Авдеева, А. В. Информационные технологии в работе с дошкольниками и их влияние на дальнейший процесс обучения / А. В. Авдеева, М. В. Богданова // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. — 2020.
  2. Батенова, Ю. В. Факторы, определяющие формирование информационной грамотности детей старшего дошкольного возраста / Ю. В. Батенова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — Т. 7. — № 1 (22).
  3. Война мобильникам: новости о детях //Здоровье. — 2005. — № 4
Задать вопрос