Роль воспитателя в условиях профильного обучения суворовцев старших курсов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.

Дата публикации: 18.03.2023

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Басырова, З. А. Роль воспитателя в условиях профильного обучения суворовцев старших курсов / З. А. Басырова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8178/ (дата обращения: 16.12.2024).



Актуальность воспитательной работы в профильном взводе

Воспитательная работа с суворовцами в профильном взводе должна способствовать выявлению и развитию у учащихся необходимых качеств личности и ценностных ориентиров, знаний, умений, навыков, опыта деятельности, связанных с будущей профессиональной деятельностью. На официальном сайте МСВУ в разделе «Воспитательный процесс» указан один из критериев результативности воспитательной работы: выраженное стремление продолжить образование в военном ВУЗе, высокая мотивация к профессиональной деятельности по защите Отечества, заинтересованное отношение к занятиям по военной подготовке, соответствие должностным характеристикам командира мотострелкового отделения, заместителя командира взвода.

В статье 26 Устава МСВУ отмечается, что основными задачами деятельности Учреждения являются: подготовка обучающихся к поступлению в профильные образовательные организации; получение обучающимися начальных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в профильных образовательных организациях» [1, с.4].

В Уставе МСВУ в разделе VI.Организация учебного процесса в статье 62 отмечается, что «… в X-XI классах вводится профильное обучение. Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей обучающегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности». [1, с.14].

Основная часть. Особенности работы воспитателя в условиях профильного обучения суворовцев старших курсов

Суворовцы и их родители одним из главных жизненных ориентиров считают получение качественного образования. Все воспитанники собираются получить высшее образование. Исходя из всего вышеперечисленного считаю, что основным направлением работы воспитателя в профильном взводе (10–11 классы) с суворовцами является выбор военной профессии, продолжения дальнейшего обучения в профильных вузах МО РФ и замещения в них, как правило, должностей младших командиров курсантских подразделений. Итогом деятельности воспитателя является процент поступления суворовцев в военные вузы не менее 70 %.

В течение всего времени обучения в МСВУ повседневная деятельность суворовцев, учебные предметы ориентируются на решение этой главной задачи.

В профильном классе (10–11 классы) МСВУ роль воспитателя обусловлена спецификой этого взвода. Среди наиболее важных видов деятельности воспитателя профильного взвода можно отметить следующие:

– изучение личности каждого суворовца профильного взвода, его склонностей, интересов;

– создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого воспитанника в профильном взводе;

– развитие у суворовцев навыков общения, помощь в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, преподавателями, родителями;

– тесная связь с военными ВУЗами, встречи с курсантами и выпускниками МСВУ;

– проведение активной пропаганды здорового образа жизни, способствующих укреплению здоровья обучающихся в профильном взводе;

– повышение роли физического воспитания суворовцев, сдачи норм по физической подготовке для профессиональной ориентации и мотивации к успешному поступлению суворовцев в военные вузы МО РФ.

В конце 9 класса 20**-20** учебного года по результатам исследования, а также, исходя из потребностей учащихся, были предварительно сформированы взвода по учебным предметам.

В * роте в 20**- 20** учебном году в результате кропотливой работы коллектива воспитателей и педагога -психолога в течении 8–9 классов со всеми субъектами образовательного процесса (суворовцами, родителями, администрацией) на основе анкет, бесед, собраний, выездов в военные вузы были сформированы три направления профильного обучения:социально-экономический (1 взвод), технологический (2 взвод), универсальные (3–4 взвода).

Взвод

Профиль

Направленность на сдачу экзаменов

1

Социально– экономический профиль

1.Русский язык

2.Математика (профильный уровень)

3. Экономика и право (обществознание)

4.История

2

Технологический профиль

1.Русский язык

2.Математика (профильный уровень)

3. Физика

4. Информатика

3–4

Универсальный

1.Русский язык

2. Математика (базовый уровень)

3.Английский язык

4. История

5. Обществознание

В 10 классе в первые две недели учебного года требовалось оказывать помощь в решении проблем личностного, профильного самоопределения, совместно с суворовцами и родителями анализировать результаты принятых ими решений и даже корректировать индивидуальные учебные планы в ходе образовательного процесса. В результате в середине сентября произошел переход трех суворовцев в др. профильный взвод, а в 1-й взвод пришли четыре суворовца.

Одним из важных моментов деятельности воспитателя является психологический контакт с суворовцами и создание во взводе атмосферы доверия. При этом воспитательный процесс строится на основе позитива: доброжелательности в отношениях к подросткам, опоры на их потенциальные возможности, уверенности в способности каждого воспитанника.

Исходя из выбранных профилей воспитатели в течение всего учебного года с учетом сложившейся ситуацией работали по следующим направлениям:

А) с преподавателями : мониторинг и отслеживание успеваемости суворовцев по предметам (особенно профильными для социально-экономического взвода- русский язык, математика, обществознание, английский язык); контроль за посещением доп. занятий по этим предметам, выполнением заданий, улучшение результатов для успешной сдачи ЕГЭ, получение высоких баллов;

Б) с педагогом-психологом роты : проведение мониторинга, тестирования по выбору военного вуза для обучения; профдиагностика суворовцев; беседы; цикл классных часов по знакомству с военными вузами МО РФ (Михайловская академия, МосВОКУ, Смоленская академия ПВО, Военный университет МО РФ, Новосибирское ВОКУ, Казанское танковое училище), онлайн- встречи с курсантами военных вузов.

В) с преподавателем физической культуры : отслеживание сдачи нормативов по физической подготовке (подтягивание, бег 100м, бег 3 км), результативность, мотивация суворовцев на улучшение результатов на быстроту и выносливость для дальнейшего успешного поступления в военные вузы; занятие суворовцев в спортивных секциях;

Г) с родителями суворовцев : проведение тематических родительских собраний, консультаций, бесед, индивидуальных встреч; информирование родителей о работе со взводом через чат взвода.

Профориентационная работа с суворовцами при профильном обучении имеет свои специфические черты. Во-первых, она характеризуется углубленностью. Во-вторых, должна быть обязательным и значительным по времени компонентом воспитательной работы, осуществляемой в профильном взводе. В-третьих, профориентационная работа должна быть направлена на уточнение и конкретизацию профессионального выбора суворовцев, на развитие их личностной активности.

Вся работа воспитателя по профориентации должна привести к тому, чтобы большая часть суворовцев взвода выбрали для обучения и поступления после окончания училища военный вуз.

Мониторинг профессионального выбора суворовцев * взвода * роты. Октябрь 20**г.

Вузы Минобороны России

Вузы ФСБ, ФСО , ГО и ЧС, МВД РФ

Гражданские вузы

Не определились

* взвод (15 человек)

9 человек

2 человека

2 человека

2 человека

Мониторинг профессионального выбора суворовцев * взвода * роты. Март. 20**г.

Вузы Минобороны России

Вузы ФСБ, ФСО , ГО и ЧС, МВД РФ

Гражданские вузы

Не определились

* взвод (16 человек)

12 человек

1 человек

1 человек

2 человека

Заключение. Предварительные итоги работы воспитателя в профильном взводе (проблемы и перспективы).

Главное в деятельности воспитателя взвода– это, конечно же, воспитание суворовцев и сплочение их в дружный коллектив. Но при этом не стоит забывать и об учебной работе, о повышении уровня знаний своих воспитанников. Ведь важнейшие функции воспитателя — это развитие познавательных интересов и способностей суворовцев, а также их профессиональная ориентация.

Хочу отметить следующие проблемы, возникающие при работе в профильном взводе. Во-первых, суворовцы 10–11 классов очень загружены. Во-вторых, суворовцев с узконаправленным интересом трудно увлечь чем-то другим. Например, взвод социально-экономического профиля мало интересуется гуманитарными предметами (литература, история, английский язык). У ребят нет мотивации. Суворовцы говорят так: «Мне это не нужно, я не сдаю ЕГЭ по этому предмету, мне это не пригодится в жизни…». И что с этим делать?

Еще одна проблема: из-за загруженности суворовцев в учебном процессе практически нет возможности проводить классные часы ил проводить в усеченном формате.

В профильном взводе остро стоит вопрос по работе с родителями. Естественно, что родители хотят, чтобы знания их детей объективно оценивали преподаватели, а воспитатели регулярно информировали их об оценках сыновей. Объективность в оценке успехов суворовцев обеспечивает честность и деловитость в отношениях. Нельзя не отметить, что родители иногда бывают недовольны оценками своих детей, часто обвиняя в этом преподавателей. Немало суворовцев, пришедших во взвод с хорошими оценками, учатся хуже по профильным предметам. Некоторые родители негативную информацию воспринимают, как личную обиду. Хочется, чтобы выбирая профиль, суворовцы и их родители выбирали четкую цель, перспективу. Такая нацеленность дает возможность ориентировать воспитанников на достижение конечного результата.

Несмотря на трудности, это был очень продуктивный для суворовцев, воспитателей, родителей и педагогов образовательный процесс. Самое главное заключается в том, что большинство воспитанников уже определились в выборе своей будущей военной профессии и вуза, направили все усилия на получение более глубоких знаний по учебным предметам своего индивидуального учебного плана и получили рекомендации по повышению результатов по физической подготовке.

Литература:

  1. Устав МсСВУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://msvu.mil.ru/About/Dokumenty
Задать вопрос