Сценарий игры «Педагогический зачет»
Авторы: Дедурина Светлана Ивановна, Коновалова Алина Андреевна, Лутцева Марина Анатольевна, Мезенко Светлана Павловна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (39) июнь 2022 г.
Дата публикации: 02.06.2022
Статья просмотрена: 2560 раз
Библиографическое описание:
Дедурина, С. И. Сценарий игры «Педагогический зачет» / С. И. Дедурина, А. А. Коновалова, М. А. Лутцева, С. П. Мезенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 3 (39). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/225/7407/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье представлен сценарий игры «Педагогический зачёт», которая позволяет расширить и углубить знания, полученные в результате самообразования и практической деятельности, усовершенствовать умения анализа и систематизации информатизации из различных источников, моделирования и прогнозирования действий, направленных на творческие изменения в педагогической практике.
Ключевые слова: педагогическое мастерство, игра, педагогический зачёт, викторина, педагоги, обучение, саморазвитие.
Образование педагогических кадров, повышение их профессионального мастерства — приоритетная задача методической работы.
Методическая служба призвана активизировать творческую деятельность педагогов, развивать неповторимость их педагогического стиля, а, в конечном счете, — способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса.
Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и активные формы работы с педагогами. Особое место среди них занимает игра-викторина как одна из форм методической работы.
Викторина — занимательная игра, в ходе которой в определённой последовательности перед участниками ставятся вопросы, на которые они дают ответы в устной или письменной форме. Викторина позволяет расширить и углубить знания, полученные в результате самообразования и практической деятельности, усовершенствовать умения анализа и систематизации информатизации из различных источников, моделирования и прогнозирования действий, направленных на творческие изменения в педагогической практике.
Викторины являются самостоятельной формой методической работы, но могут проводиться на заседаниях методических объединений, методического и педагогического советов, неформальных встречах педагогов.
В данной статье представлен сценарий игры «Педагогический зачет», которая была включена в межрегиональный фестиваль управленческих команд.
Цель игры: повышение профессиональной компетенции, развитие творческого потенциала педагогов и навыков работы в команде, активизация знаний в области педагогики и психологии.
Оборудование и материалы: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран / интерактивная доска, презентация (ссылка на скачивание: https://clck.ru/ntzfd), зачетная книжка.
Ход игры: Уважаемые коллеги, приветствуем вас на игре «Педагогический зачет»!
Педагог 21-го века должен быть очень эрудированным, постоянно повышать свой профессиональный уровень.
Только компетентный учитель способен принять новые смыслы педагогической деятельности, осознать свою гражданскую миссию и определить стратегию своей успешности.
Мы предлагаем вам окунуться в атмосферу игры, проверив свои знания в области педагогики, психологии, литературы и некоторых других областей.
Игра «Педагогический зачет» состоит из 3 раундов.
В 1 раунде «Разминка» — «Народная мудрость» — участвуют все члены команды, отвечая на вопросы по очереди без подготовки в течение 1 минуты.
При отсутствии ответа, ход передается другому члену команды и озвучивается следующий вопрос.
Оценивается количество правильных ответов. Максимальный балл, который может заработать команда в 1 раунде — 15. Один правильный ответ — 1 балл.
Итак, готовы? Начинаем!
Каждый вопрос озвучивается ведущим и отражается на экране.
- Кто хочет много знать, тому надо мало …( спать )
- Без муки нет и …( науки )
- Мир освещается солнцем, а человек …( знанием )
- Человек неученый — что топор …( неточёный )
- Не стыдно не знать, стыдно …( не учиться )
- Учись смолоду — пригодится … ( в старости )
- Дары и мудрых …(ослепляют).
- Попытка — не пытка, а спрос — …( не беда ).
- Не всё простое — гениально, но всё… ( гениальное просто ).
- Знания много места… ( не занимают ).
- Посеявший поступок, пожнёт… ( судьбу ).
- Красна птица перьями, а человек… ( знанием ).
- Чему Ваня не научился, того Иван…( не выучит ).
- Дерево ценят по плодам, а человека …( по делам ).
- Не дав слово — крепись, а дав слово — …( держись ).
Вы отлично справились с заданием и получили ___ баллов. Зачет!
Переходим к следующему раунду.
2 раунд — «Тематический» — состоит из трех категорий вопросов: «Аббревиатуры в образовании»; «Педагогика и психология»; «Педагогические технологии». В этом раунде принимает участие вся команда.
Перед вами на экране таблица с категориями вопросов. Очередность выбора категории команда определяет самостоятельно.
Общее количество баллов во втором раунде — 30.
Выбирайте категорию!
Категория «Аббревиатуры в образовании»
В данной категории вам предлагается расшифровать аббревиатуры, которые широко применяются в сфере современного образования.
На экране каждые 10 секунд будут появляться аббревиатуры. Команде необходимо обсудить вопрос и дать правильный ответ до истечения времени.
Оценивается количество правильных ответов. Максимальный балл, который может заработать команда в этой категории — 15. Один правильный ответ — 1 балл.
- ЕФОМ –единый федеральный оценочный материал.
- ИКТ — информационно-коммуникационные технологии
- УМО — учебно-методическое объединение
- ООО — основное общее образование
- УМК– учебно-методический комплекс.
- ООП — основная образовательная программа.
- ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия.
- ФЦИОР — федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
- ВШК — внутришкольный контроль
- НИКО — национальное исследование качества образования.
- ФИПИ — федеральный институт педагогических измерений.
- ППЭ — пункт проведения экзамена
- РДШ — Российское движение школьников.
- ШНОР — школа с низкими образовательными результатами.
- АПО — актуальный педагогический опыт.
Категория «Психология, педагогика»
В этой категории вам предлагается выбрать три вопроса и, обсудив каждый из них в течение 10 секунд, определить, о каких понятиях из области психологии и педагогики идёт речь. Ответ необходимо дать до окончания времени, следить за которым вы можете по таймеру на экране.
Максимальное количество баллов, которые может заработать команда в категории «Педагогика и психология» — 9. Один правильный ответ — 3 балла.
Выбирайте номера вопросов!
- Деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма (навык).
- Способность организма сохранять и воспроизводить информацию для дальнейшего ее использования (память).
- Способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды (адаптация).
- Совокупность представлений и понятий о предметах, явлениях и законах действительности (знания)
- Творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем (одаренность).
- Освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков (умение).
- Абстрактный набор знаний, умений, навыков, личностных качеств, опыта в определенных сферах деятельности (компетенция).
- Психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость (мотивация).
- Специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, приводящий к достижению прогнозируемого образовательного результата (педагогические технологии).
- Интегративная характеристика комплекса личностных свойств, обеспечивающего высокий уровень решения задач профессиональной деятельности (профессиональное мастерство).
- Подход в обучении, при котором центральное место занимает максимально самостоятельная, активная и разносторонняя познавательная деятельность обучающихся (системно-деятельностный подход).
- Ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, которое проявляется в увеличении веса и размеров тела и ускоренном половом созревании (акселерация).
Категория «Педагогические технологии»
В этой категории вам предлагается выбрать три вопроса, содержащих описание педагогических технологий, по которому вы должны определить о какой из четырех предложенных идет речь.
На обсуждение каждого у вас будет не более 10 секунд, ответ необходимо дать до окончания времени.
Максимальное количество баллов, которые может заработать команда в категории «Педагогические технологии» — 6. Один правильный ответ — 2 балла.
Выбирайте номера вопросов!
Таблица 1
Перечень вопросов в категории «Педагогические технологии»
1. Технология, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий |
||
А. Здоровьесберегающая технология |
В. Технология проблемного обучения |
|
Б. Проектная технология |
Г. Технология творческих мастерских |
|
2. Технология, при которой организуются учебные занятия, предполагающие создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся |
||
А. Здоровьесберегающая технология |
В. Технология проблемного обучения |
|
Б. Кейс-технология |
Г. Технология творческих мастерских |
|
3. Интерактивная технология обучения на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации |
||
А. Технология «Перевернутый класс» |
В. Технология проблемного обучения |
|
Б. Кейс-технология |
Г. Технология творческих мастерских |
|
4. Технология, предполагающая организацию процесса обучения, при которой учитель-мастер вводит учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, при этом ученик проявляет себя как творец. |
||
А. Здоровьесберегающая технология |
Б. Классно-урочная технология |
|
В. Технология интегрированного обучения |
Г. Технология творческих мастерских |
|
5. Технология обучения, направленная на сохранение и укрепление здоровья школьников, предупреждение переутомления обучающихся на уроках. |
||
А. Здоровьесберегающая технология |
В. Технология проблемного обучения |
|
Б. Классно-урочная технология |
Г. Технология творческих мастерских |
|
6. Данный вид обучения подразумевает проведение уроков с широким использованием межпредметных связей. |
||
А. Модульная технология |
В. Игровая технология |
|
Б. Технология интегрированного обучения |
Г. Технология творческих мастерских |
|
7. Технология, представляющая собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, затем предоставить условия для осмысления материала и помочь обобщить знания |
||
А. Информационная технология |
В. Технология проблемного обучения |
|
Б . Технология критического мышления |
Г. Технология творческих мастерских |
|
8. Технология, реализуемая на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения и стимулирования к учебной деятельности. |
||
А. Модульная технология |
В. Игровая технология |
|
Б. Технология интегрированного обучения |
Г. Технология творческих мастерских |
|
9. Технология, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на уроке проходит практическое закрепление материала. |
||
А. Технология «Перевернутый класс» |
В. Технология проблемного обучения |
|
Б. Кейс-технология |
Г. Технология творческих мастерских |
|
10. Технология, которая основана на использовании приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия обучающихся в группе с целью совместного решения коммуникативных задач. |
||
А. Технология ТРИЗ |
В. Технология проблемного обучения |
|
Б. Технология интерактивного обучения |
Г. Технология творческих мастерских |
|
11. Технология, представляющая собой организацию учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала |
||
А. Технология разноуровневого обучения |
В. Технология проблемного обучения |
|
Б. Групповая технология обучения |
Г. Технология развития критического мышления |
|
12. Данная технология основывается на разделении (по усмотрению учителя) предметного содержания на блоки. |
||
А. Модульная технология |
В. Технология проблемного обучения |
|
Б. Технология интегрированного обучения |
Г. Технология творческих мастерских |
|
Отлично! По итогам второго раунда ваша команда набрала ___ баллов. Зачет!
Следующий, заключительный раунд — «Блиц-турнир». В нем принимает участие один человек, которого определит команда. Время проведения раунда — 2 минуты.
Ведущий озвучивает вопросы, член команды отвечает без подготовки. Если отвечающий не знает ответа, говорит: «Далее».
Максимальное количество баллов, которые может заработать для команды участник — 25. За каждый правильный ответ команда получает
1 балл.
Члены команды выбирают одного игрока.
Участник готов? Начинаем!
- Предвестник школьной перемены (звонок).
- Созвучие концов стихотворных строк (рифма).
- Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (три).
- Насекомое — символ трудолюбия (муравей/пчела).
- Что означает выражение «летать в облаках»? (мечтать).
- Любимое занятие на досуге (хобби).
- Кто из известных педагогов назвал сказки «первыми блестящими попытками русской педагогики»? (Ушинский Константин Дмитриевич) .
- Этот советский педагог создал педагогическую систему, основанную на принципах гуманизма и признании личности ребёнка высшей ценностью? (Василий Александрович Сухомлинский) .
- Какими нотами можно измерить расстояние (Ми Ля).
- И канцелярская, и электрическая, и ядерная (кнопка).
- Изображение рельефа Земли на бумаге (карта)
- Что означает выражение «дрожать как осиновый лист»? (бояться).
- Этот педагог-гуманист, писатель, общественный деятель выделил педагогику как самостоятельную науку (Ян Амос Коменский) .
- Птица — символ учительского труда (пеликан).
- Что легче: килограмм пуха или килограмм железа? (одинаково).
- Как в Древней Греции называли раба, сопровождавшего ребёнка в школу (педагог).
- Педагог, посвятивший свою педагогическую поэму беспризорникам (А. С. Макаренко «Педагогическая поэма»).
- Кому принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться!» ( Митрофанушка из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» ).
- Что означает выражение «зарубить на носу»? (запомнить).
- Что в переводе с латинского означает слово «семинар» ( рассадник, теплица )
- Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»? (учитель (школьный работник).
- Кому принадлежат слова: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» ( Антуан де Сент-Экзюпери).
- Какое выражение употребляют учителя, говоря о том, что нужно прочесть что-то от начала до конца? («от корки до корки»).
- В какой ящик мы откладываем дела на какое-то время? (в «долгий ящик»).
- Способность отчетливо произносить слова в речи (дикция).
В третьем раунде ваша команда набрала ___ баллов. Зачет!
Уважаемые коллеги, в нашей профессии нет предела совершенству, то, что вчера казалось единственно возможным, сегодня выглядит устаревшим. Появляются новые идеи, технологии и желание что-то изменить.
Любой творчески работающий педагог находится в постоянном поиске. Не бойтесь творить добро, искать что-то новое, познавать неизвестное. Не забывайте, что, сколько бы вы не знали, знанию и образованию нет границ.
В нашей игре-викторине вы заработали ___ баллов и получаете зачетную книжку (команде вручается зачетная книжка). Желаем успехов!
Литература:
- Зайцев В. С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. — В 2-х книгах. — Книга 1. — Челябинск, ЧГПУ, 2019.
- Кузнецов, В. В. Общая и профессиональная педагогика: учебник и практикум для вузов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021.
- Лосев П. Н. Управление методической работой в современном школе. — Москва: Дрофа, 2018.
Ключевые слова
обучение, игра, педагогическое мастерство, педагоги, саморазвитие, викторина, педагогический зачётПохожие статьи
Развиваем творческие способности на уроке технологии
В статье автор рассматривает, опираясь на свой опыт работы учителем технологии, работу по развитию творческих способностей учеников.
Эстетическое воспитание на уроках технологии в 6 классе
В статье предлагаются методические рекомендации по организации уроков технологии по выполнению творческих проектов, организации исследовательской деятельности и эстетического воспитания учащихся.
Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов
В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...
Использование инновационных образовательных технологий в повышении эффективности уроков чтения в начальных классах
Статья о совершенствовании содержания учебно-воспитательной работы в начальных классах на уровне современных требований. В ней раскрыты особенности использования инновационных образовательных технологий, создающих благоприятные условия для совершенст...
Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке
Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по ис...
Применение игровых технологий в преподавании химии: виды химических игр и методические рекомендации
В данной статье рассматриваются эффективные подходы использования игровых технологий в обучении химии, направленные на повышение интереса учащихся к предмету и упрощение процесса освоения материала. Предложенные методы способствуют активизации учебно...
Использование воспитательного потенциала урока
Статья посвящена вопросам организации учителем занятия с целью успешного овладения знаниями школьниками, умениями и навыками. Рассматриваются правила и формы делового и межличностного общения с учащимися, формирующие воспитательный потенциал урока, с...
Квест-игры как эффективная форма развития самостоятельности у детей дошкольного возраста
В работе доказывается рациональность и эффективность использования технологии квест-игры с целью развития самостоятельности у старших дошкольников, и даются рекомендации педагогам, которые помогут успешно реализовывать и внедрить эту технологию в обр...
Проектная деятельность на уроках технологии в общеобразовательной школе
В данной статье задачами проектной деятельности являются обучение методам творческих проектов в образовательной области «технология», а также, формирование у учащихся: технологической грамотности, т. е. способности осознанно и творчески выбирать опти...
Похожие статьи
Развиваем творческие способности на уроке технологии
В статье автор рассматривает, опираясь на свой опыт работы учителем технологии, работу по развитию творческих способностей учеников.
Эстетическое воспитание на уроках технологии в 6 классе
В статье предлагаются методические рекомендации по организации уроков технологии по выполнению творческих проектов, организации исследовательской деятельности и эстетического воспитания учащихся.
Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов
В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...
Использование инновационных образовательных технологий в повышении эффективности уроков чтения в начальных классах
Статья о совершенствовании содержания учебно-воспитательной работы в начальных классах на уровне современных требований. В ней раскрыты особенности использования инновационных образовательных технологий, создающих благоприятные условия для совершенст...
Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке
Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по ис...
Применение игровых технологий в преподавании химии: виды химических игр и методические рекомендации
В данной статье рассматриваются эффективные подходы использования игровых технологий в обучении химии, направленные на повышение интереса учащихся к предмету и упрощение процесса освоения материала. Предложенные методы способствуют активизации учебно...
Использование воспитательного потенциала урока
Статья посвящена вопросам организации учителем занятия с целью успешного овладения знаниями школьниками, умениями и навыками. Рассматриваются правила и формы делового и межличностного общения с учащимися, формирующие воспитательный потенциал урока, с...
Квест-игры как эффективная форма развития самостоятельности у детей дошкольного возраста
В работе доказывается рациональность и эффективность использования технологии квест-игры с целью развития самостоятельности у старших дошкольников, и даются рекомендации педагогам, которые помогут успешно реализовывать и внедрить эту технологию в обр...
Проектная деятельность на уроках технологии в общеобразовательной школе
В данной статье задачами проектной деятельности являются обучение методам творческих проектов в образовательной области «технология», а также, формирование у учащихся: технологической грамотности, т. е. способности осознанно и творчески выбирать опти...