В статье представлен вариант сопровождения педагогом — психологом образовательного учреждения инновационных процессов в школе. Таким процессом в статье является реализация дорожной карты внедрения профессионального стандарта «Педагог» через авторскую программу, составленную в соответствии с выявленным, в данном педагогическом коллективе, дефицитом психологических знаний.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, педагог, компетенция, психолого-педагогические компетенции
This paper presents a version of the support teacher — psychologist educational institution of innovative processes in the school. Thus the process of the article is to implement a road map of implementation of professional standard «teacher» by the author's program, drawn up in accordance with the revealed, the teaching staff, lack of psychological knowledge.
Key words: professional standard, teacher, competence, psychological and pedagogical competence
Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Педагог-психолог образовательного учреждения не может быть в стороне от этих позитивных изменений. Но в современных условиях в рамках инновационной деятельности образовательных учреждений следует сместить акценты работы психолога. Нужна такая модель психологической службы, при которой основной точкой приложения сил психолога являлись бы не дети, а взрослые, прежде всего педагоги, обучающие и воспитывающие их.
Педагог — ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К. Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки.
Таким образом, цельюпсихолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической компетентности педагога в вопросах психолого-педагогического сопровождения, важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо поменять в своей работе.
Задачи:
– Создать необходимые мотивационные условия повседневной профессиональной деятельности, которые будут побуждать членов педагогического коллектива к самосовершенствованию;
– Создание творческой атмосферы в коллективе, сплочённости в достижении общих целей.
– Профилактика эмоционального выгорания.
Структура исодержание программы
Объём программы составил 23 групповых сеанса, проводимых на базе ОУ, включающих различные практические упражнения, психотехники.
Ожидаемые результаты
Овладение педагогическим коллективом необходимыми психологическими умениям и необходимым знаниям для осуществления трудовых функций, прописанных в профессиональном стандарте «Педагог»:
– повышение уровня психологической культуры педагогов;
– накопление и рост востребованности психологических знаний у участников образовательного процесса;
– повышение эффективности профессиональной деятельности специалистов системы начального общего образования.
Примерное содержание программы:
- Обращение к основам психологии (основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики) и педагогики.
- Индивидуализация образовательного процесса: направленность на удовлетворение образовательных потребностей всех обучающихся, в том числе, одаренных детей, социально уязвимых детей, детей, попавших в трудные жизненные ситуации.
- Освоение и применение современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.
- Формирование универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей.
- Формирование ценностных установок. Воспитание нравственного, ответственного, инициативного гражданина России, способного к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Таблица 1
Тематическое планирование занятий спедагогами:
№ |
Тема, название мероприятия |
1. |
Сказкотерапия «Школа волшебства». Сплочение группы и построение командного взаимодействия; достижение хороших межличностных отношений, оптимального уровня психологической совместимости коллектива. |
|
|
2. |
«Психологические и возрастные особенности младшего школьного возраста» |
3. |
«Основы психодиагностики обучающихся» (практикум) |
4. |
«Эмоциональные поглаживания — экзестенциальная психология + эго-состояния» |
5. |
«Ситуация успеха на уроках» (мастер-класс) |
6. |
«Краткий психологический словарь» |
2. Индивидуализация образовательного процесса |
|
7. |
«Индивидуализация учебного процесса — ГАРАНТ УСПЕШНОСТИ УЧЕНИКА» |
8. |
«Учет психологических и возрастных особенностей в реализации индивидуального подхода» |
9. |
Обобщение опыта (практикум) |
3. Освоение и применение современных психолого-педагогических технологий |
|
10. |
«Современные психолого-педагогические технологии обучения» |
11. |
«Экскурс в мир психолого-педагогических технологий обучения» |
12. |
«Обмен опытом. Освоение педагогами современных технологий» |
4. Формирование универсальных учебных действий, развитие у обучающихся познавательной активности. |
|
13. |
«УУД ФГОС» |
14. |
«УУД в структуре урока» |
15. |
«Мониторинг УУД для НОШ» |
16. |
«Познавательная самостоятельность и творческая активность младших школьников». |
17. |
«Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках через методы и приемы исследовательской деятельности» |
18. |
«Активизация познавательной деятельности младших школьников» |
5. Формирование ценностных установок. |
|
19. |
«Ценностные ориентиры начального образования» |
20. |
«Формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов» |
21. |
«Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе взаимодействия семьи и школы» |
22. |
«Формирование ценностных ориентаций младших школьников в современной начальной школе» |
Заключение |
|
23. |
Психолого-методический фестиваль |
Методическое обеспечение
Занятия проводятся в помещении, приспособленном как для активной групповой, так и для индивидуальной (в т. ч. письменной) работы участников. На занятиях используются:
– информирование;
– групповые обсуждения, дискуссии;
– игры, тренинговые упражнения;
– работа с психодиагностическими методиками;
– письменный анкетный опрос участников по итогам реализации всей программы в целом.
Теоретическая информация в большинстве случаев предоставляется в форме проблемных вопросов и ситуаций, которые участники решают совместными усилиями группы. Участникам дается возможность выражения своего мнения, приведения и обсуждения примеров из собственного профессионального опыта. Включенные в программу упражнения и процедуры, приведенные в соответствующих литературных источниках, допускают внесение корректировок с учетом особенностей конкретной группы участников. Прилагаемый к программе список литературы для ведущего позволяет вариативно и дифференцированно выстраивать занятия.
Оценка эффективности программы
На основе данных по оценочным листам для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности учителя начального общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог» в начале реализации программы и по завершению занятий, было выявлено, что уровень знаний педагогов заметно повысился.
Рис. 1 Сравнительный график показателей психологических знаний у педагогов
Цель, поставленная в начале пути, была достигнута.
Выводы
- Расширяя границы свободы педагога, наделяя новыми компетенциями, профессиональный стандарт одновременно дает «второе дыхание» современной системе педагогического и психологического сопровождения.
- Развитие готовности к инновационной деятельности, без которых невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, — это и есть подлинная задача практического психолога образовательного учреждения в его работе. Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов.
Литература:
- Истратова О. Н. Справочник по групповой психокоррекции. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 443 с.
- Калашникова Н. Г., Жаркова Е. Н., Блинова Т. Г., Стукалова И. Н. Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя начального общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог»: методические рекомендации. — Барнаул: КГБУ ДПО АКИПКРО, 2016. — 20 с.
- Кузнецова С. В. Система работы с узкими специалистами. — М.: Сфера, 2007. — 128 с.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: центр ВЛАДОС, 1996. — 384 с.
- Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. — Ростов — на Дону: Феникс, 2000. — 314 с.