План-конспект кураторского часа на тему «Жить по совести»
Авторы: Сеитова Гульнара Саменовна, Батталов Бактияр Маратович
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (39) июнь 2022 г.
Дата публикации: 17.05.2022
Статья просмотрена: 193 раза
Библиографическое описание:
Сеитова, Г. С. План-конспект кураторского часа на тему «Жить по совести» / Г. С. Сеитова, Б. М. Батталов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 3 (39). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/225/7350/ (дата обращения: 16.12.2024).
Тема |
«Жить по совести» |
Класс — 9 |
Цель профессионального развития |
Воспитание нравственных качеств учащихся через использование стратегий РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). |
|
Цель урока |
развивать умения учащихся анализировать и давать честную оценку нравственного поведения |
|
Критерии оценивания |
Исследование умений учащихся: — объясняют мотивы нравственного поведения (причины поведения героев через понимание важности чувства «совесть»); — анализируют намерения, мотивы и последствия в рамках нравственного поведения участников; — сравнивают и оценивают результаты поступков героев рассказа с внутренних и внешних сторон; — аргументируют, приводя доказательства и факты из текста; — демонстрируют умения отвечать на вопросы разного уровня сложности: от простых к сложным по Таксономии Блума |
|
Привитие ценностей |
Честность, уважение, внимание, ответственность, сотрудничество, труд и творчество, обучение на протяжении всей жизни. |
|
Межпредметные связи |
Русский язык (стилистика языка и культура речи), самопознание (тема «Честность») |
|
Ход кураторского часа |
||
Время и этапы |
Запланированная деятельность |
Ресурсы |
Начало урока 5 мин |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Приветствие класса. Объединение уч-ся в группы. Психологический настрой - прием « Диета хороших новостей ». СТАДИЯ ВЫЗОВА. МОЗГОВОЙ ШТУРМ. Актуализация. Прием «Прогноз по заголовку» . Учитель задает вопрос: —О чем может быть рассказ, который называется «Жить по совести»? —Какие ассоциации или примеры возникают у ребят к слову «совесть»? Приведите примеры или ситуации употребления этого слова. Определение темы и цели урока. Ознакомление с критериями оценивания. |
Презентация |
Середина урока 25 мин |
II . СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. Работа учащихся в 4-х группах (по 5–6 чел.) по рассказу В. А. Осеевой «Почему?» (Совесть)». Метод «Чтение с остановками». Задание: 1. Ученики читают текст рассказа про себя по 4 частям, останавливаясь на указанных местах. 2. В процессе чтения можно подчеркивать в тексте слова и предложения, выражающие чувства и эмоции героев рассказа (чтобы использовать для анализа поведения героев и подтверждения своих аргументов в оценке их действий). 3. После чтения каждой из прочитанных частей рассказа учащиеся в порядке очередности групп (от 1-й до 4-й) отвечают на вопросы по своей части. 4. Ученики из других групп могут добавить свои ответы. Чтение 1 части. «Мы были одни в столовой — я и Бум…. до слов: — Он немножечко подпрыгнул... и лапами...» Вопросы учащимся на знание и понимание. — Как вы думаете, что было дальше? — А ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ мама поверит сыну? Или сделает вид, что поверила? ( возможно, у нее есть на это причины, или … предположите сами, как и что может быть произойти…) Чтение 2 части. Со слов: «Лицо у мамы потемнело… Над столом с фотографической карточки смотрел на меня папа…» Вопросы учащимся на применение и анализ: — Почему мальчик не признался маме, что это он виноват в том, что чашка разбилась? — Почему он не решился сказать маме правду, хотя видел, в каком состоянии была мама? Используйте цитаты из текса рассказа для подтверждения своих аргументов. ( например, «Её пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку»... «Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели ») — Почему не помешал маме наказать невиновного Бума? Чтение 3-й части. Со слов: «Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. …Но папа не вернулся.».. Вопросы учащимся на синтез и оценку: — Как вы думаете, ЧТО мальчик будет делать дальше? ПОЧЕМУ? ( придумайте или спланируйте действия мальчика) А ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ у него мальчик не сможет признаться, т. е. рассказать маме правду? (спрогнозируйте) Чтение 4-й части. Со слов: «То ближе, то дальше слышался расстроенный лай… В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё «почему». Вопросы после 4-й части — Это был ожидаемый вами финал рассказа? — Как вы думаете, как мог иначе закончиться рассказ? (спрогнозируйте ) Г. Исследовательская работа. Приём «Шесть шляп мышления»: учащиеся работают в группах и готовят ответы согласно цвету своей шляпы: 1 ГРУППА — Белая шляпа 2 ГРУППА — Желтая шляпа 3 ГРУППА — Черная шляпа 4 ГРУППА — Красная шляпа 5 ГРУППА — Зеленая шляпа 6 ГРУППА — Синяя шляпа Г. Выступления спикеров от каждой группы согласно цвету своей шляпы (по 30 секунд) |
http://sochinite.ru/biblioteka/rasskazy/oseeva/pochemu-sovest-chitat-onlajn |
Конец урока 10 мин |
III . СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ. И/Г. Задания на выбор учащихся: 1. Составление СИНКВЕЙНА об одном из героев рассказа (мама, мальчик, его собака). 2. Написание эссе от имени матери (Возможно, в этом эссе будет ваш ответ на вопрос, которым заканчивается рассказ: «В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё “ ПОЧЕМУ” ) 3. Написание эссе мальчика (Возможно, в этом эссе будет ваш ответ на вопрос, которым заканчивается рассказ: «В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё “ПОЧЕМУ”) 4. Переписать концовку рассказа, т. е. написать свой вариант концовки. «Авторский стул». Выступления по 1 учащемуся по каждому заданию (по желанию). Подведение итогов урока . Самооценивание. группы: 1) Оцените, насколько слаженно и быстро работала ваша группа? 2) В чем вы видите плюсы и минусы такой работы? 3) Что вы сделаете по-другому, если снова будете принимать участие в такой работе? |
|