Одной из важнейших проблем современного школьного литературного образования является проблема изучения художественного произведения с учетом своеобразия его рода и жанра. Совершенствование изучения произведений в родовой и жанровой специфике предполагает развитие способности наслаждаться искусством, воспринимать произведение в его художественной целостности и неповторимой значимости.
При любом подходе к анализу произведения целостность и проблемность являются его основными качествами. Сам по себе школьный анализ, вобравший и достижения литературоведения, настолько синтетичен по своей структуре, что в нем подчас трудно бывает отделить восприятие от анализа, а наблюдения над конкретными фактами от формирования обобщений. Все этапы изучения литературных произведений находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.
Методика анализа литературного произведения широко разработана в литературоведении. Этот анализ включает большой комплекс вопросов, связывающих проблемы содержания и формы, раскрывающих роль каждого элемента художественного произведения и их тесную взаимосвязь в создании художественного целого. «Анализировать произведение — это значит не только понять характеры отдельных героев и взаимосвязь между ними, раскрыть механизм сюжета и композицию, увидеть роль отдельной детали и особенности языка писателя, но самое главное — выяснить, как все это определяется идеей писателя», — пишет О. Ю. Богданова». [1].
Творчество Л. Н. Андреева в начале XX века в отечественной методике преподавания литературы обходилось стороной. Лишь немногие литературоведы и методисты поднимали в то время вопрос о включении произведений «опального» писателя в школьную программу (В. В. Голубков, В. Л. Львов-Рогачевский, Н. А. Котляревский и др.). В 1921 г. в Петрограде состоялся съезд преподавателей родного языка и литературы, который имел особое значение для развития образования. Академик Н. А. Котляревский выступал за изучение произведений Л. Н. Андреева в школе и говорил о необходимости обновления преподавания литературы.
Учащиеся знакомятся с различными литературными течениями, жанрами произведений, и в этом плане познавательным для учащихся было знакомство с пасхальным рассказом Л. Н. Андреева «Баргамот и Гараська». Именно с него начинается творческий путь писателя в большую литературу.
Проблема изучения произведений Л. Н. Андреева в школе нашла практическое отражение в работах методистов: Н. В. Нещерет (вдумчивое чтение, объяснение слов пасхальной лексики в рассказе «Баргамот и Гараська»), М. Кузнецовой (творческий метод предугадывания сюжета при изучении рассказа «Кусака»), Л. И. Новиковой (интегрированный урок русского языка и литературы по рассказу «Кусака»).
Традиционно уроки по изучению ранних рассказов Л. Андреева начинаются со знакомства с биографией писателя, учащимся дается задание выписать главные этапы жизни писателя и творчества.
При изучении пасхального рассказа «Баргамот и Гараська» на уроке учащиеся говорят о традициях и особенностях данного жанра в русской литературе XIX в. Проводится словарная работа: объяснение устаревших, незнакомых слов («засаленный ворот», «оказия», «отрепий» и др.), раскрывается смысл образа-символа (пасхальное яйцо).
Пасхальный рассказ, традиционный жанр для русской литературы, был направлен к сердцу читателя, давал надежду на победу доброго начала в человеке, на установление хотя бы временной гармонии, поэтому имел сентиментальный финал. Для Андреева пасхальный тип рассказа был излюбленным, так как позволял подняться над реалиями сущего мира, вовлечь читателя в круг своих чувств и переживаний [2, с.94].
Урок носит поисково-исследовательский характер. Этому уроку предшествует подготовительная работа по опорным вопросам и самостоятельный подбор материала для сообщения. В ходе урока можно использовать такие активные формы поисково-исследовательской работы, как анализ композиции, комментированное чтение, эвристическая беседа, сообщения учащихся, чтение по ролям.
Необходимо детально изучить образы-персонажи и определить приёмы комического изображения героев: Баргамота и Гараськи.
Для внеклассного чтения обратиться к рассказу Л. Н. Андреева «Кусака», выбрав форму урока-диспута. При подготовке к уроку учитель должен рекомендовать учащимся прочитать, помимо «Кусаки», другие рассказы Л. Андреева: «Алеша-дурачок», «Ангелочек», «Валя», «Петька на даче», «Цветок под ногой», «Друг», в которых писатель создает прекрасные образы детей и животных. Знакомство с этими произведениями дает возможность установить общие принципы, которыми руководствуется Андреев, рассматривая отношения человека с животным миром и природой. Писатель сам поясняет свою позицию: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни» [3, с.270]. «Друг», «Предстояла кража». Отношение к животным является у Л. Андреева одним из критериев нравственности, а естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной черствости и равнодушию взрослых.
Урок следует предварить домашним заданием: прочитать рассказ «Кусака» и составить план, в котором должны быть отражены основные моменты жизни Кусаки. Это дает возможность детям самим познакомиться с рассказом и составить свое представление о Кусаке.
Изучение рассказа начинается с вступительной беседы. Разговор о теме рассказа «Кусака» возникает с вопроса к детям: есть ли у них собака, попросить кого-то рассказать о своей собаке, объяснить, за что он ее любит и смог ли бы он обмануть, предать своего друга.
Далее ученикам предлагается вспомнить, кто из русских писателей до Л. Н. Андреева создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга. После того как ученики назовут «Муму» И. С. Тургенева, «Каштанку» А. П. Чехова, следует напомнить им, что и Л. Н. Толстой писал о собаках. В его «Русские книги для чтения» входят такие рассказы, как «Пожарные собаки». «Собака, петух и лисица», «Лев и собачка», «Булька», «Бешеная собака» и др.
Затем учитель просит учеников зачитать составленные ими планы к рассказу, проводит совместное их обсуждение и доработку. В окончательном варианте план может быть примерно таким:
1. Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми».
2. Как Кусака получила свое имя.
3. Дружба Кусаки с Лелей и другими детьми.
4. Отъезд дачников.
5. Кусака снова одна.
Какую роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы? Когда Кусака одинока — в природе все мрачно: холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни (прочитать отрывки «Наступила весна.».., «Поднялся частый дождь…»).
Как Кусака выражает свою ненависть и любовь? Если ученики испытывают затруднения при ответе на этот вопрос, можно вспомнить отрывки: «С тех пор собака не доверяла людям…», «И в ту же минуту подкравшаяся собака…», «Единственное, что могла Кусака…»
Более глубокому постижению текста будут способствовать и вопросы учителя: почему Кусака боялась людей? Почему Кусака полюбила Лелю? Как относилась Леля и другие дети к Кусаке? Почему Кусаку не взяли в город? Как вы думаете, кто будет скучать и почему: Кусака о Леле или Леля о Кусаке? Почему выла Кусака? Какой еще пример жестокости людей можно найти в рассказе?
Завершить разговор о Кусаке можно обсуждением поступка Лели. Привлечь учащихся к обсуждению помогут вопросы: понравилась ли вам Леля? Хорошо ли она поступила по отношению к своему другу? Как бы вы поступили в таком случае?
На уроке можно использовать различные средства наглядности например: тематический стенд «Жизнь и творчество Л. Н. Андреева»; литературный альбом с фотографиями Л.Андреева и его родных, с материалами дома-музея писателя в г. Орле; иллюстрации к рассказу. В ходе анализа произведения учащиеся приходят к выводу, насколько прав был автор, когда писал строки, взятые нами в качестве эпиграфа к уроку: «Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями». На дом ребята получают задание — написать небольшой рассказ о любимом домашнем животном или о животных, используя свой жизненный опыт, свои наблюдения за ними [4].
Рассказы Л.Андреева в школе можно изучить, как и в виде традиционного урока и нетрадиционного. Основная цель вступительных занятий: создание установки на восприятие и понимание текста, мотивировка последующего анализа и создание ориентиров восприятия. Изучение рассказов Л.Андреева в школе складывается из четырех основных этапов: вступительные занятия, чтение, анализ и заключительные занятия. Каждый этап включает в себя разнообразные виды деятельности учащихся. Этапы не являются строго разграниченными. Наоборот, они взаимодействуют друг с другом и переходят один в другой.
Литература:
1. Богданова, О.Ю., Леонова, С. А. Методика преподавания литературы [Текст] // О. Ю. Богданова, С. А. Леонова // URL: http://www.infoliolib.info/philol/bogdanova/10.html
2. Нестерова, Т. А. Своеобразие христианских мотивов в ранних рассказах Л.Андреева [Текст] / Т. А. Нестерова // Актуальные проблемы изучения и преподавания филологических дисциплин. — Самара, 2004. — С. 94.
3. Чуковский, К. И. Из воспоминаний [Текст] / К. И. Чуковский. — М., 1959. — С. 270.
4. Литература 7 класс. Методические советы. Литература XX века. Л. Андреев // URL: http://www.prosv.ru/metod/korovina7/20.html