Конспект урока литературы в 8-м классе «Мировоззрение Л. Н. Толстого как основа рассказа «После бала» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, март 2021)

Дата публикации: 17.02.2021

Статья просмотрена: 419 раз

Библиографическое описание:

Шатских, Н. В. Конспект урока литературы в 8-м классе «Мировоззрение Л. Н. Толстого как основа рассказа «После бала» / Н. В. Шатских. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/389/16400/ (дата обращения: 16.11.2024).



Вид урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированная

Цели урока:

  1. Продолжить изучение жизни и творчества Л. Н. Толстого
  2. Определить, как формировалось мировоззрение писателя в течение всей жизни, какова роль дневника, который Толстой вел с юношеских лет
  3. Узнать жизненную основу рассказа «После бала»
  4. Определить жанровое и композиционное своеобразие рассказа.

Задачи:

Образовательная: показать нравственное звучание рассказа; создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа; продолжить работу по изучению теории литературы (композиция, идея); совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.

Развивающая: развивать умение делать правильный нравственный выбор; работать с текстом, выделять в нем главное; сопоставлять, анализировать, обобщать, высказывать собственное мнение, уметь его обосновывать; развивать логическое мышление, креативность, творческие способности; продолжить формирование мотивации к изучению предмета литературы;

Воспитательная: продолжить духовно-нравственное просвещение, воспитывать ответственность за то, что происходит вокруг.

Опережающее задание: прочитать рассказ Л. Н. Толстого «После бала».

Планируемые результаты:

Предметные:

– знать содержание рассказа, особенности жанра и композиции;

– анализировать поведение героев;

– уметь сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою позицию.

Метапредметные:

– находить аргументы для доказательства своего мнения;

– определять в устном ответе причинно-следственные связи.

Личностные: определять духовно-нравственные ориентиры при анализе и оценке поведения героев; проявлять доброжелательность в различных коммун6икативных ситуациях

Формирование УУД:

Личностные УУД: принимает участие в творческом процессе, осознает себя индивидуальностью и одновременно членом коллектива.

Регулятивные УУД: вместе с учителем и одноклассниками планирует свою деятельность, действует по определенному плану.

Познавательные УУД: понимает познавательную задачу, самостоятельно находит и отбирает необходимую информацию в различных источниках, слушает, читает.

Коммуникативные УУД: задает вопросы, отвечает на вопросы, высказывает свое

мнение, обосновывает его; слушает и понимает речь одноклассников в группе.

Оборудование:

Ф. Шопен «Полонез, Вальс-мазурка», эстрадный оркестр под упр. Людвиковского», текст рассказа «После бала», компьютерная презентация, проектор.

План урока:

  1. Представление и объяснение слова кроссенс — 3 минуты.
  2. Работа в группах — 3 мин (2 мин работа с кроссенсом и 1мин — на защиту своей версии) Цель: определить тему урока и задачи.
  3. Сообщения обучающихся — 4 мин (по 2 минуты каждому)
  4. работа над анализом текста — 12 мин (1.работа с текстом — выраз. чтение эпизодов — 5 мин; 2. обсуждение в чате -4 мин; 3.возврат к кроссенсу (3 минуты): значение квадратов 7, 4, 5 (7 «Прощеное воскресенье»,4 строки о выборе, 5 «Сложный выбор –Иван Васильевич против общества и всего гос-ва)
  5. рефлексия — 2 мин
  6. комментированное выставление оценок — 1 мин
  7. Домашнее задание — 2 мин
  8. Заключение «Каждый выбирает по себе…» — 1 мин (2 минуты в запасе).

Ход урока:

  1. Словарная работа: кроссенс. Знакомство с технологией кроссенс. (слайды 1,2,3,4
  2. Работа в группах по определению темы и целей урока с помощью технологии кроссенс. Слайд 5

  1. В течение всей своей жизни Толстой вел дневники. Они — неотъемлемая часть его биографии, его литературного наследия. В них запечатлена неустанная работа мысли писателя, глубокие раздумья о жизни, социально-нравственные искания.
  2. Лев Николаевич Толстой. Портрет работы Н. Н. Ге(1884 г).
  3. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы XIX века, время царствования Николая II, которого передовая русская интеллигенция прозвала «Николаем Палкиным.
  4. Жизненную основу рассказа составляет история любви Варвары Андреевны Корейш и брата писателя, Сергея Львовича Толстого.
  5. Основной прием, использованный писателем, антитеза.
  6. Рассказ «После бала», написан в 1903 году, а опубликован в 1911 г.
  7. Действие рассказа происходит в последний день Масленицы — Прощеное воскресение и Чистый понедельник
  8. Иван Васильевич сделал свой выбор, изменивший его жизнь.
  9. Сил и смелости Ивану Васильевичу хватило решиться на этот трудный выбор. Он один против законов общества.

Сообщение ученика «Обзор жизни и творчества Л. Н. Толстого» переключение на презентацию Царьковой Алины

Сообщение Иноземцевой Ирины «Жизненная основа рассказа «После бала»

Аналитическая работа по произведению.

  1. Д авайте найдем и прочтем описание бала (слайд № 2«Бал» звучит полонез Шопена)

Стр 32 учебника « Бал был чудесный….. и до..Нельзя было не любоваться.

Какой танец описывается более подробно? (танец отца с Варенькой) слайд № 3 — звучит мазурка. Мазурка в те времена составляла центр бала и знаменовала его кульминацию.

  1. Выразительное чтение эпизода танца полковника с дочерью слайд с музыкой

(стр. 34 учебника «…Когда мы подошли к дверям… и с умилением смотрел на них»)

— Герой испытывает восторг и восхищение. Почему?

  1. выразительное чтение эпизода экзекуции

С. 38 учебника «Я стал смотреть туда же … и до …Но братцы не милосердовали…

  1. — обращение к кроссенсу. Какой прием был использован автором? (С помощью антитезы писателю удалось показать изменения, происшедшие в душе героя, его эмоциональное состояние)
  1. Обращение к чату в вотсапе. Зачитываю несколько сообщений:

[22:57, 25.01.2021] +7 960 119–28–79:

  1. Сцена наказания татарина произвела на меня отрицательное впечатление. Во время бала отец Вареньки представлял из себя любящего, доброго человека, который ухаживает за своей дочерью. Но после наказания татарина, я поняла, что он оказался двуличным, злым, безжалостным и это меня расстроило.
  2. Я несколько расстроилась. Сначала все было хорошо, красочно, и после этой сцены моё мнение о «хорошем» полковнике изменилось, и я чувствовала шок и некую неожиданность, того на сколько люди могут быть двуличными
  3. Мне кажется, Ивану Васильевичу было стыдно за то, что он увидел и даже жутко, так как он понял, что тот, кого он так уважал и кого считал примером, оказался страшным и злобным человеком

[22:58, 25.01.2021] +7 960 119–28–79: Рябухина Анжелика

[23:09, 25.01.2021] +7 908 148–01–31:

  1. Сцена наказания беглого татарина производит не самое лучшее впечатление. Довольно неприятно осознавать, что люди действительно могут быть настолько двуличными. Во время бала полковник был милым и заботливым отцом. А в сцене наказания его показывают совершенно иначе: жестоким, безжалостным человеком.
  2. Я почувствовала разочарование, можно даже сказать отвращение к полковнику.
  3. Я думаю, Иван Васильевич был в замешательстве и очень растерялся. Подобрать слова к такой ситуации действительно не самая легкая задача.

Жилякова Олеся

Какой вывод вы сделали? — Почему же, увидев это, герой передумал быть военным? — В какой день разворачиваются все события? (слайд 6)

  1. Обращение к кроссенсу (Прощеное воскресенье — Чистый понедельник).

Что за праздник Прощеное воскресенье?

(Он предшествует Великому посту. Главный смысл его — примириться со всеми, попросить прощение у всех, кого обидел

— Почему понедельник называют Чистым?

(Человек с чистой душой и помыслами начинает пост)).

— Какая фраза постоянно не давала покоя Ивану Васильевичу? («Братцы, помилосердуйте»).

— Но братцы не милосердовали... Кто же услышал мольбы татарина? (Иван Васильевич и тот солдат, кто опустил слабы удар на спину наказываемого. За что и сам был наказан отцом Вареньки.)

— К какому выводу мы подошли? (Толстой подводит нас к мысли, что мы в ответе за все, что происходит вокруг)

  1. Рефлексия: (метод неоконченных предложений) слайд 7

1) Сегодня я узнал(а)…

2) Теперь я могу…

3) Я научился…

4) Было интересно…

5) Мне захотелось…

6) Я понял, что…

  1. Домашнее задание : Выберите любое задание:
  1. Мини-сочинение «Уроки рассказа Толстого «После бала»
  2. Эссе «Каждый выбирает по себе…»
  3. Составить свой кроссенс по рассказу.
  4. Придумать синквейн по теме урока
  1. Оценки:
  2. А закончить урок хотелось бы такими строчками

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя…

Желаю вам, ребята, всегда делать правильный выбор! Спасибо за внимание!

Похожие статьи

Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» «Инсценирование сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» в 1-й младшей группе

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Красная Книга России»

Конспект литературно-художественного занятия в старшей группе «Вот и осень к нам пришла»

Конспект ООД по чтению художественной литературы в подготовительной группе (К. Г. Паустовский, «Теплый хлеб»)

План-конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Чтение сказок Г.-Х. Андерсена»

Образовательная деятельность с детьми 6–7 лет по речевому развитию. Тема «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Составление рассказа о лете»

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада «Образы природы в поэзии А. С. Есенина»

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: Обрывная аппликация «Осеннее дерево»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по методике Н. А. Коротковой. Тема «Времена года»

Похожие статьи

Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» «Инсценирование сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» в 1-й младшей группе

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Красная Книга России»

Конспект литературно-художественного занятия в старшей группе «Вот и осень к нам пришла»

Конспект ООД по чтению художественной литературы в подготовительной группе (К. Г. Паустовский, «Теплый хлеб»)

План-конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Чтение сказок Г.-Х. Андерсена»

Образовательная деятельность с детьми 6–7 лет по речевому развитию. Тема «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Составление рассказа о лете»

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада «Образы природы в поэзии А. С. Есенина»

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: Обрывная аппликация «Осеннее дерево»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по методике Н. А. Коротковой. Тема «Времена года»