Конспект урока литературы в 8-м классе «Мировоззрение Л. Н. Толстого как основа рассказа «После бала»
Автор: Шатских Надежда Викторовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 17.02.2021
Статья просмотрена: 419 раз
Библиографическое описание:
Шатских, Н. В. Конспект урока литературы в 8-м классе «Мировоззрение Л. Н. Толстого как основа рассказа «После бала» / Н. В. Шатских. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/389/16400/ (дата обращения: 16.11.2024).
Вид урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированная
Цели урока:
- Продолжить изучение жизни и творчества Л. Н. Толстого
- Определить, как формировалось мировоззрение писателя в течение всей жизни, какова роль дневника, который Толстой вел с юношеских лет
- Узнать жизненную основу рассказа «После бала»
- Определить жанровое и композиционное своеобразие рассказа.
Задачи:
Образовательная: показать нравственное звучание рассказа; создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа; продолжить работу по изучению теории литературы (композиция, идея); совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.
Развивающая: развивать умение делать правильный нравственный выбор; работать с текстом, выделять в нем главное; сопоставлять, анализировать, обобщать, высказывать собственное мнение, уметь его обосновывать; развивать логическое мышление, креативность, творческие способности; продолжить формирование мотивации к изучению предмета литературы;
Воспитательная: продолжить духовно-нравственное просвещение, воспитывать ответственность за то, что происходит вокруг.
Опережающее задание: прочитать рассказ Л. Н. Толстого «После бала».
Планируемые результаты:
Предметные:
– знать содержание рассказа, особенности жанра и композиции;
– анализировать поведение героев;
– уметь сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою позицию.
Метапредметные:
– находить аргументы для доказательства своего мнения;
– определять в устном ответе причинно-следственные связи.
Личностные: определять духовно-нравственные ориентиры при анализе и оценке поведения героев; проявлять доброжелательность в различных коммун6икативных ситуациях
Формирование УУД:
Личностные УУД: принимает участие в творческом процессе, осознает себя индивидуальностью и одновременно членом коллектива.
Регулятивные УУД: вместе с учителем и одноклассниками планирует свою деятельность, действует по определенному плану.
Познавательные УУД: понимает познавательную задачу, самостоятельно находит и отбирает необходимую информацию в различных источниках, слушает, читает.
Коммуникативные УУД: задает вопросы, отвечает на вопросы, высказывает свое
мнение, обосновывает его; слушает и понимает речь одноклассников в группе.
Оборудование:
Ф. Шопен «Полонез, Вальс-мазурка», эстрадный оркестр под упр. Людвиковского», текст рассказа «После бала», компьютерная презентация, проектор.
План урока:
- Представление и объяснение слова кроссенс — 3 минуты.
- Работа в группах — 3 мин (2 мин работа с кроссенсом и 1мин — на защиту своей версии) Цель: определить тему урока и задачи.
- Сообщения обучающихся — 4 мин (по 2 минуты каждому)
- работа над анализом текста — 12 мин (1.работа с текстом — выраз. чтение эпизодов — 5 мин; 2. обсуждение в чате -4 мин; 3.возврат к кроссенсу (3 минуты): значение квадратов 7, 4, 5 (7 «Прощеное воскресенье»,4 строки о выборе, 5 «Сложный выбор –Иван Васильевич против общества и всего гос-ва)
- рефлексия — 2 мин
- комментированное выставление оценок — 1 мин
- Домашнее задание — 2 мин
- Заключение «Каждый выбирает по себе…» — 1 мин (2 минуты в запасе).
Ход урока:
- Словарная работа: кроссенс. Знакомство с технологией кроссенс. (слайды 1,2,3,4
- Работа в группах по определению темы и целей урока с помощью технологии кроссенс. Слайд 5
- В течение всей своей жизни Толстой вел дневники. Они — неотъемлемая часть его биографии, его литературного наследия. В них запечатлена неустанная работа мысли писателя, глубокие раздумья о жизни, социально-нравственные искания.
- Лев Николаевич Толстой. Портрет работы Н. Н. Ге(1884 г).
- Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы XIX века, время царствования Николая II, которого передовая русская интеллигенция прозвала «Николаем Палкиным.
- Жизненную основу рассказа составляет история любви Варвары Андреевны Корейш и брата писателя, Сергея Львовича Толстого.
- Основной прием, использованный писателем, антитеза.
- Рассказ «После бала», написан в 1903 году, а опубликован в 1911 г.
- Действие рассказа происходит в последний день Масленицы — Прощеное воскресение и Чистый понедельник
- Иван Васильевич сделал свой выбор, изменивший его жизнь.
- Сил и смелости Ивану Васильевичу хватило решиться на этот трудный выбор. Он один против законов общества.
Сообщение ученика «Обзор жизни и творчества Л. Н. Толстого» переключение на презентацию Царьковой Алины
Сообщение Иноземцевой Ирины «Жизненная основа рассказа «После бала»
Аналитическая работа по произведению.
- — Д авайте найдем и прочтем описание бала (слайд № 2«Бал» звучит полонез Шопена)
Стр 32 учебника « Бал был чудесный….. и до..Нельзя было не любоваться.
— Какой танец описывается более подробно? (танец отца с Варенькой) слайд № 3 — звучит мазурка. Мазурка в те времена составляла центр бала и знаменовала его кульминацию.
- Выразительное чтение эпизода танца полковника с дочерью слайд с музыкой
(стр. 34 учебника «…Когда мы подошли к дверям… и с умилением смотрел на них»)
— Герой испытывает восторг и восхищение. Почему?
- выразительное чтение эпизода экзекуции
С. 38 учебника «Я стал смотреть туда же … и до …Но братцы не милосердовали…
- — обращение к кроссенсу. Какой прием был использован автором? (С помощью антитезы писателю удалось показать изменения, происшедшие в душе героя, его эмоциональное состояние)
- Обращение к чату в вотсапе. Зачитываю несколько сообщений:
[22:57, 25.01.2021] +7 960 119–28–79:
- Сцена наказания татарина произвела на меня отрицательное впечатление. Во время бала отец Вареньки представлял из себя любящего, доброго человека, который ухаживает за своей дочерью. Но после наказания татарина, я поняла, что он оказался двуличным, злым, безжалостным и это меня расстроило.
- Я несколько расстроилась. Сначала все было хорошо, красочно, и после этой сцены моё мнение о «хорошем» полковнике изменилось, и я чувствовала шок и некую неожиданность, того на сколько люди могут быть двуличными
- Мне кажется, Ивану Васильевичу было стыдно за то, что он увидел и даже жутко, так как он понял, что тот, кого он так уважал и кого считал примером, оказался страшным и злобным человеком
[22:58, 25.01.2021] +7 960 119–28–79: Рябухина Анжелика
[23:09, 25.01.2021] +7 908 148–01–31:
- Сцена наказания беглого татарина производит не самое лучшее впечатление. Довольно неприятно осознавать, что люди действительно могут быть настолько двуличными. Во время бала полковник был милым и заботливым отцом. А в сцене наказания его показывают совершенно иначе: жестоким, безжалостным человеком.
- Я почувствовала разочарование, можно даже сказать отвращение к полковнику.
- Я думаю, Иван Васильевич был в замешательстве и очень растерялся. Подобрать слова к такой ситуации действительно не самая легкая задача.
Жилякова Олеся
Какой вывод вы сделали? — Почему же, увидев это, герой передумал быть военным? — В какой день разворачиваются все события? (слайд 6)
- Обращение к кроссенсу (Прощеное воскресенье — Чистый понедельник).
— Что за праздник Прощеное воскресенье?
(Он предшествует Великому посту. Главный смысл его — примириться со всеми, попросить прощение у всех, кого обидел
— Почему понедельник называют Чистым?
(Человек с чистой душой и помыслами начинает пост)).
— Какая фраза постоянно не давала покоя Ивану Васильевичу? («Братцы, помилосердуйте»).
— Но братцы не милосердовали... Кто же услышал мольбы татарина? (Иван Васильевич и тот солдат, кто опустил слабы удар на спину наказываемого. За что и сам был наказан отцом Вареньки.)
— К какому выводу мы подошли? (Толстой подводит нас к мысли, что мы в ответе за все, что происходит вокруг)
- Рефлексия: (метод неоконченных предложений) слайд 7
1) Сегодня я узнал(а)…
2) Теперь я могу…
3) Я научился…
4) Было интересно…
5) Мне захотелось…
6) Я понял, что…
- Домашнее задание : Выберите любое задание:
- Мини-сочинение «Уроки рассказа Толстого «После бала»
- Эссе «Каждый выбирает по себе…»
- Составить свой кроссенс по рассказу.
- Придумать синквейн по теме урока
- Оценки:
- А закончить урок хотелось бы такими строчками
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя…
Желаю вам, ребята, всегда делать правильный выбор! Спасибо за внимание!