Для К. Ф. Рылеева в ситуации строгой цензуры его голосом становятся его произведения. Одним из таких знаменательных произведений как в творчестве К. Ф. Рылеева, так и в истории русской литературы и истории вообще является произведение, написанное в жанре украинского фольклора, дума «Смерть Ермака».
К. Ф. Рылеев обращается к такому историческому факту в истории России, как взятие Сибири. В центре внимания герой эпохи Ивана IV казачий атаман Ермак Тимофеевич. Ермак хотел открыть новые земли, потому что верит и любит свою родину, он предан России. Эта любовь к своей родине и сближает его с декабристами, которые так же выступали за улучшение ситуации в стране. Так, К. Ф. Рылеев в своей думе показывает более подробно, как погиб Ермак Тимофеевич, но в тоже время характеризует, что происходило в стране.
Стечение исторических обстоятельств заставляет каждое последующее поколение задуматься о течении истории. Ермак открыл Сибирь не зная, что это место станет роковым и для него, и для многих последующих поколений людей: ссылки в Сибирь начались еще до восстания декабристов; декабристов сослали именно в Сибирь; даже в сталинские репрессии ссылали в Сибирь. К. Ф. Рылеев рассматривает Сибирь не просто как место значимых исторических событий, но, главным образом, как роковое место в жизни и судьбах людей. Возможно, что и для разных эпох одни и те же события повторяются и несут за собой другой смысл и основания в силу времени.
В предисловии к «думам» К. Ф. Рылеев словами Немцова говорит о требовании цели: «напоминать юношеству о подвигах предках, знакомить его с светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями — вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине» [2, c.14]. Именно эта цель определяет декабристское мышление исторических героев далеких от событий 1825 г. таких, как и Ермак Тимофеевич. В думе «Смерть Ермака» созданный исторический образ не обусловлен исторически его временем. Стремление К. Ф. Рылеева не проникать в сознание своих героев прошедших эпох через их мышление, поведение, особенности речи позволяет создать то понимание произведения, которое раскрывает суть мышления декабристов.
Изображение исторических событий даётся с точки зрения их общественного блага. К. Ф. Рылеев с одной стороны следует историческим фактам, изложенным в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, но с другой постоянно излагает события, поэтизируя их и насыщая несвойственным им психологическим содержанием. «Возбуждать доблести сограждан подвигами предков» [3, c.10-11] — вот цель К. Ф. Рылеева.
Так, плохая погода и враги, представленные в думе, в контексте произведения и исторических событий могут олицетворять государство, Ермак же становится носителем качеств героя-декабриста:
Ермак воспрянул ото сна
И, гибель зря, стремится в волны,
Душа отвагою полна… [3, c.80]
Но Ермака погубила не сама природа, а его враги. Восстание Ермака соотносимо с восстанием декабристов. Бушевавшая погода показывает всё беспокойство, происходившее в те годы в государстве. Ермака унёс Иртыш: гибель Ермака символизирует торжество государства над бунтующим — К. Ф. Рылеев предвидит о подавлении восстания, о неизбежности краха всех действий декабристов, которых затем отправляют в ссылку именно в Сибирь. К. Ф. Рылеев использует простые, но меткие метафоры единения природы и тех настроений, которые возникли в то время:
Ревела буря ... вдруг луной
Иртыш кипящий серебрился,
И труп, извергнутый волной,
В броне медяной озарился.
Носились тучи, дождь шумел ,
И молнии еще сверкали,
И гром вдали еще гремел,
И ветры в дебрях бушевали .
Но герои К. Ф. Рылеева одиноки. Их подвиги — подвиги мужественных одиночек. Их тоска — тоска отгороженности от «рода». Они изображены вне «рода»: в ссылке. Поэтому уже в начале думы в одиночестве сидит на берегу реки, объятый думой Ермак.
В заметке «Предчувствия Рылеева о своей судьбе» мемуарист А. И. Фелькнер к пророческой фразе пылкого молодого К. Ф. Рылеева «Кому быть повешенным, того не расстреляют!» приводит слова М. И. Рылеевой: «Сам себе злую судьбу свою предсказал!» [1, c.23-24]. Каждое слово К. Ф. Рылеева оказалось в его жизни пророческим. Дума написана в 1823 г., за 2 года до восстания 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади. Перед нами возникает самый главный вопрос: как Рылеев написал думу до восстания? Если считать так, то получается, что Рылеев действительно был пророком. Или он все-таки понимал, что ход истории движется по спирали, и тем самым взывал не повторять ошибок прошлого.
Думы К. Ф. Рылеева тесно связаны с историей не только тематически, но и в понимании и интерпретации. Через изображение событий далеких от эпохи писателя, изображаются те проблемы, которые становятся вневременными. Идеи декабристов изображаются не как частные, а как всеобщие, это стремления тех людей, которые истинно любят и почитают свою родину и хотят преобразований лишь во благо. Любовь к родине, память о предках, неравнодушие — вот то, что является важным в жизни каждого гражданина своей страны вне зависимости от времени, эпохи, правителя.
Литература:
- Писатели-декабристы в воспоминаниях современников. В 2-х т. Т. 2/ Под общ. ред. В. Э. Вальцуро и др.; вступ. ст. И. Б. Мушиной и Я. Л. Левкович. — М.: Худ. лит., 1980. — 487 с.
- Рылеев К. Ф. Сочинения / К. Ф. Рылеев; Сост. Г. А. Колосовой. — М.: Правда, 1983. — 350 с.
- Рылеев К. Ф. Любовью к родине дыша...: Стихотворения / К. Ф. Рылеев; Сост., вступ. ст. и коммент. В. И. Коровина. — М.: Дет. лит., 1985. — 206 с.