Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию высших психических функций у детей с задержкой психического развития старшего возраста по теме «Космическое путешествие»
Авторы: Марьина Татьяна Николаевна, Грязнова Ирина Геннадьевна, Иванова Наталия Владимировна, Шибякина Ольга Алексеевна, Попова Екатерина Викторовна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (39) июнь 2022 г.
Дата публикации: 25.04.2022
Статья просмотрена: 68 раз
Библиографическое описание:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию высших психических функций у детей с задержкой психического развития старшего возраста по теме «Космическое путешествие» / Т. Н. Марьина, И. Г. Грязнова, Н. В. Иванова [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 3 (39). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/225/7311/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: создание условий для когнитивного развития и познавательной деятельности детей.
Задачи.
Коррекционно-образовательные: расширять знания и представления об окружающем мире, закреплять элементарные математические представления: счёт и отсчёт в пределах пяти, знания о геометрических фигурах.
Коррекционно-развивающие:
– Развивать умение обрабатывать информацию, делать выводы: обобщать, сравнивать предметы.
– Развивать зрительную и двигательную память, слуховое внимание, концентрацию и устойчивость внимания, конструктивное и образное мышление, пространственную ориентировку.
– Развивать воображение.
– Развивать зрительно-моторную координацию, пальчиковый праксис и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к умственному труду, настойчивость, сообразительность, умение работать в паре, помогать друг другу в случае затруднения.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное развитие.
Длительность занятия: 25 минут.
Форма проведения: подгрупповая.
Оборудование:
- Конструктор, схема ракеты
- Фасоль и предметы: ракета, луноход, космонавт.
- Фонограмма на космическую тему.
- Куклы-инопланетяне
- Индивидуальный материал «Продолжи ряд», «Соедини одинаковые планеты», карточки с различным количеством предметов с прищепками.
- Простые карандаши.
- Геометрические фигуры.
- Таблицы с одинаковыми ракетами, фишки — крышечки.
- Картинки с ракетами (2 набора). Один набор помещается на доску: в центр и по углам.
- Мини-ширма с изображением Земли.
Ход НОД:
Проводит учитель-дефектолог.
- Организационный момент:
Дети стоят у стола. На столе коробка с фасолью.
— Здравствуйте, Давид и Даша. Посмотрите, что я нашла. Это космонавт. Может и вы что-нибудь найдёте?
Необходимо достать из фасоли предметы: ракета, луноход.
— Давид, что ты нашёл? А ты, Даша?
— Дети, как вы думаете, о чем сегодня будет наше занятие? (о космосе)
— Да, приглашаю вас в увлекательное космическое путешествие. Мы с вами полетим на планету «Занимательные игры».
Разомнём пальчики.
Положите ручки на фасоль и повторяйте движения за мной.
Пальчиковая игра, руки опущены в фасоль.
Будем в космосе летать ( сжимаем — разжимаем пальчики).
Загибаем пальчики по одному:
Комета, планета, луноход, звездолёт, земля,
Вас приветствую, друзья (сжимаем — разжимаем пальчики).
Молодцы!
- Конструктивная игра «Ракета»
— Кпланете этой улетим легко
Не в трамвае, не в метро,
Не в такси, не на мопеде,
А в космической... (ракете)
— Предлагаю вам, дети, самим сконструировать ракету для полёта по схеме. Мы с вами учились строить по образцу, по фотографии, а сегодня попробуем по схеме. Пройдемте к конструктору.
Показываю схему ракеты. Дети анализируют схему по вопросам.
— Сколько полу кирпичиков и кирпичиков внизу ракеты?
Дети отсчитывают и начинают строить.
— Сколько кирпичиков в основании ракеты?
— Что вверху у ракеты?
Дети достраивают ракету.
— Ракета готова! Молодцы, дети, вы ее построили точно по схеме.
- Игра «Запомни движения»
— Здороваются жители этой планеты движениями. Предлагаю вам запомнить движения.
Один — руки к плечам,
Два — руки на пояс,
Три — рисуем круг носиком,
Четыре — хлопнуть в ладошки.
Запомнили? Давайте ещё раз повторим.
Повторить 2 раза.
— А сейчас без меня. Один, два, три, четыре. Вспомните, пожалуйста, на два какое было движение, а на четыре, один?
- Игра «Стоп»
— Мы полетим, путь наш очень длинный, поэтому мы будем делать остановки на фигурах. Только услышав слово «Стоп» и название фигуры, мы должны остановиться на нужной фигуре.
Показываем детям фигуры, вспоминаем их названия и раскладываем на полу.
— Начинаем наш полёт с обратного отсчёта 5, 4, 3, 2, 1, пуск.
Звучит музыка, дети поднимают руки и соединяют их над головой «ракетой», музыка останавливается, но дети продолжают, пока не услышат слово «Стоп» и название фигуры.
— Стоп! Не круг, не квадрат, не треугольник. Дети останавливаются у прямоугольника.
— Отдохнули и снова полетели. Начинаем обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1, пуск.
Проводится 2–3 раза .
— Какие вы внимательные!
- Игры на индивидуальном материале
— Вот мы и на месте, на планете «Занимательных игр». Жители планеты приготовили для вас интересные игры и задания. Вносим кукол-инопланетян.
Дети здороваются движениями.
— Космонавты должны быть внимательными и сообразительными. Давайте проверим, какие мы находчивые.
Дети садятся за стол.
– Игра «Продолжи ряд». Ваша задача: рассмотреть, как чередуются картинки и продолжить.
– Игра «Соедини одинаковые планеты». Соедините линией одинаковые планеты.
– Игра «Исправь ошибки». Вы должны сосчитать предметы на карточке и проверить правильно ли прикреплена прищепка.
- Полу подвижная игра «Найди пару»
— К вам обращается житель планеты. В космосе затерялись ракеты (показываю картинки с изображением ракет) , сейчас мы с вами отправимся на поиски их. Внимательно рассмотрите каждую ракету, обратите внимание на все детали, цвет. Картинки оставим и по памяти будем искать среди других ракет. Надо запомнить, где вы нашли ракету.
Звучит космическая музыка, дети идут к доске, ищут такую же ракету, как и была на их картинке.
— Даша, где ты нашла ракету?
— Давид, где ты нашёл ракету?
- Игра «Отправим ракеты в полёт»
Дети садятся за стол.
— Вы нашли ракеты, а сейчас отправим их в полёт. Помогите им выбрать направление. Одна ракета летит вверх, а другая — вправо. Начинаем отсчёт: 5,4, 3, 2, 1 пуск.
Дети кладут ракеты в нужном направлении.
— Молодцы, ваши ракеты полетели в нужном направлении.
- Игра «Поймай лишнее слово»
— Асейчас мы будем получать сигналысЗемли. Слова должны быть одинаковыми, как только услышите другое слово, поймайте его: (дети должны хлопнуть)
Спутник — спутник — спутник — путник.
Астроном — астроном — астроном — астроном — гастроном.
- Игра «Закрой ракеты»
— Это игра для внимательных глазок от жителей планеты. Закройте одинаковыми крышечками одинаковые ракеты. Закрывать надо одновременно двумя руками, каждый раз берём крышечки другого цвета.
Дети ищут и закрывают, напоминаем о работе двух рук.
- Итог занятия.
— Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться домой. В путешествии вы себя показали внимательными и сообразительными. За активную работу жители планеты дарят вам наклейки.