Из опыта работы с учащимся с расстройством аутистического спектра
Автор: Лисафина Анфиса Михайловна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 18.10.2021
Статья просмотрена: 21 раз
Библиографическое описание:
Лисафина, А. М. Из опыта работы с учащимся с расстройством аутистического спектра / А. М. Лисафина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 67-71. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6662/ (дата обращения: 16.12.2024).
Уже много лет в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования понятие «инклюзия» не в новинку. В последнее время на просторах интернета можно найти программы для работы с детьми с ограниченными возможностями. Для педагогов проводятся курсы повышения квалификации по данному направлению. Можно ознакомиться с описанием опыта работы педагогов с такими детками. Но чаще всего встречаются примеры работы со слабовидящими или слабослышащими детьми. Очень редко можно найти описание работы не дефектолога, со спецобразованием, а просто педагога дополнительного образования с детьми, например, с детским аутизмом, эхолалией, или моторной алалией, или атопической формой ЗПР и другими подобными диагнозами. Предполагаю, что это отчасти потому, что мы, педагоги, работающие в обычных, неспециализированных учреждениях образования, не имеем доступа к диагнозу ребенка, да и порой это знание ничем не может нам помочь. Хорошо, если навстречу идут родители и помогают, рассказывают об особенностях ребёнка, готовы сотрудничать с педагогом и делиться всей информацией.
В данной статье мне хочется рассмотреть проблему обучения ребёнка с расстройством аутистического спектра и атопической формой ЗПР. Рассмотреть возможность прогресса и успешности такого ребёнка в рамках обучения в Детской школе искусств.
На первое занятие Влад пришёл с мамой. Ну как, пришёл… Мама привела Влада и попросила разрешения присутствовать на занятии рядом с ребёнком. А он и не остался бы тогда один, без мамы. Слишком много вокруг детей, они могут даже подходить слишком близко. Чужая, непривычная учительница. Одно его, по всей видимости, радовало: здесь можно рисовать. Это что касается Влада, тогда 7 лет назад.
В 2014 году я пришла работать в Детскую школу искусств города Воркуты на отделение Изобразительного искусства в качестве педагога дополнительного образования и классного руководителя 2 класса. Честно, не помню, что рассказали мне о моём особом ученике… Помню только, сказали, что ходит он с мамой. Так как мы, педагоги, не имеем права ни на знание диагнозов наших подопечных, ни на оглашение, если вдруг и обладаем таким знанием, таковых, то мой новый ученик был для меня совершенной тайной. Хотя, если бы на тот момент я и узнала диагноз, он ни о чём бы мне не сказал, ведь я не обладаю необходимым медицинским образованием.
И вот, я сажусь рядом и пытаюсь говорить с Владом. Мама поглаживает и успокаивает его, дублируя мои вопросы и просьбы. Меня он как будто не слышит, а точнее, не воспринимает. Ему и само моё присутствие так близко не очень-то приятно, но видно, что он прилагает усилие и терпит меня рядом с собой. Ребята в классе привыкли к Владу. Дети вообще более чувствительны и сострадательны, чем принято думать и говорить. Он больше всех в классе и старше всех. Ребятам по 9–10 лет, Владу 12. Но говорит он не очень хорошо, общаться не хочет, и чувствуется, что ему неприятно, когда к нему подходят слишком близко, тем более не терпит чужих прикосновений. Дети чувствуют это и не трогают своего, такого странного, одноклассника. Впоследствии, когда класс привык ко мне, и у нас установились дружеские отношения, некоторые ребята спрашивали, почему Влад такой? Приходилось объяснять, что все люди разные, бывают и такие, и даже не совсем обычные, в нашем понимании, они не менее ценны и уникальны. Его мама, удивительная женщина, невероятно сильная и любящая, придумала, на мой взгляд, вообще отличный ответ на слишком откровенные вопросы: «Он иностранец»! Этим можно было объяснить практически всё в поведении Влада. Его иногда невнятную и немного заторможенную речь, невероятную аккуратность и всегда стереотипность действий, некий «алгоритм», отклонения от которого если и случались, то причиняли Владу сильные неудобства, расстраивался он до слёз.
Через две недели Владик привык ко мне. Стал слышать меня, поддерживать диалог, прислушиваться и стараться выполнить мои просьбы. Кстати, по поводу старательности. Более старательного ученика у меня ещё не было! В данном случае стереотипность действий, так сказать, «программа» Влада была большим плюсом. Если он приходил на занятие, он занимался и больше ничего! Даже уговорить его отдохнуть не всегда удавалось.
А уже через три недели занятий я попросила маму подождать Влада в фойе школы. Мне нужно было увидеть и понять, что он может делать сам, без помощи мамы. Вот что прояснилось: Влад мог нарисовать какой-либо предмет или животное, если проговаривать ему каждый этап (рисуем голову, какая голова? рисуем на голове глазки, какие они, где расположены?), напоминая, что и где должно находиться. Если сразу описать весь процесс рисования, то Влад сбивался и нервничал, приходилось начинать сначала. Очень мешало нам сильнейшее напряжение в пальцах, поэтому линии рисунка были слишком жирные и очень продавливалась бумага. И последнее, Влад с трудом принимал необходимость смешивания цветов, синее должно оставаться синим и не важно, что это, небо или платье! Но зато цветовая заливка была идеальна! Ни одного пропущенного белого пятнышка, и не важно, чем рисовал Влад красками, цветными карандашами или другими материалами. Все эти проявления — следствие того самого «алгоритма-программы», о котором я уже упоминала, и вот тут была самая большая моя проблема как педагога-художника, и возможно, самое большое достижение самого Влада и его родителей. Ведь когда Владику был поставлен диагноз, врачи убеждали родителей, что он не будет даже ходить, а уж тем более говорить и учиться! И только многолетний труд родителей, самого Влада и многих педагогов-специалистов, а также тот самый пресловутый чёткий алгоритм действия подарил мне такого замечательного ученика. Ведь с трёх лет родители Влада планомерно и регулярно занимались развитием своего ребёнка.
Но вернёмся к рисованию. Как-то сразу так сложилось, что я не воспринимала Влада, как ребёнка с ОВЗ, который ходит в школу искусств так, для общего развития. На отделении изобразительного искусства мы даём детям предпрофильную подготовку, мы хотим и стараемся вырастить в будущем художников и архитекторов, дизайнеров и декораторов. Поэтому и для Влада не было исключения. Да, планка была высоко поставлена, но почему бы и нет?! Я хотела и хочу вырастить художника, мыслящего, с хорошим воображением, и умелого настолько, чтобы иметь возможность реализовать свои самые смелые творческие замыслы. И у него всё для этого есть: он любит рисовать и заниматься декоративно-прикладным творчеством, он очень усидчив и старателен, у него прекрасная память и надёжная поддержка семьи.
И мы с Владом начали свою работу. Долгий путь от разукрашивания к живописи.
Весь первый год мы посвятили смешиванию цветов и развитию мелкой моторики. Конечно, мы не просто смешивали краски на палитре или бумаге, мы рисовали. Мы лепили из пластилина, постепенно вырабатывая понимание возможности получения нового цвета при смешивании. И не просто красный + синий будет фиолетовый! Этому учат и в школе. Постепенно мы подходили к осознанию, что предметы одного цвета при разном освещении будут иметь разные оттенки, что у всего есть тени, и они разные! Что цвет может меняться в зависимости от расстояния и многое другое. Мы учили новые термины и названия цветов. Всё это было в процессе творчества. Участвовали мы и в конкурсах, и даже выигрывали! В 2014 году Влад занял первое место в городском конкурсе «Радуга вдохновения» с работой в технике пластилиновой живописи «У Лукоморья».
В этом же году случилось и ещё одно знаменательное для всех нас событие. Мы с классом устраивали чаепитие перед весенними каникулами, как раз после напряжённой работы над пластилиновой картиной. Событие это случилось не вдруг, а было как бы растянуто по времени. Началось всё с того, что работа над «Лукоморьем» была не простой, кстати, все дети тоже работали с пластилином. И вот рядом сидящая девочка стала помогать Владу. Сначала, как будто просто играя, даже не с ним, а сама с собой, ей было интересно и весело наблюдать, как Влад, увлечённый работой, не замечая берёт пластилиновые шарики, которые она незаметно ему подкладывает. Влад не принимал предложенную помощь от ребят, а тут вдруг не против! В какой-то момент Влад понял, что шарики ему делает Алиса и нахмурился, и задумался, а потом вдруг сказал: «Спасибо!». И не отказался в дальнейшем от предложенной ему помощи! Это был прорыв! Это была победа Влада и ребят. Ведь они хоть и не приставали к нему, замечая, что он сторонится, но и не оставляли попыток подружиться. Закрепили победу на чаепитии. Влад взял предложенный кусочек шоколадки, чего раньше не случалось, и угостил в ответ. И не потому, что подсказала мама, а по собственной инициативе! До сих пор вспоминаю это, и слёзы наворачиваются!
Инициатива и осознанный выбор — вот что стало нашей целью. Следующий 2014–2015 год мы посвятили постановке руки на более лёгкие карандашные линии, штриховке, монохромному рисованию, минимальному понимаю светотени. Но главный упор был на развитие художественного видения и мышления, на самостоятельный и осознанный выбор. Например, тема урока «Осень», спрашиваю у Влада: «Что будем рисовать?» Молчит, немного нервничает. «Алгоритм» нарушен. Он пришёл учиться, а учитель вместо того, чтобы дать задание и объяснить, как его выполнить, задаёт вопросы! Непорядок! Мягко, но настойчиво заставляю, вывожу Влада на беседу, в процессе которой, выясняется, что на тему «Осень» можно нарисовать не только пейзаж с пожелтевшими деревьями и косяк улетающих птиц в небе. Хотя это самое очевидное, и ему очень хочется уже приступить к рисунку! Останавливаю, заставляю самого придумать сюжет, конечно же, подсказываю. Но стараюсь это делать не открытым текстом, а задавая вопросы, ставя перед выбором. Ох и трудно поначалу было! И как долго! Но постепенно стереотипное мышление отступало. Это тяжелый труд даже для здорового ребёнка, заставить себя мыслить шире, отпустить на волю своё воображение, или вообще хоть как-то его разбудить. И перестать рисовать на тему «Новый год» ёлку посередине листа с подарками, в квадратных коробках, перевязанных лентами, перестать «мучить бумагу» банальностями. Мы и до сих пор работаем с Владом над этой проблемой, но качественные сдвиги есть, и это хорошо видно в эволюции его работ.
В 2015 году мы с Владом затеяли масштабный проект для участия в V Всероссийской (с международным участием) выставке рисунка, живописи, графики и прикладного творчества школьников с ОВЗ «Краски всей России». Работали мы с необычным материалом — с джинсовой тканью. А именно с остатками старых джинсовых изделий. Синяя джинса даёт богатейшую гамму оттенков от чёрно-синего до бело-голубого, плюс разнообразные интересные потёртости и всякие декоративные элементы в виде клёпок, молний, блочек, пуговиц. Мы решились на семейный портрет в технике аппликации из джинсовой ткани. Практически всю работу Влад выполнил самостоятельно, я только обработала фотографию, пропустив её через монохромные фильтры. При работе с джинсовой тканью важно не только подобрать цвет, но и учитывать «направление штриха» джинсы, направление долевой нити, которая на этой ткани напоминает карандашную штриховку. Тяжёлый и кропотливый труд — джинсовая аппликация. Сначала необходимый элемент переводится на кальку, вырезается, подбирается ткань нужного цвета, и по вырезанному из кальки шаблончику выкраивается из ткани нужный фрагмент. Потом нужно аккуратно и точно вклеить элемент. Работу отправляли в Москву, где «Семейный портрет» получил высокую оценку организаторов выставки.
Так вышло, что на время моего декретного отпуска с Владом работал другой педагог. Сначала мне казалось, что это может перечеркнуть весь пройденный путь, и будет откат в начало. Но, как впоследствии выяснилось, это был качественный скачок вперёд! Во-первых, Влад не воспротивился работать с другим педагогом, он и раньше был знаком с Дарьей Анатольевной, но учила она его совсем немного, теперь им обоим представилась возможность воспринять новый опыт. Во-вторых, очень плодотворна была их совместная деятельность! Работа за мольбертом с натуры, освоение техники рисования пастелью, — и очередное первое место в Радуге вдохновения! В-третьих, мы не теряли связь с Владом, и я первая узнавала об успехах нашего ученика. А также мы постоянно общались с родителями Влада, при необходимости я давала задание дистанционно.
На данный момент Влад учится в шестом классе Детской школы искусств. Шестой класс выпускной, но мы решили, что можем задержаться ещё на год, дополнительные знания и умения лишними не будут.
По правилам написания статьи, в заключении нужно сделать вывод на основании рассмотрения вышеизложенной проблемы. Какой вывод могу сделать я? Такой: всё возможно! Нужно только приложить максимум усилий, нужно не бояться, нужно быть заинтересованной в результате. Совершенно очевидный и довольно банальный вывод, да. Но порой слова не могут передать всю гамму чувств учителя, когда его ученик делает успехи. Счастье от сознания, что делаешь всё правильно и во благо, счастье, когда ученик счастлив, счастье, когда идёшь с родителями воспитанника в ногу. И поэтому повторюсь, вывод такой: всё возможно!
И уже совсем в завершение прилагаю список достижений Влада за период обучения в ДШИ с 2014 по 2018 год.
2014 год — Влад принял участие в ежегодном общегородском фестивале-выставке декоративно-прикладного творчества «Радуга вдохновения», где занял 1 место в номинации «Путешествие по произведениям А. С. Пушкина». Особо хочется отметить, что участвовал Влад наравне с детьми обычных общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.
2015 год — участие в V Всероссийской (с международным участием) выставке рисунка, живописи, графики и прикладного творчества школьников с ОВЗ «Краски всей России», открытие выставки состоялось 23 ноября 2015 года. Влад сделал семейный портрет — большую работу в технике аппликации из джинсовой ткани.
2016 год — Участие в ежегодном общегородском фестивале-выставке декоративно-прикладного творчества «Радуга вдохновения». 1 место в номинации «Уютные мелочи».
2017 год — Участие в ежегодном общегородском фестивале-выставке декоративно-прикладного творчества «Радуга вдохновения». 1 место с работой «И в сказке оживает чудо», педагог Чупрова Дарья Анатольевна. Работа выполнена из бисера.
2018 год — Участие в ежегодном общегородском фестивале-выставке декоративно-прикладного творчества «Радуга вдохновения». 1 место в номинации «Самоцветы творчества», работа выполнена в технике сухого и мокрого валяния. И это не считая благодарственных писем, участия и побед в муниципальных и интернет-конкурсах рисунка.
А впереди у нас, уверена, ещё много свершений и побед!