Арттерапия и музыкотерапия в системе психолого-педагогической коррекции дошкольников с аутистическим спектром нарушений | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ихсанова, С. В. Арттерапия и музыкотерапия в системе психолого-педагогической коррекции дошкольников с аутистическим спектром нарушений / С. В. Ихсанова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 209-212. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2120/ (дата обращения: 21.11.2024).

Понятие технология в педагогике и психологии объединяет совокупность методов и приемов, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе решения задач интеллектуального, эмоционального и социального развития детей.

Технологии «музыкотерапии», «арттерапии», «игротерапии», «сказкотерапии», «куклотерапии», как способы коррекционного воздействия используют психотерапевты, психологи, педагоги-дефектологи, учителя-логопеды, воспитатели.

Касаясь темы коррекционных технологий, мы будем иметь в виду их реализацию в условиях образовательных учреждений, в частности в массовых и специализированных группах детских садов комбинированного вида. И говоря о коррекционной помощи детям, мы будем в большей степени иметь в виду детей с легким спектром аутоподобных нарушений, а также детей с 3-й и 4-й группой аутистического дизонтогенеза [по классификации О.С. Никольской и соавторов], которых можно обучать в условиях дошкольных образовательных учреждений.

В настоящее время все чаще и больше в образовательно-коррекционный процесс работы с детьми с нарушениями в развитии входят интегрированные занятия. Технологии музыкотерапии и арттерапии эффективно интегрируются в структуру занятий педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, воспитателей.

«Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору у ребенка» (Конвенция о правах ребенка).

Арттерапия – это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством. Наряду с музыкальной, танцевальной терапией, а также игротерапии и сказкотерапии, арттерапия может рассматриваться как одно из ответвлений психотерапии искусством.

В контексте нашей системы коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими аутистический спектр нарушений, мы будем иметь в виду не традиционную арттерапию, а использование ее элементов в виде изобразительного искусства (рисования), которые обладают способностью мощного психотерапевтического воздействия, дающего возможность почувствовать ребенку свою успешность и уверенность в себе.

На занятиях через изображенные рисунки ребенок должен научиться соприкасаться с внутренним миром «напарника» по подгруппе, а также почувствовать свою уникальность.

Созданные ребенком в процессе арттерапии творческие работы и их признание взрослыми повышают его самооценку, степень его самопризнания, что особенно важно для ребенка, постоянно переживающего ситуацию неуспеха [Мастюкова Е.М., Московкина А.Г].

Основным методом арттерапевтического воздействия является коммуникация, активное сотрудничество, творческий диалог, партнерство.

Рисунок – это средство зрительной связи между воспитателем и аутичным ребенком [Чистякова М.И.] Использование рисунка всегда продуктивно при сотрудничестве даже с неговорящим аутистом.

При создании рисунков на занятиях в малых подгруппах для ребенка очень важно, чтобы он услышал, как другие члены подгруппы принимают и одобряют его рисунок. Задача психолога или педагога – стимулировать эмоциональную поддержку со стороны других детей. Это очень важно и для самого «художника», и для «критиков». Специалист должен собственным примером учить детей подгруппы выражать оценку в позитивной и доброжелательной форме.

На занятии в малой подгруппе у нас иногда складывается ситуация, когда более погруженный в себя и свое творчество ребенок не замечает присутствующего рядом напарника. А другой ребенок, более открытый для общения, менее уверенный в себе и зависимый от оценки окружающих старается привлечь к себе внимание, задавая неоднократно вопросы: «А я хорошо нарисовал!?» «А ты, Коля, рад моему рисунку!?»

Задача специалиста (психолога, педагога) привлечь погруженного в свое занятие ребенка увидеть рисунок своего «напарника» и откликнуться. Специалист на занятии выступает в роли режиссера, который должен уметь регулировать (привлекать, акцентировать) внимание на творчестве каждого члена подгруппы, на самих членах подгруппы и, конечно, на оценках самого творчества.

В ходе индивидуального взаимодействия с неговорящими аутичными детьми, которые помимо отсутствия речевых и коммуникативных навыков имели еще недостаточную обучаемость и неспособность создания качественно оформленных художественных образов, мы отмечали хороший психотерапевтических эффект от арттерапии. Так, ребенок, изображая нескольких «головоногов», называл их словами «мама», своим именем, именем брата, и даже называл словом «те», имея ввиду специалиста (тетю), который работал с ним. Рисование членов семьи нравилось ребенку, он всегда при этом, радовался, выражая невербально и как умел вербально (звуками) удовольствие от самого процесса творчества и от его результата. Ребенок «просил» специалиста подписать членов семьи.

Мы используем рисование как изобразительную деятельность в работе с детьми, имеющими аутистичекий спектр нарушений, как один из любимых видов продуктивной деятельности, направленный на развитие речевых и коммуникативных навыков на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Помимо этого с помощью рисования решаются задача формирования учебных навыков, развитие моторики, формирования волевых качеств личности.

Рисование как вид изобразительной деятельности не обходится без такого «работающего» метода с аутичными детьми, как метод совместного рисования. И задача специалиста как можно быстрее привлечь внимание аутичного ребенка к живым объектам, к окружающим его людям. Рисуем самого ребенка (что способствует возникновению особого доверия с его стороны к специалисту), рисуем членов его семьи, дом, детский сад и другие объекты ближайшего окружения. Иногда задерживаемся на рисовании объектов сверхпристрастий ребенка (у одного это могут быть технические приборы, у другого животные и т.п.)

Обучение элементарным навыкам рисования проходит через следующие этапы:

1 этап

2 этап

3 этап

На начальном этапе работы – это обучение формообразующим движениям через обвод и закрашивание трафаретов геометрических фигур, закрашивание по готовым трафаретам с помощью круговых, прямых, наклонных линий. Самостоятельное рисование геометрических фигур.

На этапе обучения рисования человека нельзя пропустить следующий этап – это рассматривание, понимание выражения эмоций на пиктограммах и других контурных изображениях, в последующем – это самостоятельное изображение эмоций с помощью улыбок на готовых пиктограммах с дорисовыванием частей тела.

На третьем, более высоком этапе развития – рисование по алгоритмам, поэтапно, «пошагово», по показу, по подражанию и инструкции. Это могут быть, машины, животные, другие объекты.
И только потом идет самостоятельное рисование различных объектов окружающего мира, людей, и их различных занятий.

Нужно отметить, что не всех детей, имеющих аутистический спектр нарушений требуется обучать рисованию. Некоторые дети 3 и 4 группы «проскакивают» эти обучающие этапы и рисуют и срисовывают вполне самостоятельно. Но в собственных рисунках дети искажают линии, формы, пропорции. Сюжет рисунков характеризуется бедностью, однообразием. Поэтому задача специалистов будет заключаться в том, чтобы совершенствовать сами техники рисования, разнообразить сюжет, тренировать волевые качества: заканчивать начатый рисунок до конца, не «хватаясь» за новый; рисовать аккуратно, не спеша.

Известно, что у аутичных детей отмечается склонность к стереотипиям. Дети изо дня в день рисуют одно и то же. Задача специалиста заинтересовать детей новым и переключить их на новую тематику, но при этом сохранять терпение и уважение к многоразовому изображению объектов своих сверхценных увлечений.

Мы считаем, что важно научить аутичных детей дарить (иногда) свои рисунки сотрудникам детского сада. Процесс дарения собственного творчества дается чрезвычайно тяжело аутичному ребенку. Родители сами характеризуют своих детей, как собственников и «жадин». В нашей практике был случай, когда девочка 4 группы аутистического дизонтогенеза согласилась совершенно спокойно оставить свой рисунок в кабинете дефектолога. Но вечером, собираясь, домой, со слов родительницы «она стучала, ломилась в кабинет, желая забрать свой рисунок». Мы, конечно, же, вернули на другой день «жадине» ее рисунок. Но позже, чуть повзрослев, она научилась оставлять и дарить свои рисунки дефектологу и другим сотрудникам детского сада.

Несмотря на то, что делиться игрушками, рисунками, а тем более дарить их кому-то представляется очень трудным для ребенка с аутизмом, это представляет собой очень важную составляющую коррекционно-воспитательного процесса и решает главную задачу – формирование правильного социального поведения, которое способствует дальнейшей социализации ребенка.

«Детям с особыми нуждами, чьи проблемы не позволяют им общаться, взаимодействовать и выражать свои чувства посредством речи, прослушивание музыки и игра на музыкальных инструментах может дать стимул к речевому общению… Пойте ребенку песенки, ритмично хлопайте в ладоши и побуждайте ребенка играть на таких музыкальных инструментах, как барабан, бубен и колокольчики… Поощряйте ребенка «петь» без слов или аккомпанировать песням и музыке. Занятия музыкой развивают у ребенка умение слушать, соблюдать очередность и произносить звуки. Все это очень важно для последующего развития речи» [Ньюмен С].

Навыки поведения и выполнения учебных задач в музыкальном зале формируются не сразу у только что пришедшего ребенка. У ребенка отсутствуют социальные навыки общения, в результате которых они пугаются войти в круг, испытывают страх, тревогу или неловкость от присутствия другого человека. Поэтому введение ребенка на музыкальные занятия происходит очень постепенно, поэтапно. Постепенно формируются навыки использования музыкальных инструментов и танцевальные навыки. Этапы формирования навыков представлены в таблицах.

Этапы формирования навыков использования музыкальных инструментов:

1 этап

2 этап

3 этап

Уметь брать в руки тот музыкальный инструмент, который предлагает педагог. Уметь держать погремушку, колокольчик, бубен, маракасы, деревянные ложки, др., совершая при этом ритмические звуки.

Совершать ритмические звуки с музыкальными инструментами, деревянными ложками, совершая различные движения (поднимая руки, хлопая себя по коленкам), настраиваясь на образ и характер произведения.

Уметь прослушивать вступление. Играть с помощью этих инструментов в «ансамбле», соблюдая свою очередность. Исполнять эмоционально и выразительно, стараясь передавать образ.

Этапы формирования танцевальных навыков:

1 этап

2 этап

3 этап

Уметь находится в музыкальном зале, сидеть со всеми на стульчике, находиться в ряду с другими детьми.

Уметь ходить за руку в паре с педагогом.

Уметь хлопать руками и топать ногами по инструкции педагога. Уметь ходить в хороводе с педагогами и детьми, держа атрибуты (флажки, цветочки, ленточки). Уметь смотреть в глаза участникам круга (хоровода). Заражаться улыбкой.

Уметь выполнять несложные танцевальные движения в паре с педагогом, а потом и с ребенком: кружиться, делать «лодочку», прыгать вместе с напарником, стараясь сопровождать движения эмоционально выразительными средствами.

С помощью музыки и танца педагоги решают множество коррекционно-воспитательных задач, основные из которых – это формирование невербального общения с помощью психогимнастики (умение передавать эмоции и настроение), раскрытие чувств, снятие внутренних зажимов, отреагирование агрессивности, снятие излишней возбудимости, которая свойственна некоторым детям с аутизмом. Именно на музыкальном занятии в круге решаются задачи заражения положительными эмоциями и формирования чувства коллективизма от совместной деятельности. С помощью веселых, быстрых, ритмичных игр-танцев, игр-песен с музыкальными инструментами дети высвобождают внутреннее напряжение. А с помощью несложных танцев с флажками, цветами, ленточками у детей под плавную спокойную музыку гармонизируется внутреннее эмоциональное состояние. Музыка в одинаковой степени терапевтична и для разтормозившегося, расшалившегося ребенка, и для заторможенного и пассивного.

Дети с аутистическим спектром нарушений любят элементы танца (кружения) с цветочками, ленточками, флажками. Любят танцы с ритмическим постукиванием флажком (палочкой) по полу. Им нравятся игры-песни и игры-танцы, где имеется несложный сюжет. Сюжетный замысел зависит от творческого подхода педагогов. Безусловно, сюжетный замысел (например, потряхивание воображаемыми цветными камешками во время игры-танца «Разноцветная игра» на слова Л. Рубальской, музыку Б. Савельевой) могут принять только дети с 3-й или 4-й группой аутистического дизонтогенеза. Во время исполнения игр-песен и игр-танцев можно с успехом применять элементы пальчиковых и речедвигательных игр, а также элементы психогимнастики, способствующие активному эмоциональному заражению детей. Так, например, дети изображают пальчиками лепку из пластилина и рисование, поднимают руки вверх, изображая занятие физкультурой во время песни-игры «Ах, как хорошо в садике живется!» (муз. и сл. С. Насауленко), хлопают в ладоши, изображая эмоцию радости, изображают эмоцию удивления в танце-игре «Разноцветная игра» и др.

Нами отмечено, что после занятия в музыкальном зале ребенок становится более раскрепощенным, открытым, доверчивым, контактным, послушным, управляемым, подчиняемым. У некоторых детей именно в музыкальном зале появляется первая улыбка, сменяющая сверхсерьезное выражение лица. С многими детьми на музыкальном занятии легче устанавливается глазной контакт. Занятие всегда заканчиваем спокойной релаксирующей музыкой.

Арттерапия и музыкотерапия представляют собой вспомогательные средства общения, способные сблизить ребенка с взрослыми и представляют собой высокоэффективные психолого-педагогические технологии в формировании социоэмоциональных и коммуникативных навыков у детей, имеющих аутистический спектр нарушений.


Литература:

  1. Ихсанова С.В. Особенности формирования социоэмоциональных и коммуникативных навыков у старших дошкольников с аутизмом. – Материалы Всероссийской научно – практической конференции 6-7 октября в сборнике «Психологическое развитие современного человека в аспекте клинической психологии». ЧелГу, 2011.

  2. Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками – Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2011.

  3. Конвенция о правах ребенка, статья 12, п.1. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

  4. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г.. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., Владос, 2003.

  5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг. М.М.; Аутичный ребенок. Пути помощи. – Москва; Теревинф, 2005

  6. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей – Москва; Теревинф, 2005.

  7. Чистякова М.И. Психогимнастика по ред. Буянова М.И. – Москва; Просвещение, 1999

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, спектр нарушений, музыкальный зал, рисунок, этап, аутичный ребенок, детский сад, задача специалиста, занятие, Разноцветная игра.

Похожие статьи

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Развитие просодического компонента речеязыковой системы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Самомассаж как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Профилактика аддиктивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе

Похожие статьи

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Развитие просодического компонента речеязыковой системы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Самомассаж как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Профилактика аддиктивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе