Изотерапия как аналог графической речи в коррекционной работе ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 25.10.2023

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, Н. В. Изотерапия как аналог графической речи в коррекционной работе ДОУ / Н. В. Яковлева, Н. С. Аносова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 364-367. — URL: https://moluch.ru/archive/490/106942/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы освещают приемы коррекционного воздействия с помощью рисования на детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности.

Ключевые слова: изотерапия, дошкольники, речевое развитие.

Изотерапия в педагогике — это коррекционное воздействие на воспитание и социализацию детей с помощью рисования. Являясь одним из видов арт-терапии, изотерапия считается самым эффективным методом снятия негативных эмоций и нервного напряжения, который доступен не только для детей «доизобразительного» периода, но и для детей с особыми образовательными потребностями, имеющими ограничения в вербальном общении.

Следует заметить, что изобразительное творчество можно считать своеобразным аналогом речи. Об этом в свое время высказался выдающийся русский ученый Лев Семенович Выготский, назвав детское рисование «графической речью». Ведь в большинстве случаев дети с речевыми проблемами затрудняются в вербализации своих чувств и переживаний. Для них более естественной является невербальная, в том числе изобразительная экспрессия [1]. Поэтому изотерапия — это наиболее приемлемая форма коррекционной работы речевыми детьми. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями — зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, — изобразительное творчество не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

По мнению многих ученых, изотерапия также участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов [2].

Помимо речевого стимулирования, применение методов изотерапии может помочь детям с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья). высвобождать наружу имеющийся творческий потенциал, находить запасные способы решения проблем, освобождать внутреннюю энергию, а также преобразовывать такие чувства, как гнев, боль, тревогу, страх, подавленность…

На базе детского сада комбинированного вида № 34 г. Белгорода, коррекционные педагоги и воспитатели компенсирующих групп применяют изотерапевтические приемы, способствующие «запуску речи», снижению тревожности, трудностей в обучении, выработке цельности мировосприятия, социальной адаптации, а также активизации эмоциональной сферы, делая ее более глубокой, насыщенной.

Авторские приемы, применяемые в образовательной и кружковой деятельности нашими педагогами:

Коммуникативное рисование.

Педагог рассаживает детей парами и дает им задание нарисовать, к примеру, «что-нибудь на зимнюю тему», далее он напоминает, что время ограничено. в ходе задания пара должна совместно прийти к единому решению и приступить к рисованию. можно акцентировать внимание детей на художественном образе. однако, самое главное здесь — обсуждения и общение в ходе рисования.

Свободное рисование с заданным вектором.

Участникам задания дается ограниченное количество времени, после чего каждый участник рисования самостоятельно выбирает тему своего рисунка, но сам мотив темы задается педагогом, например:

а) нарисуй объект или явление;

б) подбери к ним противоположные характеристики и отобрази их на бумаге;

в) придумай, когда так бывает;

г) создай изображение с точки зрения другого героя (нарисуй, как этого червячка видит только что вылупившийся цыпленок, или: нарисуй такого зайку, при виде которого упала бы в обморок лиса (подобрела, изумилась, сбежала).

Дополнительное рисование.

Педагог дает детям большой лист бумаги с изображением каких-либо элементов. далее рисунок идет по кругу, когда рисование происходит как бы «по конвейерному типу».

Чтобы рисунок соответствовал тематике занятия, можно придумывать сказочные мотивации.

Совместное рисование.

Без вербальных контактов несколько человек начинают рисовать на одном полотне, после завершения работы происходит интерпретация и выявления сложности во взаимоотношениях.

Воссоздающее рисование.

Педагог предлагает ребенку воссоздать заданный образ.

Отвлекающее рисование.

Чтобы переключать внимание детей, можно постепенно отвлечь его от болезненной темы всевозможными способами рисования .

Сказочное рисование.

Чтобы понять и принять переживания, потребности и желания, которые ребенку иногда бывает тяжело выразить словами, можно использовать игру. Такая игра станет тем универсальным языком, на которой умеют общаться и которую понимают дети разного возраста и разных национальностей. самое главное, это показать маленькому человеку, что вы умеете слушать, видеть, чувствовать то, что для него сейчас важное.

Страхоизгоняющее рисование.

Побороть свой страх можно с помощью страхоизгоняющего рисования. Например, мы рисуем с малышом «Зубастую Коргану» или «Чудо-Юдо рогатое», а потом рвём их вместе с бумагой на мелкие клочки. Вся агрессия и накопившееся напряжение крохи выплёскиваются на бумагу. Рисовать страх можно в несколько приемов, лучше красками. Необходимо объяснить ребёнку смысл рисования, но не обещать мгновенного результата, страх не исчезнет сразу. По окончании обязательно похвалить, а по истечении нескольких дней предложить обсудить рисунок [3].

Таким образом, можно отметить, что изотерапия играет немаловажную роль в речевом развитии дошкольников, а также носит не только профилактический, но и развивающий характер в случае наличия у ребенка легких эмоциональных, социальных и поведенческих расстройств.

Литература:

1. Неретина Т. Г., Клевесенкова С. В. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе: учебное пособие / под общ. ред. Т. Г. Неретиной. 3 — е изд., перераб. и доп. М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. 276 с. 4.

2. Шевченко, М. А. Я рисую успех и здоровье. Арт — терапия для всех / М. А. Шевченко. СПб.: Питер, 2007. 96 с.

3. Яковлева Н. В. Изотерапия в помощь родителям [Электронный ресурс]: Детский развивающий журнал «Пирамидка». Режим доступа: https://piramidka.org/2013/04/07 (дата обращения: 07.10.2023).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, внимание детей, изобразительное творчество, коррекционное воздействие, ограниченная возможность здоровья, педагог, помощь рисования, рисование.


Похожие статьи

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Использование песочной терапии в коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста

В статье авторы рассказывают, как пескотерапия влияет на коррекционную работу с детьми с ОВЗ.

Использование каплеграфии в комплексной коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР

В статье авторы делятся своей находкой по использованию каплеграфии в коррекционно-развивающей деятельности, как одного из методов развития высших психических функций у детей с ЗПР.

Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада

В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Возможности использования мульттерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с интеллектуальными нарушениями

Развитие орфографических умений и навыков у обучающихся 5-х классов с дизорфографией

В статье раскрывается развитие орфографических умений и навыков у обучающихся 5-х классов с дизорфографией. Рассмотрены исследования ученых по данной теме. Расписан корректирующий процесс.

Использование ИКТ при работе со старшими дошкольниками с задержкой психического развития на занятиях по формированию элементарных математических представлений в коррекционной группе

В статье автор показывает практический опыт использования специально разработанных компьютерных презентаций в работе с детьми с ЗПР на коррекционных занятиях.

Коррекционно-развивающее обучение на уроках географии в школе-интернате для детей с умственной отсталостью

В статье описываются методы коррекционно-развивающего обучения, апробированные в процессе многолетней практической работы с детьми.

Использование визуального расписания в работе с неговорящими детьми в ГКУ ЦСПР «Роза ветров»

Статья выполнена в рамках Гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации В статье раскрываются возможности формирования альтернативной коммуникации у неговорящих детей с помощью визуального расписания в режим...

Похожие статьи

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Использование песочной терапии в коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста

В статье авторы рассказывают, как пескотерапия влияет на коррекционную работу с детьми с ОВЗ.

Использование каплеграфии в комплексной коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР

В статье авторы делятся своей находкой по использованию каплеграфии в коррекционно-развивающей деятельности, как одного из методов развития высших психических функций у детей с ЗПР.

Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада

В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Возможности использования мульттерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с интеллектуальными нарушениями

Развитие орфографических умений и навыков у обучающихся 5-х классов с дизорфографией

В статье раскрывается развитие орфографических умений и навыков у обучающихся 5-х классов с дизорфографией. Рассмотрены исследования ученых по данной теме. Расписан корректирующий процесс.

Использование ИКТ при работе со старшими дошкольниками с задержкой психического развития на занятиях по формированию элементарных математических представлений в коррекционной группе

В статье автор показывает практический опыт использования специально разработанных компьютерных презентаций в работе с детьми с ЗПР на коррекционных занятиях.

Коррекционно-развивающее обучение на уроках географии в школе-интернате для детей с умственной отсталостью

В статье описываются методы коррекционно-развивающего обучения, апробированные в процессе многолетней практической работы с детьми.

Использование визуального расписания в работе с неговорящими детьми в ГКУ ЦСПР «Роза ветров»

Статья выполнена в рамках Гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации В статье раскрываются возможности формирования альтернативной коммуникации у неговорящих детей с помощью визуального расписания в режим...

Задать вопрос