Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 20.01.2020

Статья просмотрена: 1144 раза

Библиографическое описание:

Татаринцева, Е. А. Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада / Е. А. Татаринцева, Е. С. Ульянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 321-324. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66563/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.

Ключевые слова: развитие речи, мнемотаблицы, дети старшего дошкольного возраста.

Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он их усвоит налету», что сегодня отражает суть наглядного моделирования.

Так, актуальность изучения влияния наглядного моделирования на развитие связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой сферы, где бы речь не использовалась, она нужна везде, и особенно на этапе обучения. От качества речи педагога зависит успешность обучения ребёнка. С помощью речи, в частности общения, дошкольник легко и незаметно входит в окружающий мир, узнает много нового и интересного, может выразить свои мысли, желания и потребности.

Речь — это деятельность, в которой люди общаются друг с другом через свой родной язык, поэтому развитие связной речи — это высшая форма психической деятельности, которая определяет уровень речевого и психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция речи.

Однако сегодня у современных детей всё чаще наблюдаются нарушения речи, которые резко ограничивают их общение с другими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление редкое. Дошкольникам всё чаще становится сложно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей их жизни. Заучивание стихотворений, пересказ небольшой сказки вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. У многих вызывают трудности овладение приёмами и методами запоминания.

Так, на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств может быть наглядное моделирование [1].

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Особенность и значение наглядного моделирования заключается в том, что оно посредством использования моделей делает видимыми скрытые от непосредственного восприятия свойства, отношения, взаимосвязи объектов, которые существенны для понимания конкретных фактов, что особенно важно для дошкольников, поскольку их умственные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, зрительный материал усваивается лучше словесного.

Ребёнок дошкольного возраста лишён возможности записывать, составлять таблицы, отмечать что-либо. В непосредственно-воспитательной деятельности в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Простые схемы — это попытка использовать зрительную, моторную и ассоциативную память для решения когнитивных задач.

Метод наглядного моделирования эффективен ещё и потому, что позволяет педагогу сохранять познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес способствует активной умственной деятельности, длительной и устойчивой концентрации внимания.

Так, наглядное моделирование у детей старшего дошкольного возраста помогает развить:

− зрительную и слуховую память;

− зрительное и слуховое внимание;

− восприятие;

− кругозор;

− все стороны речи.

В связи с этим эффективность наглядного моделирования на занятиях по речевому развитию у детей старшего дошкольного возраста заключается в:

1) Ребёнок дошкольного возраста очень пластичен и легко поддается обучению, а с помощью этого метода появляется интерес к получению новых знаний;

2) Использование наглядных материалов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения новых знаний, формирует приёмы работы с памятью. Ведь как гласит одно из правил укрепления памяти: «когда учишь — записывай, рисуй схемы, планы, чертежи».

3) Используя наглядный метод, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Однако у дошкольника нет возможности записывать, составлять таблицу, отмечать что-либо. В группах детского сада в основном задействован только один вид памяти — вербальная, а референтные схемы помогают также использовать зрительную, моторную и ассоциативную память.

Научные исследования и практика показывают, что наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна дошкольникам. Также многие учёные отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей является той формой отношений, которая доступна только детям дошкольного возраста.

Метод наглядного моделирования, как любой другой, имеет свои принципы:

− Развивающий и воспитательный характер обучения;

− Познавательное содержание и методы учебного процесса;

− Системность и последовательность;

− Сознательность, креативность и самостоятельность;

− Наглядность и доступность;

− Рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.

Формирование навыков визуального моделирования происходит в определённой последовательности с увеличением доли самостоятельности дошкольников во время занятий по развитию речи. Таким образом, можно выделить этапы:

− усвоение и анализ сенсорного материала;

− перевод на символический язык;

− работа с моделью.

Так, с помощью этих этапов можно решить следующие задачи:

1) знакомство с графическим представлением информации;

2) формирование навыка дешифровки модели

3) формирование навыков самостоятельного моделирования

4) формирование самостоятельности, коммуникабельности, умения оперировать языковыми символами, что поможет в дальнейшем обучением в школе.

После того как мы тщательно изучили литературу по данному вопросу решили на конкретных примерах убедиться в эффективности данного метода. Так, за основу нашего занятия мы взяли тему заучивание стихотворений с помощью мнемотаблицы.

Мнемотаблицы — это схема, в которой заложена определённая информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, так весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы — рисунки, ребёнок дошкольного возраста запоминает информацию намного легче. Знание стихотворений обогащает словарь ребёнка и формирует навыки правильного произношения слов или отдельных фраз, воспитывая культуру речи [3].

Для запоминания стихотворения необходимо перед тем, как предлагать его дошкольнику подготовить шаблон таблицы, затем вместе с ребёнком её заполнить, где каждая ячейка — это одно слово или целая фраза стихотворения. Таким образом, зарисовывается всё стихотворение. После этого дошкольники по памяти, используя в качестве опорной подсказки только мнемотаблицу, воспроизводят стихотворение целиком. На первых занятиях детям предлагается уже готовая таблица и уже по мере обучения и включаются дети в процесс создания схемы. Использование опорных рисунков на занятиях по развитию речи увлекает детей, превращая занятие в игру. Зрительный образ, сохранившейся у дошкольника после прослушивания и сопровождающейся просмотров рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст [2].

Структуру нашего занятия мы решили построить в несколько этапов:

  1. Выразительно прочитать стихотворение (заранее подготовленное педагогом).

Осень

Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

  1. Разобрать непонятные слов и определения.
  2. Построить мнемотаблицу по стихотворению.
  3. Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  4. Рассказать стихотворение, опираясь на придуманные образы.

После того, как стихотворение было выучено детям была предложена дидактическая игра «Составь предложение». Целью данной игры было: развить у детей мышление, связную речь с помощью наглядных моделей.

Задачи игры:

  1. Закрепление умения составлять предложения по картинке;
  2. Учить составлять простые схемы предложений;
  3. Учить определять количество и последовательность слов в предложении.

Ход игры: Педагог выкладывает перед дошкольником 3–5 карточек. Ребёнок должен составить по данным картинкам предложение, используя глаголы, предлоги и союзы. Например: 3 карточки, где на одной изображен заяц, на второй — волк и на третьей — медведь (Заяц боится волка и медведя. Заяц убегает от волка и медведя.).

По итогу занятия мы сделали вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребёнок, под руководством взрослых, учиться самостоятельности, усидчивости, а также зрительно воспринимает план своих действий. В течение занятия у детей заметно повышалось чувство заинтересованности и ответственности, появлялась удовлетворённость результатами своего труда [4].

Так, использование заместителей, мнемотаблиц, моделей на занятиях по развитию речи, является источником развития умственных и творческих способностей в дошкольном детстве. Поскольку в этом возрасте развитие воображения и образного мышления являются основными направлениями психического развития, целесообразно ориентироваться на развитие воображения и формирования способности к наглядному моделированию на занятиях по развитию речи.

В настоящее время в связи с внедрением ФГОС многими учеными и педагогами наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных средств. Так, использование наглядного моделирования является современным эффективным методом обучения, влияющим на всю познавательную деятельность ребёнка дошкольного возраста в целом.

Литература:

  1. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. «Обучение связной речи детей 6–7 лет», 2014г.
  2. Кодолбенко Е. А. «Зашифрованные скороговорки», 2015г.
  3. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, 2016 г.
  4. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов, 2014 г.
Основные термины (генерируются автоматически): наглядное моделирование, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, развитие речи, ребенок, связная речь, детский сад, дошкольник, занятие, ассоциативная память.


Похожие статьи

Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями

В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Приемы наглядного моделирования на уроках как средство повышения познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями

В статье автор описывает приемы наглядного моделирования в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Эффективность использования интерактивной доски при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор представляет результаты исследования, направленного на формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием интерактивной доски.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники

В статье рассмотрены особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники.

Развитие пространственного мышления школьников на уроках стереометрии средствами ИКТ

Статья посвящена проблеме развития пространственного мышления старшеклассников на уроках стереометрии. Предлагается применение средств ИКТ для создания наглядного материала с целью развития пространственного мышления школьников, а также повышения мот...

Изотерапия как аналог графической речи в коррекционной работе ДОУ

В статье авторы освещают приемы коррекционного воздействия с помощью рисования на детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности.

Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В статье приводятся существующие подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением современных аппаратных технологий и методических разработок.

Включение психологических методов и приёмов в повышение эффективности логопедической работы при коррекции и автоматизации звуков речи у дошкольников

В статье автор анализирует положительное влияние использования современных психологических методов и приёмов на повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда ГБДОУ.

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.

Похожие статьи

Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями

В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Приемы наглядного моделирования на уроках как средство повышения познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями

В статье автор описывает приемы наглядного моделирования в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Эффективность использования интерактивной доски при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор представляет результаты исследования, направленного на формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием интерактивной доски.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники

В статье рассмотрены особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники.

Развитие пространственного мышления школьников на уроках стереометрии средствами ИКТ

Статья посвящена проблеме развития пространственного мышления старшеклассников на уроках стереометрии. Предлагается применение средств ИКТ для создания наглядного материала с целью развития пространственного мышления школьников, а также повышения мот...

Изотерапия как аналог графической речи в коррекционной работе ДОУ

В статье авторы освещают приемы коррекционного воздействия с помощью рисования на детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности.

Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В статье приводятся существующие подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением современных аппаратных технологий и методических разработок.

Включение психологических методов и приёмов в повышение эффективности логопедической работы при коррекции и автоматизации звуков речи у дошкольников

В статье автор анализирует положительное влияние использования современных психологических методов и приёмов на повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда ГБДОУ.

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.

Задать вопрос