Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (35) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 24.09.2021

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Фадеева, Ю. А. Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Ю. А. Фадеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 4 (35). — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/205/6599/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье представлены практические задания для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Также материал может быть использован в работе учителя-логопеда со школьниками с задержкой психического развития.

При выполнении заданий у учащихся:

— формируется зрительно-моторная координация;

— развивается память на линейный ряд;

— продолжается процесс формирования программирования и контроля деятельности.

Учитель-логопед может параллельно решать вопросы формирования лексико-грамматического строя речи у школьников с речевым недоразвитием:

— закрепление навыка словообразования относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными (блок I-II);

— закрепление навыка словообразования притяжательных прилагательных, согласование прилагательных с существительными (блок III);

— закрепление в речи учащихся 3–4-х классов фразеологических оборотов и их значений (блок IV).

I . Запиши словосочетания, читая слоги в указанном порядке.

1. _____________________________________________ (гороховый суп)

ХО

СУП

РО

3

6

2

ГО

ВЫЙ

5

1

4

2.______________________________________________ (золотой кулон)

ЛОН

ЛО

4

6

2

ЗО

ТОЙ

КУ

1

3

5

3.______________________________________________ (речная рыба)

БА

НА

РЕЧ

6

2

1

Я

РЫ

3

4

5

4.____________________________________________ (шёлковый халат)

КО

ХА

ВЫЙ

2

5

3

ШЁЛ

ЛАТ

1

6

4

5.______________________________________________ (лесные цветы)

ТЫ

Е

6

4

3

НЫ

ЛЕС

ЦВЕ

2

1

5

6._____________________________________________ (резиновый мяч)

НО

ЗИ

3

2

5

ВЫЙ

МЯЧ

РЕ

4

6

1

7._____________________________________________ (бородатый дед)

РО

БО

ТЫЙ

2

1

4

ДА

ДЕД

5

3

6

8. ____________________________________________ (кожаный диван)

НЫЙ

ЖА

ВАН

3

2

6

КО

ДИ

1

5

4

II . Запиши словосочетания, читая слоги в указанном порядке.

1 . _____________________________________________ (персиковый сок)

СИ

СОК

2

5

6

ВЫЙ

КО

ПЕР

4

3

1

2._____________________________________________ (чайная чашка)

НА

ЧАЙ

2

1

4

ЧАШ

Я

КА

5

3

6

3.____________________________________________ (ягодный компот)

НЫЙ

КОМ

Я

3

5

1

ПОТ

ГОД

6

4

2

4._____________________________________________ (чесночный соус)

ЧЕС

СО

УС

1

5

6

НЫЙ

НОЧ

3

2

4

5.______________________________________________ (зубная паста)

ТА

ЗУБ

4

6

1

Я

ПАС

НА

3

5

2

6.____________________________________________ (деревянный дом)

ВЯН

ДЕ

3

5

1

ДОМ

РЕ

НЫЙ

6

2

4

7.___________________________________________ (плюшевый мишка)

ШЕ

МИШ

ВЫЙ

2

5

3

КА

ПЛЮ

6

4

1

8._________________________________________ (баскетбольный мяч)

МЯЧ

БАС

БОЛЬ

6

1

3

КЕТ

НЫЙ

2

4

5

III . Запиши словосочетания, читая слоги в указанном порядке.

1.____________________________________________ (лебединый клюв)

ДИ

ЛЕ

КЛЮВ

3

1

6

НЫЙ

БЕ

5

4

2

2.____________________________________________ (тюленьи ласты)

ТЮ

И

ЛАС

1

3

5

ТЫ

ЛЕНЬ

6

4

2

3.______________________________________________ (оленьи рога)

РО

О

4

1

И

ЛЕНЬ

ГА

3

2

5

4.______________________________________________ (беличье дупло)

ЧЬЕ

ДУ

4

3

5

ПЛО

ЛИ

БЕ

6

2

1

5.______________________________________________ (львиная лапа)

ЛЬВИ

ПА

НА

1

6

2

Я

ЛА

4

3

5

6.______________________________________________ (лисья добыча)

ЛИ

ДО

3

1

1

СЬЯ

БЫ

ЧА

2

2

3

7.______________________________________________ (барсучья нора)

ЧЬЯ

СУ

3

4

2

РА

НО

БАР

6

5

1

8.____________________________________________ (волчий аппетит)

ПЕ

ВОЛ

5

3

1

ТИТ

ЧИЙ

АП

6

2

4

IV . Запиши словосочетания, читая буквы в указанном порядке. Объясни значение записанного выражения, используя слова для справок.

1._________________________________________ (повесить нос)

С

Ь

О

5

9

8

2

О

П

С

И

11

1

12

6

В

Е

Т

Н

3

4

7

10

2.__________________________________________ (ворон считал)

В

Н

Л

И

1

5

12

9

Т

О

Р

А

10

4

3

11

С

Ч

О

7

6

8

2

3.__________________________________________ (бить баклуши)

Ь

Ш

А

И

4

11

7

2

И

Л

Б

12

5

9

1

К

Т

Б

У

8

3

6

10

4.__________________________________________ (водил за нос)

З

О

В

7

9

2

1

Д

Н

С

3

10

6

12

А

О

И

Л

8

11

4

5

5.__________________________________________ (дело в шляпе)

Л

Е

Д

7

3

12

1

В

Ш

Я

6

8

10

5

Л

П

Е

О

9

11

2

4

6.__________________________________________ (кот наплакал)

А

К

Л

О

11

1

8

2

Н

А

Л

5

9

12

4

П

К

А

Т

7

10

6

3

Слова для справок : обманывал; очень мало; бездельничать; огорчиться; отвлекался; удачный конец дела.

Похожие статьи

Нарушение письменной речи у младших школьников

В настоящее время, проблемы изучения, диагностики и коррекции нарушений письменной речи у детей являются одними из самых актуальных задач педагогики и логопедии. В настоящей статье анализируются основные причины проявления стойких специфических ошибо...

Формирование лексической стороны речи у младших школьников на логопедических занятиях в условиях инклюзивного образования

В статье даются рекомендации по организации лексической работы на логопедических занятиях с младшими школьниками с задержкой психического развития.

Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Двигательная сказка как средство развития моторной памяти у детей с тяжёлыми нарушениями речи

В статье говорится о связи речи и моторной памяти как актуальной проблеме при подготовке детей к школе, раскрываются особенности технологии двигательная сказка при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Особенности сформированности функций первого блока мозга у детей с легкой степенью умственной отсталости с дисграфией

В статье раскрывается понятие дисграфии, характеристика функций I блока мозга, описание их обследования. Сравнительный анализ сформированности невербальных функций у детей с дисграфией общеобразовательной школы и у детей коррекционной школы. Обознача...

Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В статье освещается проблема обучения детей с расстройством аутистического спектра. Рассматриваются аспекты применения средств альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми-аутистами.

Развитие речи дошкольников как основного механизма мышления

Статья посвящена изучению свойств речи как основного механизма мышления. Проводится сравнительный анализ реализации программы «Детство» и дополнительной программы по развитию речи детей в логопедической группе детского сада до участия в эксперименте ...

Похожие статьи

Нарушение письменной речи у младших школьников

В настоящее время, проблемы изучения, диагностики и коррекции нарушений письменной речи у детей являются одними из самых актуальных задач педагогики и логопедии. В настоящей статье анализируются основные причины проявления стойких специфических ошибо...

Формирование лексической стороны речи у младших школьников на логопедических занятиях в условиях инклюзивного образования

В статье даются рекомендации по организации лексической работы на логопедических занятиях с младшими школьниками с задержкой психического развития.

Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Двигательная сказка как средство развития моторной памяти у детей с тяжёлыми нарушениями речи

В статье говорится о связи речи и моторной памяти как актуальной проблеме при подготовке детей к школе, раскрываются особенности технологии двигательная сказка при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Особенности сформированности функций первого блока мозга у детей с легкой степенью умственной отсталости с дисграфией

В статье раскрывается понятие дисграфии, характеристика функций I блока мозга, описание их обследования. Сравнительный анализ сформированности невербальных функций у детей с дисграфией общеобразовательной школы и у детей коррекционной школы. Обознача...

Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В статье освещается проблема обучения детей с расстройством аутистического спектра. Рассматриваются аспекты применения средств альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми-аутистами.

Развитие речи дошкольников как основного механизма мышления

Статья посвящена изучению свойств речи как основного механизма мышления. Проводится сравнительный анализ реализации программы «Детство» и дополнительной программы по развитию речи детей в логопедической группе детского сада до участия в эксперименте ...

Задать вопрос