Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Фадеева Юлия Александровна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (35) октябрь 2021 г.
Дата публикации: 24.09.2021
Статья просмотрена: 72 раза
Библиографическое описание:
Фадеева, Ю. А. Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Ю. А. Фадеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 4 (35). — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/205/6599/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной статье представлены практические задания для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Также материал может быть использован в работе учителя-логопеда со школьниками с задержкой психического развития.
При выполнении заданий у учащихся:
— формируется зрительно-моторная координация;
— развивается память на линейный ряд;
— продолжается процесс формирования программирования и контроля деятельности.
Учитель-логопед может параллельно решать вопросы формирования лексико-грамматического строя речи у школьников с речевым недоразвитием:
— закрепление навыка словообразования относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными (блок I-II);
— закрепление навыка словообразования притяжательных прилагательных, согласование прилагательных с существительными (блок III);
— закрепление в речи учащихся 3–4-х классов фразеологических оборотов и их значений (блок IV).
I . Запиши словосочетания, читая слоги в указанном порядке.
1. _____________________________________________ (гороховый суп)
ХО |
СУП |
РО |
3 |
6 |
2 |
|
ГО |
ВЫЙ |
5 |
1 |
4 |
2.______________________________________________ (золотой кулон)
ЛОН |
ЛО |
4 |
6 |
2 |
||
ЗО |
ТОЙ |
КУ |
1 |
3 |
5 |
3.______________________________________________ (речная рыба)
БА |
НА |
РЕЧ |
6 |
2 |
1 |
|
Я |
РЫ |
3 |
4 |
5 |
4.____________________________________________ (шёлковый халат)
КО |
ХА |
ВЫЙ |
2 |
5 |
3 |
|
ШЁЛ |
ЛАТ |
1 |
6 |
4 |
5.______________________________________________ (лесные цветы)
ТЫ |
Е |
6 |
4 |
3 |
||
НЫ |
ЛЕС |
ЦВЕ |
2 |
1 |
5 |
6._____________________________________________ (резиновый мяч)
НО |
ЗИ |
3 |
2 |
5 |
||
ВЫЙ |
МЯЧ |
РЕ |
4 |
6 |
1 |
7._____________________________________________ (бородатый дед)
РО |
БО |
ТЫЙ |
2 |
1 |
4 |
|
ДА |
ДЕД |
5 |
3 |
6 |
8. ____________________________________________ (кожаный диван)
НЫЙ |
ЖА |
ВАН |
3 |
2 |
6 |
|
КО |
ДИ |
1 |
5 |
4 |
II . Запиши словосочетания, читая слоги в указанном порядке.
1 . _____________________________________________ (персиковый сок)
СИ |
СОК |
2 |
5 |
6 |
||
ВЫЙ |
КО |
ПЕР |
4 |
3 |
1 |
2._____________________________________________ (чайная чашка)
НА |
ЧАЙ |
2 |
1 |
4 |
||
ЧАШ |
Я |
КА |
5 |
3 |
6 |
3.____________________________________________ (ягодный компот)
НЫЙ |
КОМ |
Я |
3 |
5 |
1 |
|
ПОТ |
ГОД |
6 |
4 |
2 |
4._____________________________________________ (чесночный соус)
ЧЕС |
СО |
УС |
1 |
5 |
6 |
|
НЫЙ |
НОЧ |
3 |
2 |
4 |
5.______________________________________________ (зубная паста)
ТА |
ЗУБ |
4 |
6 |
1 |
||
Я |
ПАС |
НА |
3 |
5 |
2 |
6.____________________________________________ (деревянный дом)
ВЯН |
ДЕ |
3 |
5 |
1 |
||
ДОМ |
РЕ |
НЫЙ |
6 |
2 |
4 |
7.___________________________________________ (плюшевый мишка)
ШЕ |
МИШ |
ВЫЙ |
2 |
5 |
3 |
|
КА |
ПЛЮ |
6 |
4 |
1 |
8._________________________________________ (баскетбольный мяч)
МЯЧ |
БАС |
БОЛЬ |
6 |
1 |
3 |
|
КЕТ |
НЫЙ |
2 |
4 |
5 |
III . Запиши словосочетания, читая слоги в указанном порядке.
1.____________________________________________ (лебединый клюв)
ДИ |
ЛЕ |
КЛЮВ |
3 |
1 |
6 |
|
НЫЙ |
БЕ |
5 |
4 |
2 |
2.____________________________________________ (тюленьи ласты)
ТЮ |
И |
ЛАС |
1 |
3 |
5 |
|
ТЫ |
ЛЕНЬ |
6 |
4 |
2 |
3.______________________________________________ (оленьи рога)
РО |
О |
4 |
1 |
|||
И |
ЛЕНЬ |
ГА |
3 |
2 |
5 |
4.______________________________________________ (беличье дупло)
ЧЬЕ |
ДУ |
4 |
3 |
5 |
||
ПЛО |
ЛИ |
БЕ |
6 |
2 |
1 |
5.______________________________________________ (львиная лапа)
ЛЬВИ |
ПА |
НА |
1 |
6 |
2 |
|
Я |
ЛА |
4 |
3 |
5 |
6.______________________________________________ (лисья добыча)
ЛИ |
ДО |
3 |
1 |
1 |
||
СЬЯ |
БЫ |
ЧА |
2 |
2 |
3 |
7.______________________________________________ (барсучья нора)
ЧЬЯ |
СУ |
3 |
4 |
2 |
||
РА |
НО |
БАР |
6 |
5 |
1 |
8.____________________________________________ (волчий аппетит)
ПЕ |
ВОЛ |
5 |
3 |
1 |
||
ТИТ |
ЧИЙ |
АП |
6 |
2 |
4 |
IV . Запиши словосочетания, читая буквы в указанном порядке. Объясни значение записанного выражения, используя слова для справок.
1._________________________________________ (повесить нос)
С |
Ь |
О |
5 |
9 |
8 |
2 |
||
О |
П |
С |
И |
11 |
1 |
12 |
6 |
|
В |
Е |
Т |
Н |
3 |
4 |
7 |
10 |
2.__________________________________________ (ворон считал)
В |
Н |
Л |
И |
1 |
5 |
12 |
9 |
|
Т |
О |
Р |
А |
10 |
4 |
3 |
11 |
|
С |
Ч |
О |
7 |
6 |
8 |
2 |
3.__________________________________________ (бить баклуши)
Ь |
Ш |
А |
И |
4 |
11 |
7 |
2 |
|
И |
Л |
Б |
12 |
5 |
9 |
1 |
||
К |
Т |
Б |
У |
8 |
3 |
6 |
10 |
4.__________________________________________ (водил за нос)
З |
О |
В |
7 |
9 |
2 |
1 |
||
Д |
Н |
С |
3 |
10 |
6 |
12 |
||
А |
О |
И |
Л |
8 |
11 |
4 |
5 |
5.__________________________________________ (дело в шляпе)
Л |
Е |
Д |
7 |
3 |
12 |
1 |
||
В |
Ш |
Я |
6 |
8 |
10 |
5 |
||
Л |
П |
Е |
О |
9 |
11 |
2 |
4 |
6.__________________________________________ (кот наплакал)
А |
К |
Л |
О |
11 |
1 |
8 |
2 |
|
Н |
А |
Л |
5 |
9 |
12 |
4 |
||
П |
К |
А |
Т |
7 |
10 |
6 |
3 |
Слова для справок : обманывал; очень мало; бездельничать; огорчиться; отвлекался; удачный конец дела.
Похожие статьи
Нарушение письменной речи у младших школьников
В настоящее время, проблемы изучения, диагностики и коррекции нарушений письменной речи у детей являются одними из самых актуальных задач педагогики и логопедии. В настоящей статье анализируются основные причины проявления стойких специфических ошибо...
Формирование лексической стороны речи у младших школьников на логопедических занятиях в условиях инклюзивного образования
В статье даются рекомендации по организации лексической работы на логопедических занятиях с младшими школьниками с задержкой психического развития.
Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...
Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта
В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений
Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...
Двигательная сказка как средство развития моторной памяти у детей с тяжёлыми нарушениями речи
В статье говорится о связи речи и моторной памяти как актуальной проблеме при подготовке детей к школе, раскрываются особенности технологии двигательная сказка при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.
Особенности сформированности функций первого блока мозга у детей с легкой степенью умственной отсталости с дисграфией
В статье раскрывается понятие дисграфии, характеристика функций I блока мозга, описание их обследования. Сравнительный анализ сформированности невербальных функций у детей с дисграфией общеобразовательной школы и у детей коррекционной школы. Обознача...
Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
В статье освещается проблема обучения детей с расстройством аутистического спектра. Рассматриваются аспекты применения средств альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми-аутистами.
Развитие речи дошкольников как основного механизма мышления
Статья посвящена изучению свойств речи как основного механизма мышления. Проводится сравнительный анализ реализации программы «Детство» и дополнительной программы по развитию речи детей в логопедической группе детского сада до участия в эксперименте ...
Похожие статьи
Нарушение письменной речи у младших школьников
В настоящее время, проблемы изучения, диагностики и коррекции нарушений письменной речи у детей являются одними из самых актуальных задач педагогики и логопедии. В настоящей статье анализируются основные причины проявления стойких специфических ошибо...
Формирование лексической стороны речи у младших школьников на логопедических занятиях в условиях инклюзивного образования
В статье даются рекомендации по организации лексической работы на логопедических занятиях с младшими школьниками с задержкой психического развития.
Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...
Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта
В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений
Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...
Двигательная сказка как средство развития моторной памяти у детей с тяжёлыми нарушениями речи
В статье говорится о связи речи и моторной памяти как актуальной проблеме при подготовке детей к школе, раскрываются особенности технологии двигательная сказка при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.
Особенности сформированности функций первого блока мозга у детей с легкой степенью умственной отсталости с дисграфией
В статье раскрывается понятие дисграфии, характеристика функций I блока мозга, описание их обследования. Сравнительный анализ сформированности невербальных функций у детей с дисграфией общеобразовательной школы и у детей коррекционной школы. Обознача...
Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
В статье освещается проблема обучения детей с расстройством аутистического спектра. Рассматриваются аспекты применения средств альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми-аутистами.
Развитие речи дошкольников как основного механизма мышления
Статья посвящена изучению свойств речи как основного механизма мышления. Проводится сравнительный анализ реализации программы «Детство» и дополнительной программы по развитию речи детей в логопедической группе детского сада до участия в эксперименте ...