Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, ноябрь 2018)

Дата публикации: 31.10.2018

Статья просмотрена: 1200 раз

Библиографическое описание:

Алимова, Д. С. Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс) / Д. С. Алимова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14623/ (дата обращения: 16.12.2024).



Тип урока: изучение нового материала в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок-исследование.

Метод: эвристический, объяснительно-иллюстративный.

Модель обучения: базовая (5 класс — 5 часов в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5–9 классы». Авторы М. Т. Баранов, Н. М. Шанский, Т. А. Ладыженская. Москва, «Просвещение», 2009 год.

УМК: учебник «Русский язык 5 класс». Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Москва «Просвещение», 2010 г.

Цель урока: обеспечить восприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладеть способами действия по правилу, алгоритмическим предписаниям, инструкциям.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите на экран. На нем изображена лестница успеха. Давайте посмотрим, в чем заключается его секрет. Читаем, начиная снизу.

— Так в чем заключается секрет успеха?

— Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы добьетесь успехов.

1. Лингвистическая сказка.

А теперь попытайтесь определить, очём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. (Для этого прослушайте сказку)

В некотором царстве, орфографическом государстве,

Жили-были согласные, звонкие и глухие.

Дружно жили, не тужили. Но однажды …

Заспорили звонкий З и глухой С…

Кто главней?

Кому стоять на конце этих приставок?

Попробуйте заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками: БЕЗ- или БЕС-

Ребенок без забот (беззаботный)

Дорога без конца (бесконечная)

З кричал, что звучит сильнее,

С убеждал, что без него тоже не обойтись.

Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,

Которые всё на свете знали и даже писали правила

Для жителей государства

Какие приставки мы выделим в словах: бесполезный, бесконечный,

безграничный, бездомный?

‒ На какие согласные оканчиваются эти приставки?

Тема урока «Буквы Зи Сна конце приставок»

Исходя из темы, определите цели урока.

‒ Что мы должны научиться делать на данном уроке?

‒ Что нам поможет правильно писать слова с данной орфограммой?

‒ Как мы графически будем выделять данную орфограмму?

  • Научиться определять, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с.
  • Научиться грамотно писать слова с данными видами орфограмм.
  • Научиться графически обозначать изученную орфограмму.

Выслушал их мудрец и дал совет… Как вы думаете? Какой?

Повелел мудрец звонкому З стоять в словах перед звонкими согласными, а глухому С — перед глухими, тогда снова наступит мир и лад в государстве. Послушали умного совета жители государства и поныне живут дружно, неотступно следуют правилу, безмерно рады друзьям и бесконечно счастливы!

Какой урок извлекли из сказки? (Ученики своими словами формулируют правило).

2. Обратимся ктаблице по звонкости-глухости, чтобы понять, как согласные влияют на написание приставок, оканчивающихся на З- иС-.

3. Мы смогли сами сформулировать правило, асейчас обратимся кучебнику. Что же говорят ученые? (дети читают правило).

4. Перед вами алгоритм. Расставьте его шаги внужном порядке.

‒ Если корень начинается с глухого согласного, то пишем С.

‒ Если корень начинается со звонкого согласного, то пишем З.

‒ Определить с глухого или звонкого согласного начинается корень.

‒ Выделите в слове приставку.

‒ Выделить корень.

Запомнить правило поможет песенка из передачи «Радионяня».

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-.

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой С.

Глухие звуки — это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.5.Физкульминутка.

—Атеперь встаньте и поднимите руки над головой. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы делать один хлопок, если услышите слова с приставками, оканчивающимися на -З-С.

‒ «…Только поп один Балду не любит,

Никогда его не приголубит,

О расплате думает частенько…»

‒ «…Тем ты и лоб от расправы избавишь

И Балду-то без расплаты отправишь».

‒ «…Высунув язык, мордку поднявши,

Прибежал бесенок, задыхаясь,

Весь мокрешенек, лапкой утираясь…»

А. С. Пушкин

«Сказка о попе и работнике его Балде».

7. Задание по группам.

Образуйте от данных слов слова сприставками. Обозначьте изучаемую орфограмму:

1 Группа. Приставка РАС-

‒ Тереть

‒ Смотреть

‒ Слышать

‒ Топить

‒ Топтать

Ключ: растереть, рассмотреть, расслышать, растопить, растоптать.

2 Группа. Приставка РАЗ-

‒ Лить

‒ Жечь

‒ Дать

‒ Бить

‒ Нести

Ключ: разлить, разжечь, раздать, разбить, разнести.

6. «Лови ошибку».

Найдите 5 ошибок в написании приставок, оканчивающихся на З-С. Объясните свой выбор, выделите орфограмму.

Безбрежный, безсменный, безвкусный, безсмертный, бесграмотный, бессмысленный, безграничный, безсердечный, беспредельный, бесжалостный, бессильный, беззаботный, беззвучный. Ключ: бессменный, бессмертный, безграмотный, бессердечный, безжалостный.

Знаю ли яправило о правописании слов с приставкой на З — С?

Как я себя оцениваю

Допишите предложение: на конце приставки пишется буква З, если _______________________________________________

Допишите предложение: на конце приставки пишется буква С, если _______________________________________________.

Знаю

Не знаю

Сомневаюсь

Умею ли яправильно писать слова с буквами З — С на конце приставок?

Как я себя оцениваю

На конце приставки пишется З:______________________________

На конце приставки пишется С: __________________________

  1. Беззвездное небо; 2. расположиться на привале; 3. бесшумный ветер; 4. бездомный кот; 5. безвкусный морс; 6. безбрежное море; 7. рассмотреть картину; 8. исправить ошибку.

Знаю

Не знаю

Сомневаюсь

8. Самоконтроль.

Самопроверка:

Допишите предложение: на конце приставки пишется буква З, если после приставки стоит звонкая согласная.

Допишите предложение: на конце приставки пишется буква С, если после приставки стоит глухая согласная.

На конце приставки пишется З: 1, 4, 5, 6.

На конце приставки пишется С: 2,3, 7, 8.

8. Рефлексия

Закончи предложение:

а) «Буква З пишется на конце приставок, если…»

б) «Буква С пишется на конце приставок, если …»

Довольны ли вы тем, как прошел урок?

‒ Было ли интересно?

‒ Были ли вы активны?

‒ Было ли трудно?

‒ Сумели ли вы показать свои знания?

12. Домашнее задание.

П. 83, словарные слова, задание на выбор: 1) упр. 444; 2) карточка.

Карточка.

Прочитать текст, вставить подходящие по смыслу приставки; выписать словосочетания сизучаемой орфограммой, графически её обозначить.

У меня под окном палисадник с невысокой чугунной оградой. Зимой дворник убирает улицу и ___гребает за ограду снег, а я бросаю в форточку кусочки хлеба для воробьев. Как только эти пичуги увидят на снегу угощение, так сейчас же ___летаются с разных сторон и ___саживаются на ветках дерева, которое растёт перед окном. Они долго сидят, ___покойно поглядывают по сторонам, но ___пуститься вниз не решаются. Должно быть, их пугают проходящие по улице люди.

Но вот один воробей набрался храбрости, ___летел с ветки и, усевшись на снегу, принялся клевать хлеб. За ним ___летел второй, третий, четвертый… И скоро вся воробьиная стая уже сидит на снегу и клюёт хлеб.

Литература:

  1. Аванесов Р. И., Ожегов С. И. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва, 2004. — 960 с.
  2. Влодавская Е. А. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Е. А. Влодавская. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательство «Экзамен», 2007. 380, [4] с. — (Серия «Учебно-методический комплект»).
  3. Ненашаева Л. В. Статья «Из истории правописания приставок на –З/-С»; журнал «Русский язык в школе № 5», М.: Издательство ООО «Наш язык» 2010 г., стр. 68–72.
  4. Учебник «Русский язык 5 класс». Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Москва «Просвещение», 2010 г.
Основные термины (генерируются автоматически): конец приставки, Буква З, Буква С, конец приставок, приставка, слово, согласный, житель государства, Москва, Русский язык.

Похожие статьи

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ на тему «Звук и буква Р»

Особенности и основные стратегии подготовки учащихся к ГИА-11 по английскому языку в разделах «Письмо» и «Говорение»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразе» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С]-[С`]»

Технологическая карта урока русского языка «Слово и его лексическое значение» в условиях реализации ФГОС

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звуки [Б] и [Б’]. Буква Б»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Семья»

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме «Кирилл и Мефодий — первоучители славянские»

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Буква Р. Звуки [Р], [Р']»

Конспект урока русского языка во 2-м классе «Твердые и мягкие согласные звуки. Правильное употребление слов надеть и одеть»

Похожие статьи

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ на тему «Звук и буква Р»

Особенности и основные стратегии подготовки учащихся к ГИА-11 по английскому языку в разделах «Письмо» и «Говорение»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразе» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С]-[С`]»

Технологическая карта урока русского языка «Слово и его лексическое значение» в условиях реализации ФГОС

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звуки [Б] и [Б’]. Буква Б»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Семья»

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме «Кирилл и Мефодий — первоучители славянские»

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Буква Р. Звуки [Р], [Р']»

Конспект урока русского языка во 2-м классе «Твердые и мягкие согласные звуки. Правильное употребление слов надеть и одеть»