Интегрированное занятие с элементами театрализованной деятельности на тему «Зимующие птицы и дикие звери Сибири зимой»
Авторы: Чащина Ольга Георгиевна, Ашпина Елена Валериевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 03.12.2021
Статья просмотрена: 144 раза
Библиографическое описание:
Чащина, О. Г. Интегрированное занятие с элементами театрализованной деятельности на тему «Зимующие птицы и дикие звери Сибири зимой» / О. Г. Чащина, Е. В. Ашпина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 151-154. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6869/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проблемы речевого развития детей с нарушением зрения чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их психолога — педагогической реабилитации. Многолетний опыт работы с такими детьми показал, что при нарушенном зрительном восприятии у детей страдает:
— эмоциональная сфера им тяжело выразить свои чувства и эмоции, а также показать их с помощью мимики;
— ориентировка в пространстве — дети с трудом ориентируются в окружающем их микро- и макропространстве не могут быстро определить положение своего тела по отношению к другим предметам, путают лево и право, вверх и низ;
— просодическая сторона речи.
Чтобы помочь детям с ОВЗ и научить их артистизму, ярко выражать свои эмоции и чувства, преодолевать трудности, связанные с ориентировкой, мы стали в свои занятия вводить элементы театрализации т. к. совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на развитие познавательных процессов и улучшает эмоционально — личностную сферу ребенка. Психотерапевтический механизм сценических играх состоит в определении ролей для участников. Роль может развить в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Такие занятия получаются интересными для детей и педагогов, насыщенными по содержанию и разнообразными по видам деятельности.
Представляем Вашему вниманию конспект тематического интегрированного занятия для детей старшей группы «Зимующие птицы и дикие звери Сибири зимой».
Программное содержание
Коррекционные задачи:
— Закреплять умение согласовывать имена числительные с именем существительным;
— Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
— Активизировать в словаре детей сложные прилагательные;
— Упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе;
— Продолжать учить пользоваться в речи относительными прилагательными;
— Расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания;
— Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.
— Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.
Образовательные задачи:
— Закреплять и уточнять название зимующих птиц.
— Расширять лексический запас по данной теме.
— Учить детей пересказу знакомой сказки используя элементы театрализации.
Воспитательные задачи:
— Воспитывать бережное отношение к птицам и животным, проявлять заботу о них.
Материал и оборудование: картинный материал «Зимующие птицы», «Птицы у кормушки», предметные картинки птиц и животных, картинки — тени зимующих птиц, птичьи следы, рукавичка, корзинка, деревья, снежок или снежный ком из синтепона, конфеты.
Ход занятия
- Организационный и мотивационный момент.
Дети вместе с воспитателем и логопедом находятся в приемной.
Игра «Снежный ком»
Логопед: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Логопед: У меня есть снежный ком. Мы будем его передавать друг другу и говорить какая зима? (передаю снежный ком)
Дети: Зима морозная, снежная, холодная и т. д.
- Введение в тему занятия.
Логопед: Ребята посмотрите на дерево на нем сидят птицы, я буду загадывать вам загадки, а вы должны сказать о какой птице она была.
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Это … (Синичка)
Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет.
( Голубь ).
Логопед: Как называются птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях?
Дети: Это зимующие птицы.
Воспитатель: Мы с вами сегодня будем говорить о зимующих птицах. Многих из них вы видели на улицах нашего города. Предлагает детям поиграть.
Координация речи с движением «Птички»
Птички прыгают, летают. Птички прыгают, поют (фюти, фюти),
Птички крошки собирают, Птички зёрнышки клюют.
Пёрышки почистили, клювики почистили,
Дальше полетели. И на место сели.
(Под стихотворение дети выполняют соответствующие действия, на последней строчке воспитатель открывает дверь в группу. Дети проходят и садятся на свои места).
- Бесед с воспитателем о зимующих птицах, о местах их пребывания, питания, заботы о них. Сиспользованием картин «Зимующие птицы», «У кормушки».
Воспитатель: А теперь садитесь на места, глазки смотрят на меня. Отвечать необходимо полным ответом. Отвечает тот, кого спрошу.
На картине изображены птицы. Скажите, что общего у всех птиц? Чем они похожи?
(Ответы детей: Клюв, маленькая голова, крылья, тело покрыто перьями, хвост, лапки).
Воспитатель: Правильно, теперь мы знаем общие признаки птиц.
У птицы есть свои особенности. Как вы догадались, что это синица? (ответы детей: жёлтая грудка)
Значит, она, какая? — желтогрудая.
Быстрая, юркая. Чем питается? (ответы детей: салом, семечками). Живёт в лесу.
Воспитатель: Как определили, что это снегирь? (ответы детей: красная грудка).
Значит, какой снегирь? — красногрудый.
Чем питается? (ответы детей: ягодой рябины). Где живёт? (ответы детей: в лесу).
Воспитатель: Воробей какой? (ответы детей: шустрый, быстрый, маленький, серенький).
Воспитатель: У воробья короткий клюв, значит он какой? — короткоклювый.
Короткий хвост? — (ответы детей короткохвостый).
Как подаёт голос? — (ответы детей: чик, чирик).
Где живёт? (ответы детей: в городе).
Воспитатель: Как узнали, что это дятел? Какой он? — (ответы детей: трудолюбивый, шумный).
Воспитатель: Если у дятла длинный клюв, значит какой дятел? — (ответы детей: длинноклювый).
Воспитатель: У него пестрые крылья, белая грудь. Почему его назвали «Лесным доктором» — (ответы детей: он спасает деревья от вредителей).
Где живёт дятел? (ответы детей: в лесу).
Воспитатель: Посмотрите на сороку. Какая она? (ответы детей: ловкая, суетливая).
Если у сороки белые бока, значит она, какая? (ответы детей: белобокая).
Если длинный хвост, значит она, какая? (ответы детей: длиннохвостая).
Где живёт? (ответы детей: в лесу и в городе рядом с человеком).
Воспитатель: Вот какие замечательные зимующие птицы, красивые и у каждой свои особенности.
Воспитатель: Холодно и голодно птицам зимой. А кто заботится о них в зимнее время? (ответы детей: люди).
Воспитатель: А как заботятся люди о птицах? Чем можно угостить наших пернатых друзей? (ответы детей: хлебом, салом, крупой, семечками, ягодой).
- Зрительная гимнастика.
Дятел долбит старый сук (взор вверх, вниз, вправо, влево.)
Тук-тук-тук, тук–тук-тук (моргание)
Гонит эхо дятла стук (взор по кругу вправо, влево)
Туки-туки, туки-тук (моргание)
- Физ. минутка. Расскажи стихи руками «Снегирек» (проводит логопед)
Сел на ветку снегирек,
Снег пошел. Он промок.
Ветерок подул слегка,
Обсушил нам снегирька.
- Словесные игры для устранения специфических грамматических ошибок в речи в рамках лексической темы «Зимующие птицы» (работа с логопедом).
Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в словесные игры.
— «Скажи наоборот»:
Воробей маленький, а ворона — …
У синицы хвост короткий, а у сороки — …
Голубь тяжёлый, а воробей — …
У снегиря клюв тонкий, а у совы — …
— «Назови ласково»
птица — птичка
синица — синичка
воробей — воробышек — воробьишко
снегирь — снегирек, снегиречек
голубь — голубка, голубок
сова — совушка
— Какое слово лишнее?
Ворона, синица, лебедь , воробей.
(Лишнее слово — лебедь, потому что это — перелетная птица, а все остальные — зимующие.)
Крыло, клюв, снегирь , хвост.
(Лишнее слово — снегирь, потому что это- целая птица, а остальные — части птицы.)
Логопед : Сейчас у нас игра с мячом «Один — много». Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов.
Ворона (вороны)
сорока (сороки)
голубь (голуби)
сова (совы)
снегирь (снегири)
дятел (дятлы)
воробей — (воробьи)
перо — (перья)
крало — (крылья)
дерево — (деревья)
Логопед: — А вы знаете, что птицы могут разговаривать, каждая птица подаёт свой голос.
Логопед: Как подаёт голос воробей? (ответы детей: он чирикает)
Логопед: А синица и снегирь? (ответы детей: они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно они — шипят.)
Логопед: Как свой голос подаёт ворона? (ответы детей: она каркает)
Логопед: Сорока — трещит, голуби воркуют, сова ухает.
— «Чья тень, чей след».
Логопед: Ребята посмотрите на окно. Пока мы с вами играли, за нами наблюдали птички, а теперь они улетели, но остались их тени. Давайте угадаем, чья тень на окне (воробьиная, голубиная, воронья и т. д.)
Логопед: Птицы не только оставили свои тени, но и отпечатки следов. Давайте проверим, чьи это следы:
— вот эти маленькие следы воробья и синицы. След воробья (какой?) воробьиный
— а здесь топталась большая ворона и след у нее большой. След вороны (какой?) вороний.
— а это следы важной совы она наверно ночью устроила охоту на мышей и диких хомяков, которые спят под снегом. След совы (какой?) совиный.
Воспитатель: Детки оглянитесь, посмотрите внимательно, куда завели нас птичьи следы?
Дети: В зимний лес.
Воспитатель: Правильно, а кого кроме птиц можно встретить в лесу зимой.
Дети вместе с воспитателем вспоминают диких животных, которые обитают в Сибирских лесах.
(В имитированном зимнем лесу развешаны и разложены картинки диких животных)
Воспитатель: Ребята совсем недавно мы с вами читали сказку «Рукавичка», а теперь давайте попробуем ее пересказать, превратившись в героев этой истории.
Дети, используя маски, играют в сказку «Рукавичка».
- Итог занятия или рефлексия.
Логопед: Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах. Что нового и интересного вы узнали?
Дети отвечают.
Логопед: А, что мы должны сделать для зимующих птиц.
Дети: Повесить кормушку, насыпать в нее семечек, крошек.
Воспитатель: Птицы тоже позаботились о вас и в нашем лесу приготовили для вас угощения.
(Из-за елки достаёт корзинку с конфетами «Птичье молоко»).
Литература:
- Алянский Ю. Л. Азбука театра. Москва: Просвещение, 1998;
- Артемова Л. В. Театральные игры дошкольников. Москва: Просвещение,1983;
- Нагаева Т. И. Нарушение зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки. Ростов-на-Дону, Феникс, 2008;
- Плаксина Л. И., Григорян Л. А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. Москва, 1998;
- Чистякова М. А. Психогимнастика. Москва: Просвещение, 1990;
- Чурилова Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. Москва: Владос, 2001
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва: Просвещение,1983.