Формы коррекционной работы по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников
Автор: Фадеева Юлия Александровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (20) январь 2021 г.
Дата публикации: 09.12.2020
Статья просмотрена: 400 раз
Библиографическое описание:
Фадеева, Ю. А. Формы коррекционной работы по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников / Ю. А. Фадеева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 1 (20). — С. 36-37. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/184/5851/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье автор предлагает некоторые формы работы при коррекции нарушений письменной речи, обусловленной недоразвитием речи у младших школьников. Статья будет полезна логопедам и учителям НОО.
Ключевые слова: логопедия, дисграфия, начальная школа.
Содержание и формы коррекционной работы по устранению аграмматической дисграфии определяются спецификой логопедических задач, при этом они четко соотносятся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе, но не дублируют уроки по данному предмету.
При аграмматической дисграфии учащиеся испытывают значительные трудности вычленения в речевом потоке устойчивых речевых единиц и их элементов. Это ведет к слитному написанию смежных слов либо к раздельному написанию частей слова. Следующее упражнение является эффективным тренажером для освоения младшими школьниками морфемного состава слова .
«Составь слово»
Цель: упражнять в дифференциации частей слова, умении выделять корень слова путем подбора родственных слов; запомнить частотные приставки и суффиксы русского языка.
Задание: в данном ряду слов выделить в первом слове приставку, во втором слове корень, в третьем слове суффикс. Из этих частей составить и записать новое слово. Выделить части слова.
подпеть, борода, листок (подбородок)
посвистеть, дорожный, высотник (подорожник)
подмести, кормит, малышка (подкормка)
побег, подъезд, санки (поездка)
перелез, бежит, грузчик (перебежчик)
подарок, дружит, книжка (подружка)
рассвет, цветы, кашка (расцветка)
посмотри, сельский, сапожок (посёлок)
переход, крест, глазок (перекрёсток)
разбег, носит, карманчик (разносчик)
влетел, садится, грибник (всадник)
подкинуть, оконце, дворник (подоконник)
нарост, ставить, чайник (наставник)
заморозки, грузит, шляпка (загрузка)
накрыть, стройка, гонщик (настройщик)
попить, вязать, погодка (повязка)
закопать, колет, шубка (заколка)
навес, ходит, морковка (находка)
закрыть, работать, хоботок (заработок)
подклеить, готовить, горка (подготовка)
обходить, новый, пенка (обновка)
набрать, кладут, мушка (накладка)
закат, колет, блузка (заколка)
пропуск, водит, противник (проводник)
разменять, говорит, салатник (разговорник)
переболел, лесник, голосок (перелесок)
перечитал, возит, лётчик (перевозчик)
подрос, снежок, охотник (подснежник)
позеленел, ряды, значок (порядок)
поднос, ушки, семечка (подушечка)
загнать, кладу, лампочка (закладочка)
перезвон, говорит, угонщик (переговорщик)
собрал, трудимся, задачник (сотрудник)
Основная масса специфических ошибок на уровне словосочетания и предложения выражается в аграмматизмах, т. е. в нарушении связи слов: согласования и управления. Изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времени образует сложную систему кодов, позволяющую упорядочить обозначаемые явления, выделить признаки и отнести их к определенным категориям. Недостаточный уровень языковых обобщений не позволяет порой школьникам с недоразвитием речи уловить категориальные различия частей речи. В коррекционной работе учитель-логопед использует деформированные предложения.
«Исправь Незнайку»
Цель: упражнять в составлении предложно-падежных конструкций, правильном обозначении границ предложения (употреблении заглавной буквы в начале предложения и точки в его конце), расширять словарный запас, развивать словесно-логическое мышление.
Задание: помоги Незнайке исправить неправильно составленные предложения. Запиши исправленные предложения.
Упражнение в согласовании в родительном падеже.
Бабушка и дедушка убежали от колобка.
Галстук выступал сегодня без президента.
Из-за густой дороги не видно тумана.
У карандашей нет цветной Алисы.
Упражнение в согласовании в дательном падеже.
Быстрая река плывет по лодке.
Фильм показывали по интересному телевизору.
Мобильный телефон звонит по директору.
Автобусная остановка подъехала к маршрутке.
Пешеходный переход идет по толпе.
Узорный ковер ползает по маленькой девочке.
Красная площадь марширует по солдатам.
Упражнение в согласовании в винительном падеже.
Новогодняя елочка наряжает ребят.
Разноцветный зонтик несет маму.
Модная сумка нашла в магазине покупательницу.
Хрустальная ваза стоит в свежих розах.
Забавная обезьяна рисует в зоопарке Дашу.
Дима ловил сачок красивыми бабочками.
Упражнение в согласовании в творительном падеже.
Мастер сверлит стеной дрель.
Рыжий заяц гонится за трусливой лисой.
Варя помешивает чайную ложку горячим чаем.
Юра разбил стеклом футбольный мяч.
Папа рубит старым деревом топор.
Метла подметает дворника листьями.
Плотник забивает гвоздями большой молоток.
Семечки угостили Витю белочками.
Упражнение в согласовании в предложном падеже.
Кондитерский отдел продается в сладостях.
Поездка в Париж мечтает о бабушке.
Склон горы растет на высокой сосне.
Школьный рюкзак лежит в пенале.
В ребятах бегает физкультурный зал.
Похожие статьи
Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста
В статье дается краткая характеристика специфических нарушений речи детей дошкольного возраста: дислалии и дизартрии. Авторы статьи обращают внимание на схожесть речевых симптомов при проведении диагностики, представляют этапы диагностического обслед...
Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается вопрос комплексного подхода к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения. Статья может быть полезна педагогам и специалистам, работающим с детьми с наруше...
Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня
Данная статья исследует проблему общего недоразвития речи, которое является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Авторы уделяют особое внимание фонематическим процессам и их влиянию на развитие речи у детей....
Организация и содержание логопедической работы с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования
В статье авторы предприняли попытку организации и разработки содержания логопедической работы с детьми 6–7 лет с ОНР по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования.
Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата
В статье представлены конспекты музыкально-логоритмических занятий. Занятия способствуют решению проблемы формирования слоговой структуры речи у детей младшего школьного возраста с нарушением ОДА. Работа проведена в КРОЦ ОСП «Марьино» г. Москва. В не...
Психогимнастическая игра как средство коррекции агрессивного поведения детей 5–6 лет
В дошкольных учреждениях педагоги-психологи все чаще сталкиваются с проблемой агрессивного поведения детей. Причины такого явления недостаточно изучены. Возникает необходимость разработать критерии, механизмы, средства профилактики, диагностики и кор...
Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
Авторы раскрывают проблему развития связной речи дошкольников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) с использованием метода наглядного моделирования и в частности метода пиктограмм, обозначают актуальность их использования. Знакомят с этапами ...
Определение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра
В статье рассматривается опыт определения уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра. Автор делится своим наблю...
Инновационные технологии работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен опыт коррекционной работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и детей инвалидов в рамках функционирования консультационного центра на базе дошкольной организации. Авторами статьи представлена од...
Инфографика на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста
Эффективной формой организации образовательного процесса, способствующей формированию умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста, является инфографика. В результате применения инфографики, дети учатся использовать знаково-симво...
Похожие статьи
Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста
В статье дается краткая характеристика специфических нарушений речи детей дошкольного возраста: дислалии и дизартрии. Авторы статьи обращают внимание на схожесть речевых симптомов при проведении диагностики, представляют этапы диагностического обслед...
Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается вопрос комплексного подхода к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения. Статья может быть полезна педагогам и специалистам, работающим с детьми с наруше...
Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня
Данная статья исследует проблему общего недоразвития речи, которое является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Авторы уделяют особое внимание фонематическим процессам и их влиянию на развитие речи у детей....
Организация и содержание логопедической работы с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования
В статье авторы предприняли попытку организации и разработки содержания логопедической работы с детьми 6–7 лет с ОНР по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования.
Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата
В статье представлены конспекты музыкально-логоритмических занятий. Занятия способствуют решению проблемы формирования слоговой структуры речи у детей младшего школьного возраста с нарушением ОДА. Работа проведена в КРОЦ ОСП «Марьино» г. Москва. В не...
Психогимнастическая игра как средство коррекции агрессивного поведения детей 5–6 лет
В дошкольных учреждениях педагоги-психологи все чаще сталкиваются с проблемой агрессивного поведения детей. Причины такого явления недостаточно изучены. Возникает необходимость разработать критерии, механизмы, средства профилактики, диагностики и кор...
Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
Авторы раскрывают проблему развития связной речи дошкольников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) с использованием метода наглядного моделирования и в частности метода пиктограмм, обозначают актуальность их использования. Знакомят с этапами ...
Определение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра
В статье рассматривается опыт определения уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра. Автор делится своим наблю...
Инновационные технологии работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен опыт коррекционной работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и детей инвалидов в рамках функционирования консультационного центра на базе дошкольной организации. Авторами статьи представлена од...
Инфографика на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста
Эффективной формой организации образовательного процесса, способствующей формированию умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста, является инфографика. В результате применения инфографики, дети учатся использовать знаково-симво...