О влиянии коллектива на формирование личности ребенка в условиях детского дома
Авторы: Катаргина Ольга Ильинична, Назарова Татьяна Анатольевна
Рубрика: Педагогическая психология
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (34) июнь 2021 г.
Дата публикации: 20.05.2021
Статья просмотрена: 78 раз
Библиографическое описание:
Катаргина, О. И. О влиянии коллектива на формирование личности ребенка в условиях детского дома / О. И. Катаргина, Т. А. Назарова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 3 (34). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/198/6388/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ни для кого не секрет, что в детском доме воспитываются дети, в основном, из трудных, неблагополучных семей. Как правило, у них формальное отношение к учебе, они пассивны и недисциплинированны. Проявляют грубость и безразличие ко всему окружающему, совершают правонарушения.
Отсутствие постоянного родительского контроля, во время проживания детей в семье, а затем отрыв их от семьи, требуют от педагогов особого творческого подхода к воспитательной работе, заставляют о многом подумать. Хотя бы о том, что если Макаренко умел в 1920–30-е годы из запущенных правонарушителей делать настоящих людей, то почему же у нас теперь нередко получается, наоборот — из нормальных детей выходят правонарушители.
Здесь, думаю, будет уместно, вспомнить слова А. С. Макаренко: «Я повторяю, что если ребенок становится хулиганом, то в этом виноват не он, а виноваты педагогические методы» [4]. Более 70 лет назад Макаренко описывал свои методы воспитания, а они и сегодня актуальны и приемлемы в работе с детьми, которые лишены родителей. Большое значение в воспитательной системе он придавал коллективу. Во многих его педагогических и художественных сочинениях детально разработана методика коллективистского воспитания.
На одном из этапов формирования коллектив достигает определенного уровня своего развития, как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного воспитанника. Макаренко в статье «Максим Горький в моей жизни» писал: «…Я долго думал, до каких пор интересы коллектива должны стоять впереди интересов отдельной личности. И сейчас я склонен думать, что предпочтение интересов коллектива должно быть доведено до конца, даже до беспощадного конца — и только в этом случае будет настоящее воспитание коллектива и отдельной личности» [3].
Вопрос об отношениях коллектива и личности — один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. Многие современные авторы в своих работах пишут о том, что в течение многих десятилетий в отечественной педагогической литературе вопрос о формировании личности школьника через воздействие на него коллектива почти не рассматривался. Считалось, что личность должна, безусловно, подчиняться коллективу. Сейчас приходится искать новые, соответствующие духу времени решения, опираясь на глубинные философские концепции человека и опыт мировой педагогической мысли.
«…Организация коллектива должна начинаться с решения вопроса о первичном коллективе…. Такой коллектив, составленный из разных возрастов, я организовал в последнее время по принципу «Кто с кем хочет»» — писал Макаренко в своем сочинении «Методика организации воспитательного процесса» [2].
Хотелось бы остановиться на нескольких моментах, на которые акцентировал свое внимание Макаренко в своих работах. Он считал, что первичный коллектив не должен быть меньше 7 и больше 15 человек. В группах нашего детского дома проживают дети разного возраста — от трех до восемнадцати лет. Их наполняемость составляет от 7 до 10 человек. Существует орган детского самоуправления — совет воспитанников, в который входят представители групп — старосты. Старосты выбираются на групповых собраниях из старших воспитанников. Почему мы решили, что совет должен состоять из старших детей? Опыт показал, что разрешение сложных вопросов оказывается непосильным для младших ребят, сама деятельность совета становится для них несерьезной, похожей на игру, что в свою очередь сдерживает инициативу старших.
Что же дает нам организация групп по разновозрастному принципу? Считаю, что прежде всего образуется как бы семья, в которой старшие воспитывают младших. Общение старших и младших воспитанников в разновозрастном коллективе — их тяготение друг к другу, стремление к контактам и связям — естественное явление. На первый взгляд может показаться, что только младшие тянутся к старшим, но это не так. Старшие воспитанники вольно или невольно проявляют заботу о младших. Конкретно в нашей группе это вошло в повседневную добрую привычку. Наиболее ярким является тот момент, когда у нас проживал двухлетний мальчик. Дети проявили не просто терпеливость, но были очень доброжелательны и заботливы. Не скрою, приятно и радостно было видеть своих воспитанников в такие минуты.
Макаренко считал: «Тема дружбы младших учеников со старшими — совершенно неизбежная тема, если только вы хотите организовать единый школьный коллектив» [1]. Конечно, коллектив детского дома — это не школьный коллектив. Но в любом случае, разновозрастной коллектив — это такая среда, в которой, как нигде лучше, воспитываются такие замечательные качества как, взаимопонимание, взаимоуважение, дружба и товарищеская поддержка.
Следующий момент — это традиции коллектива. По мнению Макаренко в разновозрастных коллективах традиции сохраняются лучше. Они помогают выработать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания и украшают жизнь. У нас в коллективе прижились следующие традиции:
— день рождения (детского дома, воспитанников, сотрудников);
— встреча с ветеранами Великой Отечественной войны;
— встреча выпускников детского дома.
Эти события относятся к большим традициям. Они требуют большой подготовки, проходят ярко, массово. Подготовка и проведение таких мероприятий воспитывают у детей чувство солидарности, ответственности, гордости за свой коллектив, а также уважение к общественному мнению.
Малые, повседневные традиции (вечерние семейные чтения, лепка пельменей, вареников, традиции, связанные с бытом), они скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям, так как учат поддерживать установленный порядок, вырабатывают устойчивые привычки поведения.
Таким образом, вся воспитательная работа, ее формы, приемы средства направлены на укрепление отношений, ответственной зависимости в коллективе, создание доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, на развитие социально важных качеств личности.
Подводя итог, хочу процитировать слова А. С. Макаренко: «Достойной нашей эпохи организационной задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои способности, сохранять свою индивидуальность, идти вперед по линии своих наклонностей» [1].
Литература:
- Макаренко А. С. Проектировать лучшее в человеке… — Мн.: Университетское, 1989.
- Макаренко А. С. Сочинения в семи томах. Том 5. — М., Издательство Академии педагогических наук, 1960.
- Макаренко А. С. Сочинения в семи томах. Том 7. — М., Издательство Академии педагогических наук, 1960.
- Макаренко А. С. Статьи и рассказы. — www.gramotey.com