В статье исследуется теоретическое обоснование возможности коллективного воспитания. Коллектив как объективное условие развития личности.
Ключевые слова: коллектив, воспитание, личность.
Коллектив — это не просто собрание, не просто группа взаимодействующих индивидов. А целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива. А там, где есть организация коллектива, там есть органы коллектива, там есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива и вопрос отношения товарища к товарищу — это не вопрос дружбы, а вопрос ответственности. [О восп.стр103]
Даже если товарищи находятся в равных условиях, идут рядом в одной шеренге они связываются не просто дружбой, а общей ответственностью в работе, общим участием в работе коллектива. Специфика педагогического воздействия заключается в том, что ребенок не только субъект, имеющий свой внутренний мир, но и объект воздействия педагогической методики. Если мы хотим добиться понимания ребенка своих действий и побудить его к ответной деятельности, то руководство должно быть опосредованным. Только таким образом можно достичь формирования самостоятельности у детей.
Формирование коллектива, его самоорганизация и самоуправление рассматриваются нами как педагогически прием, заключающийся в опосредованности руководства. При этом объединяются в одно целое цель, содержание, метод. Таким образом, часто возникающий спор на тему «коллектив — это цель или средство?» неправомерен своей основе. Формирование включает в себя как организацию, так и деятельность. Формирование коллектива — путь проникновения во внутренний мир ребенка, организации самостоятельной деятельности, всестороннего развития личности. [М.Хондзе стр18]
Необходимо создать линии взаимодействия личности с личностью, поднять ребенка до подлинного гуманизма, и тогда можно строить здание самостоятельности ребенка как человека. В наше время серьезным вопросом становится проблема отчуждения. Она является важной не только в школе, но и воспитание дошкольников. В педагогике к этому явлению надо подходить следующим образом: «До того как ребенок становится объектом воспитательного воздействия для учителя, он является субъектом жизни, членом коллектива» АС Макаренко. Ребенок изначально существует как субъект жизни, как член коллектива. Только теория развития в коллективе, признает необходимость таких отношений между индивидом и коллективом, может обеспечить создание демократических связей между детьми. Формирование коллектива общего участия выражает идею демократического воспитания: «пусть ни один человек не будет отвержен». Для претворения этого лозунга в жизнь был разработан метод ячеек внутри коллектива, который помогает установить отношения ответственности взаимозависимости между личностью и коллективом. Развитие коллектива путем создания отношений зависимости формирует условия, связывающие коллектив и личность, вырабатывает схему взаимоотношений личности с личностью. К примеру, формирование бригадного сознания — это основа для воспитания чувства товарищества, способствующего объединению личностей. «Я член такой-то бригады» — это бригадное сознание. «А мысль такой–то является членом бригады» формирует чувство товарищества, создает связи между личностями. В основе чувства товарищества лежит сознание принадлежности к коллективу. Развитие коллектива определяется его внутренней деятельностью, непосредственно развитием каждой отдельной личности Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: учение, общественно полезная работа, производительный труд, деятельность по художественному творчеству, спорту и т. д. Всякая деятельность является объективным фактором формирования коллектива.
Основным видом деятельности для школьников является учение. Учение и преподавание взаимосвязаны. Так, разработка новых методов обучения, осуществление проблемного, программированного, дифференцированного обучения направлены на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Интеллектуальный поиск невозможен без умения аргументировать и отстаивать свои взгляды, свою точку зрения, проникаться идеями других людей. Именно поэтому различные формы коллективного сотрудничества учащихся в учебном процессе (на уроках и практических занятиях) приобретают все большее значение. Широкое распространение в школе получили групповые формы учебной работы, когда в рамках уроков класс делится на небольшие группы по 3–5 человек и каждая группа выполняет свое задание как часть общей работы.
Коллективная работа позволяет учитывать суждения, образ мыслей товарищей, сопоставлять их способы познавательной деятельности со своими. Сотрудничество, взаимозависимость в процессе умственной деятельности ведет к большей осмысленности, осознанности изучаемых понятий, поскольку они рассматриваются с самых различных точек зрения. Все это позволяет каждому ученику проникаться общим настроением. Коллективизм как бы одухотворяет сам процесс работы, выбор наиболее рациональных приемов и методов, ее организацию. Существенно и то, что при коллективной организации обучение перестает быть только предметом индивидуальных забот и становится источником укрепления подлинно коллективистических мотивов поведения.
Включение учащихся в общественно полезный труд позволяет им приобщиться к системе социальных ценностей коллективов: дисциплинированности, товарищеской взаимопомощи, нравственным нормам отношений в труде и т. д.
Коллектив функционирует только в процессе деятельности, которая является потребностью каждого ребенка. Он не может нормально жить и развиваться, если не удовлетворяются его потребности, например в движении, в игре, в знаниях, эстетических впечатлениях, в общении с другими людьми. Неудовлетворенные физические и духовные потребности оказывают на организм ребенка, на его чувства и мысли глубокое влияние, в частности это приводит к снижению работоспособности, к повышению возбудимости или, наоборот, к апатии.
Ребенка обычно влечет к другому человеку, к группе людей, к коллективу, способному удовлетворить его потребности. Умеренно удовлетворенная потребность, например потребность детей в игре, является основой для возникновения новых потребностей: быть с товарищами, в коллективе, приобрести какие-то навыки и умения, чтобы лучше играть.
В укреплении коллективистических связей и развитии коллективистических отношений большое значение имеет совместное проведение досуга. Совместное проведение досуга приобщает школьников к коллективным переживаниям, действиям, помогает им лучше познакомиться с духовным миром друг друга.
Планируя работу коллектива, учителю приходится думать над тем, как увлечь общей деятельностью детей. А для этого очень важно учитывать их интересы. Деятельность увлекает школьников и сплачивает их, если учителю удалось вовлечь в нее всех школьников. А. С. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — его смерть. Он определил принципы коллектива: гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельные действия; выявил этапы развития коллектива. 1-й этап — становление коллектива. Педагог оформляет группу, класс, кружок в коллектив, т. е. социально-психологическую общность, в которой отношение учеников определяется характером их совместной деятельности, ее целями и задачами. Организатор коллектива — педагог, от которого исходят все требования. 2-й этап — усиление влияния актива. Актив не только выполняет требования педагога, но и сам их предъявляет к членам коллектива, исходя из того, что приносит пользу, а что вред коллективу. Коллектив на 2-м этапе развития выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив здесь выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. 3-й этап и последующие этапы — расцвет коллектива. Уровень и характер требований — более высокие требования к себе, чем к своим товарищам — свидетельствует об уже достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений. Если коллектив дошел до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Основные признаки коллектива — общий опыт, одинаковые оценки событий. 4-й этап развития — этап движения. На этом этапе каждый школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам к себе предъявляет определенные требования, его потребностью становится выполнение нравственных норм. Здесь процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
По мнению А. С. Макаренко, ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиции, конечно, не может быть хорошей школой, и лучшие школы — те, которые их накопили. И дети — удивительные мастера создавать такие традиции.
Традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности, воспитывать умение быть Человеком.
Коллектив, как всякий живой организм, рождается, развивается, проходит кризисные этапы, распадается, умирает и вновь способен к возрождению. Детский коллектив особенный: дети, вырастая, покидают воспитательное учреждение, идет постоянная смена лидеров, интересов, форм деятельности, иерархий ценностей. Динамичность осложняет работу педагога, однако если вырабатываются традиции коллектива, он при такой динамике долго живет.
С самого первого дня работы основной целью классного руководителя является формирование ученического коллектива и последовательная подготовительная работа к переходу коллектива к самоуправлению. В соответствии с этапами развития ученического коллектива перед классным руководителем ставятся разные задачи.
Важным условием развития классного коллектива является организация самоуправления. Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром является актив. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах. В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники. Естественно, что педагог не может стоять в стороне, поэтому изучение деловых и личных качеств воспитанников и их положения в коллективе является одним из существенных условий правильного подбора активистов и предотвращения появления во главе коллектива лидеров с отрицательной общественной направленностью.
Как же следует проводить воспитательную работу с активистами, чтобы они хорошо выполняли свои общественные обязанности и способствовали развитию и укреплению коллектива?
Изучение опыта показывает, что воспитательная работа с активом может складываться из следующих видов педагогической работы: разъяснения прав, обязанностей и задач коллектива посредством инструктирования; оказания повседневной практической помощи в разработке стратегий коллективной деятельности; организация обмена опытом работы; контроля за исполнением поручений и привлечения внимания актива к качеству выполненной работы.
Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т. п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность.
В каждом коллективе есть творческое дело оно проявляется в методике коммунарского воспитания Иванов ИП:
- Суть каждого дела — забота о коллективе, друг о друге, об окружающих людях.
- Дело — это коллективное, потому что совершается вместе, как и общая работа.
- Дело — это творческое коллективное, потому что творится сообща — не только выполняется, но и организуется. (ком.восп.стр.205)
Собственно воспитательные задачи, которые ставятся воспитателями должны решатся незаметно для воспитанников. Это и есть незаметное воспитание и воздействие, чрезвычайную важность которого подчеркивали А. С. Макаренко, Т. Н. Торскии, В. А. Сухомлинский.(стр.206)
Главное, чтобы дела, в которых детей и взрослых объединяла общая цель, жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества сотворчества.
О влиянии коллектива на формирование личности и о влиянии личности на коллектив учёные спорят давно, но однозначного мнения на этот вопрос нет. Рассмотрим общие положительные и отрицательные стороны влияния коллектива на личность.
Положительные стороны:
А) ребёнок учится жить, общаться в социуме.
Б) способствует формированию взглядов и убеждений.
В) способствует проявлению и развитию различного рода способностей.
Отрицательные стороны:
ограничивается возможность индивидуального развития ребёнка.
Чаще всего коллектив «навязывает» мнения, убеждения по каким-либо вопросам.
Таким образом, влияние личности на развитие коллектива состоит в том, что каждая личность привносит в коллектив что-то новое: мнения, правила, суждения, которые способствуют изменению и развитию коллектива в целом.
Литература:
- А. С. Макаренко «Педагогические сочинения». 1т. стр.116.
- А. С. Макаренко «О воспитании». М. 1990г. стр.103
- И. П. Иванов «Энциклопедия творческих дел» стр3, «Методика коммунарского воспитания» стр.205–206.
- Масаяси Хондзе. «Как организовать коллектив дошкольников». стр26, стр18. стр114–115.