Методическая разработка урока по учебному предмету «сольфеджио» с учащимися 6-го класса ДПОП в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты»
Автор: Григорьева Жанна Николаевна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (33) апрель 2021 г.
Дата публикации: 01.04.2021
Статья просмотрена: 534 раза
Библиографическое описание:
Григорьева, Ж. Н. Методическая разработка урока по учебному предмету «сольфеджио» с учащимися 6-го класса ДПОП в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты» / Ж. Н. Григорьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 46-51. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6237/ (дата обращения: 16.11.2024).
Методическое обоснование темы: урок входит в систему занятий по изучению темы «Аккорды», объемной по своим масштабам и одной из центральных в учебном предмете «Сольфеджио». Непосредственно знакомство с аккордами происходит в 1-ом классе, а их дальнейшее изучение растягивается на все годы обучения в музыкальной школе.
В основе занятия лежат различные формы работы с аккордовыми гармоническими последовательностями (так называемыми у теоретиков «цифровками»). На данном этапе у обучающихся уже имеются предварительные навыки определения аккордовых цепочек на слух. Практическая значимость урока заключается в том, что учащиеся на основе теоретических знаний и практических навыков должны почувствовать некоторую свободу в обращении с аккордами ( «слышу — строю — пою» ). И в заключение урока своеобразным открытием для них должно стать определение знакомых аккордовых построений в нотах, в «живой» музыке различных композиторов.
На организационном этапе урока необходимо уделить внимание созданию рабочей обстановки и настроить школьников на творческое мышление. Проверка домашнего задания способствует дальнейшей активизации внимания у учащихся и мотивации к активному творческому восприятию.
Темы программы: «Главные трезвучия лада», «Обращения главных трезвучий лада», «Доминантовый септаккорд», «Обращения доминантсептаккорда».
Место урока в изучаемой теме : Урок представляет собой исключительно практическое занятие, синтезирующее в себе несколько тем программы, рассредоточенных по разным классам обучения: «Главные трезвучия лада», «Обращения главных трезвучий», «Доминантсептаккорд и его обращения». Изучаемые по спиральному принципу, т. е. с постепенным углублением, все эти темы находят свое непосредственное целевое применение в настоящем практическом занятии.
Тема урока : Аккордовые гармонические последовательности на уроке сольфеджио и в произведениях различных композиторов.
Тип урока : урок закрепления полученных знаний и выработки практических умений и навыков.
Вид урока : практическая работа.
Цель урока : развитие навыков аккордового гармонического мышления и восприятия аккордовых последовательностей на слух.
Задачи урока:
Обучающие:
— упорядочить теоретические знания по превалирующим темам;
— закрепить в практических упражнениях слуховые навыки;
Развивающие:
— создать условия для активного развития гармонического слуха учащихся;
— стремиться к осознанному и точному интонированию в 3-хголосном пении;
— формировать умение оперировать классической терминологией;
Воспитательные :
— повысить у учащихся интерес к предмету путем применения различных форм ансамблевого музицирования;
— подчеркнуть взаимосвязь предмета «Сольфеджио» с другими учебными дисциплинами музыкально-теоретического цикла и произведениями мировой классической музыкальной литературы;
— создать условия, способствующие формированию у учащихся интереса к классической музыке.
Основные методы:
Метод обучения |
Форма деятельности |
Метод вербальной передачи информации и слухового восприятия информации учащимися |
- объяснение преподавателя — рассуждения, беседа с учащимися — фронтальный опрос |
Метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации учащимися |
- наглядный материал (дидактические карточки с гармоническими «блоками») — работа с нотным текстом |
Метод передачи информации с помощью практической деятельности |
- определение на слух, построение и исполнение гармонических последовательностей — анализ и определение аккордов в музыкальных произведениях |
Активные формы обучения:
— индивидуальная форма работы — самостоятельное определение на слух и построение нотами аккордовых цепочек, распределение «блоков» в правильной последовательности;
— групповая форма работы — унисонное и трехголосное исполнение аккордовых цепочек, работа учащихся в группе, реализация коммуникативных навыков общения;
— привлечение обучающихся к активному мышлению путем рефлексии, основанной на субъективном осознании гармонических основ в классических музыкальных произведениях.
Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока : фортепиано, доска, электропиано, синтезатор, портреты композиторов, нотные издания, наглядный материал (дидактические карточки-блоки), мультимедийная аппаратура.
Целевая аудитория : учащиеся 6-го класса музыкального отделения МБУ ДО «Талнахская детская школа искусств».
Продолжительность урока : 45 минут.
План урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний:
— повторение теоретического материала (главные ступени, трезвучия главных ступеней с обращениями, неустойчивые аккорды доминантовой группы — Д 7 с обращениями)
- Основная часть:
— повторение основных гармонических оборотов (рабочие «блоки»-основы: Т5 3 -S6 4 -Т5 3 , Т5 3 –Д 6 –Т5 3 , Т5 3 -Д6 4 – Т 6 , Т5 3 –S 6 –Д5 3 ).
— определение аккордовых последовательностей на слух, цифровая запись в тетради, затем запись нотами
— пение цепочки последовательно и трехголосно
— анализ аккордов в произведениях композиторов различных стран и эпох.
4. Оценка результативности урока, запись домашнего задания.
Конспект урока.
( Преподаватель ). Сегодня на уроке сольфеджио мы с вами будем работать над аккордовыми гармоническими последовательностями. Наше занятие носит чисто практический характер. Для начала давайте мы с вами вспомним, из каких аккордов складываются распространенные гармонические последовательности. А сделать это можно, только повторив определенные теоретические темы. Поэтому я предлагаю вам ответить на вопросы, подготовка к которым составляла часть вашей домашней работы.
(Вопросы учащимся) . Какие аккорды составляют основу для гармонических последовательностей? Что такое главные ступени? Какие аккорды относятся к тонической функции? Какие аккорды относятся к субдоминантовой функции? Какие аккорды входят в группу доминанты[1]?
(Ожидаемые ответы учащихся) . Гармонические последовательности складываются из аккордов, построенных на главных ступенях лада, а также их обращений. Именно эти аккорды являются основными при построении гармонических цепочек. Главными ступенями для каждого лада являются те, которые показывают его окраску: в мажоре на главных ступенях строятся мажорные трезвучия, а в миноре — минорные. Это I, IV и V ступени. Эти ступени отличаются от других ступеней тем, что имеют названия (Тоника, Субдоминанта, Доминанта).
( Преподаватель ). Молодцы. Эти темы вы помните хорошо. А теперь давайте вспомним, как мы начинали определять на слух аккордовые последовательности в тональности. Я рассказывала вам о том, что целая аккордовая цепочка — это большая постройка (например, дом или замок), которая собирается из кубиков как детский конструктор. И мы можем разобрать ее, разложить на отдельные элементы — кубики. Эти формообразующие кубики мы назвали «блоками». Сейчас мы с вами вспомним основные наши блоки, которые составляют каркас для больших построений. Это 4 главных блока:
Распределяю заготовленные карточки-блоки на доске и вместе с учащимися называем все аккорды.
( Преподаватель ). А теперь давайте вспомним, как они звучат.
Играю эти аккордовые заготовки, выделяя мелодическую линию нижнего голоса.
( Преподаватель ). Какой из трех голосов я сейчас проводила более отчетливо, акцентируя на нем ваше внимание?
(Ожидаемые ответы учащихся) . Более ярко, громко и заметно звучал нижний голос, линия баса.
( Преподаватель ). Мне тут же хочется задать вам следующий вопрос: «А для чего я его подчеркивала, зачем вам нужно слушать более внимательно именно нижний голос?»
(Ожидаемые ответы учащихся) . Именно по нижнему голосу мы точно определяем ступень, которая звучит в данный момент в басу, и, значит, можем назвать аккорд. Потому что каждый аккорд строится на своей, определенной ступени. Так, Т5 3 строится на I ступени, Т 6 на III ступени и т. д.
Двое-трое учащихся вызываются к доске и под каждым аккордом подписывают ступени.
( Преподаватель ). Теперь давайте исполним линию баса одновременно со звучанием аккордов. Я играю, и мы пропеваем ступень в нижнем голосе. Так и называем ее, какой она является по счету: «первая — первая — первая», далее будет «первая — седьмая — первая» и т. д.
Играю аккордовые блоки, одновременно пропевая вместе с учащимися мелодическую линию басового голоса.
( Преподаватель ). Что еще мы с вами заметили? Какие блоки стоят на месте, а какие из них двигаются? И в каком направлении происходит это движение?
(Ожидаемые ответы учащихся) . Первые два блока стоят на месте, показывая нам Тонику, первую ступень лада, обыгрывая ее с помощью аккордов Субдоминанты и Доминанты. А третий и четвертый блоки уходят от первой ступени; третий — движется вверх, а четвертый — вниз.
( Преподаватель ). Правильно. Вы можете у себя в тетрадях добавить к блокам стрелочки, показывающие направление движения в этих цепочках.
А теперь приступим к определению аккордов на слух. Я вам играю последовательность, а вы записываете ее в виде аккордовой цифровки.
Внимание! Гармоническая сетка прозвучит 2 раза, от начала до конца, с небольшим перерывом. Слушаем внимательно. Вот тональная настройка.
Играю тоническое трезвучие тональности Ре мажор [2] .
Аккордовая последовательность проигрывается два раза в сдержанном темпе, от начала до конца. (Т5 3 — S6 4 — T5 3 — S 6 — D5 3 — D 7 — T 3 ).
( Преподаватель ). Записали? Давайте проверим.
Учащиеся называют аккорды. В случае необходимости исправляем ошибки, проверяем движение нижнего голоса. К доске выходит один из учеников и записывает цифровку.
( Преподаватель ). Мы с вами идем далее и сейчас прослушаем и запишем еще одну последовательность. Будьте внимательны, также слушаем 2 раза.
Звучит еще одна аккордовая цепочка. (T5 3 — D6 4 — T 6 — S5 3 — S 6 — D 7 — T 3 ).
Проверяем записанные аккорды, в случае необходимости исправляем ошибки, проверяем движение нижнего голоса.
( Преподаватель ). А для дальнейшей работы нам понадобится эта последовательность в виде нотной записи.
К доске вызывается один из учеников, который в момент начала записи обнаруживает к своему и всеобщему удивлению, что нам неизвестна тональность.
( Преподаватель ). А вот, наконец, и возник перед нами вопрос — какая тональность? Предлагаю вам попробовать самим определить ее, можно попробовать «угадать»… Сегодня мы с вами работаем в тональности D dur.
Учащийся записывает аккордовую последовательность нотами [3] .
( Преподаватель ). Давайте пропоем эту цепочку. Сначала традиционно, от баса последовательно к верхнему голосу.
Теперь наоборот, сверху вниз[4].
И, наконец, наше любимое занятие, которое мы прозвали «Бутерброд»!
Невозможно, наверное, представить себе бутерброд без хлеба. Так вот, роль хлеба для нас и выполняет басовый голос, это основа, фундамент всей аккордовой постройки. Средний голос и верхний — предлагаю вам пофантазировать и самим представить, что именно будет в нашем бутерброде.
Разделяемся на 3 голоса и поем эту цепочку трехголосно, с постепенным наслаиванием голосов друг на друга.
и т. д.
Несколько раз пропеваем цепочку в трехголосном виде, стараясь добиться максимальной интонационной точности. Прослушиваем чистое звучание каждого тянущегося аккорда.
( Преподаватель ). Сейчас я вам сыграю еще раз цепочку, а вы послушаете и скажете мне, что изменилось в ней?
Играю ту же самую последовательность в одноименной тональности (ре минор).
(Ожидаемые ответы учащихся) . Последовательность была мажорная, а стала минорная. Но при этом высота звучания не изменилась, поменялось только настроение.
( Преподаватель ). Верно. Я вам сыграла аккорды в тональности ре минор , до этого у нас был Ре мажор . Что надо сделать с нашей нотной записью, чтобы вся аккордовая последовательность моментально очутилась в миноре? Как называется эта тональность по отношению к начальной тональности?
(Ожидаемые ответы учащихся) . Ре мажор и ре минор — это одноименные тональности. У них одинаковая I ступень. Поэтому можно просто поменять ключевые знаки, и мы сразу окажемся в миноре. А для аккордов доминантовой группы надо добавить повышение VII ступени.
Пропеваем аккорды в ре миноре.
( Преподаватель ). А сейчас вам предстоит совершить небольшое открытие. Но для начала вопрос — как вы думаете, зачем мы вообще так подробно изучаем и разбираем аккордовые соединения? Для чего они нам нужны?
(Ожидаемые ответы учащихся) . Мы изучаем аккорды для того, чтобы правильно их соединять друг с другом; невозможно представить себе любое музыкальное произведение без аккордов; из аккордов можно подобрать аккомпанемент к мелодии и т. д.
( Преподаватель ). А различные композиторы использовали их в своих произведениях? Соблюдали ли они правила построения таких цепочек? Или это важно только на уроках сольфеджио, при изучении теории? Как вы думаете?
(Ожидаемые ответы учащихся) [5]. Наверное, композиторы просто сочиняли музыку, не задумываясь о правилах. Главное для них было передать в звуках свои внутренние ощущения и переживания. Но, может быть, они и придерживались правил, потому что мы знаем, что все композиторы хотели совершенствоваться и изучали музыку других знаменитых композиторов.
( Преподаватель ). Вот мы сейчас это и проверим. Рассмотрим 4 произведения, которые были написаны разными композиторами.
Учащиеся, условно поделенные на 4 группы, получают на парты ноты одного из четырех произведений.
( Преподаватель ). Обратите, пожалуйста, внимание на авторов, с которыми мы работаем. Давайте их назовем. Это Иоганн Себастьян Бах, живший в эпоху барокко; Леопольд Моцарт, отец великого австрийского классика; Михаил Иванович Глинка, основоположник русской классической школы, и Сергей Васильевич Рахманинов, яркий выразитель романтических идей. Мы видим, что каждый из них обладает своим собственным стилем. Дата рождения и смерти каждого у вас указаны. Составляя ленту времени, которая хронологически отражает годы жизни, мы видим следующую картину:
И. С. Бах |
Л. Моцарт |
М. И. Глинка |
С. В. Рахманинов |
1685–1750 |
1719–1787 |
1804–1857 |
1873–1943 |
Как вы думаете, могли встречаться эти композиторы? Конечно, нет. Ведь они жили в разное время и почти все в разных странах.
Обратите внимание на названия произведений, это танцы: у зарубежных авторов — два менуэта, а у русских — две польки. Интересен для нас и тот факт, что все 4 данные произведения в оригинале написаны в одной и той же тональности. Это ре минор.
Я исполняю на фортепиано по очереди первый период каждой пьесы, а учащиеся должны проследить по нотам и «узнать» на слух то произведение, которое досталось именно им.
( Преподаватель ). И теперь ваше главное, самое интересное, задание — под нижним голосом подписать аккорды, которые мы легко можем определить по басовой линии в левой руке.
Учащиеся подписывают аккорды:
И. Бах Менуэт
Л. Моцарт Менуэт
М. Глинка Полька
С. Рахманинов Итальянская полька
( Преподаватель ). Давайте сверим, что у нас получилось? Похожи ли эти аккорды на наши записанные последовательности? Посмотрите внимательно. Мы видим почти полное совпадение!!
Заключение . Так вот оказывается, что все композиторы во все времена, и наверное, во всех странах, где только существовала теория музыки, конечно же, изучали эти аккорды, и в своих произведениях очень строго придерживались правил. И в этом вы сейчас смогли убедиться лично. Знание основ построения гармонических «цифровок» помогает вам запоминать музыкальный материал наизусть и музицировать.
Рефлексия . Постарайтесь каждый для себя решить, подумав предварительно, как же действовал композитор? Может быть, он просто «слышал» внутри себя музыку, или, например, мелодию? И не задумываясь о правилах, записывал нотами. Или сначала композитор выстраивал по всем правилам аккордовые соединения, а потом к ним присочинял мелодию? Как бы действовали вы, если бы вы были композиторами?
Оценка результативности урока и домашнее задание . По результатам работы на уроке происходит выставление дифференцированных оценок учащимся (в целях стимулирования мотивации предпочтительнее выставлять только оценки «отлично» и «хорошо»).
В качестве домашнего задания учащимся предлагается сочинить мелодию. Я предлагаю им действовать по 2-му варианту: сочинить мелодию на уже готовый гармонический каркас (тот, что в классе был записан нотами в тетради и на доске). А можно за основу взять любую из разобранных аккордовых последовательностей. «У вас, ребята, появляется уникальная возможность почувствовать себя в роли композитора».
Анализ эффективности проведения открытого урока. Урок разработан с учетом возрастных и индивидуальных психологических особенностей учащихся старшего класса, для которых характерна активная жизненная позиция. Ведущий вид деятельности — познавательный. Поэтому именно форма поисково-творческого обучения для них актуальна на данном этапе. Большое значение я придаю эвристическому методу при общении на уроке с учащимися, предоставляя им возможность самостоятельно найти единственно верное решение, совершить небольшое открытие, опираясь на ранее изученный материал.
Литература:
- Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. М., 1985
- Лернер И. Дидактическая система методов обучения. М., 1980.
[1] За счет использования такой формы опроса, как фронтальный, должны быть опрошены несколько учащихся. Желательно задействовать каждого шестиклассника.
[2] Звуковысотно тональность учащимся не озвучивается. Исходя из собственного опыта, замечу, что для ребят, как правило, вопрос тональной окраски не является актуальным. Ежели кто-либо из них вспомнит о тональности и спросит, я мягко ухожу от ответа, обращая их внимание на то, что на данном этапе прослушивания это не является принципиально важным моментом. А главное – «зацепиться» за Тонику и почувствовать основу – линию баса. Или, как вариант, предлагаю каждому ученику представить себе любую тональность, например, свою любимую. Также возможно субъективное определение тональности по насыщенности, красочности звучания и цветовому ощущению гармонической последовательности. Здесь, на мой взгляд, важно постараться избавить учащихся от привычки мыслить исключительно в До мажоре.
[3] В целях экономии аудиторного времени можно вызвать к доске ученика, который быстро и сразу верно справится с заданием. Но это не всегда педагогически целесообразно. Возможно преднамеренное «приглашение» к доске одного из «слабых» или «медлительных» учеников. Как другой вариант, можно предложить игровой момент: записанная заранее на доске правильная последовательность все это время скрывалась за карточками-блоками.
[4] Возможно пропевание по голосам «вразброс», в произвольном порядке. Но данная форма работы не является главной целью настоящего урока, а также может вывести за временные рамки. Если продолжительность урока составляет более 40-45 минут, преподаватель вправе позволить себе эту форму работы.
[5] Здесь по традиции учащиеся делятся на два лагеря. Одни искренне верят, что композиторы сочиняли музыку исключительно по зову души и не задумывались о правилах соединения аккордов. Другие учащиеся твердо убеждены в том, что все композиторы знали правила и строго соблюдали их.
Похожие статьи
Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 2. Оценочные материалы
Данные оценочные материалы являются продолжением «Методических материалов к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе») (ча...
Похожие статьи
Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 2. Оценочные материалы
Данные оценочные материалы являются продолжением «Методических материалов к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе») (ча...