В данной статье рассматриваются некоторые особенности, касающиеся содержания и примерного графика проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» в гимназии. Система и критерии оценок итоговой аттестации обучающихся 8 классов по данному учебному предмету в статье не содержаться.
Ключевые слова: проверка знания, промежуточная аттестация, выбор преподавателя, исполнение полифонии, хоровая партитура, октава, музыкальное искусство, отчетный концерт.
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Царскосельская гимназия искусств имени Анны Андреевны Ахматовой (детская школа искусств)» (далее — гимназия) — образовательное учреждение, реализующее дополнительные общеобразовательные программы в области искусств.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам в области искусств (далее– ОП).
Материалы промежуточной аттестации разработаны гимназией самостоятельно, с учетом учебного плана по данной ОП, учебной программы, методики и образовательных технологий, используемых в преподавании учебного предмета «Фортепиано» и в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре, условиям и срокам реализации данной ОП. Они целостно отражают объем проверяемых теоретических знаний, практических умений, навыков и распределение учебной нагрузки обучающихся 1–7 классов при проведении промежуточного контроля по освоению программы учебного предмета «Фортепиано».
Данный раздел фондов оценочных средств (далее — ФОС) содержит контрольно-оценочные средства, представляющие собой перечень экзаменационных заданий для обучающихся 1–7 классов, и является частью учебно-методического комплекса гимназии. Хотелось бы отметить, что ряд заданий (изучение хоровых партитур, исполнение песен под аккомпанемент и др.) осваивается и выполняется во взаимодействии с преподавателями хора и музыкально-теоретических предметов.
Кроме того, авторами статьи учтен состав контингента обучающихся, практический педагогический опыт преподавателей фортепиано как в гимназии, так и в некоторых других детских школах искусств, и вступительные требования средних профессиональных учебных учреждений по фортепиано специальности «Хоровое дирижирование».
Перед авторами статьи стояла задача, опираясь на сложившиеся традиции, систематизировать требования по подготовке обучающихся на фортепиано к итоговой аттестации по ОП «Хоровое пение», и представить свои рекомендации с целью обмена опытом, привлечения преподавателей-практиков к обсуждению специфики педагогической работы. Упорядочение «коллективного опыта» в условиях постоянно обновляющегося дополнительного образования в области искусств и требований к нему способствует повышению качества предоставляемого образования.
Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации
Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» (срок обучения 8 лет). Контрольно-оценочные средства по учебному предмету «Фортепиано» для обучающихся 1–7 классов
1 класс. II полугодие
Февраль
Изучение в классе 2 гаммы, этюд, музыкальные термины
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
До-мажор ля-минор натуральный |
Двумя руками в 2 октавы в прямом движении |
Май
Промежуточная аттестация
Зачёт, включающий исполнение полифонии и пьесы
2 класс. I полугодие
Октябрь
Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Соль-мажор, ля-минор гармонический |
Двумя руками, в 4 октавы в прямом движении, хроматическая гамма в прямом движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 3 звука в 2–4 октавы |
Тоническое трезвучие по 4 звука в 2–4 октавы |
Декабрь
Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы
II полугодие
Февраль
Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на мелкие линии, проверка знания музыкальных терминов
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Ре-мажор, ми-минор гармонический |
Двумя руками, в 4 октавы в прямом движении, хроматическая гамма в прямом движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 3 звука в 2–4 октавы |
Тоническое трезвучие по 4 звука в 2–4 октавы |
Март
Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя
Апрель
Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя
Май
Промежуточная аттестация
Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы
3 класс. I полугодие
Октябрь
Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов)
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Ми-мажор, ре-минор гармонический и мелодический |
Двумя руками, в 4 октавы, в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 3 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие по 4 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы |
Декабрь
Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы
II полугодие
Февраль
Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на гаммообразное движение, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 2. Песня под собственный аккомпанемент (по нотам). Подбор песни по слуху.
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Фа мажор, соль-минор гармонический и мелодический |
Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 3 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие по 4 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы |
Март-апрель
Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя
Апрель
Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя
Промежуточная аттестация
Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы
4 класс. I полугодие
Октябрь
Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов.
Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов)
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Ля-мажор, фа-диез минор гармонический и мелодический |
Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 3–4 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие по 4 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы |
Декабрь
Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы
II полугодие
Февраль
Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на параллельное движение, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 2 (по нотам, с пением голосов). Песня под собственный аккомпанемент (по нотам). Подбор песни по слуху.
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Ми-бемоль мажор, до-минор гармонический и мелодический |
Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 3–4 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие по 4 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы |
Март-апрель
Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя
Апрель
Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя
Май
Промежуточная аттестация. Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы
5 класс. I полугодие
Октябрь
Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов).
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Ми-мажор, до-диез минор гармонический и мелодический |
Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы, VII7 в 4 октавы |
Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы |
Декабрь
Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы
II полугодие
Февраль
Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд для левой руки, проверка знания музыкальных терминов. Самостоятельная работа. Игра хоровой партитуры № 2 (по нотам, с пением голосов). Песня под собственный аккомпанемент (по нотам). Игра аккомпанемента по цифровке (домашняя заготовка).
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Ля-бемоль мажор, фа-минор гармонический и мелодический |
Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы, VII7 в 4 октавы |
Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы |
Март-апрель
Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя
Апрель
Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя
Май
Промежуточная аттестация. Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы
6 класс. I полугодие
Октябрь
Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов).
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Си-мажор, соль-диез минор гармонический и мелодический |
Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении в октаву, терцию, дециму, хроматическая в прямом и противоположном движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы, VII7 в 4 октавы |
Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы, Доминантовый септаккорд в прямом движении в 4 октавы, VII7 в прямом движении в 4 октавы |
Декабрь
Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы
II полугодие
Февраль
Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на короткие арпеджио, проверка знания музыкальных терминов. Самостоятельная работа. Игра хоровой партитуры № 2 (по нотам, с пением). Песня или романс под собственный аккомпанемент (по нотам). Подбор песни по цифровке (домашняя заготовка)
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Ре-бемоль мажор, си-бемоль минор гармонический и мелодический |
Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении в октаву, терцию, дециму, хроматическая в прямом и противоположном движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы, VII7 в 4 октавы |
Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы, Доминантовый септаккорд в прямом движении в 4 октавы, VII7 в прямом движении в 4 октавы |
Март-апрель
Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя
Апрель
Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя
Май
Промежуточная аттестация. Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы
7 класс. I полугодие
Октябрь
Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов).
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Фа-диез мажор, ре-диез минор гармонический и мелодический |
Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении в октаву, терцию, дециму, сексту, хроматическая в прямом и противоположном движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука на 4 октавы |
Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы, VII7 в 4 октавы |
Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы, Доминантовый септаккорд в прямом движении в 4 октавы, VII7 в прямом движении в 4 октавы |
Декабрь
Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы
II полугодие
Февраль
Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на хроматическое движение, проверка знания музыкальных терминов. Самостоятельная работа. Игра хоровой партитуры № 2 (по нотам, с пением голосов). Песня или романс под собственный аккомпанемент (по нотам). Игра аккомпанемента по цифровке (домашняя заготовка).
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Соль-бемоль, мажор ми-бемоль минор гармонический и мелодический |
Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении в октаву, терцию, дециму, сексту, хроматическая в прямом и противоположном движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы, VII7 в 4 октавы |
Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы, Доминантовый септаккорд в прямом движении в 4 октавы, VII7 в прямом движении в 4 октавы |
Март-апрель
Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя
Апрель
Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя
Май
Промежуточная аттестация. Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы
Литература:
- Приказ Минкультуры РФ от 01.10.2018 № 1685 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «хоровое пение» и сроку обучения по этой программе» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.12.2018 N 52968); Министерство юстиции Российской Федерации; https://minjust.consultant.ru/documents/41237
2. Рекомендации по организации промежуточной аттестации обучающихся в ДШИ при реализации предпрофессиональных программ в области искусств; 11 января 2013; https://www.mkrf.ru/documents/rekomendatsii-po-provedeniyu-itogovoy-attestatsii-obuchayushchikhsya-osvoivshikh-dopolnitelnye-obshch/
- «Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности при реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств (письмо Минкультуры России от 22.10.2019 № 378–01.1–39-ОЯ)»; http://iroski.ru/node/2