Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

О фондах оценочных средств для промежуточной аттестации по учебному предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение»

3. Система образования
19.12.2019
195
Поделиться
Библиографическое описание
Гайнцева, С. В. О фондах оценочных средств для промежуточной аттестации по учебному предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» / С. В. Гайнцева, Г. А. Белова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 1-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/354/15531/.


В данной статье рассматриваются некоторые особенности, касающиеся содержания и примерного графика проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» в гимназии. Система и критерии оценок итоговой аттестации обучающихся 8 классов по данному учебному предмету в статье не содержаться.

Ключевые слова: проверка знания, промежуточная аттестация, выбор преподавателя, исполнение полифонии, хоровая партитура, октава, музыкальное искусство, отчетный концерт.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Царскосельская гимназия искусств имени Анны Андреевны Ахматовой (детская школа искусств)» (далее — гимназия) — образовательное учреждение, реализующее дополнительные общеобразовательные программы в области искусств.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам в области искусств (далее– ОП).

Материалы промежуточной аттестации разработаны гимназией самостоятельно, с учетом учебного плана по данной ОП, учебной программы, методики и образовательных технологий, используемых в преподавании учебного предмета «Фортепиано» и в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре, условиям и срокам реализации данной ОП. Они целостно отражают объем проверяемых теоретических знаний, практических умений, навыков и распределение учебной нагрузки обучающихся 1–7 классов при проведении промежуточного контроля по освоению программы учебного предмета «Фортепиано».

Данный раздел фондов оценочных средств (далее — ФОС) содержит контрольно-оценочные средства, представляющие собой перечень экзаменационных заданий для обучающихся 1–7 классов, и является частью учебно-методического комплекса гимназии. Хотелось бы отметить, что ряд заданий (изучение хоровых партитур, исполнение песен под аккомпанемент и др.) осваивается и выполняется во взаимодействии с преподавателями хора и музыкально-теоретических предметов.

Кроме того, авторами статьи учтен состав контингента обучающихся, практический педагогический опыт преподавателей фортепиано как в гимназии, так и в некоторых других детских школах искусств, и вступительные требования средних профессиональных учебных учреждений по фортепиано специальности «Хоровое дирижирование».

Перед авторами статьи стояла задача, опираясь на сложившиеся традиции, систематизировать требования по подготовке обучающихся на фортепиано к итоговой аттестации по ОП «Хоровое пение», и представить свои рекомендации с целью обмена опытом, привлечения преподавателей-практиков к обсуждению специфики педагогической работы. Упорядочение «коллективного опыта» в условиях постоянно обновляющегося дополнительного образования в области искусств и требований к нему способствует повышению качества предоставляемого образования.


Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации

Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» (срок обучения 8 лет). Контрольно-оценочные средства по учебному предмету «Фортепиано» для обучающихся 1–7 классов

1 класс. II полугодие

Февраль

Изучение в классе 2 гаммы, этюд, музыкальные термины

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

До-мажор

ля-минор натуральный

Двумя руками в 2 октавы

в прямом движении

Май

Промежуточная аттестация

Зачёт, включающий исполнение полифонии и пьесы

2 класс. I полугодие

Октябрь

Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Соль-мажор,

ля-минор гармонический

Двумя руками, в 4 октавы

в прямом движении, хроматическая гамма в прямом движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 3 звука в 2–4 октавы

Тоническое трезвучие по 4 звука в 2–4 октавы

Декабрь

Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы

II полугодие

Февраль

Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на мелкие линии, проверка знания музыкальных терминов

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Ре-мажор,

ми-минор гармонический

Двумя руками,

в 4 октавы в прямом движении,

хроматическая гамма в прямом движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 3 звука в 2–4 октавы

Тоническое трезвучие по 4 звука в 2–4 октавы

Март

Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя

Апрель

Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя

Май

Промежуточная аттестация

Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы

3 класс. I полугодие

Октябрь

Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов)

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Ми-мажор,

ре-минор

гармонический и мелодический

Двумя руками, в 4 октавы, в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 3 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы

Декабрь

Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы

II полугодие

Февраль

Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на гаммообразное движение, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 2. Песня под собственный аккомпанемент (по нотам). Подбор песни по слуху.

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Фа мажор,

соль-минор

гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 3 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы

Март-апрель

Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя

Апрель

Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя

Промежуточная аттестация

Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы

4 класс. I полугодие

Октябрь

Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов.

Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов)

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Ля-мажор,

фа-диез минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 3–4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы

Декабрь

Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы

II полугодие

Февраль

Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на параллельное движение, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 2 (по нотам, с пением голосов). Песня под собственный аккомпанемент (по нотам). Подбор песни по слуху.

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Ми-бемоль мажор,

до-минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 3–4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы

Март-апрель

Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя

Апрель

Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя

Май

Промежуточная аттестация. Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы

5 класс. I полугодие

Октябрь

Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов).

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Ми-мажор,

до-диез минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы,

VII7 в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы

Декабрь

Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы

II полугодие

Февраль

Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд для левой руки, проверка знания музыкальных терминов. Самостоятельная работа. Игра хоровой партитуры № 2 (по нотам, с пением голосов). Песня под собственный аккомпанемент (по нотам). Игра аккомпанемента по цифровке (домашняя заготовка).

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Ля-бемоль мажор,

фа-минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы,

VII7 в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы

Март-апрель

Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя

Апрель

Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя

Май

Промежуточная аттестация. Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы

6 класс. I полугодие

Октябрь

Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов).

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Си-мажор,

соль-диез минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении в октаву, терцию, дециму, хроматическая в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы,

VII7 в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы, Доминантовый септаккорд в прямом движении в 4 октавы,

VII7 в прямом движении в 4 октавы

Декабрь

Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы

II полугодие

Февраль

Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на короткие арпеджио, проверка знания музыкальных терминов. Самостоятельная работа. Игра хоровой партитуры № 2 (по нотам, с пением). Песня или романс под собственный аккомпанемент (по нотам). Подбор песни по цифровке (домашняя заготовка)

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Ре-бемоль мажор,

си-бемоль минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении в октаву, терцию, дециму, хроматическая в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы,

VII7 в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы, Доминантовый септаккорд в прямом движении в 4 октавы,

VII7 в прямом движении в 4 октавы

Март-апрель

Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя

Апрель

Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя

Май

Промежуточная аттестация. Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы

7 класс. I полугодие

Октябрь

Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов).

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Фа-диез мажор,

ре-диез минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении в октаву, терцию, дециму, сексту, хроматическая в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука на 4 октавы

Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы,

VII7 в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы, Доминантовый септаккорд в прямом движении в 4 октавы,

VII7 в прямом движении в 4 октавы

Декабрь

Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы

II полугодие

Февраль

Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на хроматическое движение, проверка знания музыкальных терминов. Самостоятельная работа. Игра хоровой партитуры № 2 (по нотам, с пением голосов). Песня или романс под собственный аккомпанемент (по нотам). Игра аккомпанемента по цифровке (домашняя заготовка).

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Соль-бемоль,

мажор

ми-бемоль минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении в октаву, терцию, дециму, сексту, хроматическая в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы,

VII7 в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы, Доминантовый септаккорд в прямом движении в 4 октавы,

VII7 в прямом движении в 4 октавы

Март-апрель

Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя

Апрель

Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя

Май

Промежуточная аттестация. Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы

Литература:

  1. Приказ Минкультуры РФ от 01.10.2018 № 1685 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «хоровое пение» и сроку обучения по этой программе» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.12.2018 N 52968); Министерство юстиции Российской Федерации; https://minjust.consultant.ru/documents/41237

2. Рекомендации по организации промежуточной аттестации обучающихся в ДШИ при реализации предпрофессиональных программ в области искусств; 11 января 2013; https://www.mkrf.ru/documents/rekomendatsii-po-provedeniyu-itogovoy-attestatsii-obuchayushchikhsya-osvoivshikh-dopolnitelnye-obshch/

  1. «Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности при реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств (письмо Минкультуры России от 22.10.2019 № 378–01.1–39-ОЯ)»; http://iroski.ru/node/2
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
проверка знания
промежуточная аттестация
выбор преподавателя
исполнение полифонии
хоровая партитура
октава
музыкальное искусство
отчетный концерт

Молодой учёный