О фондах оценочных средств для промежуточной аттестации по учебному предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гайнцева, С. В. О фондах оценочных средств для промежуточной аттестации по учебному предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» / С. В. Гайнцева, Г. А. Белова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 1-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/354/15531/ (дата обращения: 03.12.2024).



В данной статье рассматриваются некоторые особенности, касающиеся содержания и примерного графика проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» в гимназии. Система и критерии оценок итоговой аттестации обучающихся 8 классов по данному учебному предмету в статье не содержаться.

Ключевые слова: проверка знания, промежуточная аттестация, выбор преподавателя, исполнение полифонии, хоровая партитура, октава, музыкальное искусство, отчетный концерт.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Царскосельская гимназия искусств имени Анны Андреевны Ахматовой (детская школа искусств)» (далее — гимназия) — образовательное учреждение, реализующее дополнительные общеобразовательные программы в области искусств.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам в области искусств (далее– ОП).

Материалы промежуточной аттестации разработаны гимназией самостоятельно, с учетом учебного плана по данной ОП, учебной программы, методики и образовательных технологий, используемых в преподавании учебного предмета «Фортепиано» и в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре, условиям и срокам реализации данной ОП. Они целостно отражают объем проверяемых теоретических знаний, практических умений, навыков и распределение учебной нагрузки обучающихся 1–7 классов при проведении промежуточного контроля по освоению программы учебного предмета «Фортепиано».

Данный раздел фондов оценочных средств (далее — ФОС) содержит контрольно-оценочные средства, представляющие собой перечень экзаменационных заданий для обучающихся 1–7 классов, и является частью учебно-методического комплекса гимназии. Хотелось бы отметить, что ряд заданий (изучение хоровых партитур, исполнение песен под аккомпанемент и др.) осваивается и выполняется во взаимодействии с преподавателями хора и музыкально-теоретических предметов.

Кроме того, авторами статьи учтен состав контингента обучающихся, практический педагогический опыт преподавателей фортепиано как в гимназии, так и в некоторых других детских школах искусств, и вступительные требования средних профессиональных учебных учреждений по фортепиано специальности «Хоровое дирижирование».

Перед авторами статьи стояла задача, опираясь на сложившиеся традиции, систематизировать требования по подготовке обучающихся на фортепиано к итоговой аттестации по ОП «Хоровое пение», и представить свои рекомендации с целью обмена опытом, привлечения преподавателей-практиков к обсуждению специфики педагогической работы. Упорядочение «коллективного опыта» в условиях постоянно обновляющегося дополнительного образования в области искусств и требований к нему способствует повышению качества предоставляемого образования.


Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации

Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» (срок обучения 8 лет). Контрольно-оценочные средства по учебному предмету «Фортепиано» для обучающихся 1–7 классов

1 класс. II полугодие

Февраль

Изучение в классе 2 гаммы, этюд, музыкальные термины

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

До-мажор

ля-минор натуральный

Двумя руками в 2 октавы

в прямом движении

Май

Промежуточная аттестация

Зачёт, включающий исполнение полифонии и пьесы

2 класс. I полугодие

Октябрь

Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Соль-мажор,

ля-минор гармонический

Двумя руками, в 4 октавы

в прямом движении, хроматическая гамма в прямом движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 3 звука в 2–4 октавы

Тоническое трезвучие по 4 звука в 2–4 октавы

Декабрь

Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы

II полугодие

Февраль

Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на мелкие линии, проверка знания музыкальных терминов

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Ре-мажор,

ми-минор гармонический

Двумя руками,

в 4 октавы в прямом движении,

хроматическая гамма в прямом движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 3 звука в 2–4 октавы

Тоническое трезвучие по 4 звука в 2–4 октавы

Март

Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя

Апрель

Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя

Май

Промежуточная аттестация

Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы

3 класс. I полугодие

Октябрь

Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов)

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Ми-мажор,

ре-минор

гармонический и мелодический

Двумя руками, в 4 октавы, в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 3 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы

Декабрь

Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы

II полугодие

Февраль

Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на гаммообразное движение, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 2. Песня под собственный аккомпанемент (по нотам). Подбор песни по слуху.

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Фа мажор,

соль-минор

гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 3 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы

Март-апрель

Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя

Апрель

Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя

Промежуточная аттестация

Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы

4 класс. I полугодие

Октябрь

Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов.

Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов)

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Ля-мажор,

фа-диез минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 3–4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы

Декабрь

Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы

II полугодие

Февраль

Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на параллельное движение, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 2 (по нотам, с пением голосов). Песня под собственный аккомпанемент (по нотам). Подбор песни по слуху.

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Ми-бемоль мажор,

до-минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 3–4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы

Март-апрель

Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя

Апрель

Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя

Май

Промежуточная аттестация. Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы

5 класс. I полугодие

Октябрь

Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов).

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Ми-мажор,

до-диез минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы,

VII7 в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы

Декабрь

Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы

II полугодие

Февраль

Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд для левой руки, проверка знания музыкальных терминов. Самостоятельная работа. Игра хоровой партитуры № 2 (по нотам, с пением голосов). Песня под собственный аккомпанемент (по нотам). Игра аккомпанемента по цифровке (домашняя заготовка).

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Ля-бемоль мажор,

фа-минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы,

VII7 в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы

Март-апрель

Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя

Апрель

Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя

Май

Промежуточная аттестация. Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы

6 класс. I полугодие

Октябрь

Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов).

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Си-мажор,

соль-диез минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении в октаву, терцию, дециму, хроматическая в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы,

VII7 в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы, Доминантовый септаккорд в прямом движении в 4 октавы,

VII7 в прямом движении в 4 октавы

Декабрь

Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы

II полугодие

Февраль

Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на короткие арпеджио, проверка знания музыкальных терминов. Самостоятельная работа. Игра хоровой партитуры № 2 (по нотам, с пением). Песня или романс под собственный аккомпанемент (по нотам). Подбор песни по цифровке (домашняя заготовка)

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Ре-бемоль мажор,

си-бемоль минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении в октаву, терцию, дециму, хроматическая в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы,

VII7 в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы, Доминантовый септаккорд в прямом движении в 4 октавы,

VII7 в прямом движении в 4 октавы

Март-апрель

Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя

Апрель

Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя

Май

Промежуточная аттестация. Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы

7 класс. I полугодие

Октябрь

Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов).

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Фа-диез мажор,

ре-диез минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении в октаву, терцию, дециму, сексту, хроматическая в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука на 4 октавы

Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы,

VII7 в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы, Доминантовый септаккорд в прямом движении в 4 октавы,

VII7 в прямом движении в 4 октавы

Декабрь

Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы

II полугодие

Февраль

Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на хроматическое движение, проверка знания музыкальных терминов. Самостоятельная работа. Игра хоровой партитуры № 2 (по нотам, с пением голосов). Песня или романс под собственный аккомпанемент (по нотам). Игра аккомпанемента по цифровке (домашняя заготовка).

Тональности

Уровень

Аккорды

Арпеджио короткие

Арпеджио длинные

Соль-бемоль,

мажор

ми-бемоль минор гармонический и мелодический

Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении в октаву, терцию, дециму, сексту, хроматическая в прямом и противоположном движении

Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы

Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы,

VII7 в 4 октавы

Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы, Доминантовый септаккорд в прямом движении в 4 октавы,

VII7 в прямом движении в 4 октавы

Март-апрель

Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя

Апрель

Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя

Май

Промежуточная аттестация. Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы

Литература:

  1. Приказ Минкультуры РФ от 01.10.2018 № 1685 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «хоровое пение» и сроку обучения по этой программе» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.12.2018 N 52968); Министерство юстиции Российской Федерации; https://minjust.consultant.ru/documents/41237

2. Рекомендации по организации промежуточной аттестации обучающихся в ДШИ при реализации предпрофессиональных программ в области искусств; 11 января 2013; https://www.mkrf.ru/documents/rekomendatsii-po-provedeniyu-itogovoy-attestatsii-obuchayushchikhsya-osvoivshikh-dopolnitelnye-obshch/

  1. «Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности при реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств (письмо Минкультуры России от 22.10.2019 № 378–01.1–39-ОЯ)»; http://iroski.ru/node/2
Основные термины (генерируются автоматически): тоническое трезвучие, прямое движение, октава, противоположное движение, выбор преподавателя, исполнение полифонии, проверка знания, промежуточная аттестация, хоровая партитура, Доминантовый септаккорд.

Ключевые слова

музыкальное искусство, проверка знания, промежуточная аттестация, выбор преподавателя, исполнение полифонии, хоровая партитура, октава, отчетный концерт

Похожие статьи

Проблема приобретения интерпретационного опыта обучающимися дирижированию оркестром народных инструментов в процессе освоения образовательных программ в вузе культуры

В статье рассмотрена проблема приобретения опыта интерпретации музыкальных произведений студентами, обучающимися в вузах культуры (институты культуры, академии культуры и/или искусства) по направлению подготовки «Дирижирование» (бакалавриат, магистра...

Реализация модульной технологии в программе МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» как средство совершенствования музыкальной подготовки студентов специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Предлагается вариант преподавания МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» на основе модульного обучения. В программу междисциплинарного курса вводится специальный тематически...

К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку

В статье рассматриваются особенности ЕГЭ по иностранному языку как формы итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов, анализируется учебное пособие, способствующее подготовке к заданию на формулирование вопро...

Использование тематического портфолио в тьюторском сопровождении учащихся 11-х классов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Тематическое портфолио — редко используемая в подготовке учащихся к ЕГЭ, но очень эффективная тьюторская технология. В данной статье описывается опыт использования тематического портфолио в тьюторском сопровождении учащихся 11-х классов при подготовк...

[ОТОЗВАНА] Нотный редактор Sibelius в учебной деятельности студентов педагогических вузов

В статье раскрываются возможности внедрения графического нотного редактора Sibelius в учебную деятельность студентов предметов дисциплинарного модуля «Хоровое искусство в образовании». Определены наиболее важные особенности нотатора, которые возможно...

Особенности организационно-методического содержания предмета «физическая культура» в общеобразовательных организациях Министерства обороны РФ

В данной статье рассматриваются организационно-методические особенности обучения по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации с учетом дальнейшего поступления в военно-учебные заведени...

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах

В статье автором рассматривается творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах. Определено понятие творческого диктанта и этапы его написания. Сделан вывод, ...

Методика проведения занятий кружка в объединениях художественно-эстетической направленности

В этой статье рассмотрены направления, организация образовательной деятельности, методика преподавания в системе дополнительного образования детей. Делается акцент на необходимость развития творческих способностей детей, овладения знаниями и умениями...

Тренажер по физике «Механика»

Для подготовки к урокам и к ОГЭ по физике учащиеся могут использовать: общеобразовательные учебные издания, презентации, видеоролики в Интернете на веб-сайте «Классная физика» [1], онлайн тесты на веб-сайтах «Решу ОГЭ» и «ФИПИ» [2;3]. Но они не позво...

Похожие статьи

Проблема приобретения интерпретационного опыта обучающимися дирижированию оркестром народных инструментов в процессе освоения образовательных программ в вузе культуры

В статье рассмотрена проблема приобретения опыта интерпретации музыкальных произведений студентами, обучающимися в вузах культуры (институты культуры, академии культуры и/или искусства) по направлению подготовки «Дирижирование» (бакалавриат, магистра...

Реализация модульной технологии в программе МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» как средство совершенствования музыкальной подготовки студентов специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Предлагается вариант преподавания МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» на основе модульного обучения. В программу междисциплинарного курса вводится специальный тематически...

К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку

В статье рассматриваются особенности ЕГЭ по иностранному языку как формы итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов, анализируется учебное пособие, способствующее подготовке к заданию на формулирование вопро...

Использование тематического портфолио в тьюторском сопровождении учащихся 11-х классов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Тематическое портфолио — редко используемая в подготовке учащихся к ЕГЭ, но очень эффективная тьюторская технология. В данной статье описывается опыт использования тематического портфолио в тьюторском сопровождении учащихся 11-х классов при подготовк...

[ОТОЗВАНА] Нотный редактор Sibelius в учебной деятельности студентов педагогических вузов

В статье раскрываются возможности внедрения графического нотного редактора Sibelius в учебную деятельность студентов предметов дисциплинарного модуля «Хоровое искусство в образовании». Определены наиболее важные особенности нотатора, которые возможно...

Особенности организационно-методического содержания предмета «физическая культура» в общеобразовательных организациях Министерства обороны РФ

В данной статье рассматриваются организационно-методические особенности обучения по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации с учетом дальнейшего поступления в военно-учебные заведени...

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах

В статье автором рассматривается творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах. Определено понятие творческого диктанта и этапы его написания. Сделан вывод, ...

Методика проведения занятий кружка в объединениях художественно-эстетической направленности

В этой статье рассмотрены направления, организация образовательной деятельности, методика преподавания в системе дополнительного образования детей. Делается акцент на необходимость развития творческих способностей детей, овладения знаниями и умениями...

Тренажер по физике «Механика»

Для подготовки к урокам и к ОГЭ по физике учащиеся могут использовать: общеобразовательные учебные издания, презентации, видеоролики в Интернете на веб-сайте «Классная физика» [1], онлайн тесты на веб-сайтах «Решу ОГЭ» и «ФИПИ» [2;3]. Но они не позво...