О фондах оценочных средств для промежуточной аттестации по учебному предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение»
Авторы: Гайнцева Светлана Витальевна, Белова Галина Аркадьевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 19.12.2019
Статья просмотрена: 193 раза
Библиографическое описание:
Гайнцева, С. В. О фондах оценочных средств для промежуточной аттестации по учебному предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» / С. В. Гайнцева, Г. А. Белова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 1-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/354/15531/ (дата обращения: 03.12.2024).
В данной статье рассматриваются некоторые особенности, касающиеся содержания и примерного графика проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» в гимназии. Система и критерии оценок итоговой аттестации обучающихся 8 классов по данному учебному предмету в статье не содержаться.
Ключевые слова: проверка знания, промежуточная аттестация, выбор преподавателя, исполнение полифонии, хоровая партитура, октава, музыкальное искусство, отчетный концерт.
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Царскосельская гимназия искусств имени Анны Андреевны Ахматовой (детская школа искусств)» (далее — гимназия) — образовательное учреждение, реализующее дополнительные общеобразовательные программы в области искусств.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам в области искусств (далее– ОП).
Материалы промежуточной аттестации разработаны гимназией самостоятельно, с учетом учебного плана по данной ОП, учебной программы, методики и образовательных технологий, используемых в преподавании учебного предмета «Фортепиано» и в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре, условиям и срокам реализации данной ОП. Они целостно отражают объем проверяемых теоретических знаний, практических умений, навыков и распределение учебной нагрузки обучающихся 1–7 классов при проведении промежуточного контроля по освоению программы учебного предмета «Фортепиано».
Данный раздел фондов оценочных средств (далее — ФОС) содержит контрольно-оценочные средства, представляющие собой перечень экзаменационных заданий для обучающихся 1–7 классов, и является частью учебно-методического комплекса гимназии. Хотелось бы отметить, что ряд заданий (изучение хоровых партитур, исполнение песен под аккомпанемент и др.) осваивается и выполняется во взаимодействии с преподавателями хора и музыкально-теоретических предметов.
Кроме того, авторами статьи учтен состав контингента обучающихся, практический педагогический опыт преподавателей фортепиано как в гимназии, так и в некоторых других детских школах искусств, и вступительные требования средних профессиональных учебных учреждений по фортепиано специальности «Хоровое дирижирование».
Перед авторами статьи стояла задача, опираясь на сложившиеся традиции, систематизировать требования по подготовке обучающихся на фортепиано к итоговой аттестации по ОП «Хоровое пение», и представить свои рекомендации с целью обмена опытом, привлечения преподавателей-практиков к обсуждению специфики педагогической работы. Упорядочение «коллективного опыта» в условиях постоянно обновляющегося дополнительного образования в области искусств и требований к нему способствует повышению качества предоставляемого образования.
Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации
Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» (срок обучения 8 лет). Контрольно-оценочные средства по учебному предмету «Фортепиано» для обучающихся 1–7 классов
1 класс. II полугодие
Февраль
Изучение в классе 2 гаммы, этюд, музыкальные термины
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
До-мажор ля-минор натуральный |
Двумя руками в 2 октавы в прямом движении |
Май
Промежуточная аттестация
Зачёт, включающий исполнение полифонии и пьесы
2 класс. I полугодие
Октябрь
Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Соль-мажор, ля-минор гармонический |
Двумя руками, в 4 октавы в прямом движении, хроматическая гамма в прямом движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 3 звука в 2–4 октавы |
Тоническое трезвучие по 4 звука в 2–4 октавы |
Декабрь
Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы
II полугодие
Февраль
Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на мелкие линии, проверка знания музыкальных терминов
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Ре-мажор, ми-минор гармонический |
Двумя руками, в 4 октавы в прямом движении, хроматическая гамма в прямом движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 3 звука в 2–4 октавы |
Тоническое трезвучие по 4 звука в 2–4 октавы |
Март
Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя
Апрель
Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя
Май
Промежуточная аттестация
Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы
3 класс. I полугодие
Октябрь
Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов)
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Ми-мажор, ре-минор гармонический и мелодический |
Двумя руками, в 4 октавы, в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 3 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие по 4 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы |
Декабрь
Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы
II полугодие
Февраль
Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на гаммообразное движение, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 2. Песня под собственный аккомпанемент (по нотам). Подбор песни по слуху.
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Фа мажор, соль-минор гармонический и мелодический |
Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 3 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие по 4 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы |
Март-апрель
Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя
Апрель
Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя
Промежуточная аттестация
Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы
4 класс. I полугодие
Октябрь
Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов.
Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов)
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Ля-мажор, фа-диез минор гармонический и мелодический |
Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 3–4 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие по 4 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы |
Декабрь
Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы
II полугодие
Февраль
Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на параллельное движение, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 2 (по нотам, с пением голосов). Песня под собственный аккомпанемент (по нотам). Подбор песни по слуху.
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Ми-бемоль мажор, до-минор гармонический и мелодический |
Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 3–4 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие по 4 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы |
Март-апрель
Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя
Апрель
Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя
Май
Промежуточная аттестация. Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы
5 класс. I полугодие
Октябрь
Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов).
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Ми-мажор, до-диез минор гармонический и мелодический |
Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы, VII7 в 4 октавы |
Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы |
Декабрь
Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы
II полугодие
Февраль
Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд для левой руки, проверка знания музыкальных терминов. Самостоятельная работа. Игра хоровой партитуры № 2 (по нотам, с пением голосов). Песня под собственный аккомпанемент (по нотам). Игра аккомпанемента по цифровке (домашняя заготовка).
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Ля-бемоль мажор, фа-минор гармонический и мелодический |
Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма в прямом и противоположном движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы, VII7 в 4 октавы |
Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы |
Март-апрель
Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя
Апрель
Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя
Май
Промежуточная аттестация. Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы
6 класс. I полугодие
Октябрь
Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов).
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Си-мажор, соль-диез минор гармонический и мелодический |
Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении в октаву, терцию, дециму, хроматическая в прямом и противоположном движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы, VII7 в 4 октавы |
Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы, Доминантовый септаккорд в прямом движении в 4 октавы, VII7 в прямом движении в 4 октавы |
Декабрь
Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы
II полугодие
Февраль
Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на короткие арпеджио, проверка знания музыкальных терминов. Самостоятельная работа. Игра хоровой партитуры № 2 (по нотам, с пением). Песня или романс под собственный аккомпанемент (по нотам). Подбор песни по цифровке (домашняя заготовка)
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Ре-бемоль мажор, си-бемоль минор гармонический и мелодический |
Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении в октаву, терцию, дециму, хроматическая в прямом и противоположном движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы, VII7 в 4 октавы |
Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы, Доминантовый септаккорд в прямом движении в 4 октавы, VII7 в прямом движении в 4 октавы |
Март-апрель
Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя
Апрель
Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя
Май
Промежуточная аттестация. Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы
7 класс. I полугодие
Октябрь
Технический зачёт № 1. 2 гаммы, этюд по выбору преподавателя, проверка знания музыкальных терминов. Игра хоровой партитуры № 1 (по нотам, с пением голосов).
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Фа-диез мажор, ре-диез минор гармонический и мелодический |
Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении в октаву, терцию, дециму, сексту, хроматическая в прямом и противоположном движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука на 4 октавы |
Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы, VII7 в 4 октавы |
Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы, Доминантовый септаккорд в прямом движении в 4 октавы, VII7 в прямом движении в 4 октавы |
Декабрь
Академический концерт, включающий исполнение полифонии и пьесы
II полугодие
Февраль
Технический зачёт № 2. 2 гаммы, этюд на хроматическое движение, проверка знания музыкальных терминов. Самостоятельная работа. Игра хоровой партитуры № 2 (по нотам, с пением голосов). Песня или романс под собственный аккомпанемент (по нотам). Игра аккомпанемента по цифровке (домашняя заготовка).
Тональности |
Уровень |
Аккорды |
Арпеджио короткие |
Арпеджио длинные |
Соль-бемоль, мажор ми-бемоль минор гармонический и мелодический |
Двумя руками в 4 октавы в прямом и противоположном движении в октаву, терцию, дециму, сексту, хроматическая в прямом и противоположном движении |
Тоническое трезвучие с обращениями по 4 звука в 4 октавы |
Тоническое трезвучие, Доминантовый септаккорд в 4 октавы, VII7 в 4 октавы |
Тоническое трезвучие в прямом движении в 4 октавы, Доминантовый септаккорд в прямом движении в 4 октавы, VII7 в прямом движении в 4 октавы |
Март-апрель
Концерты классов преподавателей — произведения по выбору преподавателя
Апрель
Отчётный концерт — одно произведение по выбору преподавателя
Май
Промежуточная аттестация. Зачёт, включающий исполнение полифонии и произведения крупной формы
Литература:
- Приказ Минкультуры РФ от 01.10.2018 № 1685 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «хоровое пение» и сроку обучения по этой программе» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.12.2018 N 52968); Министерство юстиции Российской Федерации; https://minjust.consultant.ru/documents/41237
2. Рекомендации по организации промежуточной аттестации обучающихся в ДШИ при реализации предпрофессиональных программ в области искусств; 11 января 2013; https://www.mkrf.ru/documents/rekomendatsii-po-provedeniyu-itogovoy-attestatsii-obuchayushchikhsya-osvoivshikh-dopolnitelnye-obshch/
- «Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности при реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств (письмо Минкультуры России от 22.10.2019 № 378–01.1–39-ОЯ)»; http://iroski.ru/node/2
Ключевые слова
музыкальное искусство, проверка знания, промежуточная аттестация, выбор преподавателя, исполнение полифонии, хоровая партитура, октава, отчетный концертПохожие статьи
Проблема приобретения интерпретационного опыта обучающимися дирижированию оркестром народных инструментов в процессе освоения образовательных программ в вузе культуры
В статье рассмотрена проблема приобретения опыта интерпретации музыкальных произведений студентами, обучающимися в вузах культуры (институты культуры, академии культуры и/или искусства) по направлению подготовки «Дирижирование» (бакалавриат, магистра...
Реализация модульной технологии в программе МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» как средство совершенствования музыкальной подготовки студентов специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Предлагается вариант преподавания МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» на основе модульного обучения. В программу междисциплинарного курса вводится специальный тематически...
К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку
В статье рассматриваются особенности ЕГЭ по иностранному языку как формы итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов, анализируется учебное пособие, способствующее подготовке к заданию на формулирование вопро...
Использование тематического портфолио в тьюторском сопровождении учащихся 11-х классов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Тематическое портфолио — редко используемая в подготовке учащихся к ЕГЭ, но очень эффективная тьюторская технология. В данной статье описывается опыт использования тематического портфолио в тьюторском сопровождении учащихся 11-х классов при подготовк...
[ОТОЗВАНА] Нотный редактор Sibelius в учебной деятельности студентов педагогических вузов
В статье раскрываются возможности внедрения графического нотного редактора Sibelius в учебную деятельность студентов предметов дисциплинарного модуля «Хоровое искусство в образовании». Определены наиболее важные особенности нотатора, которые возможно...
Особенности организационно-методического содержания предмета «физическая культура» в общеобразовательных организациях Министерства обороны РФ
В данной статье рассматриваются организационно-методические особенности обучения по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации с учетом дальнейшего поступления в военно-учебные заведени...
Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования
В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...
Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах
В статье автором рассматривается творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах. Определено понятие творческого диктанта и этапы его написания. Сделан вывод, ...
Методика проведения занятий кружка в объединениях художественно-эстетической направленности
В этой статье рассмотрены направления, организация образовательной деятельности, методика преподавания в системе дополнительного образования детей. Делается акцент на необходимость развития творческих способностей детей, овладения знаниями и умениями...
Тренажер по физике «Механика»
Для подготовки к урокам и к ОГЭ по физике учащиеся могут использовать: общеобразовательные учебные издания, презентации, видеоролики в Интернете на веб-сайте «Классная физика» [1], онлайн тесты на веб-сайтах «Решу ОГЭ» и «ФИПИ» [2;3]. Но они не позво...
Похожие статьи
Проблема приобретения интерпретационного опыта обучающимися дирижированию оркестром народных инструментов в процессе освоения образовательных программ в вузе культуры
В статье рассмотрена проблема приобретения опыта интерпретации музыкальных произведений студентами, обучающимися в вузах культуры (институты культуры, академии культуры и/или искусства) по направлению подготовки «Дирижирование» (бакалавриат, магистра...
Реализация модульной технологии в программе МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» как средство совершенствования музыкальной подготовки студентов специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Предлагается вариант преподавания МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» на основе модульного обучения. В программу междисциплинарного курса вводится специальный тематически...
К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку
В статье рассматриваются особенности ЕГЭ по иностранному языку как формы итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов, анализируется учебное пособие, способствующее подготовке к заданию на формулирование вопро...
Использование тематического портфолио в тьюторском сопровождении учащихся 11-х классов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Тематическое портфолио — редко используемая в подготовке учащихся к ЕГЭ, но очень эффективная тьюторская технология. В данной статье описывается опыт использования тематического портфолио в тьюторском сопровождении учащихся 11-х классов при подготовк...
[ОТОЗВАНА] Нотный редактор Sibelius в учебной деятельности студентов педагогических вузов
В статье раскрываются возможности внедрения графического нотного редактора Sibelius в учебную деятельность студентов предметов дисциплинарного модуля «Хоровое искусство в образовании». Определены наиболее важные особенности нотатора, которые возможно...
Особенности организационно-методического содержания предмета «физическая культура» в общеобразовательных организациях Министерства обороны РФ
В данной статье рассматриваются организационно-методические особенности обучения по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации с учетом дальнейшего поступления в военно-учебные заведени...
Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования
В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...
Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах
В статье автором рассматривается творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах. Определено понятие творческого диктанта и этапы его написания. Сделан вывод, ...
Методика проведения занятий кружка в объединениях художественно-эстетической направленности
В этой статье рассмотрены направления, организация образовательной деятельности, методика преподавания в системе дополнительного образования детей. Делается акцент на необходимость развития творческих способностей детей, овладения знаниями и умениями...
Тренажер по физике «Механика»
Для подготовки к урокам и к ОГЭ по физике учащиеся могут использовать: общеобразовательные учебные издания, презентации, видеоролики в Интернете на веб-сайте «Классная физика» [1], онлайн тесты на веб-сайтах «Решу ОГЭ» и «ФИПИ» [2;3]. Но они не позво...