Международное сотрудничество Узбекистана в рамках учебного проекта «Узбекистан и мировое сообщество»
Авторы: Рахманова Юлдуз Кахрамоновна, Каргапольцева Светлана Ивановна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (5) декабрь 2015 г.
Дата публикации: 09.12.2015
Статья просмотрена: 836 раз
Библиографическое описание:
Рахманова, Ю. К. Международное сотрудничество Узбекистана в рамках учебного проекта «Узбекистан и мировое сообщество» / Ю. К. Рахманова, С. И. Каргапольцева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 5 (5). — С. 70-74. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/18/480/ (дата обращения: 21.11.2024).
Статья посвящена методу учебного проекта, применяемого на занятиях русского языка в нефилологических вузах.
Ключевые слова: сотрудничество, проект, наука, высшие учебные заведения, мышление, мировое сообщество, учебный процесс, методы обучения, презентация.
Современный этап развития мирового сообщества характеризуется стремительно развивающимися инновационными процессами, которые всё более и более приобретают статус главного индикатора культурного сотрудничества между государствами. В связи с этим нынешний специалист должен обладать не только широкими знаниями и профессиональными навыками, но и владеть иностранными языками, быть готовым к налаживанию межкультурных связей, участию в международных проектах, форумах, симпозиумах, конференциях, к изучению зарубежного опыта в тех или иных отраслях науки, техники и культуры, к взаимодействию с деловыми партнёрами, к познанию всего того, что происходит в современном мире.
Подготовка специалистов такого уровня для национальных вузов является важной и ответственной задачей. Однако отсутствие опыта взаимного общения студентов на иностранном языке «связывает руки», тормозит мышление, мешает свободному высказыванию собственного мнения.
«Одна из задач, стоящих перед нами, — отмечает Президент Узбекистана И. Каримов, — научить излагать свои мысли» [1]. Поэтому сегодня необходимо думать о смещении акцента в обучении в сторону совершенствования навыков речевого общения на профессиональные темы и обучение студентов навыкам ведения публичных бесед и научных дискуссий.
В учебном процессе по русскому языку необходимо формировать и развивать творческое мышление студента, обучать умению анализировать жизнь. Будущий специалист должен отвечать требованиям светского демократического государства, условиям рынка труда и законам конкуренции.
Одним из эффективных методов обучения коммуникативной деятельности в рамках межкультурных связей и международного сотрудничества, является метод проекта, который направлен на выработку у будущего специалиста самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ результатов).
Учебное проектирование «обеспечит подготовку студентов к жизнедеятельности в профессиональном сообществе» [2], поможет развить творческие способности и логику мышления, объединить знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщить к конкретным жизненно важным проблемам, обучит находить выход из самых нестандартных ситуаций. И что самое важное — раскрепостит студента, даст возможность выйти за рамки традиционных учебных правил, тем самым стимулируя активное взаимное общение и обмен информацией.
По определению большого энциклопедического словаря метод (греч. methodos — путь к чему-либо) — это способ достижения цели, совокупность приёмов и операций теоретического и практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определённым образом [3, с.499], а проект (лат. — projectus — выступающий вперёд) — прототип, прообраз предлагаемого объекта [3, с. 699]. Следовательно, метод проектов в обучении нацелен на достижение результата с помощью выполнения некоторого набора действий. Поэтому он позволяет правильно направить свои способности и возможности, мотивировать потребность обучающихся в знаниях и развить наиболее активные формы обучения.
Предлагаемый нами учебный проект «Узбекистан и мировое сообщество» применяется при изучении темы «Без истории нет настоящего». В рамках учебной темы студенты читают и пересказывают тексты, выполняют задания и упражнения. Использование на занятии проекта «Узбекистан и мировое сообщество» в корне изменило характер обучения. Налицо всплеск эмоций и активизация умственных способностей.
Учебный проект «Узбекистан и мировое сообщество»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АННОТАЦИЯ |
|
Учебная дисциплина: |
Русский язык |
Учебная тема: |
Моя родина — Узбекистан |
Участники: |
студенты 1 курса |
Образовательная цель: |
Развить монологическую и диалогическую речь студентов |
Ожидаемые результаты: |
уметь рассказать о достижениях республики в форме диалога и монолога; научиться описывать достопримечательности и природу родного края; вести беседу на заданную тему (обычаи, традиции узбекского народа) |
Для успешного выполнения проекта необходимые для студентов опорные знания и навыки. |
|
Узнают:новую информацию о достижениях республики, о ее месте в мировом сообществе |
|
Овладеют навыками устной речи |
|
Классификация проекта по признакам разделения: |
|
Тип проекта: |
практически-направленный; |
Тематико-содержательная область (отрасль): |
монопроект — разработан в рамках одной дисциплины; |
Классификация направлений проектной деятельности студентов: |
скрытая, подражательная участникам проекта; |
Количество участников: |
четверо студентов; |
Срок: |
длительность выполнения — 1 неделя. |
Порядок работы по проекту: |
выполняется во внеурочное время. Презентуется на практическом занятии. |
Оценка проекта: |
в групповом проекте оценивается следующее: |
- отдельные части проекта (по темам), за выполнение самими студентами (макс. 15 баллов); |
|
- отчёт (макс. 7 баллов); |
|
- презентация проекта (макс.8 баллов); |
|
|
- процесс презентации и защита проекта: (макс. 3 балла) |
Этапы проектного обучения: |
|
Подготовительный этап: |
введение в проект, организация студенческой деятельности — аудиторная работа |
Этап выполнения проекта |
- внеаудиторная работа |
Заключительный этап: |
презентация проекта, оценка проекта и деятельности студентов |
Анализ проектной деятельности самими студентами |
- аудиторная работа |
Анализ организации проектного обучения |
-внеаудиторная работа |
Краткая характеристика образовательной модели:
В процессе проектного обучения используется следующее:
Методы обучения: проектный метод, проведение инструкций, работа с текстом.
Формы обучения:общая, групповая, общественная, индивидуальная.
Средства обучения: проектное задание, методическая разработка, компьютерные технологии
Задание проекта |
|
ВВЕДЕНИЕ |
|
Очередная тема, изучаемая нами — «Узбекистан и мировое сообщество». Вначале познакомимся с новой лексикой: |
|
родная земля |
ona tuproq |
родная природа |
ona tabiat |
любовь к родине |
vatanga muhabbat |
святое чувство |
muqaddas his — tuyg’u |
патриот |
vatanparvar |
достойный |
arziguli |
мир и спокойствие |
tinchlik va hotirjamlik |
умереть за родину |
vatan uchun qurbon bo’lmoq |
клятва верности |
sodiqlikka qasam ichmoq |
крылатая фраза |
balandparvoz ibora |
благодатная земля |
sahovatli, unumdor yer |
впитать с молоком матери |
ona suti bilan singmoq |
цивилизованный |
madaniy |
гостеприимство |
mehmondo’stlik |
старшее поколение |
keksa avlod |
этническая национальная культура |
etnik milliy madaniyat |
Затем прочитаем текст, озаглавим текст и выделим его основную мысль. |
|
Моя Родина — Узбекистан. Эта фраза, ставшая крылатой, звучит одинаково для людей разных национальностей — узбека и киргиза, корейца и белоруса, русского и украинца — для всех, чья жизнь прошла и проходит здесь, на благодатной земле узбекской. Мы — разные по национальности жители древнего Турона, но Родина у нас одна — независимый Узбекистан, народ которого строит цивилизованное демократическое государство. Кто родился в Узбекистане, сохраняя свою этническую культуру, тот впитал с детства узбекскую национальную культуру, основанную на трудолюбии, доброте, гостеприимстве, уважении к людям старшего поколения. Родной край — это край нашего детства, край первых и наиболее сильных впечатлений, открытий и познаний. |
|
Расскажите, что вы вкладываете в понятие «Родина». |
|
Предлагаемая для решения в рамках проекта проблема: определить место Узбекистана в мировом сообществе |
|
Проблемы в проблеме: |
состояние сельского хозяйства республики; состояние экономического потенциала республики; состояние топливно-энергетического потенциала; состояние духовного потенциала республики; место Узбекистана в мировом сообществе |
Задания: |
изучение сельского хозяйства республики; изучение экономического потенциала республики; изучение топливно-энергетического потенциала; изучение духовного потенциала определение места республики в мировом сообществе |
Цель проекта (для чего создан): |
уметь рассказать о достижениях республики, политической, экономической, культурной связи с другими странами |
Итоговый результат проекта (продукт): |
умение вести монологическую и диалогическую речь на заданную тему |
Пользователи продуктом проекта: |
студенты |
Границы проекта: Сроки выполнения: Количество участников: |
1 неделя (презентуется во время практического занятия) четверо студентов |
Структура и содержание проекта: |
информация, раскрывающая тему проекта список использованных источников |
Задачи участников проектной группы: |
уметь выразить и обосновать тему, её актуальность, цели и задачи проекта выбрать источник информации, собрать её, привести в систему, оформить в виде таблицы, графиков, обзора, написать выводы, составить список использованных источников оформить проект подготовить отчет подготовить проект к презентации |
Форма презентации проекта: |
устная |
Структура оформления отчёта: |
тема проекта цель и результаты проекта участники, виды деятельности участников (в виде таблицы) обоснование актуальности проекта обоснование и выражение решения проблемы порядок заданий результаты решения заданий проекта список использованных источников |
Методические разработки для студентов
Инструкция для поэтапного выполнения проектной деятельности |
|
1 этап. Подготовка
|
1.1. Определите цели, задания, проблемы, результаты, виды деятельности участников проекта 1.2. Определите источники информации |
2 этап. Планирование деятельности проекта |
2.1. Разработайте путь к достижению цели 2.2. Составьте план работы 2.3. Распределите обязанности по разработке, оформлению, подготовке презентации и отчета по проекту среди участников 2.4. Определите сроки и виды готовой продукции |
3 этап. Внедрение |
А. Выполнение проекта Б. Подготовка отчета В. Подготовка проекта к презентации 3.1. Подготовьте проект к презентации пользуясь инструкцией по подготовке презентации в Microsoft Power Point 3.2. Определите обязанности участников группы в презентации |
4 этап |
Открытая презентация, защита и оценка проекта |
Защита и оценка деятельности проекта |
|
В групповом проекте оценивается следующее: |
Проект (макс. 15 баллов); Отчёт (макс.8 баллов); Презентация проекта (макс. 7 баллов); Презентация проекта и процесс защиты (макс.3 балла). |
Данная методика направлена на свободное самовыражение и самореализацию студента. Она способна создать ту благоприятную среду, которой так не хватало для естественного и живого обучения и воспитания. При этом задача педагога, учитывая интересы обучающегося, помочь добиться успехов в выбранном ими направлении.
Литература:
- Каримов И. А. «Узбекистан на пороге достижения независимости». Т., 2011.
- Ходиев Б. Ю., Голиш Л. В., Хашимова Д. П. Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности. Т., 2010. — с. 85.
- Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / главный научный редактор и составитель Солодовников С. Ю. — Минск: УП «Минская фабрика цветной печати», 2002.
Ключевые слова
сотрудничество, методы обучения, наука, мышление, проект, мировое сообщество, учебный процесс, презентация, Высшие учебные заведения, высшие учебные заведения, презентация.Похожие статьи
Проблемы применения инновационных технологий в образовательном процессе
В статье изложены новая методика преподавания и использование проверенных технологий передачи информации в образовательном процессе.
Проектная деятельность в техническом вузе
В статье рассматриваются вопросы применения новых педагогических технологий, в частности, метода проектов, в процессе преподавания русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.
Образовательные реформы в Узбекистане через призму международного сотрудничества
Статья посвящена вопросам образования в современном мире, в частности работе по кардинальному обновлению и реформированию сектора образования республики. Также уделено внимание международному сотрудничеству в сфере образования.
Проектированное обучение с учётом национальных особенностей в техническом вузе
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию молодёжи на основе обычаев, традиций, обрядов и ритуалов народа на занятиях русского языка в технических вузах Узбекистана посредством применения проектного обучения.
Использование маркетинговых технологий в сфере высшего образования
В статье рассматриваются вопросы использования CRM-технологии и CRM-систем в маркетинговой деятельности высшего учебного заведения. Автор указывает на актуальность применения информационных маркетинговых технологий в выстраивании отношений вуза с вып...
(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Мировое значение интернет-торговли. Интернет-ритейл как новый вид мягкой силы
В статье рассматривается трансформация современной интернет торговли, проанализированы перспективы развития данной области в контексте международного сотрудничества, проведен краткий анализ отношений России и Китая в сфере взаимодействия по развитию ...
Практика организации корпоративного обучения взрослых
В статье определены сущность и особенности корпоративного обучения взрослых, рассмотрена технология и практика проведения тренингов в корпоративных университетах.
Актуальность использования кейс-стади в процессе обучения русскому языку в неязыковых вузах
В статье освещаются вопросы использования на занятиях русского языка в инженерно-экономических вузах метода кейс-стади на примере изучения книги Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова «Мировой финансовый кризис, пути и меры по его преодолени...
Обеспечение безопасности при организации международных молодежных образовательных обменов (на примере деятельности НКО Молодежный Клуб Актив)
Статья посвящена вопросам организации безопасности при реализации молодежных обменов и проектов, проводимых на международном образовательном пространстве.
Похожие статьи
Проблемы применения инновационных технологий в образовательном процессе
В статье изложены новая методика преподавания и использование проверенных технологий передачи информации в образовательном процессе.
Проектная деятельность в техническом вузе
В статье рассматриваются вопросы применения новых педагогических технологий, в частности, метода проектов, в процессе преподавания русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.
Образовательные реформы в Узбекистане через призму международного сотрудничества
Статья посвящена вопросам образования в современном мире, в частности работе по кардинальному обновлению и реформированию сектора образования республики. Также уделено внимание международному сотрудничеству в сфере образования.
Проектированное обучение с учётом национальных особенностей в техническом вузе
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию молодёжи на основе обычаев, традиций, обрядов и ритуалов народа на занятиях русского языка в технических вузах Узбекистана посредством применения проектного обучения.
Использование маркетинговых технологий в сфере высшего образования
В статье рассматриваются вопросы использования CRM-технологии и CRM-систем в маркетинговой деятельности высшего учебного заведения. Автор указывает на актуальность применения информационных маркетинговых технологий в выстраивании отношений вуза с вып...
(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Мировое значение интернет-торговли. Интернет-ритейл как новый вид мягкой силы
В статье рассматривается трансформация современной интернет торговли, проанализированы перспективы развития данной области в контексте международного сотрудничества, проведен краткий анализ отношений России и Китая в сфере взаимодействия по развитию ...
Практика организации корпоративного обучения взрослых
В статье определены сущность и особенности корпоративного обучения взрослых, рассмотрена технология и практика проведения тренингов в корпоративных университетах.
Актуальность использования кейс-стади в процессе обучения русскому языку в неязыковых вузах
В статье освещаются вопросы использования на занятиях русского языка в инженерно-экономических вузах метода кейс-стади на примере изучения книги Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова «Мировой финансовый кризис, пути и меры по его преодолени...
Обеспечение безопасности при организации международных молодежных образовательных обменов (на примере деятельности НКО Молодежный Клуб Актив)
Статья посвящена вопросам организации безопасности при реализации молодежных обменов и проектов, проводимых на международном образовательном пространстве.