Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (28) апрель 2020 г.

Дата публикации: 16.03.2020

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Брюханова, Т. Г. Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата / Т. Г. Брюханова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 43-49. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/4992/ (дата обращения: 16.01.2021).



В статье представлены конспекты музыкально-логоритмических занятий. Занятия способствуют решению проблемы формирования слоговой структуры речи у детей младшего школьного возраста с нарушением ОДА. Работа проведена в КРОЦ ОСП «Марьино» г. Москва. В ней принимали участие пятнадцать детей восьми лет с нарушениями ОДА.

Ключевые слова: слоговая структура, методика, игровой материал, логопедическая работа, логопедическая ритмика.

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что формирование слоговой структуры слова является одной из приоритетных задач логопедической работы с детьми восьми лет, имеющими нарушения ОДА. Несформированность слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста признано отклонением от нормы развития и требует внимания, так как нарушается освоение письменной речи, чтения. Формирование слоговой структуры у детей восьми лет с нарушением ОДА необходимо для успешного освоения программы ФГОС НОО.

Слогосложение в современных лингвистических исследованиях считается одной из актуальных и сложных проблем общей фонетики. На практике педагоги, работающие с детьми с нарушением ОДА, редко используют возможности логоритмики для формирования слоговой структуры.

Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом. Именно категория детей с ДЦП преобладает в составе КРОЦ ОСП «Марьино».

При ДЦП отмечается определённая взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Формы речевых нарушений детей с ДЦП различны. Они редко встречаются в изолированном виде. Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП — дизартрия. Но могут встречаться любые нарушения речи, известные в логопедии.

Теоретической основой исследования явились положения:

− положения общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей развития детей нормы и детей с нарушениями в развитии (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия);

− положения о системном подходе в ходе анализа речевых нарушений (Р. Е. Левина, В. И. Лубовский);

− положения о формировании слоговой структуры слова А. А. Леонтьева, А. Н. Гвоздева, Л. Б. Есечко, З. Е. Агранович, Г. В. Бабиной, Т. С. Анищенкова, С. Е. Большакова, Н. В. Курдвановской, Л. С. Ванюкова, А. К. Маркова, Т. А. Ткаченко.

− положения об организации образовательного процесса детей с нарушением ОДА Г. А. Волковой, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной.

Г. А. Волкова, развивая идеи Н. А. Власовой, В. А. Гринер (30–50-е годы XX в.) относила логоритмику средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной включаемую в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушениями речи. Логопедическая ритмика связывает воедино слово, музыку и движения. При обучении музыке детей с нарушением ОДА рассматривать проблему можно с позиции неречевого (интонационно-ритмического) деления слов на слоги. Развитие музыкально-ритмического восприятия является запускающим механизмом в формировании слоговой структуры речи детей с трудностями в обучении.

Логоритмические занятия в нашем реабилитационно-образовательном центре включены в коррекционно-логопедическую работу. Проводится работа по преодолению слогового недоразвития речи у детей восьми лет с нарушениями ОДА (в том числе формирование фонематического восприятия, коррекции звукопроизношения) средствами логоритмики. Проведено экспериментальное исследование формирования слоговой структуры у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством логоритмики. Гипотеза исследованияосновывалась на суждении, что формирование слоговой структуры детей восьми лет с нарушениями ОДА посредством логоритмики будет эффективным, если: содержание логоритмических занятий направлено на формирование слоговой структуры, развития фонематического восприятия детей, развития у них основных моторных функций организма в целом и артикуляционного аппарата в частности. Выявлена положительная динамика.

В КРОЦ ОСП «Марьино» музыкально-логоритмические занятия проводятся во внеурочное время, в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. В начале обучения составляется план занятий на определённый период времени (годовой, по месяцам). Содержание каждого логоритмического занятия сообразуется с лексической темой, которую изучают младшие школьники, задачами логопедического развития и коррекции.

Упражнения с ходьбой и маршировкой проводятся в специально приспособленном помещении (зале) для детей с нарушениями ОДА и обязательно с участием воспитателей, ассистентов.

Приведём примеры организации логоритмических занятий в рамках лексических тем «Школа» и «Класс».

Занятие «Наша школа», лексическая тема «Школа».

Задачи. Расширять словарь по лексической теме. Развивать навыки звукопроизношения в сочетании с движениями, развивать чувство ритма. Формировать фонематическое восприятие, анализ и синтез. Совершенствовать навыки образования уменьшительной формы имени существительного. Выполнять движения в соответствии с текстом. Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений. Развивать плавное неречевое дыхание.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, бумажные вертушки.

Содержание логоритмического занятия.

  1. Дети входят в зал под мелодию песни «Учат в школе».

Педагог приветствует детей: Здравствуйте, ребята. Вы подросли и уже не малыши, а школьники. Сегодня мы с вами отправимся в школьную страну.

Вводное упражнение «Учат в школе» муз. В. Шаинского, сл. Ю.Энтина. Ходьба и маршировка в разных направлениях.

  1. Танцевально-ритмическое упражнение. Педагог: Школьная жизнь похожа на путешествие. Мы отправимся в него на крепком и надёжном «школьном корабле». Для этого мы ненадолго станем моряками, расправим плечи, покачаем руками (вперёд, назад — плавно), осмотрим горизонт (движения рук под козырёк). Песня «Школьный корабль» муз. Г.Струве, сл. К.Ибряев.
  2. Педагог: Как хорошо путешествовать на «школьном корабле»! А как вы думаете, чем занимаются в школе? (ответы детей). Давайте приготовим наши руки к интересной школьной работе! Дети выполняют пальчиковую гимнастику. «Семь вещей у нас в портфеле (сжимают и разжимают пальчики): промокашка и тетрадь, ручка есть, чтобы писать, и резинка, чтобы пятна убирала аккуратно, и пенал и карандаш, и букварь — приятель наш». (Поочерёдно загибают пальчики).
  3. Предлагается игра. На экране появляется Буратино: «Я принёс портфель и пенал, помогите мне, ребята, собрать школьные принадлежности». На экране — портфель и пенал, изображения школьных принадлежностей. Детям предлагается сложить большие предметы в портфель, а маленькие — в пенал, назвать их и образовать уменьшительную форму имени существительного.
  4. Упражнение на развитие неречевого дыхания «Вертушка». Детям предлагают подуть на вертушку. Им показывают, что можно подуть, направив струю воздуха на внутреннюю часть крылышка вертушки, и она закрутится. После этого предлагают подуть каждому ребенку. «На школьном корабле мы отправимся в разные страны. Поплывём по морям и океанам». «Ш-ш-ш-ш»шумят волны (дети подражают). Подул ветер и ветерок попал в крылышко разноцветной, блестящей вертушки! Вот так! Педагог дует. А сейчас ты подуй!». Педагог следит, чтобы ребенок стоял прямо, дул на одном выдохе, при этом не поднимал плечи, не надувал щеки, не добирал воздух, губы его должны быть слегка выдвинуты вперед.
  5. Упражнение для голоса «Сигнал с корабля». Пение «у-у-у» на одном звуке и длинном выдохе, «то-то-то» по восходящей музыкальной лесенке.
  6. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Подготовим язычок»: рот открыт, широкий расслабленный язычок лежит на нижней губе.
  7. Упражнение «Удивление». Детям предлагается поочерёдно изобразить удивление протяжными звуками «а-а-ах». Педагог осуществляет показ.
  8. Песня: «Мы — первоклассники» сл. и муз. М. Ровенко.

В портфелях новеньких букварик новенький, ладошка к ладошке

Уже не просто нас среди друзей найти, смотрят по сторонам

Мы первоклассники, мы одноклассники. руки двигаются к себе

Ах, как нам в школу вместе весело идти! маршировка

Мы пишем палочки, крючочки, галочки, рисуют пальчиками в воздухе

Уже мы можем в слове слоги все найти, рисуют пальчиком перед собой

Мы первоклассники, мы одноклассники. руки двигаются к себе

Ах, как нам в школу вместе весело идти! маршировка

Очаровашечки, цветки-ромашечки! прикладывают ладошки к щекам

Поем мы весело, ты песенка лети. протягивают руки вверх

Мы первоклассники, мы одноклассники, руки двигаются к себе

Ах, как нам в школу вместе весело идти! маршировка

  1. Педагог: А теперь отгадайте загадку:

В этом доме детей учат,

В нём учитель у доски,

Есть большая перемена,

А в обед в столовой — щи. (школа)

  1. Упражнение — игра на музыкальных инструментах «БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА». Используемые инструменты: колокольчики металлические, деревянная ложка с металлическими колокольчиками, маленький бубен, металлофон.

Пе-ре-ме-на, пе-ре-ме-на, игра на инструментах по слогам (4+4)

Хорошо себя веди. произвольная игра на инструментах

В пе-ре-ме-ну, в пе-ре-ме-ну игра на инструментах по слогам (4+4)

Не споткнись, не упади.произвольная игра на инструментах

Звучание спокойной, радостной музыки — произвольная игра на инструментах. Муз. В. А. Моцарт «Аллегро». Повторить игру с начала.

  1. Частушка. Развивает ощущение ударений.

Очень дружно мы живём,

Песни весело поём.

Лучше доброй школы нашей

Во всём мире не найдём!

  1. Закончилось занятие коммуникативным танцем «Танец с портфелями», муз. Ю.Верижникова «Первоклассник — это здорово звучит».

Портфели вырезаны из картона.

Пример логоритмического занятия «Дружные ребята», лексическая тема «Класс».

Задачи. Закрепить знания детей о классе. Развивать общую моторику, координированные движения. Совершенствовать навыки звукопроизношения в сочетании с движениями, развивать чувство ритма. Формировать фонематическое восприятие, анализ и синтез. Вырабатывать навыки правильного речевого и певческого дыхания. Развивать мимику и артикуляционную моторику. Развивать мелодико-интонационную сторону речи. Совершенствовать и развивать движения пальцев рук, мелкую моторику. Развивать ритмический слух. Воспитывать переключаемость внимания.

Оборудование: экран, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, портфель, школьные принадлежности, азбука.

Содержание логоритмического занятия.

Организационный момент.

На экране появляется Буратино, здоровается и приглашает детей в школьный класс, где он, сидя за партой должен выполнить задание Мальвины.

Педагог: Ребята, поможем Буратино выполнить задание? (ответ детей) Тогда идём в класс.

  1. Ходьба в колонне по периметру зала, муз. В.Шаинского «Вместе весело шагать».
  2. Игра «Скажи название». Мальвина дала задание Буратино произнести название нарисованного на картинке предмета. Дети по очереди достают из мешочка карточку с картинкой и называют, что изображено (на карточках нарисованы школьные принадлежности).
  3. Ритмическая разминка.

Педагог: Ребята, Мальвина приготовила для Буратино загадки, если вы поможете ему правильно отгадать загадку, отгадка появится на экране.

1-я загадка:

Если в школу ты пошёл —

Новый статус приобрёл.

Был ребенок, был дошкольник,

А теперь зовёшься …(Школьник)

Педагог: Школьники спокойно идут, не суетятся, не бегут. (Спокойный шаг).

2-я загадка:

На её листочках

И цифры есть и буквы в строчку.

Листочки в клетку и в линейку,

Писать в ней ровно ты сумей-ка! (Тетрадь)

Педагог: Двигают руками как при письме в тетради. (Рисуют в воздухе)

3-я загадка:

У меня внутри в порядке

В стопках книжки и тетрадки. (школьный портфель)

Педагог: Потренируем руки. Движения руками (имитация) — поднимаем и опускаем школьный портфель, собираем портфель.

4-я загадка:

Веселятся Коля, Лена

Значит в школе … (Перемена).

Педагог: Поздороваемся друг с другом. (Плавные покачивания головой).

5-я загадка:

В сентябре встречает нас светлый и просторный... (класс)

Педагог: Слово «класс» имеет много значений (объяснить значение слова). Вы помогли Буратино отгадать загадки. И отгадали слово «класс». Буратино учился один, а в нашем первом классе несколько дружных мальчиков и девочек.

  1. Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашем классе».

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики. пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики. ритмичное касание пальцев обеих рук

Раз, два, три, четыре, пять. поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать. руки вниз, встряхнуть кистям

  1. Упражнениеигра на развитие дыхания «Чай».

Педагог: Сегодня на занятии мы будем готовиться к чаепитию. Дружные ребята всё делают дружно: учатся, играют, вместе отмечают праздники и пьют чай. Я раздам вам блюдечки, и мы будем остужать чай. (Для игры используется игрушечная посуда). Приготовим наше дыхание, подуем на ладошку. Следим за тем, чтобы губы не смыкались, дыхание было ровным и длительным. Детям раздаются блюдечки, они дуют, остужая и не расплёскивая представляемый чай.

  1. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Вкусное варенье»: рот открыт, широкий язык облизывает верхнюю губу и убирается вглубь рта.

Упражнение «чмоканье»: положение языка и губ такое же, как при произнесении слогов «мня, мня, мня», но произносится без голоса.

  1. Ритмическая игра на музыкальных инструментах (деревянные ложки).

В классе нашем доброта

Поселилась навсегда!

Очень дружно мы живём,

Дружба крепнет с каждым днём!

Помогаем мы друг другу

И в учёбе, и в труде,

Мы гуляем, мы читаем

Успеваем мы везде!

На экскурсии мы ездим,

Мы без дела не сидим.

В общем, всё у нас отлично,

Откровенно говорим!

Дети на деревянных ложках дружно простукивают размеренный ритм стихотворения, выдерживается спокойный темп.

  1. Упражнение для голоса «Звуки улицы». «у-у-у», «а-а-а».
  2. Игра «Буквы и слоги». Детям раздаются буквы — фигуры, вырезанные из цветного картона (цвет букв — одинаковый). Каждый получает одну согласную букву и называет её. На экране появляется гласная буква «А». Играющие соединяют свою букву (гласную) с буквой «А». Произнесённый слог появляется на экране.
  3. Хороводный танец «Алфавит» муз. Г.Струве.

Дети водят хоровод во время звучания песни. Во время паузы в звучании («алфавит уснул») дети «пробуждают алфавит» называя поочерёдно по кругу любую одну букву.

  1. Песня «Дружба крепкая» муз. Б.Савельева, сл. М.Пляцковского.
  2. Подвижная игра на переключаемость внимания «Буратино и Карабас-Барабас». Во время звучания весёлой, игривой музыки дети поочередно размахивая руками танцуют. Звучит «сердитая» музыка, дети ударяют кулачками друг о друга.

Муз. А.Рыбникова «Буратино», муз. П. И. Чайковского «Баба-Яга».

  1. Чистоговорка (одновременно отхлопываются слоговые ряды).

Хором: АС-АС-АС — это дружный первый класс.

АС-АС-АС — в школе мы не первый раз.

ОС-ОС-ОС — отвечаю на вопрос.

ОС-ОС-ОС — это уши, это нос.

ТУ-ТУ-ТУ — сели все за парту.

ТУ-ТУ-ТУ — мы рисуем карту.

РЯ-РЯ-РЯ — мы изучим все моря.

Я-Я-Я — поднимаю руку я.

  1. Скороговорка. Задание: отхлопать или прошагать ритмический рисунок скороговорки.

Звенит звонок, зовет звонок,

И Зоя в класс к себе идет.

Скороговорка повторяется с заменой имени. Дети называют свои имена.

  1. Маршировка. (Марш. Ю.Чичков).
  2. Итог занятия. Педагог: Как называется группа дружных ребят в школе? (ответы детей)

Методические рекомендации для учителей музыки, музыкальных руководителей коррекционных школ.

При составлении конспектов логоритмических занятий необходимо использовать детские стихи и песни, игры. Приведём некоторые примеры игр:

«РОМАШКА»

Дидактические задачи: воспитание равномерного, длительного речевого выдоха, развитие координации звуков и голоса. Игровой материал: Ромашка из 10 лепестков (карточки). На каждом лепестке наклеена одна гласная буква (ы, э, а, о, у, и, е, я, ё, ю). Методика проведения. Каждому обучающемуся раздаётся ромашка. Дети по очереди выбирают один лепесток, показывая рукой букву, называют и поют её. Педагог дает интонационную опору для исполнителя. Используемый музыкальный материал: песенка-распевка «Ромашка» А.Самбурская.

«РАЗЫГРАЙ ПЕСНЮ»

Дидактические задачи: воспитание слухового внимания, развитие звукового восприятия, координации движений. Педагог исполняет песню, показывая движения, дети повторяют. Движения соответствуют тексту песни. Например: «тепленький животик» гладим животик, «спит» ладони вместе под щёку, «коготки-царапки» пальцы рук растопырены и согнуты. Музыкальный материал — песня «Рыжий кот» А.Петряшева.

«НАЗВАНИЯ НОТ»

Дидактические задачи: развитие слухового внимания и памяти. Игровой материал: большие цветные тоновые колокольчики (восемь штук). Методика проведения. Дети сидят на стульях, слушают песню. Педагог показывает артикуляцией губ определенный слог с названием ноты (ля, до, фа, ми). Обучающиеся угадывают названия нот. Самым активным ученикам предлагается выбрать цветной колокольчик, исполнить припев. Музыкальный материал — песня «Мы маленькие нотки» слова О.Рахмановой, музыка Е.Цыгановой.

«ЛАДОНЬ-КУЛАК»

Дидактические задачи: развитие двигательной координации, чувства темпа. Игровой материал: микрофон. Методика проведения. Педагог предлагает, самостоятельно удерживая микрофон спеть своё имя. Микрофон попадёт в руки тому, кто лучше всех выполнит упражнение. Начинается игра. Сжимаем ладонь в кулак при произнесении слова «кулак», разжимаем руки при произнесении слова «ладонь». Темп задаёт ведущий. Ведущим может быть обучающийся.

«КРЫША-КРЫЛЕЧКО-ОКОШКО-ТРУБА»

Дидактические задачи: активизация словарного запаса по теме «Семья. Наш дом», развитие двигательных навыков, координации. Методика проведения. Педагог: «По дорожке Саша (любое имя) шёл, домик он себе нашёл, крыша в доме том, окошко, есть крылечко и труба, начинается игра». Выполняются движения рук: крыша — кончики пальцев соединены, ладони в стороны; крылечко — удары ладоней по коленям; окошко — ладони параллельно друг другу; труба — руки вытянуты вверх. Педагог повторяет в ритме названия частей дома в разной последовательности. Например: «крыша, крыша, крылечко, крылечко, окошко, окошко, крыша, труба». Дети показывают движениями слова. Ведущим может быть обучающийся. Темп произвольный. Музыкальный материал: народная мелодия.

«МАЛЬЧИШКИ, ДЕВЧОНКИ»

Дидактические задачи: развитие памяти, тактильного восприятия, репродуктивного мышления, чувства ритма. Игровой материал: сумка с безопасными предметами. Предметы: хлопушка, звоночек, цветочек, платочек, тетрадка, расчёска, игрушечная машинка, книжка, шапка, шнурок, батарейка, картинка, трубочка, грецкий орех, пластелин, ключик и другие. Методика проведения. Педагог исполняет песню, предлагает подобрать предметы для мальчиков и девочек независимо от текста песни, используя сумку. Игра заканчивается музицированием. Дети исполняют припев песни, называют выбранные предметы. Музыкальный материал: песня «Из чего же» Ю.Чичков.

«ГОВОРЯЩАЯ КУКЛА»

Дидактические задачи: развитие артикуляционной моторики. Игровой материал: кукла с открывающимся ртом (театральная). Методика проведения. Педагог открывает рот куклы в такт музыки. Дети проговаривают песенку, опуская нижнюю челюсть на все гласные: «А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда!». Педагог задаёт слог (например: ва). На этом слоге дети пропевают песенку в ритме. И игра начинается заново. Слоги меняются (да, ля, ко). Муз. материал «Болтунья» С.Прокофьев.

«ОЗВУЧИВАЕМ СКАЗКИ»

Дидактические задачи: развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, артикуляционной моторики. Методика проведения. Педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договаривают фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений можно применять музыкальные инструменты, выбирая их в соответствии с содержанием произведения и характером игрового персонажа. Сказки для озвучивания: «Теремок», «Колобок».

«ДЖЕНТЛЬМЕНЫ»

Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, чувства ритма, выразительности движений. Игровой материал: деревянные палочки. Методика проведения. Педагог держит палочку за концы, показывает движения: поднимает руки вверх (4), раскачивается в стороны с небольшой амплитудой (4), вращает палочку(4). Дети в соответствии с музыкальными фразами выполняют движения. Музыкальный материал: «Танец джентльменов», музыка Т.Боровик.

«КОРАБЛИК И ВОЛНЫ»

Дидактические задачи: развитие зрительно-двигательной координации. Игровой материал: длинная лёгкая ткань синего цвета, прикреплённая на концах к гладкой палочке. Методика проведения. Педагог исполняет песню. Дети встают парами на достаточном расстоянии друг от друга. В такт музыке поднимают и опускают «волны», отслеживают одновременность движений в парах. Музыкальный материал. Песня «Кораблик» муз. М.Красев, сл. А.Пушкина; музыка Н. А. Римского-Корсакова «Море».

«В ГОРАХ»

Дидактические задачи: развитие координации движений, пластики, голосового диапазона. Игровой материал: музыкальные инструменты (ксилофоны, барабан, бубен, рейнстик). Методика проведения. Педагог исполняет на синтезаторе трёхчастное произведение на заданную музыку, середина медленная. Дети на ксилофонах проигрывают ритм шагов горного короля, на бубне и барабане камнепад. Во время плавной музыки на синтезаторе звучит тембр флейты, дети играют на дождевой флейте (рейнстик), создают вокальные импровизации. Музыкальный материал: «В пещере горного короля» Э.Григ, «Одинокий пастух» Дж.Ласт.

Заключение

Анализ литературных источников показал, что достаточно подробно раскрыты вопросы онтогенеза, характерные признаки и особенности речи детей с нарушениями ОДА, однако недостаточно полно отражена информация о положительном влиянии логоритмических занятий на формирование слоговой структуры детей восьми лет с нарушениями ОДА.

Формирование слоговой структуры — является одной из главных задач, в работе с детьми восьми лет с нарушениями ОДА. Правильное развитие слоговой структуры играет большую роль в процессе обучения младших школьников грамоте.

Формирование слоговой структуры осуществляется поэтапно. Логопедическая работа проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Занятия логоритмикой являются действенным средством совершенствования и коррекции навыка звукопроизношения, формирования фонематического восприятия, слоговой структуры, анализа и синтеза, у детей восьми лет с нарушениями ОДА.

Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей восьми лет с нарушениями ОДА происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

В работе, проведённой в период, охватывающий 1 месяц в ходе констатирующего эксперимента, была выявлена несформированность слоговой структуры у детей восьми лет с нарушениями ОДА. По итогам контрольного среза показатель высокого уровня сформированности слоговой структуры у детей восьми лет с нарушениями ОДА повысился на 10 %; показатель среднего уровня повысился на 40 %; показатель низкого уровня снизился на 40 %; показатель очень низкого уровня снизился на 10 %.

Выявленная положительная динамика уровня формирования слоговой структуры средствами логоритмики у детей восьми лет с нарушениями ОДА свидетельствует о том, что цель исследования, задачи решены, гипотеза подтвердилась.

Практическая, творческая направленность логоритмических занятий положительно и благоприятно влияет на достижение эффективных результатов в коррекции речи и моторики детей восьми лет с нарушением ОДА при включении их в коррекционно-логопедическую работу.

Литература:

  1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. — Спб.: Детство-Пресс, 2001.
  2. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова, М., 2005.
  3. Бабушкина Р. Л. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова; под ред. Г. А. Волковой. — СПб.: «КАРО», 2015.
  4. Бельтюков В. И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе/ В. И. Бельтюков // Вопросы психологии. — 2004. — № 5.
  5. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. ТЦ «Сфера» 2014.
  6. Бондарко Л. В. Структура слога и характеристики фонем. Вопросы языкознания. — 2007 — № 1.
  7. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики/ Г. А. Волкова. — СПб.: Детство-Пресс, 2006.
  8. Голубева Г. Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников / Г. Г. Голубева — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
  9. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6–7 лет/ М. Ю. Картушкина — М.: «ТЦ Сфера», 2008.
  10. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. — М.: Сфера, 2001.
  11. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 2000.
  12. Маркова А. К. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. М., 2001.
  13. Мастюкова Е. М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития/ Е. М. Мастюкова. — М.: Просвещение, 1991.
  14. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом/ Е. М. Мастюкова.– М.: Медицина, 1991.
  15. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. М., 2001.
  16. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений для детей 5–7 лет. М., 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слоговая структура, методика проведения, педагог, игровой материал, нарушение, музыкальный материал, задача, занятие, ОДА.

Похожие статьи

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного...

Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. Ребёнок в процессе взросления постепенно учится чувствовать ритм слов...

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими...

Работа логопеда с детьми, имеющими как нарушения речи, так и проблемы здоровья, связанные с опорно-двигательным аппаратом (нарушение осанки, плоскостопие, кривошея, сколиоз) ответственна. Поэтому, здесь нужна такая система упражнений и занятий, чтобы...

Методика, цели и задачи проведения...

Методика, цели и задачи проведения музыкально-дидактических игр в ДОУ.

Известный педагог, доктор педагогических наук, советский деятель в области музыкального образования и воспитания Наталья Алексеевна Ветлугина разработала музыкально-дидактические игры, а...

Формирование произносительной стороны речи посредством...

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как

Игровые упражнения могут носить соревновательный характер, в этом случае дети

Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая...

Игровой метод «Оживающая картина» для детей дошкольного...

Восприятие детьми информационного материала на занятиях и в свободной деятельности находится на

Задача педагогов дошкольного учреждения в чередовании заданий, разных по своей

К каждой картине подобран и игровой материал (развивающие компьютерные игры)...

Использование технологии логоритмических игр и упражнений...

Задача педагога состоит в том, чтобы, изучив потребности ребёнка, своевременно и

В упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе: сначала гласные звуки

При подборе стихотворного материала для логоритмических игр и упражнений учитывается...

Логоритмические занятия как эффективная форма работы по...

Логоритмические занятия — это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются

‒ Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня...

Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии...

Музыкальная деятельность в детском саду способствует коррекции недостатков, свойственных детям с

Музыкально-ритмические движения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи учат владению

Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду.

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

В статье рассматриваются игровые приемы коррекционной работы по автоматизации

Ребенок выступает в роли учителя, Мишка в роли ученика. Повтори для лисички.

Задача для ребенка: нанизывая макаронины на шнурок произносить заданный звук или слог.

Похожие статьи

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного...

Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. Ребёнок в процессе взросления постепенно учится чувствовать ритм слов...

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими...

Работа логопеда с детьми, имеющими как нарушения речи, так и проблемы здоровья, связанные с опорно-двигательным аппаратом (нарушение осанки, плоскостопие, кривошея, сколиоз) ответственна. Поэтому, здесь нужна такая система упражнений и занятий, чтобы...

Методика, цели и задачи проведения...

Методика, цели и задачи проведения музыкально-дидактических игр в ДОУ.

Известный педагог, доктор педагогических наук, советский деятель в области музыкального образования и воспитания Наталья Алексеевна Ветлугина разработала музыкально-дидактические игры, а...

Формирование произносительной стороны речи посредством...

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как

Игровые упражнения могут носить соревновательный характер, в этом случае дети

Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая...

Игровой метод «Оживающая картина» для детей дошкольного...

Восприятие детьми информационного материала на занятиях и в свободной деятельности находится на

Задача педагогов дошкольного учреждения в чередовании заданий, разных по своей

К каждой картине подобран и игровой материал (развивающие компьютерные игры)...

Использование технологии логоритмических игр и упражнений...

Задача педагога состоит в том, чтобы, изучив потребности ребёнка, своевременно и

В упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе: сначала гласные звуки

При подборе стихотворного материала для логоритмических игр и упражнений учитывается...

Логоритмические занятия как эффективная форма работы по...

Логоритмические занятия — это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются

‒ Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня...

Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии...

Музыкальная деятельность в детском саду способствует коррекции недостатков, свойственных детям с

Музыкально-ритмические движения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи учат владению

Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду.

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

В статье рассматриваются игровые приемы коррекционной работы по автоматизации

Ребенок выступает в роли учителя, Мишка в роли ученика. Повтори для лисички.

Задача для ребенка: нанизывая макаронины на шнурок произносить заданный звук или слог.

Задать вопрос