Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (1) март 2015 г.

Дата публикации: 17.02.2015

Статья просмотрена: 660 раз

Библиографическое описание:

Бондарева Л. Ю. Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №1. — С. 11-13. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/1/54/ (дата обращения: 12.11.2018).

Работа логопеда с детьми, имеющими как нарушения речи, так и проблемы здоровья, связанные с опорно-двигательным аппаратом (нарушение осанки, плоскостопие, кривошея, сколиоз) ответственна. Поэтому, здесь нужна такая система упражнений и занятий, чтобы гармонично сочетались бы логопедические цели (исправление речи) и ортопедические коррекционные задачи.

Во-первых, коррекция речевых нарушений является уже сама по себе основной для логопеда здоровьесберегающей технологией. Логопед проводит индивидуальные занятия по исправлению звукопроизношения, фонематического восприятия, обогащение лексики и грамматики, а также — групповые занятия с детьми, направленные на профилактику нарушений письменной речи в школе, подготовку к обучению грамоте. Поэтому, основная задача- коррекция как речевых недостатков ребенка, так и решение коррекционных задач ортопедического характера.

Задачи, которые решаются в процессе логопедических занятий:

1 задача — Формирование навыка правильной осанки

-        Введение оздоровительных поз

Поза «Наездника» используется для развития мышечной памяти и сохранения правильной осанки (когда ребенок сидит с разведенными ножками как бы верхом на стульчике).

Поза «Руки в замке за спиной или за спинкой стула» — используется для растягивания грудных мышц и увеличения объема дыхания. Эта поза актуальна для детей, которые не могут долго сидеть с расправленными плечами. Часть заданий можно выполнять, расположившись в группе (кабинете) на ковре. Дети вместе с педагогом сидят кружком или в ряд в оздоровительных позах, которые формируют навык правильной осанки.

«Сидя на пятках»

Это удобная поза для поддержания правильного положения спины, когда также расслаблены плечи. Колени и стопы должны быть параллельны и вес тела распределяется равномерно на правую и левую стороны. Педагог напоминает детям: «Спина прямая, плечики расправили, опустили и расслабили». Удобно использовать при пересказе по опорным схемам, при работе с низким фланелеграфом.

Поза «Кошечки» — туловище ребенка находится в горизонтальном положении с опорой на ладони и колени, спина прогибается в поясничном отделе. Поза способствует разгрузке позвоночника. Эта оздоровительная поза применяется при работе с мелким раздаточным материалом, в игре с пазлами, в заданиях, где надо разложить карточки-лото.

Поза «Сидя со скрещенными ногами» или «Сидя по-турецки»

Сесть прямо, скрестить ноги. Руки положить на колени ладонями вверх. Но если при таком положении рук трудно расслабить плечи, то руки положить, как будет наиболее удобно. Поза «Сидя по-турецки» способствует развитию мышечной памяти, формированию привычки соблюдать правильную осанку. Главное здесь — расправленные плечи и прямая спина. В этой позе с детьми можно проводить задания для развития фонематического слуха.

Положение стоя с прямой спиной, руки в замке за спиной

Используют для того, чтобы грудная клетка ребенка расправлялась; и чтобы формировалась привычка сохранять правильное положение тела, осанки. Эту позу можно широко использовать в качестве альтернативы «позе сидя за столами» при любых заданиях, где не требуется работать с раздаточным материалом.

-        Использование упражнений для растяжения грудных мышц («Самолет», «Маленькая мельница», «Крылья бабочки», «Руки в замке за спиной, за спинкой стула»)

-        Упражнение «Крылья бабочки»

Руки согнуты в локтевых суставах, подняты вертикально вверх в виде «крыльев». Сведение и разведение предплечий перед грудью, когда ладони касаются друг друга. Руки опустить вниз и потрясти кистями. Терапевтический эффект: развивается сила грудных мышц, тренируется навык правильной осанки, снимается напряжение.

Навык правильной осанки формируется также при выполнении следующих обязательных для занятия условий:

-        Динамические разминки.

-        Правильная посадка детей на занятии.

-        Контроль осанки и самоконтроль (Ортопедические минутки).

2 задача — Разнообразие режима двигательной активности детей

Организация здоровьесберегающей среды — это и организация разнообразного двигательного режима воспитанников. Т. е. дети не сидят все занятие за партами, через каждые 5–6 минут применяется специальное двигательное упражнение. Этому способствует:

-        Режим свободного перемещения на занятии и смена поз.

-        Динамические разминки.

-        Подвижные игры и игровые упражнения речевого характера.

Мы подбираем, адаптируем, придумываем речевые игры с движением. Например, необходима автоматизация звука в речи на материале большого количества слов. Это происходит в игре «Сделай шаг вперед, если повторишь за мной правильно, шаг назад — если с ошибкой». Происходит самоконтроль за собственной речью, и, конечно, быстрее идет введение звуков в самостоятельную речь ребенка. Разработаны игры с движением по различным направлениям: обогащение словаря, работа над грамматикой, фонематическим слухом. Т. е. речевые задачи решаем через движение. Также используем игры с перекидыванием и перекатыванием мяча.

-        Игра «Волны». Дети встают в круг и держатся за руки. Взрослый произносит слово. Когда первый ребенок называет слог, то он слегка присаживается. Затем второй ребенок называет слог и тоже присаживается (эффект бегущей волны). Так в игровой форме осуществляется коррекция слогового анализа слова.

-        Игровое упражненне «Живые буквы, слоги». При знакомстве с буквами для закрепления зрительного образа буквы мы используем прием «живых букв» и составляем из них слоги (ка ко ок ак жа жо аж ож ла ло ал ол ар ор ра ро ма мо фа фо и т.д), прочитываем их.

-        Игра «Камешки». На полу разложены овальные карточки с буквами, врисованными друг в друга. Надо пройти по камешкам к замку, но для этого назвать буквы на каждом «камешке» и составить из них слова. Коррекция звукобуквенного синтеза и зрительного восприятия.

-        Игровое упражнение при знакомстве с буквой «Х»

Задание: «Если услышите звук «Х» в слове, то поднимите скрещенные руки в виде буквы, если не услышите — присядьте»

-        Игровое упражнение при знакомстве с буквой «З» изображаем полет насекомых с произнесением «З-з-з» и помахиванием «крыльев».

3 задача — Релаксация, т. е. обучение детей снимать напряжение с мышц шеи, плечевого пояса, спины, рук, ног

Чтобы снять напряжение с шеи, рекомендуется использование расслабляющих поз и такая посадка за партами:

-        локти опираются на поверхность стола, кулачки подпирают подбородок

-        подбородок опирается на сцепленные в замок пальцы рук

-        кисти рук сложены друг на друга и поддерживают подбородок

-        отдых на парте (голову положить на скрещенные руки и прилечь корпусом на парту)

Дети отдыхают одну минуту, положив голову на сложенные на парте перед собой руки. Можно этот отдых использовать для обдумывания ответа на вопрос педагога.

-        Упражнение на еще большее напряжение и последующее расслабление рук и ног

Вообще, желание растягиваться возникает естественно — утомившись от длительного пребывания в одном положении, мы обычно потягиваемся. Растягивание может стать полезным физическим упражнением — простым в овладении, приятным, снимающим мышечное напряжение. Растягивание благотворно действует на весь организм, особенно на позвоночник, улучшает кровообращение и снижает утомление. После любого упражнения на растягивание обязательно расслабление. Эти процессы всегда взаимосвязаны.

-        Упражнение для снятия общего мышечного напряжения:

-        Для снятия напряжения с ног и для улучшения кровоснабжения мышц применяем упражнение «Потянули носочки, теперь пяточки и т. д., расслабили, встряхнули ножки»

-        Для того, чтобы расслабить мышцы шеи и плечевого пояса, проводятся очень простые упражнения, занимающие минимум времени. Дети при этом даже могут не вставать со своих мест.

-        «Растягивание грудных мышц». Сидя на стуле, сомкнуть руки за спиной и за спинкой стула. Не разжимая ладоней, руки поднимаются вверх, насколько возможно. Вдох и руки еще выше. Счет до 5 и последующее расслабление. Повторить несколько раз.

-        «Деревья». Руки через стороны поднимаются вверх, дети как бы «тянутся вверх»,, затем расслабление.

-        «Руки в замке». Поднять руки вверх ладонями к потолку, согнуть локти, опустить руки на шею.

-        «Мельница». Кистями рук дотронуться до плечевых суставов, вращать локтями по часовой стрелке, против часовой стрелки.

-        «Вращение плечами». Вращать обоими плечами, округляя их вперед, поднимая и отводя назад. Повторить в обратном направлении. Упражнение расслабляет мышцы верхней части спины, снимает напряжение в этой области.

-        «Поднимание плеч». Снижается напряжение в верхней части спины.

4 задача — Выработка мотивации к укреплению и сохранению здоровья при помощи ортопедических минуток

Ортопедические минутки направлены на то, что ребенок постепенно заучивает в стихотворном виде эталон правильного положения тела, и это ведет к подсознательному, а затем и к сознательному воспитанию мотивации здоровья, контролю за своей осанкой.

«Кто здоровым хочет стать,

Спину должен выпрямлять»

«Спинки держим мы ровней,

Дышим глубже и бодрей»

5 задача — Массаж ладоней массажными мячами

Массажные мячи незаменимы для улучшения кровообращения кистей рук, для наращивания силы пальцев. Включение этих упражнений связано с тем, что, воздействие на рефлекторные зоны ладоней улучшает состояние отдельных органов и организма в целом. Основные требования: все движения выполняются с разной интенсивностью (легко — прокатывание по руке, с усилием — сжатие мяча); после выполнения движения — обязательное расслабление.

Массажные мячи идеально использовать на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации звука, при речевых заданиях: «Подбери слово, противоположное по значению», «Продолжи предложение» и т. д. Ребенок повторяет речевой материал, и в то же время происходит самомассаж кистей рук и пальцев.

6 задача — Выработка правильной и сильной воздушной струи, улучшение голосоподачи

Происходит через дыхательную гимнастику с использованием диафрагмального дыхания и фонетические упражнения.

Так как дети с ортопедической патологией часто имеют диагноз «Дизартрия», то нарушаются именно модуляция силы голоса, силы и направления воздушной струи, что препятствует постановке звуков.

7 задача — Учить детей расслаблять глазодвигательные мышцы

-        Зрительная гимнастика проводтся после заданий, которые требуют тщательного сосредоточения: после упражнений прорисовки предмета, штриховки. Для расслабления используется слежение по инструкции за зрительными ориентирами.

 

Литература:

 

1.      Тарасова О. В., Бондаренко Е. Г. «Хорошая осанка с раннего детства до глубокой старости», Архангельск, 2003

2.      Красикова И. С. «Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки» СПб, 2004

3.      Лосева «Плоскостопие у детей 6–7 лет», М., 2004

4.      Страковская В.А, «Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей», М., «Медицина», 1987

Основные термины (генерируются автоматически): рука, ребенок, правильная осанка, задача, поза, занятие, упражнение, плечевой пояс, мышечная память, Игровое упражнение.

Похожие статьи

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

рука, ребенок, правильная осанка, задача, поза, занятие, упражнение, плечевой пояс, мышечная память, Игровое упражнение.

упражнение, лечебная гимнастика, нарушение осанки, правильная осанка, школьный возраст, плоская спина, организм, занятие, грудная...

Физические упражнения как основное средство предупреждения...

упражнение, мяч, правильная осанка, нарушение осанки, рука, плечевой пояс, голова, исходное положение, дошкольный возраст, передача мяча. Здоровье ученика — за его спиной.

Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса. упражнение, мяч, правильная осанка, нарушение осанки, рука, плечевой пояс, голова, исходное положение...

Профилактика и коррекция нарушения осанки с помощью...

упражнение, позвоночник, правильная осанка, исходное положение, нога, рука, таз, укрепление мышц, брюшной пресс, часть тела.

Упражнение укрепляет разгибатели спины в шейно-грудном отделе, тренирует мышцы плечевого пояса.

Влияние осанки на здоровье. Возможности и условия ее...

Повторить упражнение следует 2–3 раза. «Каток». Задачи: закреплять навык правильной осанки на шаблоне.

Дети выполняют комплекс упражнений с гимнастической палкой для рук, плечевого пояса, живота и спины.

«Физкультминутки нам нужны, для детей они важны!»...

Упражнения для профилактики плоскостопия; ‒ Упражнения, корректирующие осанку.

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, рука, физкультминутка, движение, ребенок, профилактика плоскостопия, кисть рук, плечевой пояс, непосредственная...

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей...

умственная отсталость, исходное положение, опорно-двигательный аппарат, мяч, брюшной пресс, рука, речевое сопровождение, ребенок, правильная осанка, упражнение. Ключевые слова.

Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат...

Систематические занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению.

Задачи физического воспитания вспециальных медицинских группах.

– формирование правильной осанки, а при необходимости — ее коррекции

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного...

Повторить упражнение левой рукой.

Основные термины (генерируются автоматически): правильная осанка, младший школьный возраст, рука, ребенок, нога, рабочее место, палец ног, неправильное положение тела, левая рука, изначальное положение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

рука, ребенок, правильная осанка, задача, поза, занятие, упражнение, плечевой пояс, мышечная память, Игровое упражнение.

упражнение, лечебная гимнастика, нарушение осанки, правильная осанка, школьный возраст, плоская спина, организм, занятие, грудная...

Физические упражнения как основное средство предупреждения...

упражнение, мяч, правильная осанка, нарушение осанки, рука, плечевой пояс, голова, исходное положение, дошкольный возраст, передача мяча. Здоровье ученика — за его спиной.

Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса. упражнение, мяч, правильная осанка, нарушение осанки, рука, плечевой пояс, голова, исходное положение...

Профилактика и коррекция нарушения осанки с помощью...

упражнение, позвоночник, правильная осанка, исходное положение, нога, рука, таз, укрепление мышц, брюшной пресс, часть тела.

Упражнение укрепляет разгибатели спины в шейно-грудном отделе, тренирует мышцы плечевого пояса.

Влияние осанки на здоровье. Возможности и условия ее...

Повторить упражнение следует 2–3 раза. «Каток». Задачи: закреплять навык правильной осанки на шаблоне.

Дети выполняют комплекс упражнений с гимнастической палкой для рук, плечевого пояса, живота и спины.

«Физкультминутки нам нужны, для детей они важны!»...

Упражнения для профилактики плоскостопия; ‒ Упражнения, корректирующие осанку.

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, рука, физкультминутка, движение, ребенок, профилактика плоскостопия, кисть рук, плечевой пояс, непосредственная...

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей...

умственная отсталость, исходное положение, опорно-двигательный аппарат, мяч, брюшной пресс, рука, речевое сопровождение, ребенок, правильная осанка, упражнение. Ключевые слова.

Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат...

Систематические занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению.

Задачи физического воспитания вспециальных медицинских группах.

– формирование правильной осанки, а при необходимости — ее коррекции

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного...

Повторить упражнение левой рукой.

Основные термины (генерируются автоматически): правильная осанка, младший школьный возраст, рука, ребенок, нога, рабочее место, палец ног, неправильное положение тела, левая рука, изначальное положение.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос