Словарная работа на уроках в старших классах (формирование речевой компетенции) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (28) апрель 2020 г.

Дата публикации: 20.02.2020

Статья просмотрена: 878 раз

Библиографическое описание:

Коваленко, Н. Ю. Словарная работа на уроках в старших классах (формирование речевой компетенции) / Н. Ю. Коваленко, А. С. Швецова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/4929/ (дата обращения: 16.12.2024).



Словарная работа на уроках русского языка и литературы является одним из основных звеньев работы по развитию речи учащихся, так как овладение словарным составом литературного языка — необходимое условие освоения учащимися русского языка, что в свою очередь служит основой для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ. В целях повышения речевой культуры важное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее точно соответствуют содержанию высказывания и делают его точным и выразительным. Однако если говорить об эффективности и результативности работы, то следует акцентировать внимание на ее непрерывности и системности, только в этом случае можно рассчитывать на нужный эффект.

В данном контексте словарная работа ориентирована на различные цели и имеет разное содержание:

  1. Она может быть направлена на знакомство учащихся с лексическим значением новых для них слов (или словосочетаний/или устойчивых выражений), значение которых учащиеся понимают неправильно или неточно.

Например, в старших классах изучение литературы невозможно без обогащения словарного запаса слов. В рамках изучения произведений в учебнике литературы за 10–11 классы по программе С. А. Зинина, В. А. Чалмаева после каждого раздела идет литературоведческий словарь, в котором дан перечень терминов, используемых в данной теме. Учащиеся записывают термины и определения, а на заключительном этапе (урок-подведение итогов) пишут литературоведческий диктант.

Если говорить о подготовке к ЕГЭ по русскому языку, то без знания лексического значения слова невозможно выполнить задания 5 (различение паронимов) и 6 (понимание лексического значения слова и устойчивых выражений).

  1. Словарная работа может преследовать грамматические цели: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает затруднения (например, образование сравнительной степени имен прилагательных и наречий, родительный падеж существительных множественного числа, склонение имен числительных (одна из самых сложных тем русской орфографии) и т. д.

Данный навык отрабатывается в первую очередь при выполнении задания 7 ЕГЭ по русскому языку, чему предшествует большая работа по систематизации и обобщении грамматических норм литературного русского языка.

3. Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения, что также является подготовкой к ЕГЭ (задание 4 ЕГЭ по русскому языку).

4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу. Любая рабочая программа по русскому языку предполагает наличие орфографических минимумов в каждой изученной теме, если мы говорим о среднем звене, но и в старшей школе словарный диктанты также актуальны: во-первых, это одна из составляющих частей 9 задания ЕГЭ по русскому языку, а во-вторых, данный навык проверяется теперь и в ОГЭ по русскому языку.

Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на речевом развитии детей и на их успешности обучения по разным предметам.

Например, сложность предмета История в средней школе в немалой степени состоит в том, что без понимания терминологии, умения оперировать ею невозможна понимание самой истории. Впрочем, с подобными трудностями встречаются ученики и на других предметах. И в первую очередь проблемы возникают у тех, у кого низкий познавательный интерес. [1]

Программа преподавания истории в 10–11 классах предполагает, что ученик должен уметь:

− связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

− анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

− сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

− давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

− полемизировать и отстаивать свои взгляды;

− самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;

− работать с исторической картой;

− оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Ни одно из этих умений не будет достигнуто без знаний терминологии: невозможно усвоение фактических знаний, формирование исторических понятий и активного словаря учащихся, т. е. обучение истории. В настоящее время главным показателем усвоения знаний в старших классах является Всероссийская проверочная работа и ЕГЭ. В ВПР есть только одно задание на знание терминологии. [1]

В 5–8 классах работа над пониманием, запоминанием и применением терминов должна проводиться регулярно (так же, как и на уроках русского языка). На уроке может быть несколько путей объяснения новых терминов. Одни легко объясняются по своему происхождению, другие осмысливаются по ходу объяснения учебного материала. Если это иностранное слово, то его объяснение сопровождается переводом. Однако при всем разнообразии приёмов и способов объяснения исторических терминов ученики не могут их усвоить достаточно глубоко, если не будет проведено закрепление словарных знаний. Для повышения интереса к этому виду работы можно использовать элементы интеллектуальных игр: анаграммы, «историческая азбука», кроссворды и сканворды, нахождение «лишнего» слова и объяснение, логическая цепочка. Если термины обозначают материальные предметы, то обязателен иллюстративный материал. И, конечно же, обязательны задания на соответствие и терминологические диктанты. Можно позаимствовать некоторые формы работы со словарными словами из методических приемов на уроках русского языка. Например, вставить пропущенные буквы, подобрать однокоренное слово, синоним или антоним, вставить пропущенное слово в предложение, составить с терминами предложение или словосочетание, ведение терминологического словарика. Все эти задания можно использовать как во время опроса, так и во время закрепления, или же на отдельных уроках обобщения и повторения. Главное — это формировать у школьников в процессе обучения активное, самостоятельное, творческое мышление, способность к самостоятельной познавательной деятельности, самостоятельному приобретению знаний. [1]

В старших классах, начиная с 9 класса, целесообразно применять формы работы, аналогичные заданиям ЕГЭ и ОГЭ. ФИПИ в ЕГЭ 2019 года по истории предлагает несколько видов заданий для работы с терминами:

  1. Выбор из перечня терминов слова определенной эпохи.
  2. Определение термина по определению
  3. Установление соответствия термин — определение, термин — период возникновения
  4. Корректное использование исторических терминов, понятий, относящихся к данному периоду.
  5. Корректное использование термина в задании № 25 (использование в контексте) [2]

К сожалению, возможности работы со словарными словами используются далеко не все. Например, на уроках русского языка встречается немало терминов из области исторических знаний, но они никак не синхронизируются с уроками истории, хотя эти слова часто не связаны с изучаемой темой. А задания с подбором синонима или антонима ставят в тупик учащихся 5–8 классов. Это лишний раз доказывает необходимость интегрирования предметов. [1]

На основании опыта работы можно утверждать, что с работой с использованием терминологии в 10–11 классах справляются учащиеся достаточно легко. Это объясняется и накопленным жизненным опытом, и дублированием некоторых терминов на уроках обществознания, и мотивацией учеников, желающих сдать ЕГЭ на высокий балл. Но, чтобы не допустить трудностей с выполнением заданий ЕГЭ, навыки работы с терминами необходимо закладывать, начиная с 5 класса. [1] Таким образом, хотим еще раз подчеркнуть тот факт, что эффективность словарной работы зависит от того, насколько планомерно и систематически она проводится или же носит случайный характер, также нужно учитывать и целесообразность ее включения в урок. Направляя внимание учащихся на сознательное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты, например, учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Ни для кого не является секретом тот факт, что работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку и литературе, недаром при подготовке учащихся 9 классов к устному собеседованию по русскому языку требуется «объединение» усилий учителей всех направлений в рамках школьной программы».

Литература:

  1. Швецова А. С. Словарная работа на уроках истории (формирование речевой компетенции в старших классах) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://infourok.ru/slovarnaya-rabota-na-urokah-istorii-formirovanie-rechevoy-kompetencii-v-starshih-klassah-3766359.html (17.10.2019)
  2. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2020 года по ИСТОРИИ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, словарная работа, класс, термин, ЕГЭ, лексическое значение слова, активный словарь учащихся, знание терминологии, подготовка учащихся, форма работы.

Похожие статьи

Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Внеклассная работа на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Духовно-нравственное воспитание и проектная деятельность на уроках английского языка

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Развитие навыков общения через учебный диалог на уроках английского языка в младших классах

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Информационные компетенции на уроках математики и возможности овладения ими с помощью средств ИКТ

Похожие статьи

Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Внеклассная работа на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Духовно-нравственное воспитание и проектная деятельность на уроках английского языка

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Развитие навыков общения через учебный диалог на уроках английского языка в младших классах

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Информационные компетенции на уроках математики и возможности овладения ими с помощью средств ИКТ

Задать вопрос