Внедрение профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в учреждении дополнительного образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №6 (26) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 28.11.2019

Статья просмотрена: 5628 раз

Библиографическое описание:

Красилова, И. В. Внедрение профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в учреждении дополнительного образования / И. В. Красилова, Ю. А. Горбачева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 38-39. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/146/4649/ (дата обращения: 14.11.2024).



Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования — нормативный акт, который регламентирует деятельность работников системы образования. В соответствии с документацией определяется квалификационный уровень каждого работника. В профессиональном стандарте указаны трудовые функции работника. Перечислены возможные должности и профессии. Приведены требования к образованию и опыту работы. Описаны необходимые знания и умения. Для педагога дополнительного образования конкретизированы действия. Зафиксированы условия для допуска к работе.

В чём отличие профессионального стандарта от квалификационных требований, применяемых ранее к педагогическим работникам?

В квалификационном справочнике мы видим должность. В стандарте мы говорим о виде профессиональной деятельности и трудовой функции. В справочнике общее описание должностных обязанностей, знаний, требований к квалификации. В стандарте последовательное описание профессиональной деятельности через разделение от общего к частному

Профессиональный стандарт — многофункциональный документ, раскрывающий цель и содержание с позиций: сферы труда, объединений работодателей, профессиональных сообществ через: обобщенные трудовые функции, трудовые функции, трудовые действия, место в системе уровней квалификации, требования к квалификации, образованию и обучению, опыту практической работы, необходимым знаниям и умениям работника.

Профессиональный стандарт описывает профессиональную деятельность, обеспечивающую достижение поставленных в рамках производственного процесса целей и задач и не описывает требования к человеку (работнику) и должностные обязанности.

Учитывая вышесказанное, можно говорить, что задачи управления — обеспечить выполнение всех обобщенных трудовых функций и трудовых функций управляемого процесса, в т. ч. подобрать и распределить кадры; скомпоновать должностные обязанности отдельного работника из трудовых функций и трудовых действий, описанных в профессиональном стандарте; организовать коллектив в целом выполнять «полный набор» трудовых функций.

Каждое учреждение дополнительного образования детей во время осуществления своей деятельности должно учитывать профессиональный стандарт — акт, регламентирующий требования, предъявляемые к педагогу дополнительного образования. Сравнив показатели потенциального сотрудника с этим документом, работодатель легко определяет, соответствует ли компетентность соискателя существующим требованиям. Своевременно выявляет педагогов дополнительного образования, которым необходимо пройти повышение квалификации.

Зачем необходимо внедрение профессионального стандарта?

Модернизация системы образования в России кардинально поменяла «портрет» современного педагога дополнительного образования. Непрерывно меняющаяся действительность обуславливает потребность в специалистах, не только хорошо знающих свое дело, но и ориентированных на предприимчивость и творчество, обладающих развитым профессиональным самосознанием, а также организационно-управленческими навыками.

Педагог дополнительного образования — это человек уникальной профессии. Обучая других, он всегда остается учеником. Профессионал, знающий все о своем предмете. Творец, постоянно пребывающий в поиске.

Современные дети сильно отличаются от ровесников, которые занимались в учреждениях дополнительного образования 10–15 лет назад. Педагог дополнительного образования вынужден адаптироваться к требованиям времени и интересам обучающихся и применять в работе нестандартные методы. Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Только в этом случае деятельность педагогов дополнительного образования интересна и детям, и самим работникам. В наши дни педагогам дополнительного образования приходится сталкиваться с сильными эмоциональными нагрузками. Профессиональный стандарт — документация, которая защищает работников учреждений дополнительного образования и предотвращает эмоциональное выгорание педагогов дополнительного образования.

После окончательного внедрения профессионального стандарта в системе дополнительного образования будут работать профессионалы: эрудированные педагоги дополнительного образования, которые смогут нести ответственность за результат и качество труда. Педагог дополнительного образования сможет работать с разными детьми и будет эффективно взаимодействовать с коллегами и другими специалистами. При этом каждый сотрудник будет владеть полным объемом информации о документации, следуя положениям которой он сможет скорректировать свою работу так, чтобы она полностью удовлетворяла положениям действующего федерального государственного образовательного стандарта.

Как внедрить профессиональный стандарт вучреждение дополнительного образования?

Цель внедрения документации — адаптация педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования к современным условиям работы, а также совершенствование профессионализма работников.

Чтобы внедрение новых стандартов прошло безболезненно, необходимо заинтересовать педагогов дополнительного образования. Придется создать комфортные условия для обсуждения профессионального стандарта и обмена опытом.

Стоит отметить, что общего плана или алгоритма, согласно которому учреждению дополнительного образования необходимо перейти на новый профессиональный стандарт, не существует. Руководству учреждений дополнительного образования приходится принимать решения самостоятельно. Исходя из возможностей педагогического состава и потребностей обучающихся, учреждение дополнительного образования принимает определенные меры. Приходится проводить корректировки таким образом, чтобы квалификация и личностные качества педагогов дополнительного образования соответствовали утвержденной документации.

Рекомендуется создать специальную комиссию, в обязанности которой включить проверку документации, составление плана действий для корректировок и доработок.

Комиссии придется выполнить следующие действия:

 сравнить на соответствие должности учреждения дополнительного образования с указанными в документации;

 изучить заключенные трудовые договоры, сравнить их с профессиональным стандартом, выявить различия и в сжатые сроки устранить их;

 изучить личные дела сотрудников и сопоставить их должности с прописанными в профессиональном стандарте;

 оформить отчет и ознакомить с ним руководство учреждения дополнительного образования.

Опытным руководителям удается эффективная кадровая политика. Заботясь о сотрудниках, они поэтапно и бесконфликтно внедряют профессиональный стандарт в работу учреждения дополнительного образования. Как правило, во время этих действий выясняется, что у некоторых педагогических работников полученное образование или опыт работы не соответствует требованиям, указанным в документации. Каждая такая ситуация рассматривается в индивидуальном порядке.

Если педагог дополнительного образования был принят на работу в соответствии с трудовым законодательством, качественно исполнял свои трудовые обязанности, то увольнять его не придется. Достаточно будет выявить отличия от профессионального стандарта и избавиться от них. К счастью, сегодня любой желающий может получить высшее образование и пройти обучение на курсах повышения квалификации.

В результате слаженной работы комиссии и сотрудников в документацию вносятся необходимые изменения. Педагоги дополнительного образования обучаются на курсах повышения квалификации. После того как внедрение завершено, мастерство всех педагогических работников соответствует существующим требованиям профессионального стандарта.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога дополнительного образования в условиях внедрения профессионального стандарта — это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

И на сегодняшний день становится очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, этому надо постоянно обучаться, постоянно самосовершенствоваться.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, профессиональный стандарт, педагог, профессиональная деятельность, требование, действие, документация, курс повышения квалификации, обязанность, опыт работы.

Похожие статьи

Включение навыков подготовки к дистанционному обучению в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе среднего профессионального образования

Реализация проекта «Центр поддержки учеников домашнего обучения» в условиях коррекционного образовательного учреждения

Становление социального партнерства в системе дополнительного образования детей и подростков

Развитие детской одарённости в учреждении дополнительного образования детей

Работа учителя-логопеда по предупреждению нарушений речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Формирование личностного результата в учреждении дополнительного образования детей

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций

Похожие статьи

Включение навыков подготовки к дистанционному обучению в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе среднего профессионального образования

Реализация проекта «Центр поддержки учеников домашнего обучения» в условиях коррекционного образовательного учреждения

Становление социального партнерства в системе дополнительного образования детей и подростков

Развитие детской одарённости в учреждении дополнительного образования детей

Работа учителя-логопеда по предупреждению нарушений речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Формирование личностного результата в учреждении дополнительного образования детей

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций

Задать вопрос